Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постмодернизм гештальт-теории self
Вышло так, что создание гештальт-терапии и ее теоретических основ оформилось в 1951 году в книге («Gestalt Therapy»), в которой была предложена теория self и терапевтическая модель, заключающаяся в анализе процессов конструирования форм (ибо примерно это и подразумевается под понятием «ге-штальт-терапия»). В то время понятие self очень мало использовалось в клинических науках о человеке. Популярность, которая к нему пришла благодаря работам Винникотта, Быть в присутствии другого 79 Кохута и других, относится к более позднему времени. Пятьдесят лет спустя и благодаря теоретическим и клиническим работам, осуществленным с тех пор, мы сегодня ясно видим, что данное понимание self укоренено в индивидуалистической традиции, которая является в том числе фрейдистской, даже немного структуралистской, характерной для современности, но в то же время интуитивно и провидчески оно отсылает нас к тому направлению мысли, которое сегодня называется постмодернистским. Рядоположе-ние этих двух интеллектуальных течений иногда рождает определенный диссонанс. Многое еще нуждается в уточнении и большей связности. Но направление уже задано. Каково это направление? В чем состоит этот эпистемологический разрыв? Если говорить современным языком, то, обобщая, можно сказать, что в этом подходе self делокализовано, децентрализовано. Self больше не рассматривается как более или менее стабильная, глубинная и преемственная во времени сущность: self есть процесс, оно принадлежит полю. Self теперь не налагается на понятие субъекта, оно есть возможность создавать формы и значения, творить и организовывать контакты с миром людей и миром вообще. «Self— всего лишь небольшой фактор в глобальном взаимодействии огранизм/среда. Однако оно играет ключевую роль, которая состоит в развитии и создании значений, благодаря которым мы можем развиться». Если сказать об этом словами Бинсвангера, которые подходят лучше слов Фрейда, психотерапия становится в большей мере «анализом течения настоящего», нежели анализом психики, и «течение настоящего». Это «здесь-бытие» состоит из того постоянного опыта, который называют «контактом» и кото-
Жан-Мари Робин рый является для нас другим способом обозначить процесс конструирования гештальтов. Я повторю слова Турнье, которые я только что процитировал: «Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим...». , В отличие от привычных мыслительных форм (представлений и понятий), которые «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику в пространстве — и использование понятия «топический» это иллюстрирует, — теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральности, прибавляет «временное» измерение (дабы связать заново «топос» и «хронос»). Таким образом, основное измерение для гештальт-терапии— основное, но не исключительное — является скорее «хроническое», чем «топическое». Хроника представляет собой последовательность формирования форм, последовательность опыта, последовательность организации смыслов, последовательность поля осознания, последовательность контактов, последовательность конструирования контактов в межличностных связях и отношениях и т. д. Self в опыте не может быть локализован единообразно: в ходе действия или в ходе контакта self переживается одним и тем же образом только в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или подготовки. Мне — и не мне одному — нередко случалось указывать в качестве аналогии на тот путь, которым следует квантовая физика. Так, говоря о природе света, квантовая физика признает, что свет можно рассматривать как корпускулярный феномен, материю, состоящую из фотонов, или как волновой феномен, который заключается в процессе, движении. Сталкиваясь с фак- Быть в присутствии другого 81 тами, подтверждающими тот и другой взгляд, физики знают, что обе теории описывают феномен только отчасти и что они не могут говорить о явлении света в двух модальностях одновременно — как о материи и как о волне. Ставить вопрос об истинности того или другого подхода, очевидно, значит ставить вопрос неправильно. Поиск примирения двух подходов также, по-видимому, ведет в тупик. Что для себя открыли физики, чтобы понять эту двойственность? Они открыли факт, который кажется очень простым, но который имеет самые серьезные последствия для того, что называют духом науки: говорить о волнах или фотонах означает всего лишь говорить о некоторых инструментах, которые человек сконструировал для рассмотрения явления света! Свет не «есть» ни фотон и ни волна; он существует, он обнаруживается с помощью инструментов, созданных для измерения фотонов и волн! Это значит и то, что мы в науках о человеке знаем довольно давно, в особенности, после Курта Левина, но что мы иногда склонны забывать: не существует феномена, наблюдатель, свидетель которого, при всем своем желании оставаться «нейтральным», не являлся бы его составной частью или даже, я бы сказал, его конструктом. Может быть, и вы сегодня не обратили внимание на одну небольшую деталь в приведенной мной цитате из книги Турнье, как и я в свое время не обратил на нее достаточного внимания. Я повторю эту цитату полностью: «Существовать — что это означает? Это означает быть вне, sistere ex (находиться вне). Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим.
Жан-Мари Робин Этот ничтожный призрачный мирок ломится в двери большого реального мира. Но ключ от дверей в руках у других». Ключ в руках другого! Без другого человека не открыть никакую дверь. Без другого ничего не существует. Без другого не существует self; без другого не существует самовыражение; без другого не существует речь. Date: 2015-05-05; view: 497; Нарушение авторских прав |