Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Введение в специальностьСтр 1 из 40Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Специальность ЮРИСПРУДЕНЦИИ
Введение в специальность Курс лекций Содержание Введение Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность Предмет юридической науки 1.2. Юридическая наука: история развития и современность Глава 2. Значение профессии юриста в обществе 2.1.Основные черты юридической профессии 2.2.Личностные и квалификационные требования к профессии юриста 2.3.Положение юристов в обществе 2.3.Сообщество юристов Глава 3. Понятие концепции «правовое государство» 3.1.Основные юридические понятия 3.2.Роль и значение права в современной России
Глава 4. Юридические профессии 4.1.Адвокатская деятельность, адвокат. 4.2.Порядок деятельности органов прокуратуры РФ. Служба в органах прокуратуры. 4.3.Органы юстиции. Участие органов юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Служба судебных приставов. Порядок приема на службу в органы юстиции. 4.4.Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой. 4.5.Служба в органах внутренних дел. Следователь (дознаватель) в правоохранительных органах РФ. 4.6. Органы обеспечения безопасности. Служба в органах ФСБ (органов внешней разведки РФ). 4.7.Осуществление правосудия в РФ. Судья. 4.8.Частные детективные и охранные службы. 4.9.Юрисконсульт предприятия, учреждения, организации.
Нормативно правовые акты, рекомендуемые для изучения курса Учебная и научная литература, рекомендуемая для изучения курса Словарь основных понятий по курсу Список принятых сокращений Введение Название данного курса говорит само за себя. В ней рассказывается об одной из интереснейших и популярнейших специальностей последнего десятилетия - о специальности юриста. Можно без преувеличения сказать, что нет такого места в нашей стране, где люди не пользовались бы услугами юристов - адвокатов, судей, нотариусов, прокуроров и т. д. Это связано с тем, что специалисты в области права нужны практически во всех областях общественной и деловой жизни. Несмотря на огромную популярность данной профессии, количество юристов в России на душу населения все еще очень мало по сравнению с развитыми странами. Так, например, если в США на 100 млн человек приходится более 400 тыс. адвокатов, то в России - на 150 млн - всего 20 тыс. Однако по мере развития российского общества интерес его граждан к праву растет, и все большее количество людей стремятся получить юридическую консультацию специалиста. Профессия юриста во многом похожа на профессию врача. К представителям обеих профессий люди обращаются за помощью: если у человека возникают проблемы со здоровьем, он идет к врачу; если с социальным взаимодействием - обращается с вопросом к юристу. Иногда именно своевременная беседа с юристом может обеспечить человеку защиту от возможных проблем в будущем или помочь разрешить конфликтную ситуацию, которая уже имеет место. Вместе с тем, как и на враче, на юристе зачастую лежит ответственность за жизнь человека, обратившегося к нему за помощью. Курс «Введение в специальность» - первый курс, с которого вы начинаете свое обучение юриспруденции. Учебная цель данного курса состоит в том, чтобы: ·сформировать ваши представления о будущей профессии; ·помочь вам определиться с выбором своего профессионального пути в рамках юридической специальности; ·развить те навыки, которые будут вам необходимы для обучения юриспруденции и вашей дальнейшей работы как юриста. И хотя данный курс не содержит исчерпывающих знаний по всем вопросам, связанным с юридической специальностью, она призвана стать первой ступенькой, с которой вы начнете свое восхождение к вершинам выбранной вами профессии. Основа профессионализма юриста - хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. Поэтому мы подробно рассмотрим те требования, которые предъявляются к юридическому образованию, а также систему юридических знаний, которую вам будет необходимо освоить. Вы узнаете, какими нормативными документами регламентируется образовательный процесс, в среднем профессиональном учебном заведений, получите представление о содержании этих документов. Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике - толковать нормы права, составлять юридические документы, выступать в суде, консультировать клиента и т. д. Изучая данный курс, вы получите представление об основных навыках, которые необходимы юристу. Отрабатывать и совершенствовать данные навыки вы будете во время изучения специальных юридических дисциплин, а также в процессе последующей работы по выбранной вами специальности. С развитием общественных отношений постоянно усложняется и работа юристов: сегодня хорошему юристу необходимо ориентироваться не только в динамично протекающих процессах во всех сферах государства, но и в изменениях, происходящих в законодательстве. Поэтому отдельная глава учебника посвящена тому, как правильно организовать свою работу с юридической информацией. Юрист юристу рознь. Так же как и в других профессиях, в рамках специальности «правоведение» возможен выбор различных специализаций. Это связано с многообразием видов той деятельности, которую осуществляют юристы. Работа двух юристов может значительно отличаться в зависимости от того, по какой конкретно юридической специальности они работают - прокурор или адвокат, судья или следователь, нотариус или юрисконсульт и т. д. Данный курс поможет вам лучше представить возможные варианты вещего профессионального роста и определить, в какой именно сфере юриспруденции вам хотелось бы работать. Однако какую бы специализацию в юриспруденции вы для себя ни выбрали, есть ряд общих навыков, которые необходимы для построения любой карьеры, в том числе и карьеры юридической. Об этих навыках мы поговорим в конце курса. Фактически, изучение материалов данного курса станет вашим первым шагом в освоении выбранной профессии. Изучайте курс активно - выполняйте предложенные задания, задавайте вопросы (себе и своему преподавателю), пытайтесь найти на них ответы. Основная цель познакомить вас с профессией, которую вам предстоит осваивать, а также рассказать о том, где может работать выпускник университета, получивший диплом по специальности «Юриспруденция». После изучения этого курса вы должны: · получить представление об основных видах деятельности юриста; · понимать различия между основными юридическими пpoфессиями; · знать, какие профессиональные и нравственные требования предъявляются к представителям различных юридических профессий; · использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры в юриспруденции. Кто такой юрист? Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» может употребляться в трех значениях: 1) специалист с юридическим образованием; 2) практический деятель в области права; 3) студент юридического учебного заведения; Как вы думаете, почему термин «юрист» имеет несколько значений? По отношению к кому из перечисленных ниже людей вы можете употребить это слово: · по отношению к человеку, который регулярно читает юридические книги и журналы: · по отношению к человеку, который защищает интересы другого человека в суде; · по отношению к человеку, который имеет диплом о юридическом образовании; · по отношению к человеку, который знает законы и умеет их применять; · по отношению к человеку, который умеет составлять юридические документы; · по отношению к человеку, который следит за изменениями в законодательстве; · по отношению к человеку, который дает консультации другим людям по правовым вопросам? Как вы уже поняли, в зависимости от ситуации практически каждый из описанных выше людей может оказаться юристом либо не юристом. Хотя абсолютное большинство людей, следящих за изменениями в законодательстве, действительно являются юристами, представители многих других профессий - бухгалтера, банкиры, менеджеры по персоналу и даже педагоги – также внимательно отслеживают изменения в нормативно-правовых актах. В ряде случаев - например, при рассмотрении гражданского дела - представлять в суде интересы другого человека может и не юрист (например, родитель, отстаивающий интересы своего несовершеннолетнего ребенка). Равно как многие люди, опираясь на образцы документов, помещенные в справочно-правовых системах, сами составляют договоры, доверенности, исковые заявления и иные юридические документы. Более того, некоторые люди, не имеющие базового юридического образования, знают и умеют правильно применять законы. Конечно, хороший юрист должен уметь совершать все описанные выше (и многие другие) действия, т. е. обладать рядом профессиональных навыков. Наличие специальных знаний и навыков - две важнейшие черты, отличающие профессионального юриста от человека, которые просто интересуется законодательством. Специальные знания по юриспруденции юрист получает как во время обучения в вузе, так и путем самообразования в течение всей жизни. Овладение профессиональными навыками также начинается в учебном заведении - на занятиях, в процессе прохождения учебной практики и затем продолжается в процессе профессиональной деятельности уже на рабочем месте. И все-таки кто же такой юрист? Юрист - это специалист, имеющий юридическое образование (высшее и среднее профессиональное), профессионально разбирающийся в праве, знающий законы и умеющий их правильно применять. Таким образом, настоящий юрист: 1. имеет профессиональное юридическое образование; 2. обладает специальными юридическими знаниями; 3. умеет применять свои знания на практике. Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочисленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, следователем, прокурором, оперативным работником милиции и других правоохранительных органов, судьей, нотариусом, юрисконсультом, занимающимся сопровождением коммерческой деятельности, или выбрать для себя иную специализацию. Далее будем рассматривать подробнее наиболее популярные юридические профессии.
Глава 1. Предмет юридической науки, юридическая наука: история и современность 1.1. Предмет юридической науки. В переводе с латинского языка «юриспруденция» означает «правоведение». Правоведение можно представить как изучение общеобязательных правил поведения; установленных или санкционированных государством, т.е. закрепленный порядок общественных отношений. В целом юридическая наука - это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Теоретический подход к изучению и осмыслению юридических наук заключается в рассмотрении, исследовании системы основных идей в той или иной отрасли права как формы научного познания, дающего целостное представление о закономерностях и существенных связях в формировании, принятии и применении права. Юридическая наука в современном виде дифференцирована на множество отраслей, например таких, как наука гражданского права, наука, уголовного права, теория государства и права, история права и правовых учений и т.д. Прикладными юридическими науками считаются такие, как судебная медицина; судебная психиатрия, криминалистика, криминология, юридическая психология и ряд других наук, составляющих отдельные отрасли. Для желающих посвятить себя познанию, изучению и исследованию юридических наук необходимо иметь хотя бы общее представление о самых элементарных основах, составляющих юриспруденцию, которые являются базисом профессиональной подготовки юриста. 1.2. Юридическая наука: история развития и современность. Наука как важная область человеческой деятельности, имеющей своей целью получение и систематизацию объективных знаний о действительности, обладает сложной структурой. Прежде всего, она делится на естественные и общественные науки по характеру изучаемых ею явлений и процессов. Так, описание, объяснение и предсказание явлений и процессов, относящихся к человеческому обществу и протекающих в нем, составляет сферу интересов, выражаясь точнее. предмет общественных наук. В свою очередь, общественные науки также по предмету изучения делятся на более дробные сферы научного знания: социологию, политическую экономию, этику, психологию, эстетику, политологию, социальную, синергетику и т.д. К общественным наукам относятся и юридическая наука область человеческой деятельности, излучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества. Как и любая другая, юридическая наука также имеет своей задачей получение новых, объективных знаний о своем предмете, т.е. о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяснение и предсказание на основе, открываемых ею законов различных государственно-правовых явлений и процессов. Она пользуется своим собственными понятиями и категориями, в которых, закрепляются добытые ею знания о различных сторонах государственно-правовой жизни общества, о возникновении, развитии и функционировании таких социальных институтов, как государство и право. Но наука не может быть сведена только к знаниям, она, представляет собой еще и социальный институт, аккумулирующий потребности общества в определенного рода знаниях, систему научных учреждений, научное сообщество, систему трансляций знаний и применения их на практике. Тем не мeнеe знаний, о юридической действительности были в принципе всегда (по крайней мере, с той поры, как это действительность сформировалась), а, вот юридическая наука образование достаточно позднее. Поэтому наиболее убедительным эмпирическим показателем возникновения научной дисциплины выступает ее социальное признание и институционализация, выражающиеся, в частности,. в ее преподавании. Юриспруденция как относительно самостоятельное знание возникает в древнем Риме. Это было связано с выделением правоведения в качестве обособленного вида деятельности. Однако, несмотря на высокий социальный статус римских юристов, учебных заведений, где изучалось бы право, в то время не было. Обучение проходило в доме у видного юриста, который передавал свои знания, носившие практический xapaктер, весьма ограниченной группе учеников. Римские юристы, консультировавшие преторов, судей и адвокатов, которые не являлись профессионалами в право ведении, не занимались изучением со своими учениками таких базовых понятий, как правосудие, право и правоведение. Студента сразу привлекали к практической деятельности, где перед ним раз з а разом вставал все тот же вопрос: «Что следует сделать исходя из представленных фактов?» Римское право, как это ни покажется странным, не знало такого необходимого для науки компонента, как общие, абстрактные понятия, так как его многочисленные нормы были привязаны к определенным правовым ситуациям. Taким образом, в Древнем Риме возникает самостоятельный вид юридической деятельности (чего нельзя найти, например, на Востоке или в Древней Греции). Но юриспруденция еще не стала наукой: он носила слишком практичный; конкретный характер; ее содержание составляли знания-рецепты при решении споров, выбора -варианта поведения в той или иной ситуации и т.п. Наука же предполагает выработку понятий; не совпадающих с чувственными знаниями, представлениях о единичных предметах окружающего мира. Новый импульс своего развития юриспруденция получает в эпоху позднего Средневековья. Х1 века с полным правом можно, назвать «юридическим веком». В конце ХI века в Болонье и других городах Италии, возникают первые университеты, причем именно юридические. Это свидетельствует о том, что знание права становится социально значимым в глазах общества. Именно в это время были заложены на основы современной западной юриспруденции. В Новое, время накопленные догматические и схоластические средневековые знания стали применяться в практической жизни. Одновременно происходит дифференциация юриспруденции: выделяются относительно самостоятельные отрасли теория гражданского и уголовного права несколько позднее - теория полиции (полицейского права), включавшая в себя вопросы внутреннего государственного управления. Общеправовые вопросы до начала XIX века, были предметом философии права. В XIX веке господствующей доктриной в юриспруденции (и в целом в науке) становится позитивизм. «Позитивная юридическая наука должна изучать факты, а всякие метафизические рассуждения должны быть отброшены», - таково господствовавшее мировоззрение той эпохи. Поэтому философия права, изучавшая, основные начала юриспруденции, заменяется теорией права. Последняя представлялась, наиболее известными позитивистами преимущественно как дисциплина, обобщавшая данные отраслевых юридических наук. Однако фактическое становление теории права происходило несколько сложнее, чем просто замена одной дисциплины на другую. Потребность в обобщенной системе юридических знаний, вытекающая из факта того, что право невозможно наблюдать в его целостности, вылилась первоначально в конкуренцию философии права и энциклопедии права, под которой следует понимать соединение всех научных юридических знаний в единую систему. В начале XIX века энциклопедия права преподается практически во всех вузах и претендует на статус самостоятельном науки. В России преподавание энциклопедии права относится еще к концу XVIII века. Несмотря на свое достаточно активное развитие, энциклопедия права в конце XIX века утрачивает, свои позиции и превращается в своеобразное «введение в специальность юриста». С конца XIX века теория права институционализируется и становится базовой, методологической дисциплиной. Серьезные, даже трагические испытания ожидали теорию права в нашей стране в 20 веке. После революции 1917г. было попытка создать марксистскую теорию права. С конца 30-х годов в отечественном правоведении утвердилось положение, что право в русле официальной концепции следует понимать как результат правотворческой деятельности государства (точнее - коммунистической партии). В результате теория права становится теорией государства и права. Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету своего изучения. Ее можно представить следующим образом: 1. Общетеоретические и исторические науки. К ним относятся: теория история государства и права, история политических и правовых учений, политология. 2. Отраслевые юридические науки, в числе которых: конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, налоговое право, трудовое право, семейное право, гражданско-процессуальное право, уrоловно-процессуальное право и др. 3.Науки, изучающие структуру, организацию, порядок, деятельности государственных органов: организация суда и прокуратуры, прокурорский надзор и др. 4. Науки, изучающие международное право: международное публичное право, международное частное право, космическое право и др. 5. Прикладные юридические науки. К ним относятся: криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др. Следует обратить внимание, что к теоретическим наукам относится не гражданское право, а наука гражданского права, не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические 'знания о государстве и праве. Так, например, гражданское право - это совокупность правовых норм, их системы (например, правовых институтов), которые регулируют имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения. Изучение этих норм и их совокупности составляет предмет науки гражданского права. Это касается и других отраслевых юридических наук. Наука - это всегда систематизированные знания о какой-то области жизнедеятельности человеческого общества или об обществе в целом. В данном примере с гражданским правом это знания об имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях, о нормах (правилах), которые регулируют эти отношения. Это принципиальное положение следует усвоить с тем, чтобы не допускать смешения науки и ее предмета. Студенты учебных заведений и факультетов юридического профиля изучают след. Дисциплины: Теория государство и права История политических и правовых учений История отечественного государства и права История государства и права зарубежных стран Конституционное право России Конституционное право Зарубежных стран Гражданское право Гражданское процессуальное право Административное право Трудовое право Уголовное право Уголовный процесс Международное право Экологическое право Римское право Международное частное право и т.д. Date: 2015-05-05; view: 5319; Нарушение авторских прав |