Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Митрополита Вениамина (Федченкова)





Люди почти -- не молятся! Мир весь запутался в неразрешимых вопросах разного рода. Все в беспокойстве и ожидании ещё худших бедствий. Все ищут разрешения мировых проблем. И почти -- не молятся Богу о помощи в столь великих бедствиях… Мало того, верующие даже и те, которые исповедуют себя открыто христианами, все-таки ищут разрешения мучительных вопросов теми же путями, как и неверующие, то есть умом, политикой, войной, соглашениями, а не молитвой к Премудрому. Хуже того, заявляя себя верующими, люди -- в жизни или НЕ МОЛЯТСЯ совсем, или ограничиваются только посещениями приходских храмов в праздничные дни.

 

Наступило какое-то время «ПУСТОЙ» веры! Ещё если и «говорят» о Боге, – то Ему не молятся, точно Его и НЕТ вообще. Если прежде повторяли слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва», то теперь приходится добавлять: «Вера без молитвы – МЕРТВА». Исчезает из жизни молитва. И такое опустошение души привело людей -- в мучительное, ужасное, греховное состояние: если люди не молятся, то дело плохо! К сожалению, большинство людей в наше время даже и НЕ ПОНИМАЮТ -- как ОПАСНО жить БЕЗ -- молитвы, без веры в Бога, а значит жить – без ПОКРОВА Божией ЗАЩИТЫ! Каждодневно подвергая себя и своих близких -- смертельной ОПАСНОСТИ бесовских нападений, которые как правило, бесы осуществляют через подвластных им дурных людей. И только Божий Промысел, Доброта Божия и долготерпение Божие до поры и до времени -- БЕРЕЖЕТ многих таких забывчивых, неблагодарных людей -- от преждевременных несчастий и бед. И только когда люди упорно СТОЯТ в своем НЕВЕРИИ, в своем РАВНОДУШИИ и неблагодарности Богу, в своём – НЕЖЕЛАНИИ признавать Господа – только тогда Господь СНИМАЕТ -- свой Покров и ОСТАВЛЯЕТ этих НЕПОКОРНЫХ людей -- на произвол судьбы!

 

И потому я решил дать толкование ГЛАВНОЙ -- молитвы всех христиан – молитвы Господней «Отче наш». Во-первых, авторитетность этой молитвы -- ИСКЛЮЧИТЕЛЬНА: её дал миру -- Сам Бог, Спаситель наш Иисус Христос! Значит, и нужно молиться. Во-вторых, эта молитва самая распространенная и известная среди христиан. В-третьих и это самое ВАЖНОЕ – в этой молитве Господь указал человечеству на содержание наших молитв – как и о чем нужно молиться. Никто уже не осмелится возражать по этому вопросу, ибо Сам Господь -- дал такую, а не иную молитву. Так и должно молиться.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ -- «ОТЧЕ НАШ».

Обычно при толкованиях Молитвы Господней изъясняются отдельные части (или прошения) её, а потом и отдельные слова. И я не помню, чтобы где-нибудь мне пришлось читать общий синтез этой молитвы – т.е. её основную мысль, главный дух, который проникает все отдельные части и даёт общий тон ей. Во всяком случае я и сам нередко задавал себе этот вопрос, но не сразу находил на него ответ: отдельные, частные моления еще понимались так или иначе, но обобщить их в нечто цельное, единое, господствующее было трудно. Но если мы задаёмся целью разъяснить эту молитву, то естественно задаться прежде всего целью -- найти эту основную, всепроникающую мысль и дух её. И не может быть, чтобы в Божественной молитве Господа Иисуса Христа были бы указаны только отрывочные мысли, не связанные единым центром. Наоборот, тут мы обязаны усмотреть цельность и единство уже по одному тому, что религиозная жизнь требует исключительной сосредоточенности, концентрации всего человека, всецелой устремленности души. Как Сам Бог есть высочайшая Простота, Единство, свободное от всякой сложности и разделённости, так и от молитвенников Своих Он требует того же. И потому Сын Божий, в данной Им молитве непременно должен был дать -- нечто цельное, единое, всеохватывающее, как и Он Сам был един со Отцом. Какая же это главная мысль? Каков основной дух Молитвы «Отче наш»? Что в ней центральное, объединяющее?

 

Когда я задумывался над этим вопросом, то нелегко вскрылся мне ответ. И лишь после выяснения всех отдельных прошений этой молитвы мне с Божией помощью удалось увидеть необыкновенное единство всей молитвы. И оно потом оказалось таким простым и необходимым, что даже и невозможно думать иначе для верующего человека. В самом деле, задумаемся немного об основном вопросе религии: в чём суть веры? – в Боге! Вот очевидный и обязательный ответ. Бог – всё для верующего!

 

Всё, решительно всё, без малейшего ограничения, должно быть -- отдано Богу. Всякое раздвоение, обособление -- от Бога должно почитаться -- ущербом веры и изменою Богу. Конечно, это трудно в жизни, но в идеале, в цели так должно быть. И Сын Божий не мог иначе учить людей молиться, как только при полной отданности -- Богу. Он и Сам так молился и жил, творя не Свою волю, а волю Отца, и учеников учил тому же. Потому и наставлял: «Возлюби Бога Твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всем разумением твоим». Без остатка. И ещё: «Не можете Богу работать и маммоне». Бог, как единственное благо, как единый «Сущий», как единственный источник жизни, и всякого смысла, и цели всего существующего, сотворенного Им, – Бог должен быть единственной целью молитвы и жизни для твари – не только для ангелов, но и для людей. Если мы теперь, окинем общим взором всю Молитву Господню в целом и отдельных частях её, то совершенно легко увидим -- эту основную идею, которая выражается именно одним этим словом – Бог. Или сказать более пространно: всё -- к Богу и всё -- от Бога.


 

Уже само обращение -- к Богу, просьбы -- к Нему, как Единому Дародателю всего, приковывает сразу нашу душу -- к Нему: мы устремляемся сердцем и умом «туда», -- к Нему. И содержание последующих молитв-просьб покажет нам, что действительно Он – единый ЦЕНТР всего и для всего – как на Небе, так и на земле. И даже самая форма прошения – «дай», «оставь», «избавь», и обращение к Богу, как ЖИВОМУ -- слушателю молитв, во втором лице – «имя Твое», «Царствие Твое», «воля Твоя», как впрочем, и в других молитвах, – всё это ВВОДИТ наш дух -- в непосредственное ОБЩЕНИЕ с Богом. Человек весь устремляется к Богу. И так во всей Молитве Господней. Подобным образом и упоминание о «хлебе насущном» является лишь подтверждением обращенности души к Богу, за самым незначительным попечением её о самом необходимом. А все прочее прямо относится к Богу. И потому должно сказать, что ГЛАВНАЯ мысль молитвы Господней -- есть Бог!

 

Вторая мысль из этой первоосновной, есть идея об отношении -- к Миру. Иногда (особенно у мирских толкователей) проявляется наклонность использовать слова Молитвы Господней для ОПРАВДАНИЯ -- этой земной жизни, всей человеческой многосуетности в создании культуры или, как принято было говорить, для создания «царства Божия на земле». Для этого такие толкователи старались -- ПРИСПОСОБИТЬ слова молитвы «да приидет Царствие Твое» – на землю, на социально-моральное устройство гражданских порядков, и «да будет воля Твоя»… на земле. Такая пагубная тенденция была и есть у протестантских обществ, а также и у так называемых живоцерковников и обновленцев, эта греховная идея захватывала широкие круги не только интеллигенции, но даже и многих из духовенства в России.

 

Но должно, с решительностью сказать, что в Молитве Господней не только -- НЕТ подобной греховной идеи, но наоборот, она вся ПРОНИКНУТА совершенно противоположным духом -- МИРООТРЕЧЕНИЯ, надземности! Конечно, не всякому из нас это может нравиться; человек может даже протестовать, против такого направления христианства – это его свободный выбор; но использовать Молитву Господню для подобной «заземлённой Мирской» цели значит идти против -- очевидной Божией истины.

 

В самом деле, в молитве Господней, как раз наоборот, всё ОТВЛЕКАЕТ -- нас от земли, ОТРЫВАЕТ -- от привязанности Мирскому от -- Многозаботливости, влечёт нас -- к Господу, от Которого – всё. Достаточно просмотреть прошения, и мы увидим, что вся молитва носит -- Надземный характер. А указанные прошения о «земле» только ещё сильнее утверждают нас в том, как мало отводится ей места: всего лишь «хлеб» – один, да и то только на один всего день. Другие прошения, приводимые выше, ещё сильнее говорят не о привязанности к земле, а, наоборот, о Небесном, о Боге. И это совершенно необходимо: Мироотречение есть обратная сторона религии, мера любви к Богу. И не может быть иначе в молитве, данной нам Самим Богом – Сыном Божиим! Он пришел звать нас не к земле, а от земли -- к Небу!


 

Третье, общее направление молитвы можно обозначить словом – СПАСЕНИЕ души. Это особенно можно видеть в последних трех прошениях (о грехах, искушениях и лукавом); но им проникнуты и прочие слова молитвы. Можно выразиться еще иначе: характер Молитвы Господней – духовный. Так как религия имеет целью не материальное попечение о человеке, а духовное – душу его.

 

Если же последние два общих, основных признака являются выводными из первоосновного, то можно повторить, что ГЛАВНАЯ мысль Молитвы Господней – есть устремление к Богу. Всё -- к Богу, всё – от Него.

 

В дополнение же к этому мне хочется оттенить ещё одно душевное настроение, которое должно пребывать в нашем сердце при чтении этой молитвы – настроение Надежды.

 

Молитва Господня с самого первого слова её «Отче» – Отец – и до просьбы об избавлении от лукавого, – вся она ВВОДИТ -- нас в такое УПОВАНИЕ -- на Бога, как родные дети НАДЕЮТСЯ -- на отца, на мать! И эта надежда есть – христианское благовестие Христова Евангелия, которое Он Сам не только преподал нам в словах, но и исходатайствовал его на Кресте Своем. И потому, пусть смело приступает всякий из нас к этой СПАСИТЕЛЬНОЙ молитве – как бы ни был ГРЕШЕН – с этим светлым настроением Надежды! Надежды – на обязательную помощь Божию!

 

Ведь Бог только того и желает, чтобы -- давать, спасать, избавлять нас! И притом Он все это делает Сам, нам же остается -- лишь просить Его, молиться!.. Так мало!.. Так легко!.. И даже от грешника НЕ ТРЕБУЕТСЯ в молитве -- ни подвигов особых, ни борьбы, а лишь -- просить: оставь, прости, покрой!!!

 

Только одно лишь ставится условие – «Как и мы -- прощаем». Но и здесь Господь – УЧИТ нас ПРОЩАТЬ -- своих врагов и обидчиков – УЧИТ нас ДОБРОТЕ! А Доброта – это и есть ГЛАВНОЕ условие – требование Господа к нам – ко всем людям на земле. Ибо Господь – ЧУЖДАЕТСЯ злобных людей и потому – НЕ МОЖЕТ им помогать. А в прочих прошениях не ставится уже -- никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он всё устроит… Даже и о «хлебе» позволено молиться. Значит, и с нашими нуждами мы всегда, можем прибегать -- к нашему Отцу.

 

Когда читаешь Молитву Господню, пусть в твоё сердце -- ВОЙДЕТ мирный дух, дух -- НАДЕЖДЫ, что Бог -- всё слышит, что Он -- всё может, что Он -- хочет сделать нам доброе.


 

Пусть не подходит к нам -- дух лукавый с внушениями, что Бог есть -- суровый Судия, что Он -- всегда наказывает нас, что Он -- не простит, что Он -- не даст! Нет, нет – это ЛОЖЬ! Он – Отец и всё дает даром: только проси и молись по-детски, с доверием, с несомненной надеждой. И эта надежда самая будет Ему лучшею жертвою с нашей стороны, вместо всяких собственных наших подвигов и добрых дел. Именно так молиться -- научил нас не человек, а Сам Сын Божий – Бог! Он знает, как нужно молиться нам. Но с самого начала приступания к молитве нам нужно установить себя в указанных основных состояниях: устремиться -- всецело к Богу и непременно с надеждой на Него, оставив позади себя -- «Всякое житейское помышление» за малым изъятием (хлеб); и это опять – ради Бога же.

 

Есть и ещё одно ОБЩЕЕ -- для всех прошений молитвенное состояние: это редко нами замечаемое моление не в одиночку, не от себя, не только -- за себя лишь, а за -- ВСЕХ, от имени -- ВСЕХ нас. Но эту особенность – очень ВАЖНУЮ и часто ЗАБЫВАЕМУЮ нами – мы оставим до толкования подробностей Молитвы Господней. А сейчас лишь кратко заметим ее… И не забудем! Не забудем по одному уже тому, что о ВСЕОБЩНОСТИ – молитвы «Отче наш» мало кто из нас думал и думает. Многие же просто впервые слышат об этом. Было и бывает часто это забвение и с нами недостойными.

 

Ещё я нахожу полезным внести маленькое успокоение в наши сердца и умы. У нас на земле так много забот, печалей, нужд, скорбей, задач и личных и служебных, общественных, что иной смутится и впадет в малодушие от такой «строгости» и надмирного духа Молитвы Господней: неужели и Бог -- не позволил просить Его о наших, пусть и не высоких, но больных нуждах? Неужели и Ему нет дела до наших маленьких и больших бед? Неужели и Ему не до нашей несчастной планеты с её миллионами бедных детей Его?

 

Нет, дорогие братья, это -- не так! Не для огорчения дана нам эта -- чудесная молитва, а для -- УСПОКОЕНИЯ, для – НАДЕЖДЫ и мира, и радости ещё здесь, на земле! Господь всегда – ПОМНИТ о нас и наших нуждах и бедах и никогда -- НЕ ЗАБЫВАЕТ о нас, но всегда ПРИХОДИТ к нам -- на помощь, как только мы обращаемся -- к Богу с молитвой, с ПРОСЬБОЙ -- о помощи!

 

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ: "Отче наш".







Date: 2015-05-08; view: 539; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию