Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности снятия и установка некоторых узлов и деталей двигателя





Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля. Для снятия и установки голо­вок цилиндров необходимо иметь динамометрический ключ с головкой 17 мм (наружный диаметр головки должен быть не более 23 мм); ключ "звездочка" с го­ловкой 12 мм, наружным диаметром головки 19 мм и длиной не более 100 мм; рожковые ключи размерами 10, 12, 13 мм и отвертку. Порядок снятия рекоменду­ется следующий:

снять воздушный фильтр, отводящие кожухи и деф-лектирующие щетки, карбюратор с проставкой, впуск­ной трубопровод, направляющий аппарат с генератором в сборе;

отвернуть гайки болтов фланцевого крепления вы­пускных труб к глушителю и коллекторной трубе, клю­чом ("звездочкой") с головкой 12 мм отвернуть гайки крепления выпускных труб к головкам цилиндров, снять выпускные трубы и прокладки;

снять крышки головок цилиндров, стараясь не пов­редить прокладки, валики коромысел вместе с коро­мыслами, и наконечники с выпускных клапанов;

отвернуть гайки крепления головок цилиндров тор­цовым ключом с наружным диаметром головки не бо­лее 23 мм (при большом диаметре головки и некото­ром эксцентриситете наружного диаметра возможна по­ломка направляющих втулок клапанов). При этом не­обходимо предварительно ослабить все гайки на пол­оборота, а затем полностью отвернуть гайки и снять шайбы. Шайбы с кольцевыми канавками ставятся под гайки, заглушенные с торца и установленные под крыш­ками головок цилиндров;

легкими ударами молотка через деревянную простав-ку у места крепления выпускных труб и у места креп­ления впускной трубы стронуть головки и затем снять их. Вынимать штанги толкателей перед снятием голо­вок не рекомендуется, чтобы не распались пружины и шайбы кожухов штанг;

после снятия головок цилиндров следует снять шай­бы, пружины, уплотнители, штанги толкателей, а также два передних и два задних боковых кожуха системы охлаждения и дефлектирующие щитки между цилинд­рами. При снятии штанг толкателей их следует пометить, чтобы при сборке установить на место, не нарушая при­работку штанг с толкателями и болтами коромысел.

Установку головок цилиндров следует выполнять в обратной последовательности, при этом:

проследить за концентричным совмещением кожу­хов штанг с отверстиями под толкатели и под сливную трубку в картере для обеспечения надежного уплотне­ния, при необходимости отрихтовать кожухи;

Рис. 40. Сжатие пружин с шай­бами оправкой и крепление их

скобами: ^ 1 — оправка; 2 — скоба; 3 и 5—

шайбы; 4 - пружина

Рис. 41. Порядок затяжки гаек го­ловок цилиндров

установить пружины 4 и шайбы 3 и 5 на кожухи штанг (рис. 40), оправкой 1 сжать пружины с шайбами и завести технологические скобы 2, в бонки картера установить уплотнители 8 (см. рис. 16) кожухов штанг, а на сливные трубки головок цилиндров — уплотняю­щие резиновые втулки; поставить головки цилиндров на место и завернуть гайки крепления головок цилинд­ров, после чего снять скобы отверткой. Затянуть гайки крепления головок цилиндров в два приема: сначала моментом 1, 2...1,6 кгс-м и окончательно моментом 3,6...4 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 41;

в случае отсутствия технологических скоб головки цилиндров можно установить следующим образом:

на штанги толкателей набрать набор, состоящий из шайбы б (см. рис. 15), пружины J и шайбы 7; уплотнительное кольцо 8 установить в бонку картера; установить штанги в гнезда толка­телей, а на сливную трубку головки цилиндров установить уплот­няющую втулку; устанавливая головку цилиндров на шпильки картера, надеть кожухи штанг на штанги; прижимая головки, совместить кожухи штанг с уплотнителями и постепенно затянуть гайки крепления головок цилиндров, как указано выше;

установить валики коромысел с коромыслами и от­регулировать зазоры в механизме привода клапанов. Регулировку зазоров рекомендуется проводить в сле­дующем порядке:

установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия; для этого нужно повернуть коленчатый вал в положение, при котором риска ВМТ на крышке центрифуги совпадает с вы­ступом ребра на крышке распределительных шестерен (см. рис. 20), а оба клапана первого цилиндра полностью закрыты (ко­ромысла этих клапанов могут свободно покачиваться в ра-

Рис. 43. Регулировка зазора между коромыслом и клапаном

Рис. 42. Порядок нуме­рации цилиндров двигателя: А - маховик

диальном направлении). Порядок нумерации цилиндров дви­гателя показан на рис. 42; проверить затяжку гаек валиков ко­ромысел; отвернуть контргайку регулировочного винта на коромысле и, вращая отверткой регулировочный винт, предва­рительно вставив между носком коромысла и стержнем клапа­на соответствующий щуп, установить необходимый зазор (рис. 43); величина зазора должна быть для впускных клапанов 0,08... 0,10 мм, для выпускных 0,10...0,12 мм. Следует пом­нить, что крайние клапаны — выпускные, средние — впускные. Во время вращения регулировочного винта рекомендуется не­сколько передвигать щуп — он должен протягиваться с неболь­шим усилием; удерживая отверткой винт, затянуть контргайку и снова проверить зазор. Затем) поворачивая коленчатый вал каждый раз на пол-оборота, отрегулировать зазоры клапанов третьего, четвертого и второго (по порядку работы) цилиндров. При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры ниже нормы. Уменьшение зазоров вызывает неплотную посадку клапанов, падение мощности двигателя и прогар клапанов. После регулировки необходимо смазать маслом валики коро­мысел, торцы клапанов и установить крышки головок цилиндров.

Снятие и установка головок цилиндров на двигате­ле, снятом с автомобиля. Осуществляется в такой же последовательности, как описано выше, за исключени­ем того, что головки обычно снимают после снятия нап­равляющего аппарата с генератором в сборе.

Снятие и установка крышки распределительных ше­стерен с двигателя, снятого с автомобиля. Для снятия

крышки распределительных шестерен необходимо иметь торцовые ключи 10, 12, 13 мм, динамометрический ключ с набором головок 27, 30 мм, отвертку-, стопор маховика. Снятие рекомендуется выполнять в следую­щей последовательности:

зафиксировать маховик от проворачивания (см. рис. 35) и отвернуть храповик 16 и гайку крышки 14 (см. рис. 3), снять крышку центрифуги 12 и уплотни-тельное кольцо II. В таком объеме производят разбор­ку при чистке центрифуги; отогнуть с грани болта цент-рифуги отгибную шайбу 17 (см. рис. 9), вывернуть бо.тг 16 и снять шайбу и маслоотражатель 15', легкими ударами по корпусу 14 центрифуги снять его с коленча­того вала;

отвернуть две гайки крепления бензонасоса к крыш­ке распределительных шестерен и снять насос (см. рис. 26), проставку вместе со штангой и прокладками;

отвернуть гайку крепления прерывателя-распреде­лителя; ослабить стяжной болт хомута распределителя и, слегка повертывая, вывести его из гнезда крышки распределительных шестерен; снять (только при необ­ходимости замены) резиновое уплотнительное кольцо с хвостовика прерывателя-распределителя; отвернуть болты крепления крышки распределительных шестерен к картеру и легким постукиванием молотка через дере­вянную проставку по выступам под вентилятор и мас­ляный насос, стараясь не повредить прокладку, снять крышку распределительных шестерен 21 (см. рис. 3), прокладку 6, уплотнительное резиновое кольцо 7, мас-лозаливную трубу 18 и вынуть из отверстия крышки распределительных шестерен упор 19 балансирного ва­ла и пружину, при необходимости замены выпрессовать переднюю манжету 10 коленчатого вала.

Установку и крепление крышки распределительных шестерен и остальные сборочные операции выполняют­ся в обратной последовательности. При это необходимо:

проверить совпадение меток "О" (см. рис. 12) на шестернях привода балансирного и распределительного валов;

поставить коленчатый вал в положение, соответст­вующее ВМТ хода сжатия в первом цилиндре (в случае, когда головки цилиндров не установлены и ВМТ хода сжатия первого цилиндра установить затруднительно, необходимо совместить метки "О" шестерен газорас­пределения и после этого повернуть коленчатый вал на один оборот так, чтобы метка "О" на шестерни распре­делительного вала находилась в верхнем положении);

повернуть валик привода масляного насоса и пре­рывателя-распределителя 2 (рис. 44) так, чтобы паз на его торце, служащий для сопряжения с выступом хво­стовика прерывателя-распределителя, был повернут под углом 18± 10° к оси коленчатого вала (см. рис. 44, а), а меньший сектор поводка привода находился с пра­вой стороны шпильки крепления корпуса привода пре­рывателя-распределителя;

надеть на направляющие штифты уплотнительную прокладку 6 (см. рис. 3).анамаслоприемнуютрубку — резиновое уплотнительное кольцо 7 и установить крышку на картер. При установке крышки шестерня валика привода входит в зацепление с ведущей винто­вой шестерней коленчатого вала и повертывается. При этом паз валика становится в положение б (см. рис. 4А). Этим достигается необходимое положение преры­вателя-распределителя;'

затянуть болты крышки усилием в порядке, ука­занном на рис. 45;

Рис. 44. Установка валика привода масляного насоса и преры вателя-распределителя:

1 — шпилька крепления распределителя зажигания; 2 — валик привода; а — положение валика до установки крышки распределительных шестерен-. 6 — положение валика после установки крышки распределительных шестерен

Рис. 45. Порядок за­тяжки болтов крепле­ния крышки распреде­лительных шестерен

проверить боковой зазор в зацеплении ведущей ше­стерни и шестерни валика привода, который должен быть 0,05...0,27 мм, он обеспечивается подбором веду­щей шестерни 965—1011228, которая изготавливается > с различной толщиной зуба по хорде (ниже приведены «толщины с разделением на группы и цвета маркировки ^ групп):

,1 зеленый........................ .2,385^^ '• II желтый........................ .2,385^^ III красный....................... .2,385^0.^5

Боковой зазор проверяется приспособлением (рис. 46); при этом зазор по показаниям стрелки индикато­ра должен быть 0,14...0,74; установить:

маслоотражатель 10 (см. рис. 3) и, если была снята манжета коленчатого вала, установить ее, смазав рабо-

 

Рис. 46. Проверка бокового зазора в зацеплении шесте­рен привода масляного насо­са и прерывателя-распреде­лителя

чую кромку смазкой Литол-24, с помощью приспособ­ления (см. рис. 37) с тем, чтобы избежать перекоса;

корпус центрифуги 14 (см. рис. 9), маслоотража­тель 15, стопорную шайбу 17 и затянуть болт 16, затем отогнуть стопорную шайбу на грань болта;

крышку центрифуги 12 (см. рис. 3), обратив вни­мание на правильную установку резинового кольца II (не допуская/повреждения и перекручивания); прокладку 13 и затянуть гайку 14\ прокладку 15 и завернуть храповик 16. Снятие и установка крышки распределительных ше­стерен с двигателя, установленного на автомобиле. Для этого необходимо в моторном отсеке снять воздуховод охлаждения двигателя и после этого вентилятор с гене­ратором в сборе, не снимая кожуха вентилятора, для чего:

отсоединить генераторный пучок проводов от реле-регулятора, реле блокировки и стартера;

снять возвратную пружину- дроссельной заслонки с кронштейна кожуха вентилятора, вывернуть два перед­них болта крепления кожуха вентилятора, снять ремень вентилятора;

отвернуть стяжной болт ленты крепления вентиля­тора к крышке распределительных шестерен, вставить оправку между крышкой распределительных шестерен и вентилятором, затем поднять вентилятор вместе с ге­нератором и снять его;

 

залоокить оправку межру приливами на корпусе цент­рифуги и фланцем маслозаливной трубы, зафиксиро­вав тем самым коленчатый вал от провертывания, от­вернуть храповик и гайку крышки центрифуги и снять крышку центрифуги.

Затем выполнить операции, как указано в предыду­щем разделе.

Снятие и установка распределительного вала и ба-лансирного механизма. При полной разборке двигателя балансирный механизм и распределительный вал сни­маются после снятия шатунно-поршневой группы и ма­ховика. Дальнейшая последовательность операции сле­дующая:

отвернуть винты, крепящие крышку балансирного вала, и снять крышку 26 (Ьм. рис. 3), отогнуть ус сто­порной шайбы 5 см. рис. 14 с грани болта и отвернуть болт 6 противовеса уравновешивающей системы;

снять сухарь 4 противовеса, выколоткой из мягко­го металла вытолкнуть балансирный вал 2 из противо­веса 3 в сторону крышки распределительных шестерен, вынуть противовес и балансирный вал в сборе с шестер­ней;

снять шестерню 10 (см. рис. 9) привода балансирно­го вала с носка коленчатого вала и, блегка покачивая, вынуть из картера двигателя распределительный вал в сторону крышки распределительных шестерен, следя за тем, чтобы кромками кулачков не повредить рабочую поверхность подшипников распределительного вала;

снять шестерню 9 привода распределительного вала с коленчатого вала.

Сборку распределительного и балансирного валов: выполнить в обратной последовательности, учитывая следующие особенности:

перед установкой распределительного вала в картер смазать шейки вала и втулки маслом для двигателя;

шестерни газораспределения и балансирного меха­низма установить по меткам "О" на их торцах (см. рис. 12) и проверить боковой зазор в зацеплении, ми­нимальный боковой зазор в шестернях газораспределения должен обеспечивать свободное прокручивание па­ры. Максимальный боковой зазор в парах шестерен, замеряемый щупом в трех точках, равномерно располо­женных по окружности, должен быть не более 0,075 мм в новых парах и не более 0,20 мм в работающих парах шестерен (перепад зазора не более 0,05 мм). В шестер­нях привода балансирного механизма зазор, заменен­ный щупом в трех точках, должен быть 0,25...0,45 мм в новых парах и не более 0,75 мм в работавших (пере­пад зазора 0,08 мм).

Снятие и установка распределительного вала и ба­лансирного механизма без полной разборки двигателя. Эту работу можно выполнить, не снимая головок ци­линдров и не вынимая шатунно-поршневой группы. В этом случае необходимо:

снять крышку распределительных шестерен (см. разд. "Снятие и установка крышки распределительных шестерен с двигателя, снятого с автомобиля"), махо­вик, крышки головок цилиндров и валики коромысел вместе с коромыслами (см. разд. "Снятие и установка головок цилиндров");

поставить двигатель поддоном вверх, чтобы при сня­тии распределительного вала толкатели не провалились в картер двигателя;

снять и установить распределительный вал и уравно­вешивающий механизм, как указано в предыдущем разделе.

Снятие и установка цилиндров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля. Для этого необходимо иметь:

динамометрический ключ с головкой 13и17 мм, комбинированные плоскогубцы, молоток, оправку (рис. 47), четыре трубки (см. стр. 34), масленку. Пос­ледовательность операций по снятию цилиндров и поршней в сборе с шатунами следующая:

снять головки цилиндров и поддон картера, отвер­нуть торцовым ключом стопорные и основные гайки всех шатунных болтов и снять крышки, перед снятием крышек шатунов проверить наличие установочных ме­ток (номеров цилиндров), которые наносятся электро­графом на шатунах и крышках шатунов (см. рис. 8). Если метки плохо видны, нужно повторно пронумеро­вать шатуны и их крышки (переставлять крышки с од­ного шатуна на другой или переворачивать нельзя);

Рис. 47. Оправка для уста­новки поршня с кольцами в цилиндр:

1 — цилиндр; 2 — поршень в сборе с кольцами и шатуном; 3 — оправка

повернуть двигатель на 180° (цилиндрами вверх), отвернуть гайки и снять трубки, фиксирующие цилинд­ры;

мягкими ударами молотка через деревянную про-ставку по верхней части цилиндра раскачать его и снять вместе с поршнем и шатуном, в этом положении следует сделать маркировку цилиндра и поршня;

снять остальные цилиндры с поршнями, соответст­венно наметив их порядковыми номерами, установить на место крышки шатунов и гайки и вынуть поршень с шатунами из цилиндров.

Установку цилиндров и поршней в сборе с шатуна­ми рекомендуется выполнять в следующем порядке:

установить цилиндры и поршни с шатунами на те же места в обратной последовательности. Перед поставкой вкладышей нижней головки шатуна или при их замене новыми нужно тщательно промыть оба вкладыша, про­верить, нет ли по контуру острых кромок, при необхо­димости притупить их;

установить вкладыши в расточку нижней головки шатуна и крышку шатуна так, чтобы фиксирующие вы­ступы вкладышей вошли в соответствующие пазы, про­верить сопряжение стыков;

установить поршневые кольца на поршень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршневых колец"), смазать зеркало цилиндров маслом и еще раз проверить правильность расстановки поршневых колец (см. рис.?);

пользуясь оправкой, ввести комплект шатун-пор­шень (см. рис. 47) в цилиндр, предварительно сориен­тировав их так, чтобы после установки на двигатель стрелка на днище поршня, номер на стержне шатуна и выштамповка на крышке были обращены в сторону привода механизма газораспределения;

установить под каждый цилиндр бумажную проклад­ку толщиной 0,3±0,03 мм (наружный диаметр проклад­ки 86± 0,25 мм, внутренний 78+0,3 мм);

снять крышки шатунов с вкладышами, установить один из цилиндров с поршнем и шатуном на картер ко­ленчатого вала и зафиксировать цилиндр;

прокрутить коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении НМТ, смазать маслом.зля двигателя шатунные вкладыши и шейку вала, под­тянуть шатун к шейке коленчатого вала и собрать под­шипник, обратив внимание на совпадение меток шату­на и крышки;

завернуть гайки шатунных болтов равномерно, но не окончательно (момент затяжки 1,1...1,6 кгс-м), уста­новить остальные цилиндры с поршнями и шатунами и окончательно затянуть гайки шатунных болтов (момент затяжки 3,2...3,6 кгс-м), затяжку следует выполнять поочередно, плавно, с постоянным увеличением усилия;

проверить, легко ли вращается коленчатый вал, на­вернуть стопорные гайки шатунных болтов и затянуть их поворотом на 1,5...2 грани после соприкосновения торцов основной и стопорных гаек.

П римечание. На двигателях МеМЗ-966В стопорение га­ек шатунных болтов осуществлялось шплинтами. В случае не­совпадения прорезей гаек и отверстий болтов допускается под­тяжка гаек шатунных болтов, прикладывая момент не более 5,5 кгс-м (ослабление гайки для удобства шплинтовки не до­пускается). Шплинты после разведения должны плотно залегать в шлицах гаек, качение шплинтов не допускается.

IL

Снятие и установка цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных вкладышей и шатунов без снятия двигателя с автомобиля. Порядок операций при этом следующий:

снять с двигателя головки цилиндров, выполнив операции разд. "Снятие и установка головок цилиндров без снятия двигателя с автомобиля";

повернуть коленчатый вал в такое положение, при в:отором в снимаемом цилиндре поршень находился бы в ВМТ, и легкими ударами молотка через деревянную проставку по верхней части цилиндра раскачать и снять его (во избежание поломки юбки поршня при провора­чивают коленчатого вала при снятых цилиндрах пор­шень необходимо поддерживать и направлять в отвер­стие под цилиндр);

снять поршневые кольца с поршней и пометить их с тем, чтобы при сборке установить на прежние места;

снять поршень (см. разд. "Проверка состояния и за­мена поршней и поршневых колец") и проверить со­стояние цилиндров, поршней, поршневых колец и паль­цев, как указано в соответствующих разделах. Сборку производить в обратной последовательности'. установить поршень (см. разд. "Проверка состоя­ния и замена поршней") и поршневые кольца на пор­шень (см. разд. "Проверка состояния и замена поршне­вых колец"), тщательно очистить цилиндры, смазать их маслом, поставить бумажные прокладки на цилиндры;

обжать поршневые кольца на поршне приспособле­нием (рис. 48), надеть цилиндры на поршни и устано­вить их на место; установить головки цилиндров. При необходимости замены вкладышей шатуна сле­дует:

отвернуть пробку сливного отверстия, слить масло из картера, снять брызговик и поддон картера;

повернуть коленчатый вал, установив один из порш­ней в положение НМТ, отвернуть стопорную и основ­ную гайки болтов шатуна, снять крышку шатуна;

вытолкнуть половинку вкладыша из шатуна пла­стинкой из мягкого металла и установить новые вкла­дыши.

Для снятия шатунов необходимо снять головки ци­линдров (см. разд. "Снятие и установка головок цилинд-

Рис. 48. Приспособление для обжима поршневых колец: 1 - цилиндр; 2 - приспособление; 3 - поршень с кольцами

ров без снятия двигателя с автомобиля") и поддон кар­тера, после чего отвернуть гайки болтов шатуна и снять

шатуны. Установку шатунов следует выполнять в обратной

последовательности (см. разд. "Снятие и установка ци­линдров и поршней в сборе с шатунами с двигателя, снятого с автомобиля").

 

Date: 2015-05-05; view: 877; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию