Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Конструктивные особенности двигателя





СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

мемз-9ббв-9ббг ^оро^^

^

МОСКВА "ТРАНСпОРТ"1987

Глава1 ДВИГАТЕЛЬ

Конструктивные особенности двигателя

Двигатель МеМЗ-966В мощностью 27 л. с. и МеМЗ-966Г мощностью 28 л. с., сцепление и коробка передач скомпонованы в единую конструкцию — силовой агре­гат (рис. 1), крепящийся к автомобилю на трех опо­рах (рис. 2).

Воздушный фильтр, генератор, прерыватель-распре­делитель, катушка зажигания, свечи зажигания, а также датчики давления и температуры, установленные на дви­гателе МеМЗ-966Г, взаимозаменяемы с установленны­ми на двигателе МеМЗ-968Н и в данной книге не рас­сматриваются.

Двигатели МеМЗ-966В и -966Г карбюраторные, че­тырехтактные, верхнеклапанные, V-образные рабочим объемом 0,887 л с уравновешивающим механизмом, имеют четыре отдельных цилиндра (рис. З и 4). Охлаж­дение двигателей воздушное от осевого вентилятора, расположенного в развале цилиндров.

Двигатель модели МеМЗ-966Г имеет ряд существен­ных отличий от модели МеМЗ-966В. Для снижения тем­пературной напряженности в двигателе МеМЗ-966Г уста­новлен вентилятор, работающий на нагнетание (см. 23, а), вместо вентилятора, работающего на отсос (см. рис. 23, б). Изменена конструкция терморегулирова­ния (см. рис.25) и увеличена охлаждающая поверхность масляного радиатора за счет увеличения количества сек­ций (см. рис. 21).

Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы

Картер двигателя (рис. 5) туннельного типа, отлит из магниевого сплава МЛ-5.

Средняя опора коленчатого вала разъемная, из двух половин, крепится к картеру коленчатого вала стяж­ным болтом 11 (рис. 6)

Передний и задний коренные подшипники коленча­того вала неразъемные. Задний 9 (см. рис. 5) запрессо­ван непосредственно в стенку картера и фиксируется стопором 10, а передний 9 (см. рис. 3)—в переднюю опору 8 и фиксируется штифтом. Коренные подшипни­ки коленчатого вала изготовлены из специального алю­миниевого сплава.

Цилиндры с оребренной наружной поверхностью от­литы из чугуна, взаимозаменяемы. Диаметр цилиндра 72^°'°^ мм. Для обеспечения монтажного зазора между поршнем и цилиндром в пределах 0,05...0,07 мм ци­линдры по диаметру сортируются на три размерные группы (см. прил. 2)

.

Рис. 2. Подвеска силового агрегата:

1 — левый кронштейн; 2 — передняя поперечина; 3, II — болты; 4 — кронштейн; 5,14 — подушки; (> — задняя поперечина; 7 - нижняя подуш­ка; 8 - втулка; 9, 12, 13 - шайбы; 10 - гайка; 15 - правый кронштейн

 

 


Рис. 1. Силовой агрегат модели МеМЗ-966Г: / aHiiiait'.'ii.: -'- tiieiiJleHHl': -^ - коробка передач


Рис. 3. Продольный разрез двигателя МеМЗ-966Г:

1,9 — задний и передний подшипники коленчатого вала; 2 — средняя опора; 3 - масляный картер; 4, б, 13, IS, 25 - прокладки; S - датчик температуры масла; 7 — уплотнительное кольцо маслоприемной трубки; 8 — опора переднего подшипника; 10 — манжета; II - резиновое кольцо крышки центрифуги; 12 - крышка центрифуги; 14 - гайка; 16 - хра­повик; 77 - балансирный механизм; 18 - маслозаливной патрубок; 19 - упор балансирного вала; 20 - распределительный вал; 21 - крыш­ка распределительных шестерен; 22 — впускная труба; 23 — уплотнитель масляного радиатора; 24 — жиклер масляного радиатора; 26 — крышка балансирного вала; 27 — маховик; 28 — ведомый диск; 29 — нажимной диск с кожухом в сборе; 30, 31 - маслоотражатели; А - трубка отсоса

картерных газов f.

 

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава, лу­женые, имеют вогнутое днище. На головке поршня про­точены канавки под поршневые кольца.

Поршни, как и цилиндры, разбиты на размерные группы (см. прил. 2). Стрелка для правильного распо­ложения смещения оси поршневого пальца при монта­же наносится на наружной поверхности днища поршня. Направление стрелки при монтаже в сторону шестерен газораспределения для всех поршней.

По диаметру отверстия под палец поршни сортиру­ются на четыре размерные группы.

Поршневые пальцы — стальные, плавающие, закален­ные и полированные. Диаметр пальца 20 мм, длина 61 мм. От осевого перемещения пальцы фиксируются пружинными стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы сортируются на четыре группы (см. прил. 2).

При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной размерной группы. Этим обес­печивается натяг между пальцем и поршнем в пределах от нуля до 0,005 мм и зазор между пальцем и шатуном 0,002...0,007 мм (при температуре 20 °С).

Поршневые кольца (рис. 7) по три на каждом порш­не, два компрессионных из специального чугуна. Верх­нее компрессионное кольцо 1 хромированное, с тупы­ми кромками, нижнее 2 — фосфатированное с остры­ми кромками. На внутренней цилиндрической поверх­ности компрессионных колец выполнена прямоуголь­ная фаска. При установке на поршень кольца устанав­ливаются фаской вверх.

Маслосъемное кольцо стальное, состоит из четырех элементов, двух стальных дисков 3, осевого 4 и радиаль­ного 5 расширителей.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения (рис. 8). В верхнюю головку шатуна запрессована брон­зовая втулка. По размеру диаметра втулки шатун мар­кируется у головки цветовым индексом.

Нижняя головка шатуна разъемная с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами. Крышка нижней го­ловки шатуна не взаимозаменяема. При сборке крыш­ки со стержнем шатуна цифры, указывающие номер ци­линдра, должны располагаться с одной стороны. Гайки

Рис. 4. Поперечный разрез двигателя МеМЗ-966Г:1 картер двигателя; 2 — шатун; 3 — поршень; 4 — цилиндр; 5, 15— б — маслозаливная труба; 7 — направляющий аппарат с генератором воздухоотводящие кожухи с заслонками в сборе (левый и правый); и колесом вентилятора в сборе; 8 — карбюратор; 9 - труба, соединяющая клапан стояночной вентиляции карбюратора с воздушным фильтром; 10 — трубка вентиляции картера; II - воздушный фильтр; 12 — бензиновый насос; 13— прерыватель-распределитель зажигания; 14 картер

16 - стартер; /7— глушитель в сборе; 18 – масляный катушка зажигания;

Рис. 5. Картер коленчатого вала в сборе:

/ - картер; 2, 13 — передняя и задняя опоры распределительного вала; 3 — шпилька крепления головок цилиндров; 4 - шпилька крепления масляного радиатора; 5 — жиклер масляного радиатора; 6 - шпилька крепления картера сцеп­ления; 7 — шпилька крепления передней опоры; 8 — канал привода масла к коренным подшипникам; 9 — задний вкла­дыш; 10 — стопор подшипника; II — отгибная шайба; 12 — болт; 14 — шпилька крепления стартера

Рис. 6. Опора среднего коренного подшипника (вид со стороны носка коленчатого вала):

1 — гайка; 2 — шайба; 3, 7 — штифты вкладыша и опоры; 4 — канал привода смазки к подшипнику; J — нижняя опора; б — стяжной болт; 8 — вкладыш; 9 — коленчатый вал; 10 — верхняя опора; II — болт крепления опоры к картеру; 12 - картер коленчатого вала

шатунных болтов 4 затягиваются усилием 3,2...3,6 кгс-м и стопорятся.

Стопорение производится стопорными гайками 5 с поворотом их на 1,5...2 грани после соприкосновения с основными.

Примечание. На ранее выпущенных двигателях стопоре­ние гаек осуществлялось шплинтами. Для совмещения прорезей гаек с отверстиями в болтах допускается подтяжка гаек усили­ем не более 5,6 кгс-м.

Разница в массе шатунов, установленных на двига­тель, не должна превышать 10 г.

Коленчатый вал трехопорный (рис. 9), литой из вы-сокопрочного чугуна. Диаметр коренных шеек 50± ±0,01 мм, шатунных 45_дд^ мм, радиус кривошипа 27,25 мм. Коленчатый aarf, установленный на двигате­ле, сбалансирован вместе с маховиком, механизмом сцепления и корпусом центрифуги. Допустимый дисба­ланс не должен превышать 15 гс-см.

Рис. 7. Расположение поршневых колец на поршне: 1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — нижнее компрессионное коль­цо; 3 — верхний диск маслосъемного кольца; 4 — осевой расширитель; 5 — радиальный расширитель; 6 — нижний диск маслосъемного кольца; а — участок, на котором с обеих сторон не должно быть замков компрес­сионных колец и замков дисков маспосъемного кольца; 1,11 •- располо­жение замков компрессионных колец; III, VI - расположение замков дисков маслосъемного кольца. Замки расширителей маслосъемного кольца располагают аналогично в плоскости оси. IV

При динамической балансировке на шатунные шей­ки устанавливаются разъемные, круглого сечения, ста­тически отбалансированные противовесы массой 576 ± ± 2 г каждый. После балансировки на маховик и кожух сцепления наносятся метки их взаимного расположе­ния. При сборке метки необходимо совмещать.

Подшипник средней коренной шейки вместе со средней опорой монтируется на коленчатый вал до по­становки в картер.

Осевой разбег коленчатого вала (0,15...0,25 мм) ог­раничен буртом подшипника 9 (см. рис. 3) передней опоры с одной стороны и упорной шайбой 8 (см. рис. 9) коленчатого вала с другой.

Головка цилиндров (рис. 10) из алюминиевого спла­ва имеет развитые ребра, взаимозаменяема, общая на два цилиндра.

Для надежного уплотнения при установке бронзо­вых резьбовых гнезд 4 свечей, седел 2 клапанов, направ­ляющих втулок 16 клапанов, кожухов штанг 15 и мас-лосливной трубки 6 головку цилиндров нагревают до температуры 200...220 ° С.

Механизм газораспределения верхнеклапанный при­водится в действие от распределительного вала при по­мощи толкателей, штанг и коромысел.

Распределительный вал (рис. II) двухопорный, стальной. От осевого перемещения фиксируется упо­ром торца ведомой шестерни распределительного вала 20 в торец ведомой шестерни балансирного механизма 17 (см. рис. 3). Шестерня 1 распределительного вала от­лита из магниевого сплава МЛ5 и крепится к фланцу распределительного вала тремя стальными заклепками 2 (см. рис. II).

Рис. 8. Шатун в сборе: 1 — стык втулки верх­ней головки шатуна; 2 — место цветового индекса размерной группы верхней головки шатуна; 3 — болт крепления крышки шату­на; 4 — гайка болта крыш­ки шатуна; 5 — стопорная гайка; 6 — место цвето­вого индекса весовой группы; 7 — клеймо номе­ра цилиндра

Рис. 9. Коленчатый вал с маховиком и нажимным диском сцепления в сборе: / — нажимной диск сцепления с кожухом в сборе; 2 — маховик в сборе; 3 — болт крепления маховика в сборе; 4 — стопорная шайба; 5 — прокладка; 6 — штифт маховика; 7 — коленчатый вал; 8 — опорная шайба коленчатого вала; 9 — распределительная шестерня; 10 — шестерня привода балансирного механизма; II — шестерня привода масляного насоса; 12 — сегментная шпонка; 13 - маслоотражатель манжеты; 14 - корпус центрифуги; 15 - маслоотражатель центрифуги; /б—болт центрифуги; /7—отгибная шайба

Для правильной установки фаз газораспределения на шестернях набиты метки О, которые должны быть совмещены (рис. 12). При необходимости проверка фаз газораспределения (рис. 13) производится на соб­ранном непрогретом двигателе при температуре 15... 25 ° Си зазорах в клапанном механизме 0,45 мм.

Четырехцилиндровые V-образные двигатели имеют неуравновешенный момент от сил инерции первого по­рядка. Для уравновешивания момента в конструкции двигателя предусмотрены балансирный механизм (рис. 14) и уравновешивающая масса в виде противовесов коленчатого вала.

Рис. 10. Головка цилиндров с клапанами в сборе:

1 — головка цилиндров; 2 — седло клапана; 3 — клапан; 4 — резьбовая втулка свечи; 5 - штифт резьбовой втулки; б — сливная трубка; 7 — пружина клапана; 8 — шпилька крепления крышки головки цилиндров-9 — шайба пружины клапана; 10 — сухарь клапана; II — тарелка пружины клапана; 12 - шпилька крепления валика коромысел; S3 — стакан пру­жины клапана; 14 — шпилька крепления впускной трубы; 15 — кожух

штанги; 16 — направляющая втулка клапана

Рис. II. Распределительный вал в сборе: 1 — шестерня; 2 - заклепка; 3 — распределительный вал; 4 — втулка

Рис. 12. Установочные метки (А):

а — на распределительных шестернях; б — на шестернях балаисирного механизма^ - смещенное отверстие под заклепку на шестерне распреде­лительного вала

 

Рис. 13. Диафрагмма фаз газораспределения: 1 — впускной клапан; 2 выпускной клапан

Вал балансирного механизма 2 расположен внутри распределительного вала. На концах балансирного вала с одной стороны на лысках установлена ведомая 1 ше­стерня балансирного механизма с противовесом, на дру­гом — противовес 3. Привод балансирного механизма осуществляется от коленчатого вала парой прямозубых шестерен (см. рис. 3) с передаточным отношением 1:1.

Осевое перемещение балансирного механизма огра­ничивается плунжером 19 (см. рис. 3) и распорной пру-

Рис. 14. Балансирный механизм в сборе:

1 — шестерня балансирного вала; 2 — балансирный вал; 3 - противовес; 4 — сухарь; S — стопорная шайба; 6 — болт

придерживая силовой агрегат, поднять автомобиль подъемником и откатить тележку с силовым агрегатом. Для транспортировки агрегат следует подвесить за вы­пускные трубы первого и четвертого цилиндров и зад­нюю крышку коробки передач.

Установку силового агрегата на автомобиль следует выполнять в обратной последовательности.

.)

Date: 2015-05-05; view: 1144; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию