Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и значение права в современной России





В современном правовом государстве основой является право, которое представляет собой систему общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспе­чивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Право - система дифференцированных по отраслям права норм, каждая из которых имеет свой предмет ре­гулирования и обладает определенными специфическими чертами, например: конституционное, гражданское, трудовое, семейное, уго­ловное и др. отрасли права. Основополагающим является деление права на международное, создаваемое совместной волей двух и более государств, национальное, которое полностью находится в компе­тенции одного государства.

В российском праве коллизии между правом и писаным законом разрешаются посредством Конституции. Нормы первой главы Кон­ституции РФ «Основы конституционного строя» являются высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом, т.е. ни какие другие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам консти­туционного строя страны. Императив, стоящий над государством и законом, защищает справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества.

Правом законодательной инициативы, т.е. официальным вне­сением законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной государством процедурой, обладают определенные должностные лица, государственные и представительные органы. Право законодательной инициативы является первой стадией зако­нодательного процесса, установленного Конституцией, порядка при­нятия законов. Право законодательной инициативы влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть внесенный законопроект на заседании законодательного органа.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией таким правом обладают:

- Президент Российской Федерации;

- Совет Федерации;

- члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы;

- Правительство Российской Федерации;

- законодательные (представительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации;

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В правовом демократическом государстве законодательными органами являются государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые Конституцией в качестве основной функции возлагается осуществление законодательной власти. Законодательным органам принадлежит обычно право утверждения государственного бюджета и право контроля за деятельностью органов исполнительной власти (Президента, Правительства и т.д.), а также некоторые другие полномочия: избрание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц ратификация международных договоров, объявления амнистии и ряд других вопросов в соответствии с Конституцией. В федерациях и унитарных государствах различа­ются общенациональные и региональные законодательные органы.

В Российской Федерации законодательными органами являются:

- Федеральное Собрание Российской Федерации, которое со­стоит из Совета Федерации и Государственной Думы;

- представительные органы субъектов Российской Федерации (Bepxовные советы республик, законодательные собрания краев и областей, городские думы).

Порядок деятельности органов законодательной власти по соз­данию законов закрепляется в действующей Конституции и регла­менте соответствующего представительного органа. Законодательному процессу характерна четкая юридическая регламентация. В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя несколько стадий.

П е р в о й с т а д и и законодательного процесса предшествует обычно так называемый предзаконодательный процесс, который охватывает этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона - до поступления этого предложения на рассмотрение соответствующего органа и подготовки законопроекта. По существующему общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. В первую стадию законодательного процесса также входит внесение законо­проекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы.

В о в т о р о й с т а д и и законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (ес­ли Государственная Дума не примет по конкретному законопроекту другого решения),

Т р е т ь е й с т а д и е й законодательного процесса является,принятие закона Государственной Думой (конституционный закон принимается большинством голосов в 2/3 от общего числа депутатов палаты, обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов палаты).

Н а ч е т в е р т о й с т а д и и закон, принятый Государ­ственной Думой, проходит утверждение в Совете Федерации.

П я т у ю с т а д и ю законодательного процесса составляет под­писание и обнародование закона Президентом Российской Федера­ции.

Число стадий законодательного процесса может изменяться в зависимости от характера принимаемого закона и позиций по закону каждой из палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. В законодательном процессе могут появиться дополни­тельные стадии, в том случае если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации, или Президент Российской Федерации применит свое право вета.

Важнейшим институтом непосредственно демократии в правовом государстве является референдум, который представляет собой голо­сование избирателей по вопросам государственной или общественной жизни. Объектами референдума могут быть закон, законопроект, Конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся меж­дународного статуса страны, внутриполитические вопросы, опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно про­живает.

Конституционное право современных правовых государств nре­дусматривает различные формы референдумов, процедуры их проведения и условие nрuмененuя:

~ референдумы могут быть общенациональные, которые про­водятся в пределах всей территории государства, а также мест­ные, которые проводятся в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах;

~ референдумы могут быть конституционные и законодатель­ные,

основанием для которых может являться проект новой Конституции, либо конституционная реформа и поправки к Конституции, а также проект закона, либо уже вступивший в силу закон;

~ по правовой значимости различаются консультативные ре­ферендумы, которые называются народными опросами и про­водятся лишь с целью выяснения воли избирателей по како­му-либо вопросу, хотя окончательное решение по нему может осуществляться за другими органами государства;

~ референдумы могут быть решающими, когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения по нему. Решающий референдум может быть утверждающим (в том случае, если избирателям предлагается, большинством голосов утвердить определенный акт, еще не вступивший в законную силу), либо отвергающим (в случае если избирателям предлагаются отменить конкретный акт, вступивший в законную силу);

~ референдумы могут быть как обязательные, так и факульта­тивные. К обязательным относятся референдумы, необходи­мость про ведения которых предусмотрена Конституцией государства или другими конституционно-правовыми актами. Факультативные референдумы по тому или иному вопросу могут проводиться по решению определенных государствен­ных органов или избирательных объединений.

В Российской Федерации референдум как всенародное голосо­вание граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения наряду со свободными выбо­рами является высшим непосредственным выражением воли и власти народа. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, соответствующим законом о референдуме. Референдум проводится на всей территории страны на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Для участников референ­дума устанавливаются те же условия и предъявляются те же требо­вания, что и к избирателям. В обязательном порядке на референдум в Российской Федерации выносится вопрос о принятии новой Конс­титуции в случае, если Конституционное Собрание принимает ре­шение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конс­титуции страны.

Вопросы, которые могут быть вынесены на референдум в Рос­сийской Федерации, не должны ограничивать или отменять обще­признанные права и свободы человека и гражданина и конститу­ционные гарантии их реализации. Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, которое введено на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их отмены. В соответствии с законодательством на референдумы не могут выноситься следующие вопросы:

~ изменения статуса субъектов Российской Федерации;

~ досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, палат парламента, а также о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выбо­ров или формирования;

~ принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов или освобождения от их уплаты;

~ принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здо­ровья и безопасности населения;

~ амнистии и помилования.

Право инициативы проведения в Российской Федерации референ­дума принадлежит:

* не менее чем 1 млн граждан, имеющих право на участие в ре­ферендуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территорий страны проживают не более 10% из них;

* Конституционному Собранию в случае вынесения проекта но­вой Конституции.

Референдум назначает Президент Российской Федерации, издавая специальный Указ.

Центральная комиссия по про ведению референдума признает ре­шение принятым на референдуме Российской Федерации, если за него в целом проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Если на референдум выносились альтернативные варианты воп­росов и ни один -из вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Принятое на референдуме решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования или обнародования Цент­ральной комиссии, если другое не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении и может быть отме­нено или изменено лишь принятием решения на новом референдуме.

Таким образом, законодательная деятельность является одним из основных методов осуществления государством своих функций, которые заключаются в издании органами государственной власти законов. Само же законодательство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или отдельный вид общественных отношений, например: гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные и т.д.

В Российской Федерации под законодательством на федеральном уровне понимается:

· Конституция Российской Федерации;

· федеральные конституционные законы; федеральные законы;

· постановления палат Федерального Собрания;

· указы Президента Российской Федерации;

· постановления Правительства Российской Федерации.

Закон – это юридический акт принятой высшим представительным органом государственной власти, который регулирует наиболее важные общественные отношения.

Для законов характерны:

~ особый порядок принятия соответствующими полномочными законодательными органами;

~ специальная законотворческая процедура, состоящая из ряда стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопро­екта, принятие закона, порядок опубликования).

Законы, являясь одинаковыми по способу формирования, поло­жению в правовой системе государства, роли в регулировании соот­ветствующих общественных отношений, в то же время подразделяют­ся на определенные виды по значимости содержащихся в них норм: на конституционные, органические, обыкновенные или обычные (кодификационные и текущие), федеральные, законы субъектов Фе­дерации, чрезвычайные.

Посредством законов государством осуществляется правовое регу­лирование; представляющее собой способ воздействия юридических норм на общественные отношения.

 

Правовое регулирование характеризуется определенными чертами:

-- свойственно только государству в лице его органов;

-- касается лишь юридических норм;

-- действенность обеспечивается государственным принуждением.

Методы правового регулирования подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивный метод представляет собой способ властного воз­действия на участника общественных отношений, урегулированных норм права. Примером такого воздействия является уголовное и ад­министративное право.

Диспозитивный метод представляет собой способ регулирования отношений между участниками, являющиеся равноправными сто­ронами. Этот метод представляет участникам правоотношений самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, но на основе действующих норм права. Такой метод включает в себя несколько способов и видов регулирования отношений.

~ дозволение совершить определенные действия, которые будут иметь правовой характер;

~ предоставление участникам отношений, урегулированных нор­мами права, определенных прав;

~ предоставление лицам, участвующим во взаимоотношениях, оп­ределенных возможностей выбора варианта своего поведения.

Законы в своей структуре состоят из различных норм права ­общеобязательных правил 'Поведения, которые установлены или caнкционированы государством в лице законодательных органов; их вы­полнение и соблюдение обеспечивается принудительной силой.

Общая система права, состоящая из отдельных законов, пред­ставляет собой совокупность отраслей права. Составные части этой системы находятся в согласованности и непротиворечив юридических норм и одновременно их дифференциации на отдельные отрасли и институты. Отрасль права является самостоятельной частью всей пра­вовой системы, регулирующей широкий круг общественных отно­шений своим особым методом или способом, т.е. имеет свой предмет и метод регулирования.

В зависимости от видов отраслей права, сводов законов в виде кодексов, отдельных видов нормативно-правовых актов различаются соответственно и нормы права, обозначенные в настоящий период современной терминологии:

· конституционного права;

· муниципального права;

· корпоративного права;

· хозяйственного, предприни­мательского права;

· права социального обеспече­ния;

· приватизационного законодательства;

· банковского права;

· коммерческого права; финансового права;

· налогового права;

· валютного законодательства; страхового права;

· водного законодательства;

· воздушного законодательства; лесного законодательства;

· аграрного права;

· таможенного права;

· экологического права;

· международного права (дип­ломатического, внешнеэко­номического права).

· гражданского права (права собственности, обязательственного права, наследствен­ного права и т.д.);

· авторского права;

· уголовного права;

· уголовно-исполнительного права;

· административного права;

· процессуального права; (гражданского процесса, уголовного процесса, арбит­ражного процесса);

· трудового права;

· пенсионного законодательства;

· семейного права;

· жилищного права;

· земельного права;

· нотариального законодательства;

 

По времени действия нормы права подразделяются на:

== постоянные - действуют до их официальной отмены;

== временные - действие распространяется в пределах опреде­ленного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие).

 

Кроме того, нормы права различают:

з а к о н о д а т е л ь н ы е - нормы права, которые содержатся в законах;

п о д з а ко н н ы е - нормы права, которые изданы или при­няты исполнение законов;

о б щ и е - нормы права, действие которых распространяется на всех лиц, проживающих в пределах определенной местности или всего государства;

с п е и а л ь н ы е - нормы права, которые действуют лишь в отношении определенной категории лиц (например, военнослужащих, работников

правоохранительных органов, пенсио­неров, инвалидов, ветеранов, матерей, детей и подростков и т.д.);

о т с ы л о ч н ы е - нормы права которые указывают непо­средственно на другие нормы права, как на условие своего действия;

з а п р е щ а ю щ и е - юридические нормы, которые указы­вают на недопустимость совершения каким-либо лицом определенных действий или потребуют воздержания от них;

о х р а н и т е л ь н ы е - нормы., регулирующие общественные отношения, связанные с какой-либо юридической ответст­венностью и применением мер государственного принуждения (например, нормы процессуального права);

р е г у л я т и в н ы е - нормы права, содержащие определенные предписания, устанавливающие права и обязанности участ­ников правоотношений;

о б я з ы в а ю щ и е, - нормы права которые предписывают определенным лицам совершать определенные обязательные действия;

у п о л н о м о ч и в а ю щ и е - нормы права, предоставляющие определенным лицам возможность совершения определенных действий, которые повлекут юридические последствия;

ж е л е г и р о в а н н ы е - нормы права, которые изданы го­сударственным органом или организацией по поручению вышестоящего государственного органа;

б л а н к е т н ы е - нормы права, определяющие такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил;

д и с п о з и т и в н ы е - нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей, обычно при отсутствии такой до­говоренности между лицами вступает в действие другое пред­писание, которое содержится, в этих же нормах;

и м п е р а т и в н ы е или к а т е г о р и ч е с к и е - нормы со­держащие властные предписания, отступление от которых не допускается.

Следует иметь ввиду, что нормы права сами по себе не получают реализации в практической жизни без участников правоотношений. Общественные отношения становятся правовыми лишь в результате практической реализации или применения соответствующих норм права, которые содержат в себе, общие, правила поведения граждан или юридических лиц. Для любых правоотношений характерно на-личие определенных субъективных прав и обязанностей, имеющихся у его участников или субъектов. Правовые или юридические нормы предоставляют одному участнику отношений соответствующие права, а на другого участника отношений возлагают определенные обязан­ности.

В связи с этим правоотношение, регулируемое нормами права, можно рассматривать как юридическую связь между гражданами или юридическими лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей не может быть и самого правоотношения. Права и обязанности' участников таких отношений и составляют суть юридического содержания обществен­ных правоотношений.

Date: 2015-05-05; view: 5425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию