Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие воли как способности I
к управлению поведением ' Самым важным личностным механизмом, формирую- | щимся в дошкольном периоде, считается соподчинение | мотивов. Раньше если несколько желаний возникало од- I новременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой I для него ситуации выбора. ' Постепенно мотивы дошкольника приобретают разную | силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте. ребенок сравнительно легко может принять решение I в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои ■ непосредственные побуждения, например не реагиро- | вать на привлекательный предмет. Это становится воз- I можным благодаря более сильным мотивам, которые вы- ■ полняют роль «ограничителей». Появление соподчинения | мотивов становится предпосылкой развития воли.; Обратимся к генезису волевых действий. В младшем | дошкольном возрасте поведение ребенка складывается i почти целиком из импульсивных поступков, проявления I воли наблюдаются лишь время от времени при особо I благоприятных обстоятельствах. У дошкольника 5-6 лет I количество таких проявлений возрастает, но они все еще I не занимают сколько-нибудь значительного места в пове- J дении. Только в старшем дошкольном возрасте на фоне I изменения мотивов поведения, формирования соподчи- i нения мотивов ребенок становится способным к сравни- | тельно длительным волевым усилиям. i В развитии волевых действий дошкольника можно вы- ' делить три взаимосвязанные стороны: I 1) развитие целенаправленности действий;. 2) установление взаимозависимости между целью дей- | ------------------------------------------ >е 52. Основные психологические ' новообразования дошкольного возраста [ Д. Б. Эльконин считал, что это:. 1) возникновение первого схематичного абриса цель- \ У детей возникает обостренный познавательный инте 2)возникновение первичных этических инстанций «Что* такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстан- | ции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может j быть плохим»; I 3) возникновение соподчинения мотивов. В этом воз- I расте уже можно наблюдать преобладание обдуманных * действий над импульсивными. Преодоление непосред- | ственных желаний определяется не только ожиданием на-грады или наказания со стороны взрослого, но и выска- j занным обещанием самого ребенка (принцип «данного \ слова»). Благодаря этому формируются такие качества | . личности, как настойчивость и умение преодолевать ■ трудности; возникает также чувство долга по отношению | к другим людям; | 4) возникновение произвольного поведения. Произ- I 3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Под влиянием воспитателя дошкольник овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы). Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них, выбор происходит на основе соподчинения мотивов, решение опирается на более значимый мотив в данный момент. На развитие воли особенно сильно влияют игры с правилами. Вначале дошкольник больше следит за тем, как выполняют правила другие дети, и только потом эти требования предъявляет себе. Желание участвовать в игре выступает как мотив, который приводит к волевым дей ствиям. формах игровой и продуктивной деятельности. Для их выполнения необходимо не только предварительно представить отдаленные результаты действия, но и заранее прочувствовать тот смысл, какой они будут иметь для самого ребенка и окружающих его людей. В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А. В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами - нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия (сопереживание). И особенно важно - там, где процессы ориентации в окружающей действительности начинают определяться общественно выработанными способами ее анализа, общественно выработанными эталонами и нормами, мы имеем дело с личностью.
5)возникновение личного сознания - возн и к н о вен и е сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; 6) появляется внутренняя позиция школьника. Подготовленный к школе ребенок хочет учиться потому, что у него появляется стремление занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослости, потому что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Внутренняя позиция школьника возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса семи лет. Сочетание двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит». Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте. Половая идентификация заключается в том, что ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения (мальчик - сильный, смелый, не плачет от боли; девочка - аккуратная, деловитая, кокетливо-капризная). На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать не только поведенческие формы, но интересы, ценности своего пола. Date: 2015-05-05; view: 620; Нарушение авторских прав |