Степень сопротивляемости
Высокая
Пороговая
Низкая (ранимость)
Надеюсь, читатель, что ваша сумма баллов не превышает 300 и вам не грозит нервное истощение. Если же она больше 300, то вас подстерегает опасность психосоматического заболе- вания, это реальная опасность, и вам надо принять все меры для изменения своего состояния; обратиться к специалисту или познакомиться с соответствующей литературой, или предпри- нять уже известные вам ваши индивидуальные способы восста- новления сил и энергии. Это может быть что угодно: задушев-
644
ная беседа с другом или подругой, поход по базару или в мага- зин, поездка в гости, работа в саду или прогулка в лес...
Неотреагированный стресс, как я уже писала не раз, при- водит к психосоматическим заболеваниям в любом возрасте.
Современная медицина, в том числе и гериатрия, зани- мающаяся лицами пожилого возраста, несет огромную на- грузку, часть которой можно было бы уступить психологии. В практике отечественной психотерапии, кстати, есть прекрас- ный опыт работы с лицами старше семидесяти лет, а не толь- ко более молодыми.
Вместе с тем надо отметить, что в сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного челове- ка, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением «правила общения» (кавычки я поставила спе- циально). Спрос на медицинскую помощь, особенно лекарст- венную, огромен. Тогда как известно, и я пыталась в этом убе- дить читателя, что чуть ли не каждое второе заболевание носит психосоматический характер, то есть должно быть адресовано, скорее, не врачу, а психологу или психотерапевту.
Остается сожалеть, что такой практики у нас явно недоста- точно. Вот и выступают в роли психотерапевтических средств лекарства. Вспоминается Клавдия Ивановна, у которой был такой солидный запас этих средств (срок годности вообще не брался в расчет), что она без всякого повода (еще ничего не болело) утром принимала несколько таблеток на всякий слу- чай. Грустно и трогательно было смотреть на эти коробочки и мешочки, на которых аккуратным старческим почерком было написано: «от головы», «от сердца», «от ноги», «от живота».
Я уже говорила в самых первых главах, что «болячки» мо- гут принести человеку социальные дивиденды - внимание ок- ружающих. Это далеко не всегда наивное средств^57^~и'споль- зуют.его.люди в пожилом возрасте для решения одной^ЯУтамых сложных жизненных задач - задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении^физических ресурсов.
Мне хочется привести факт из книги А.В.Толстых (она уже упоминалась в сносках) о том, что от 30% до 50% постоянных посетителей поликлиник (это лица старого возраста) по сути дела являются мнимыми больными. Их органические болезни - следствие ложных установок, неудовлетворенных амбиций, эмоциональных стрессов. Недаром говорят, что «все болезни от нервов». Вспоминается в связи с этим поразивший меня в детстве случай, который произошел среди наших знакомых. Назовем эту бабушку Ульяной. Она уже попрощалась с близ-
645
кими и собиралась умирать, ей было под восемьдесят лет, когда пришло трагическое известие о гибели сына и невестки во время автомобильной аварии. Сиротами оставались пяте- ро внуков. Ульяна приостановила приход собственной смерти на десять лет, внуки к тому времени уже подросли, двое успе- ли встать на ноги. Таких историй в жизни немало. Они все об одном - новый, вечный смысл жизни можно обрести и на ее пороге, приостановив свой последний шаг за него, пусть на время, но это так важно.
Старость, как и все в жизни, явление далеко не однознач- ное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме - проблеме границ психической реально- сти. Для этого возраста она может стать болезненно напря- женной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению, к сожалению, достаточно распро- страненного явления, которое можно назвать <<синдромом мученика». Для такого человека часто лучший способ добить- ся жизненного успеха связан^ с проигрышем. Классический пример «синдрома мученика» - человек, страдающий от бо- лезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг. Э.Берн называет это явление сцена- рием Сизифа, мифического царя, который разгневал богов и за это вкатывал на гору камень в подземном мире. Когда ка- мень достигал вершины, он срывался вниз, и все приходилось начинать снова. Это классический пример сценария «Снова и снова», «Чуть-чуть не...», где одно «Если бы только» следует одно за другим. Возникает мучительный круг, который прак- тически невозможно разорвать без ощутимых потерь, в пер- вую очередь потери связи с Богом. В реальной жизни в роли такого Бога часто бывают стареющие родители, которые превращают в Сизифов своих взрослых детей.
Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матеря- ми, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Конкретных фактов так много, что я ограничусь толь- ко несколькими.
Любящая сына и ревнующая его ко всем женщинам на све- те мать находит тысячи способов, чтобы скомпрометировать в глазах сына любую другую женщину, которая появляется рядом с ним. Авторитету матери противостоять непросто, выбирать между ними невозможно. Пятидесятилетний сын и семидесятилетняя мать живут в одной квартире, давно и явно
646
ненавидя (любя) друг друга. Типичность этой истории, безжа- лостность поведения стареющей женщины бывает потрясаю- щей - думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.
Дочь привязать к себе еще проще, имея в руках такие ар- гументы, как слабое здоровье, беспомощность. Превратить дочь в сиделку и опекуна нетрудно.
Недаром про тещу придумано множество всяких анекдо- тов и пословиц. Отношение к мужчине - вчера чужому, а се- годня родному - задача непростая, особенно в старости. Же- лание вмешаться в отношения весьма велико. Как правило, у сорокалетних браки разваливаются и с помощью стареющих родителей, которые могут далеко не безобидно влиять на отношения в семьях детей. Воспользуюсь для прояснения си- туации словами М.Вислоцкой: «Удивительная вещь: эти хи- лые и хрупкие создания, страдающие всю жизнь тысячами самых разных болезней и требующие постоянной опеки, чаще всего живут до девяноста и дольше: но, к сожалению, не могут жить вечно, и в конце концов наступает время, когда они ос- тавляют одинокого и несчастливого человека в возрасте око- ло шестидесяти и начисто изолированного от всех и уже не имеющего никаких шансов устроить свою жизнь».
Увеличение зависимости от других людей - психологиче- ская задача, требующая решения. Решения, которое не толка- ло бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддержива- ло в нем чувство собственной значимости. Достойные вари- анты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть - они скрыты от любопытных глаз стенами домов. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят о их су- ществовании красноречивее многих научных фактов.
Побольше бы среди нас было таких стариков, какие живут на Кавказе, где долгожительство существует как нормальное бытовое явление в многообразной картине жизни. Есть боль- шая книга американки Полы Гарб «Долгожители» (М., «Про- гресс», 1986), материалами которой я воспользуюсь, чтобы описать секреты долголетия. Эта книга написана по материа- лам этнографической экспедиции в Абхазию. В книге много фотографий: Тимур Ванага (117 лет), Ольга Лагвилава (99 лет), Тарас Джопуа (106 лет) и другие.
Как они решают свою жизненную задачу - стареть? Я не буду останавливаться подробно на теориях долгожительства и разнообразных гипотезах, а выделю только те факторы, которые считаю важными.
647
Пол Гарб использует в своей работе данные Г.В.Старо- войтовой и своих собственных исследований. Мое внимание привлекли следующие явления:
- старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно бесе- дуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель большей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками - получить совет по важным вопросам повседнев- ной жизни;
- старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь ярко выраженное чувство собственного достоинства;
- стремление быть здоровым, отсутствие привычки жало- ваться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка возможностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоциональными ос- ложнениями);
- у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто яв- ляющейся причиной старческого маразма;
- старики Абхазии не испытывают одиночества - они еже- дневно чувствуют заботу со стороны родственников и сосе- дей. Все убеждены, что лучшее лекарство - любовь и забота окружающих;
- многообразие интересов, желание жить полной жизнью;
- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть всегда в окружении других людей;
- о стариках заботятся, это естественное проявление фило- софии жизни;
- дружелюбное и гостеприимное отношение к людям дру- гих национальностей;
- долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких- то внешних сил; это относится к возможности преодолевать жизненные стрессы. Долгожители чаще всего являются лично- стями, берущими на себя ответственность за все, что с ними происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;
- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и резко отрицательно. В Абхазии устойчивы традиции уваже- ния к старости, там просто невозможно преступление против нее, как невозможно представить в роли преступника старика.
Вот и выстраиваются, словно в зеркальном отражении, факты и факты, в разное время больно задевшие сердце:
- «Спасибо» старой женщине за то, что я с ней поговорила (я - случайный человек, попутчица в недолгой дороге до ее
648
дома). Это «спасибо» дополнено было одной только фразой:
«Дома-то и поговорить не с кем, телевизор да кот с козой».
- Многочисленные и почти обязательные реплики в утрен- нем транспорте о бабке, которая «прет», вместо того чтобы искать место на кладбище, оставлю без комментария.
- Бесконечные разговоры о болезнях, даже не старых лю- дей: «У кого что болит, тот о том и говорит».
- Жалобы стариков на забытость и ненужность никому - ни государству, ни детям, ни самим себе - депрессия, которая начинается еще перед выходом на пенсию.
- Сознательное ограничение стариками круга своих инте- ресов ссылками на свою отсталость и бестолковость.
Больше не хочу об этом писать, так как глубоко уверена в том, что еще в начале XX века такого отношения к старости не было. Меня в этом убеждают все этнографические материалы' и сама жизнь, где еще сохранилась гуманистическая философия, где еще живут доступной им полной жизнью наши, бывшие советские, старики, о которых когда-то писал М.Светлов:
...Ни нарочно, ни по ошибке, Ни в начале и ни в конце Не замерзнет ручей улыбки На весеннем твоем лице!
Кровь нисколько не отстучала, Я с течением лет узнал Утверждающее начало, Отрицающее финал.
Как мы людям необходимы! Как мы каждой душе близки!.. Мы с рождения непобедимы, Мы - советские старики!
I960
Может быть, читателя покоробит ненужный пафос и полная неуместность цитаты. Старики, просящие милосты- ню, не редкость на наших улицах; старики, угасающие в нищете и одиночестве, забытые всеми... Трагедия нашей куль- туры началась там, где бодро начали разрушать «старый мир», провозгласив критерием истины силу разрушения. «Сила есть - ума не надо» - это правило жизни известно давно. Ум - философия жизни - рождается не только в дей- ствии, но и в созерцании, не только в приказе, но и в диало-
' См., например: Поликарпов B.C. История нравов России. - Ростов- на-Дону, 1995; Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
Психоанализ детского возраста/Под ред. И.Д.Ермакова - М, 1923. 650
так много, и это столь общеизвестно... С особой яркостью это сказалось при изучении гениальности: выяснилось, что гораздо чаще, чем гениальность в двух смежных поколениях, существует два таких ряда: «посредственность - гений - по- средственность» или «гений - посредственность - гений». В настоящее время эта закономерность достаточно хорошо обоснована фактически.
Для внука может стать предметом глубочайшего интереса личность деда. Все это в одинаковой мере относится не только к гениальности, но и к другим качествам: особенно хороший пример - пьянство...
Можно совершенно спокойно решиться на обобщение и сказать, что все члены семейной группы (от брата до деда и от сестры до тетки) играют исключительно роли заместите- лей в первоначальной троице, образуемой отцом, матерью и ребенком».
Старики могут и, думаю, должны для растущего человека быть источником жизненной философии - не абстрактной, а конкретно воплощенной в их собственной жизни. Общение с ними незаменимо ничем, так как они осуществляют ту связь времен, без которой невозможно само знание об осуществи- мости жизни в любом возрасте, о жизни как явлении беско- нечном. Это очень хорошо умели выразить гениальные ста- рики человечества, спокойно беседуя с вечностью.
Гениальные старики сами подводили итоги своей жизни, делая это открыто, используя тот вид творчества, которым они занимались всю жизнь. Это не только решение важней- шей психологической задачи старости - подведения жизнен- ных итогов, но и диалог с временем. О чем говорили гении? Они пытались смотреть на свое творческое наследие не толь- ко своими глазами, но и глазами других людей. Оценка своего труда беспощадна, в ней обязательно присутствует нравст- венная основа - совесть.
Последние годы великих людей как раз больше, чем что- либо другое, опровергают представления о старости как о творческом упадке, сплошном сне духа, неумолимо прибли- жающемся маразме, физическом разрушении'. Н.В.Гонча- ренко удивительно точно описал те изменения, которые пере- живали великие люди, подводя итоги своей жизни: «Кажется, что все продумано, все известные его времени философские системы уяснены, что-то удалось решить самому. Но удивле- ние перед грандиозностью неведомого, чувство однократно-
' См. подробно: Гончаренко Н.В. Гении в наукеи искусстве. - М., 1991. 651
сти, скоротечности индивидуального бытия остается. Больше всего мучает то, что не удалось существенно изменить то, к изменению чего стремился всю жизнь...
Нелегким прессом на душу ложится и сознание неисправи- мости своего прошлого... Выражаясь философским языком, в старости люди больше погружаются в познание категории покоя, чем категории движения, становясь философами не по профессии, а по складу ума и характера».
Среди гениев было много верующих людей, в том числе и среди ученых естествоиспытателей. Многие верили в священ- ное высшее. Те, кто не верили в Бога, верили в благо такой веры. В общефилософском плане вера означала признание разумности и гармонии бытия. Гении вообще много размыш- ляли о религии.
Абсолютный императив смерти еще не удалось победить никому. Многие великие писали о смерти, при желании чита- тель сам прочтет и Монтеня, и Спинозу, и Гегеля, и Л.Н.Тол- стого, и Гёте, и Достоевского, и...
Гении своей жизнью учили людей одному - жить при жиз- ни. Этому учат нас и сейчас люди, живущие полной жизнью, сумевшие осуществить переход из царства иллюзий, фантомов в мир реальной творческой жизни. Они могут не быть при- знанными гениями, они великие люди в своей собственной жизни, так как ею ежедневно доказывают, что жизнь - это не ожидание смерти, а она сама.
Смерть человека - трагическое событие для его близких. Смерть гения - разрыв важнейших связей культуры, тех ее про- явлений, которые непосредственно направлялись его идеями, личными действиями, авторитетом. Гении незаменимы, как незаменимы все люди, живущие полной жизнью, так как они персонифицируют в себе ее целостность, ее возможность быть, ее возможность осуществиться.
Гений - символ воплощенной полноты жизни. Человек, живущий так, являет собой саму жизнь, которая порождает гениев. Именно живущие, а не существующие, могут исполь- зовать идеи гениев и развивать их дальше, именно живущие, а не существующие, открыты к диалогу с наследием культуры, они и есть та нить, которая связывает поколения.
Что будет, если ее прервать, прерывать? Последствия не заставят себя ждать - великое наследие гениев опошлится и обесценится как бесполезный старый мир. Если сегодня воз- рождают здание Храма Спасителя в Москве, это еще не зна- чит, что вместе с ним вернется идея, мысль, дух, породивший его. Это будет что-то другое - другая жизнь.
652
Гений живет полной жизнью. Доступна ли такая жизнь другим людям? Думаю, что полнота жизни доступна и осуще- ствима в конкретной форме для многих людей. Условие здесь только одно - надо им быть. Как быть человеком в старости? Я опишу то, что знаю, а выводы читатель сделает сам.
Решение индивидуальной задачи - подведение жизненных итогов - пришло к этому семидесятилетнему человеку в виде идеи написать свои размышления о прошлом. Начал писать и понял, что пишется в рифму, которой никогда не владел. Ме- сяцы упорной кропотливой работы - и вот передо мной ре- зультат литературного труда, несколько строчек из которого я процитирую, не указывая автора по его просьбе:
Date: 2015-05-04; view: 494; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|