Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплекс маркетинга – 4Р





 

1. PRODUCT 2. Р LACE 3. PROMOTION 4. PRICE
Особенности Каналы сбыта Реклама Гибкость
Качество Место продажи тип Динамика
Объем npouзводства Виды посредников объем Общий уровень
Упаковка Типы сбыта канал распределения (высокий, средний, низкий)
  Типы и размещение Частота и время выхода  
Принадлежности складов Персональные Уровни по тер
Ассортимент Способы транспор продажи: ритории
Инструкция тировки и хранения методы Ценовая поли
Товарный знак   мотивация тика
Установка Управление транспортировкой транс Стимулирование Скидки
Обслуживание и хранением сбыта  

 

Рис. 1.2. Конкретизация параметров комплекса маркетинга

 

Концепция маркетинга — удовлетворять потребности потребите­лей — требует от предприятия производить и предлагать на рынке то, что необходимо потребителям. Следуя концепции маркетинга, пред­приятие для достижения собственных рыночных целей стремится повлиять на решение потребителей о покупке, но может это сделать, предлагая потребителю действительно нужный ему продукт. Следова­тельно, продукт представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Работа с продуктом — важнейший инструмент марке­тинга и конкурентной борьбы.

Другие элементы комплекса маркетинга — распределение, цена, продвижение и персонал — являются производными от продукта и основываются на особенностях продукта. Они существуют лишь вме­сте с продуктом. Справедливо известное высказывание о том, что если товар не в состоянии удовлетворить потребности потребителя, то никакие дополнительные усилия не смогут улучшить позиции пред­приятия на рынке.

Следует вновь обратить самое пристальное внимание на тот факт, что в комплекс маркетинга входят факторы, формирование уровней которых подвластно службе маркетинга предприятия. Этот критерий позволяет однозначно решать вопрос относительно расширения ком­плекса маркетинга за пределы перечисленных четырех классов, оста­ваясь в рамках классического маркетинга. Известны многочисленные предложения по расширению комплекса маркетинга. Два из них за­служивают особого внимания.

1. Наиболее часто рассматривается пятое направление — people.
Пользуясь буквальным переводом, people — люди, иногда сюда по­
спешно включают и персонал предприятия, и потребителей, а иногда
только потребителей, что точнее соответствует переводу. Однако
с позиций возможности прямого регулирования параметров в этот класс
может входить лишь персонал службы маркетинга предприятия,
рассматривая такие параметры работы с персоналом, как отбор, оплата
труда, профессиональная переподготовка. При этом, как и принято,
персонал предприятия, находящийся вне службы маркетинга,­
относится к ближайшему окружению в составе среды маркетинга.

2. Следует особо отметить часто встречающийся вариант расширения комплекса маркетинга, включая в число его элементов Public
Relation — PR. С позиций расширения аудитории маркетинга это
выглядит обоснованным. Однако включение PR в состав продвиже­ния трудно обосновать. Несмотря на сходство применяемых технологий, продвижение и PR принципиально различны. Продвижение —
информирование потребителей, a PR направлен на организации, не
являющиеся непосредственными потребителями, с целью установления «хороших» отношений. Найден следующий выход. Эти два
вида деятельности объединяются в маркетинговые коммуникации
совокупность сигналов, исходящих от предприятий в адрес различных аудиторий, в том числе потребителей и сбытовиков, поставщи­ков, акционеров, органов управления и даже собственного персонала.

3. Виды управленческой деятельности в маркетинге

 

В маркетинговом управлении предоставляется возможность выделить три задачи или вида деятельности, которые положены в осно­ву структуры книги: 1) выработку маркетинговых решений; 2) разра­ботку и осуществление маркетинговых планов и программ; 3) разра­ботку и осуществление планов и программ, разработку и обеспечение функционирования системы маркетинга.

1. Необходимо ответить на вопрос «что делать» в виде формулировки
маркетинговых решении — конкретных рекомендаций для осу­ществления
маркетинговой деятельности от выбора миссии предпри­ятия
до формирования уровней основных показателей рыночной
деятельности предприятия и далее до поиска стратегий и до формиро­вания
уровней параметров комплекса маркетинга. В наиболее совер­шенном
виде маркетинговые решения основаны на результатах ­
маркетинговых исследований. Выделяют стратегические и тактические
решения. Информация о маркетинговых решениях содержится также
в глоссарии издания.


2. Следует определиться с тем, как и в какой последовательности осуществлять маркетинговые решения. Для этого надо разработать и реализовать на практике планы и программы, включающие технологии и алгоритмы, рабочие графики. Далее чаше будет применяться термин «планы и программы». Маркетинговые планы и программы — тактика достижения маркетинговых решений, которая реализует­ся менеджерами службы маркетинга.

Маркетинговая программа как документ содержит указания на требуемые уровни параметров комплекса маркетинга, а также на спо­собы их достижения и контроля. Программа является «руководством к действию», основой для практической деятельности по формиро­ванию уровней параметров комплекса маркетинга, содержит цели и задачи, алгоритмы практической деятельности, способы контроля. Все алгоритмы управления, изложенные в программе, обязательны для исполнения.

Обратим внимание, что в перечислены следующие виды деятельности: разработка стратегий, планирование маркетинговых программ и управление маркетинговой деятельностью. Однако определение маркетинговых программ не проводится.

3. Необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии саму систему маркетинга, обеспечивать ее формирование, обслуживание и эксплуатацию. Система управления маркетингом представляет собой механизм управления маркетингом. Система управления маркетингом как совокупность организационно-технических форм должна позво­лять эффективно осуществлять маркетинговые решения, обеспечивать реальное выполнение концепции маркетинга. Для характеристики со­ответствующего вида деятельности можно применить термин «обеспе­чение функционирования системы маркетинга». Формирование си­стемы управления маркетингом — сложная задача, основанная на знании кибернетики, менеджмента и основополагающих принципов маркетинга — концепций, категорий, подходов. Формирование обли­ка системы маркетинга — задача для топ-менеджеров предприятия.

Иллюстрацией трех видов управленческой деятельности может служить схема на рис. 1.3, где стрелками обозначены виды деятельно­сти, а прямоугольниками — элементы управления маркетингом.

Замечание 1. Основой для маркетинговых решений являются маркетинговые исследования, но следует отметить, что маркетинговые исследования также применяются и при разработке маркетинговых планов и программ, при формировании системы маркетинга.

Замечание 2. Теперь можно попытаться сформулировать содержание следующих широко применяемых категорий:

■ управление продуктом;

■ управление товародвижением;

■ управление продвижением;

■ управление ценой.

Рис. 1.3 Три составляющие управления маркетингом

 

В терминах маркетингового управления каждый из этих видов деятельности относится ко всем трем составляющим — к маркетин­говым решениям, к маркетинговым планам и программам, к органи­зации маркетинга. Тогда, например, управление продуктом — комплексный вид маркетинговой деятельности, включающий как раз­работку и принятие маркетинговых решений, так и разработку и осу­ществление маркетинговых планов и программ в части элемента «product* комплекса маркетинга. Управление продуктом может осу­ществляться в различных организационных структурах службы мар­кетинга. Определения для товародвижения, продвижения и цены стро­ятся аналогично.


Замечание 3. В существующих курсах по управлению маркетингом принято выделять три уровня управления: корпоративный, функцио­нальный и инструментальный. На корпоративном уровне управлен­ческие решения относятся к предприятию в целом. Основное внима­ние сосредоточено на конкурентных стратегиях и стратегиях роста предприятия в целом. На функциональном уровне основное внима­ние уделяется сегментации. На инструментальном уровне соответствии с комплексом маркетинга выделяют четыре направления:

■ управление продуктом;

■ управление товародвижением;

■ управление ценой;

■ управление продвижением.

Очевидно, что перечисленные направления соответствуют классу инструментов маркетинга, классам комплекса маркетинга. При этом в соответствии с рис. 1.3 маркетинговое управление на инструментальном уровне включает в себя маркетинговые решения, маркетинговые планы и программы. Деятельность по формированию, обслуживанию и эксплуатации системы маркетинга здесь незначительна, а в наибольшей степени она присутствует на корпоративном уровне.

 

 

4. Формирование системы управления маркетингом.

Формирование системы управления входит в третью составляю­щую управления маркетингом. В литературе наименее освещена дея­тельность по формированию, обслуживанию и эксплуатации системы маркетинга. Системные виды маркетинговой деятельности — сово­купность видов маркетинговой деятельности по обеспечению функ­ционирования системы маркетинга (рис. 1.5).

 
 
Системные виды деятельности:  

 

 

■ресурсы и бюджет маркетинга ■установление взоимодействия и функциональных связей на предприятии ■контроллинг ■мониторинг ■аудит ■контроль и анализ ■оценка эффективности функционирования системы маркетинга ■маркетинговая информационная система ■технология сбора информации для проведения исследований ■организация маркетинга и маркетинговых исследований ■управление персоналом предприятия и службы маркетинга  

 


Рисунок 20.1 - Системные виды маркетинговой деятельности

Контроллинг — деятельность по выявлению отклонений от намеченных целей и причин возникновения затруднений в деятельности предприятия на основе сравнения запланированных и фактически достигнутых значений показателей.

Мониторинг — регулярный сбор и анализ информации о состоя­нии среды маркетинга и, что особенно важно, информации о потребителях в части их поведения, отношений и намерений.


Маркетинг-аудит — деятельность теоретико-прикладного характера по обнаружению недостатков в маркетинговой деятельности на основе систематического исследования целей, стратегий, организации маркетинга на предприятии. Он имеет характер ревизии. Примеры такой аудиторской деятельности:

■анализ правильности поставленных целей и выявление причин
возникновения проблем;

■установление факта и причин отклонения от стандартов и ­
положений руководящих документов;

■контроль состояния информационной базы;

■ оценка эффективности конкретных мероприятий маркетинга.
Организация маркетинга — внутренняя структура службы маркетинга

на предприятии, устанавливающая подчиненность и ответственность за выполнение функций. Как известно из основ маркетинга, жесткой регламентации организации маркетинга не существует. Наиболее широко распространены следующие организационные формы, которые могут быть положены в основу создания конкретной структуры в зависимости от особенностей предприятия:

■функциональная схема (основана на создании подразделений
по функциям маркетинга, например: маркетинговые исследования,­
товарная политика, сбыт);

■товарно-функциональная схема;

■рыночно-функциональная схема.

Маркетинговая информационная система (МИС) является материальным и информационным обеспечением достоверности результатов маркетингового исследования. Она представляет собой совокупность организационных правил относительно носителей и потребителей информации, потоков информации между ними, их прав на информацию, методов для обработки информации. Основные компоненты маркетинговой информационной системы — это:

1)база данных — совокупность структурированной информации
о предприятии и о среде;

2)банк методов — комплекс математических, статистических и иных
методов;

3)банк моделей, содержащий количественные модели маркетин­га,
предназначенные для поддержки принятия решений;

4)коммуникационная система — техника и программы.

В наиболее совершенном виде все перечисленные виды деятельно­сти предполагают проведение маркетинговых исследований в соответствующем направлении. Перечисленные виды деятельности рассмот­рены в четвертой части книги и положены в основу ее содержания.

В связи с распространением идей управления в маркетинге получают распространение соответствующие термины. Так, в известной книге Ф. Котлера «Маркетинг-менеджмент» встречаются три термина: маркетинг-менеджмент, маркетинговое управление и управление маркетингом. Если первый термин в тексте не обсуждается, то второй и третий содержатся даже в глоссарии, где не удается увидеть различия между ними. Известна формулировка Аме­риканской ассоциации маркетинга, в соответствии с которой марке­тинговое управление — процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации. Оно направлено на решение задачи воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленной цели.

Маркетинговое управление иногда обозначается как система управления предпринимательской деятельностью, как управление рын­ком или управление спросом или как управление потребителем, что во всех случаях отражает существо дела, В соответствии с концепцией маркетинга маркетинговое управление основано на информации и потребностях потребителей и степени их удовлетворенности продук­цией предприятия.

В результате имеется возможность сделать следующий вывод, что термин «маркетинговое управление» представляет собой вариацию понятия маркетинга с акцентом на кибернетический подход к марке­тингу как к системе управления. Системное определение маркетинга было дано в самом начале первой главы.

Категория «управление маркетингом» еще не полностью сформирована и поэтому нуждается в дальнейшей конкретизации. Если исходить из того, что маркетинг — это деятельность, то, следовательно, управление маркетингом — это управление деятельностью.

Следует отметить, что в литературе можно встретить различное понимание категории управления маркетингом. Чаше всего это или маркетинг в целом, или одна из трех составляющих:

1)разработка и принятие маркетинговых решений;

2)разработка и реализация управленческих приемов;

3) формирование и эксплуатация системы маркетинга.
Иногда используется определение маркетинга, модифицирован­ное лишь применением термина «управление». При этом акцентируется внимание на применении в маркетинге системного, управленческого, кибернетического подходов. Таких фактов особенно много. Примером, когда акцент делается на управленческие приемы, может служить следующее определение: управление маркетингом пред­ставляет собой целесообразную деятельность, направленную на обес­печение согласованной и эффективной работы специалистов, проводящих анализ и исследование рынка, а также осуществляющих сбытовую и коммерческую деятельность.

 

5. Принятие маркетинговых решений

 

При осуществлении маркетинговой деятельности необходим как постоянный поиск проблем, препятствующих достижению целей, так и поиск решений этих проблем. Например, в товарной политике необходим постоянный, систематический поиск возможностей создания новых товаров. Поиск текущих я возможных проблем в достижении целей предприятия — важнейшая функция менеджеров и маркетоло­гов предприятия. Необходимая своевременная информация может по­ступать в результате мониторинга, основанного на информации, по­лученной в результате наблюдения, опроса и эксперимента.

Объектами мониторинга являются потребители, конкуренты, торговый персонал, эксплуатирующие и сервисные организации. При этом анализируются следующие информационные потоки: оценка отношения потребителей к товару; оценка желаний потребителей; оценка намерений потребителей приобрести товар; рекламации по­требителей; высказывания потребителей в торговом зале; высказыва­ния конкурентов; оценки экспертов и торгового персонала.

В значительной степени решение проблем представляет собой неформальный процесс, состоящий из двух основных этапов:

1)формулировка гипотез или разработка списка гипотез;

2)проверка, отбор, фильтрация гипотез, идей или решений.
Новые идеи могут родиться как вне предприятия, так и на предприятии. Формирование списка гипотез может происходить как в результате поиска кем-либо высказанных идей, так и в результате генерирования новых идей. Среди методов по генерированию новых идей в литературе выделяется класс так называемых творческих методов генерирования идей. Творческие методы подразделяются на (1) систематичес­ки-логические и (2) интуитивно-творческие. К систематически-логи­ческим методам относят, например, морфологический анализ, а к ин­туитивным — метод мозговой атаки, метод «635», синектика, метод систематизированной интеграции элементов решения.

 







Date: 2015-05-08; view: 997; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию