Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Введение в специальность





ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Специальность ЮРИСПРУДЕНЦИИ

 

Введение в специальность

Курс лекций

Содержание

Введение

Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность

Предмет юридической науки

1.2. Юридическая наука: история развития и современность

Глава 2. Значение профессии юриста в обществе

2.1.Основные черты юридической профессии

2.2.Личностные и квалификационные требования к профессии юриста

2.3.Положение юристов в обществе

2.3.Сообщество юристов

Глава 3. Понятие концепции «правовое государство»

3.1.Основные юридические понятия

3.2.Роль и значение права в современной России

 

Глава 4. Юридические профессии

4.1.Адвокатская деятельность, адвокат.

4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры.

4.3.Органы юстиции. Участие органов юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Служба судебных приставов. Порядок приема на службу в органы юстиции.

4.4.Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

4.5.Служба в органах внутренних дел. Следователь (дознаватель) в правоохранительных органах РФ.

4.6. Органы обеспечения безопасности. Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ).

4.7.Осуществление правосудия в РФ. Судья.

4.8.Частные детективные и охранные службы.

4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.

 

Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса

Учебная и научная литература, рекомендуемая для изучения курса

Словарь основных понятий по курсу

Список принятых сокращений

Введение

Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказы­вается об одной из интереснейших и популярнейших специаль­ностей последнего десятилетия - о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов - адво­катов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех об­ластях общественной и деловой жизни.

Несмотря на огромную популярность данной профессии, ко­личество юристов в России на душу населения все еще очень мало по сравнению с развитыми странами. Так, например, если в США на 100 млн человек приходится более 400 тыс. адвокатов, то в России - на 150 млн - всего 20 тыс. Однако по мере разви­тия российского общества интерес его граждан к праву растет, и все большее количество людей стремятся получить юридическую консультацию специалиста.

Профессия юриста во многом похожа на профессию врача. К представителям обеих профессий люди обращаются за помо­щью: если у человека возникают проблемы со здоровьем, он идет к врачу; если с социальным взаимодействием - обращается с вопросом к юристу. Иногда именно своевременная беседа с юристом может обеспечить человеку защиту от возможных про­блем в будущем или помочь разрешить конфликтную ситуацию, которая уже имеет место. Вместе с тем, как и на враче, на юри­сте зачастую лежит ответственность за жизнь человека, обратив­шегося к нему за помощью.

Курс «Введение в специальность» - первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель дан­ного курса состоит в том, чтобы:

·сформировать ваши представления о будущей профессии;

·помочь вам определиться с выбором своего профессио­нального пути в рамках юридической специальности;

·развить те навыки, которые будут вам необходимы для обу­чения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста.

И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии.

Основа профессионализма юриста - хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходи­мо глубоко изучить право и закон. Поэтому мы подробно рас­смотрим те требования, которые предъявляются к юридическому образованию, а также систему юридических знаний, которую вам будет необходимо освоить. Вы узнаете, какими нормативны­ми документами регламентируется образовательный процесс, в среднем профессиональном учебном заведений, получите пред­ставление о содержании этих документов.

Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике - толковать нормы права, составлять юридические документы, выступать в суде, консультировать клиента и т. д. Изучая данный курс, вы получи­те представление об основных навыках, которые необходимы юристу. Отрабатывать и совершенствовать данные навыки вы будете во время изучения специальных юридических дисциплин, а также в процессе последующей работы по выбранной вами специальности.

С развитием общественных отношений постоянно усложняется и работа юристов: сегодня хорошему юристу необходимо ориентироваться не только в динамично протекающих процессах во всех сферах государства, но и в изменениях, происходящих в законодательстве. Поэтому отдельная глава учебника посвящена тому, как правильно организовать свою работу с юридической информацией.

Юрист юристу рознь. Так же как и в других профессиях, в рамках специальности «правоведение» возможен выбор различ­ных специализаций. Это связано с многообразием видов той дея­тельности, которую осуществляют юристы. Работа двух юристов может значительно отличаться в зависимости от того, по какой конкретно юридической специальности они работают - проку­рор или адвокат, судья или следователь, нотариус или юрискон­сульт и т. д. Данный курс поможет вам лучше представить воз­можные варианты вещего профессионального роста и опреде­лить, в какой именно сфере юриспруденции вам хотелось бы ра­ботать.

Однако какую бы специализацию в юриспруденции вы для себя ни выбрали, есть ряд общих навыков, которые необходимы для построения любой карьеры, в том числе и карьеры юридиче­ской. Об этих навыках мы поговорим в конце курса.

Фактически, изучение материалов данного курса станет вашим первым шагом в освоении выбранной профессии. Изучайте курс активно - выполняйте предложенные задания, зада­вайте вопросы (себе и своему преподавателю), пытайтесь найти на них ответы.

Основная цель познакомить вас с про­фессией, которую вам предстоит осваивать, а также рассказать о том, где может работать выпускник университета, получивший ди­плом по специальности «Юриспруденция».

После изучения этого курса вы должны:

· получить представление об основных видах деятельности юриста;

· понимать различия между основными юридическими пpoфессиями;

· знать, какие профессиональные и нравственные требова­ния предъявляются к представителям различных юридиче­ских профессий;

· использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции.

Кто такой юрист?

Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях:

1) специалист с юридическим образованием;

2) практический деятель в области права;

3) студент юридического учебного заведения;

Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений?

По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы мо­жете употребить это слово:

· по отношению к человеку, который регулярно читает юриди­ческие книги и журналы:

· по отношению к человеку, который защищает интересы дру­гого человека в суде;

· по отношению к человеку, который имеет диплом о юридиче­ском образовании;

· по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять;

· по отношению к человеку, который умеет составлять юриди­ческие документы;

· по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве;

· по отношению к человеку, который дает консультации дру­гим людям по правовым вопросам?

Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следя­щих за изменениями в законодательстве, действительно являют­ся юристами, представители многих других профессий - бухгал­тера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев - например, при рассмотрении граждан­ского дела - представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, иско­вые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы.

Конечно, хороший юрист должен уметь совершать все описанные выше (и многие другие) действия, т. е. обладать рядом про­фессиональных навыков. Наличие специальных знаний и навыков - две важнейшие черты, отличающие профессионального юриста от человека, которые просто интересуется законодательством. Специ­альные знания по юриспруденции юрист получает как во время обучения в вузе, так и путем самообразования в те­чение всей жизни. Овладение профессиональными навыками так­же начинается в учебном заведении - на занятиях, в процессе прохождения учебной практики и затем продолжается в процессе профессиональной деятельности уже на рабочем месте.

И все-таки кто же такой юрист?

Юрист - это специалист, имеющий юридическое образова­ние (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их пра­вильно применять.

Таким образом, настоящий юрист:

1. имеет профессиональное юридическое образование;

2. обладает специальными юридическими знаниями;

3. умеет применять свои знания на практике.

Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочис­ленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерче­ской деятельности, или выбрать для себя иную специализацию.

Далее будем рассматривать подробнее наиболее популярные юридические профессии.

 

 

Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность

1.1. Предмет юридической науки.

В переводе с латинского языка «юриспруденция» означает «пра­воведение». Правоведение можно представить как изучение обще­обязательных правил поведения; установленных или санкциониро­ванных государством, т.е. закрепленный порядок общественных отно­шений. В целом юридическая наука - это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм и различ­ные аспекты правоприменительной деятельности. Теоретический подход к изучению и осмыслению юридических наук заключается в рассмотрении, исследовании системы основных идей в той или иной отрасли права как формы научного познания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях в форми­ровании, принятии и применении права.

Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например таких, как наука гражданского права, наука, уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т.д. Прикладными юридическими науками счи­таются такие, как судебная медицина; судебная психиатрия, крими­налистика, криминология, юридическая психология и ряд других наук, составляющих отдельные отрасли.

Для желающих посвятить себя познанию, изучению и иссле­дованию юридических наук необходимо иметь хотя бы общее пред­ставление о самых элементарных основах, составляющих юриспру­денцию, которые являются базисом профессиональной подготовки юриста.

1.2. Юридическая наука: история развития и современность.

Наука как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. Прежде всего, она делится на естественные и общественные науки по характеру изуча­емых ею явлений и процессов. Так, описание, объяснение и предска­зание явлений и процессов, относящихся к человеческому обществу и протекающих в нем, составляет сферу интересов, выражаясь точ­нее. предмет общественных наук.

В свою очередь, общественные науки также по предмету изучения делятся на более дробные сферы научного знания: социологию, политическую экономию, этику, психологию, эстетику, политологию, социальную, синергетику и т.д.

К общественным наукам относятся и юридическая наука ­область человеческой деятельности, излучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.

Как и любая другая, юридическая наука также имеет своей за­дачей получение новых, объективных знаний о своем предмете, т.е. о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяс­нение и предсказание на основе, открываемых ею законов различных государственно-правовых явлений и процессов. Она пользуется свои­м собственными понятиями и категориями, в которых, закрепляются добытые ею знания о различных сторонах государственно-правовой жизни общества, о возникновении, развитии и функционировании таких социальных институтов, как государство и право.

Но наука не может быть сведена только к знаниям, она, представ­ляет собой еще и социальный институт, аккумулирующий потребно­сти общества в определенного рода знаниях, систему научных учреж­дений, научное сообщество, систему трансляций знаний и примене­ния их на практике. Тем не мeнеe знаний, о юридической действи­тельности были в принципе всегда (по крайней мере, с той поры, как это действительность сформировалась), а, вот юридическая наука ­образование достаточно позднее. Поэтому наиболее убедительным эмпирическим показателем возникновения научной дисциплины выступает ее социальное признание и институционализация, выражающиеся, в частности,. в ее преподавании.

Юриспруденция как относительно самостоятельное знание воз­никает в древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Однако, несмотря на высокий социальный статус римских юристов, учебных заведений, где изучалось бы право, в то время не было. Обучение проходило в доме у видного юриста, который передавал свои знания, носившие практический xapaктер, весьма ограниченной группе учеников. Римс­кие юристы, консультировавшие преторов, судей и адвокатов, кото­рые не являлись профессионалами в право ведении, не занимались изучением со своими учениками таких базовых понятий, как право­судие, право и правоведение. Студента сразу привлекали к практи­ческой деятельности, где перед ним раз з а разом вставал все тот же вопрос: «Что следует сделать исходя из представленных фактов?» Римское право, как это ни покажется странным, не знало такого необходимого для науки компонента, как общие, абстрактные понятия, так как его многочисленные нормы были привязаны к определенным правовым ситуациям.

Taким образом, в Древнем Риме возникает самостоятельный вид юридической деятельности (чего нельзя найти, например, на Востоке или в Древней Греции). Но юриспруденция еще не стала наукой: он носила слишком практичный; конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора -варианта поведения в той или иной ситуации и т.п. Наука же предполагает выработку понятий; не совпадающих с чувственными знаниями, пред­ставлениях о единичных предметах окружающего мира.

Новый импульс своего развития юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Х1 века с полным правом можно, назвать «юридическим веком». В конце ХI века в Болонье и других городах Италии, возникают первые университеты, причем именно юридичес­кие. Это свидетельствует о том, что знание права становится социаль­но значимым в глазах общества. Именно в это время были заложены на основы современной западной юриспруденции. В Новое, время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происхо­дит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно са­мостоятельные отрасли теория гражданского и уголовного права несколько позднее - теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления. Общеправовые вопросы до начала XIX века, были предметом фило­софии права.

В XIX веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в целом в науке) становится позитивизм. «Позитивная юридическая наука должна изучать факты, а всякие метафизические рассуждения должны быть отброшены», - таково господствовавшее мировоззрение той эпохи. Поэтому философия права, изучавшая, основные начала юриспруденции, заменяется теорией права.

Последняя представлялась, наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Однако фактическое становление теории права происходило несколько сложнее, чем просто замена одной дисциплины на другую. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права, под которой следует понимать соединение всех научных юридических знаний в единую систему.

В начале XIX века энциклопедия права преподается практически во всех вузах и претендует на статус самостоятельном науки. В России преподавание энциклопедии права относится еще к концу XVIII века. Несмотря на свое достаточно активное развитие, энциклопедия права в конце XIX века утрачивает, свои позиции и превращается в своеобразное «введение в специальность юриста».

С конца XIX века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. Серьезные, даже трагические испытания ожидали теорию права в нашей стране в 20 веке. После революции 1917г. было попытка создать марксистскую теорию права.

С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует по­нимать как результат правотворческой деятельности государства (точ­нее - коммунистической партии). В результате теория права становится теорией государства и права.

Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету своего изучения. Ее можно представить следующим образом:

1. Общетеоретические и исторические науки. К ним относятся: теория история государства и права, история политических и пра­вовых учений, политология.

2. Отраслевые юридические науки, в числе которых: конститу­ционное право, гражданское право, уголовное право, административ­ное право, налоговое право, трудовое право, семейное право, граж­данско-процессуальное право, уrоловно-процессуальное право и др.

3.Науки, изучающие структуру, организацию, порядок, деятель­ности государственных органов: организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др.

4. Науки, изучающие международное право: международное пуб­личное право, международное частное право, космическое право и др.

5. Прикладные юридические науки. К ним относятся: кримина­листика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психи­атрия и др.

Следует обратить внимание, что к теоретическим наукам относит­ся не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические 'знания о государстве и праве.

Так, например, гражданское право - это совокупность правовых норм, их системы (например, правовых институтов), которые регули­руют имущественные отношения и связанные с ними личные неиму­щественные отношения. Изучение этих норм и их совокупности составляет предмет науки гражданского права. Это касается и других отраслевых юридических наук.

Наука - это всегда систематизированные знания о какой-то об­ласти жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом. В данном примере с гражданским правом это знания об имущественных и связанных с ними личных неимущественных отноше­ниях, о нормах (правилах), которые регулируют эти отношения. Это принципиальное положение следует усвоить с тем, чтобы не допус­кать смешения науки и ее предмета.

Студенты учебных заведений и факультетов юридического профиля изучают след. Дисциплины:

Теория государство и права

История политических и правовых учений

История отечественного государства и права

История государства и права зарубежных стран

Конституционное право России

Конституционное право Зарубежных стран

Гражданское право

Гражданское процессуальное право

Административное право Трудовое право

Уголовное право

Уголовный процесс Международное право

Экологическое право Римское право

Международное частное право и т.д.

Date: 2015-05-05; view: 5191; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию