Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Защитные механизмы





Личностное ядро человека - самое ценное, что у него есть. Оно должно быть защищено от чрезмерного давления и со сто­роны биологической природы человека, и со стороны общества. Защита происходит бессознательно. Психический механизм, обе­регающий ядро личности от разрушения, называется защитным механизмом. Он является результатом не столько биологичес­кой, сколько культурной эволюции.

Исследования показывают, что информация о себе, проти­воречащая сложившемуся образу Я, усваивается гораздо хуже, чем информация, подкрепляющая его, а иногда и вовсе не вос­принимается [5, с.58]. В частности, люди лучше запоминают те оценки своих качеств, которые совпадают с их самооценкой. Они стараются так объяснить свои промахи, ошибки и неудачи, что­бы это не разрушило самоуважения, не унизило их в собствен­ных глазах.

В действии защитных механизмов, открытых Фрейдом, реа­лизуется контрольная функция сознательного Я и раскрывает­ся динамика личности. Защитные механизмы обладают двумя чертами:

· отрицают, искажают или разрушают реальность;

· действуют бессознательно и так, что человек даже не подо­
зревает о их наличии.

По мнению Фрейда, в психике то и дело происходят конф­ликты между сознанием, которому приходится выдерживать столкновения и давление реальности, и подсознанием, управля­емым принципом удовольствия (делать лишь то, что мне нравит­ся). Чтобы избегать напряжения, природа подарила человеку уди­вительное устройство, которое, действуя бессознательно, подавляет, вытесняет, искажает все, что не соответствует тре­бованиям морального "цензора".

Репрессия (или вытеснение, подавление) - фундаментальный защитный механизм, который исключает из памяти неприятные встречи, события, происшествия, травмирующие психику. Это бла­годаря ему мы вспоминаем о прошлом ностальгически - как о самой безоблачной поре жизни. Оно очищено и потому представ­ляется нам как самое лучшее, что с нами было. Мы успешно забываем о невыполненном обещании, некрасивом поступке. Причем, это не лицемерие. Человек "честно" забывает, не ви­дит, не знает [5, с.60].

Регрессия - возвращение к ранним стадиям развития, позволя­ющее взрослому вести себя, как ребенок. Замужняя женщина, всту­пив в конфликт с мужем, похожий на "сцену" в доме родителей, когда она была маленькой, начинает плакать, ожидая получить утешение и защиту.

Формирование противоположной реакции - неприемлемой для сознания реакции на противоположную, например, любовь на ненависть, а ненависть на любовь. В период полового созрева­ния первые ростки влечения к девочкам неосознанно проявля­ются в том, что мальчики дергают их за косы, дерутся, обзыва­ют, намеренно подчеркивая, как они их терпеть не могут. У молодоженов очень быстро любовь переходит в ненависть именно потому, что последняя - высшая степень и органичес­кое продолжение первой.

Проекция - бессознательная попытка приписать подавляемые импульсы и намерения другому человеку или физическому объекту. Старой деве, с ее подавленными, но не уничтоженными сексу­альными влечениями, представляется, что все вокруг только и думают о сексе и ведут себя аморально. Механизм проекции, по мнению И. С. Кона, прекрасно объясняет такие явления, как ханжество (ханжа проецирует на других свои аморальные подо­зрения), национальные и расовые предрассудки (ненавидимой этнической группе приписывают собственные отрицательные черты) [5.С.60].

Вымещение - переориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, более доступный. Неприятности по работе муж вымещает на жене, детях или собаке, но не на начальнике - непосредственном виновнике.

Рационализация - придумывание убедительных аргументов для неприемлемых действий и мыслей, самообман. Это стремление ир­рациональные действия, побуждения, абсурдные идеи, непо­нятные фантазии сделать понятными и логичными. В свое время Фрейда удивило свойство людей направлять интеллектуальные способности на оправдание действий, совершаемых ими по при­чинам, о которых они сами не имели понятия. Человек, потер­певший неудачу, успокаивает уязвленное самолюбие, снижая

ценность объекта, к которому он стремился. Отвергнутый лю­бовник может объявить, что девушка "не его круга" либо не так красива, как он думал раньше [6, с.74].

Проблема согласования мыслей, слов и действий - в самых разных его вариантах и формах - решается отчасти в сфере за­щитных механизмов. Социологам приходится сталкиваться с ними в своих исследованиях. Начальник спрашивает работника, почему он не выполнил порученное неделю назад задание. А тот искренне удивляется: он бессознательно забыл то, что ему не­приятно (регрессия). В середине 80-х годов одесские социологи попросили рабочих назвать из числа имеющихся у них на пред­приятии профессий ту, которая им нравится больше других, а затем мотивировать выбор. Отмечая профессию вальцовщика, респонденты указывали, что их привлекает в ней не то, что пла­тят больше (ориентация на материальные вознаграждение счи­талась в те годы "низменным" побуждением), а то, что эта рабо­та "общественно значимая, интересная, разнообразная" (хотя ничего этого в действительности не было). Таково типичное дей­ствие механизма рационализации [3, с. 103].


Оно проявляется повсюду: успех человек приписывает своим достоинствам, а неудачу - обстоятельствам; позитивные каче­ства приписывают своей группе, нации, стране, а негативные - чужой и т.д. Не только рационализация, но и другие защитные механизмы отвечают за поведение людей, превращая его в не­предсказуемый предмет социологического исследования.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология. Т 1. - М., 1992.

2. McDavid J. W., Harari H. Social Psychology. Individuals, groups,
societes. - N.Y., 1968.

3. Сознание и трудовая деятельность. - Киев - Одесса, 1985.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

5. Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.

6. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

7. История буржуазной социологии XIX - начала XX века. - М.,
1979.

8. Андреев Г. М. Социальная психология. - М., 1980.

9. Психология личности. Тексты. - М., 1982.

1. 87







Date: 2015-05-08; view: 536; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию