Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По данным психологического исследования 1987 г. 6 page
«Самое главное, что надо помнить каждому молодому че- ловеку, - не восполнять убогость мысли грубыми чувствами, выражающимися в крике, ожесточенности, свирепости.
...Чем меньше у человека культуры, тем беднее его умст- венные, эстетические интересы, тем чаще просыпаются ин- стинкты и дают о себе знать грубостью. Когда человеку нече- го больше говорить в доказательство своей правоты, то он или прямо говорит, что он не может больше ничего доказать (так делают люди высокой эмоциональной и интеллектуаль- ной культуры), или же начинает кричать, то есть восполняет убогость мысли "бунтом инстинктов". Надо щадить нервную эмоциональную сферу - и у себя, и у других людей.
...Чувство облагораживает мысль, но подлинно человече- ское чувство не может существовать без мысли - из мысли оно рождается, мысль его питает, мыслью оно живет. Благодаря богатству мысли оно, человеческое чувство, становится само- стоятельной силой духовного мира человека, - оно способно побудить человека на благородные поступки», - В. А. Сухо- млинский.
«На руки его лишний раз стараюсь не брать, ни разу не поцеловал за первый месяц его жизни.
...Действительно, особой нежности к сыну я пока что не испытываю. Что он сейчас есть такое? Маленький симпатич- ный звереныш без разума. Ни поговорить с ним, ни сходить куда-то вместе! Видимо, в этом специфика проявления роди-
573
тельского чувства у мужчины: позже, значительно позже муж- чина ощущает себя отцом, чем женщина - матерью. Да и ну- жен ли мужчина, нужен ли отец грудному малышу? Решитель- но могу сказать: не нужен. Как рабочая сила - к примеру, пеленки гладить - мужчина нужен жене. А ребенку только лишняя досада, лишний крик от жестких мужских рук. Так что необходимость в отце для Сашки возникнет не раньше, чем через год-полтора, так я сейчас считаю», - С.Иванов. Он же: «Не могу не сознаться, что некоторое раздражение испыты- вал поначалу, видя, как слабнут мои позиции. Появление сына словно отодвинуло меня в тень, и естественно, что моя гордость и мой эгоизм пострадали». Снова Сергей Иванов: «В некото- рые моменты вдруг возникает ощущение, что не Санька передо мной, а это себя самого я вижу - себя маленького, себя, снова ставшего ребенком. Полное отождествление... Раньше только читал про такое, теперь время от времени испытываю сам. Оживаю в сыне, начинаю заново в сыне, еще не ведаю, какие опасности, какие неудачи впереди. Бесчисленное множество возможностей... Не в этом ли отождествлении начало отцовско- го чувства?.. Нет - наверное, не в нем... Ведь раньше я "отож- дествления" не испытывал. А Саньку любил и раньше...»
Это переживания мужчин, которые осознали «ловушки» в освоении роли отца и попытались их преодолеть. Преодоле- ние это возможно за счет обращенности к психологической информации, раскрывающей индивидуальный смысл их соб- ственной жизни.
Практически освоение психологического содержания роли отца начинается с обостренного переживания беззащитности жизни, ее хрупкости, уязвимости... За этим переживанием сознание собственной силы и возможности защитить жизнь - конкретную - ребенка, жены - и жизнь вообще как явление. Когда, в какой момент приходит к человеку это чувство?
В период взросления у мужчины есть шанс пережить это чувство во время появления на свет ребенка. Недаром очень многие женщины, как и жена Домокоша Варги, мечтают (мечтали) о том, чтобы муж был рядом в момент родов, чтобы он помогал своим присутствием. Во многих современных клиниках сегодня такая практика, к счастью, существует.
Далеко не каждый мужчина, естественно, чувствует, пере- живает благоговение перед жизнью, рождение ребенка (детей) дает шанс еще раз оказаться лицом к лицу со всеми проявле- ниями жизни и пережить свою причастность к ним: «И все же подчас в этой возне вокруг младенца ему видится нечто не- приличное. Какого цвета стул у малыша, тошнит его или нет,
574
срыгивает он или не срыгивает, нет ли у него молочницы, отпали ли корочки на голове... да с какой стати пристают к уважающему себя мужчине с такими глупостями...»
Да и вообще у них нет ощущения своей тесной связи с этим маленьким существом...
Приходится пока что подчиняться голосу разума: «Люби его, люби! Стыдно не любить собственного ребенка!»
Если молодой муж влюблен в свою жену и к тому же ха- рактер у него покладистый, то, естественно, в угоду ей он с самого начала выказывает себя заботливым отцом. И так продолжается до тех пор, пока и сам он не убедится, что ребе- нок доставляет ему истинную радость», - Д.Варга.
Вот здесь и проходит линия развития мужчины в период взросления - он должен строить свои отношения с членами своей семьи на основе разумного, правильного представления о цели и смысле семейных отношений и распределении семей- ных ролей. Его концепция жизни, его отношение к семье, к назначению и цели семейных отношений выливаются не толь- ко в переживания, но и в конкретные умения, связанные с ориентацией в психологической информации.
Недаром большинство психологов и психотерапевтов при- ходят к мысли о том, что конкретные экономические знания и навыки планирования семейного бюджета, а также коммуни- кативные навыки ведения межличностных переговоров и раз- решения конфликтов оказываются крайне необходимыми для освоения родительской роли. Это в полной мере относится к роли отца, так как она традиционно в большей степени под- вержена трансформации под влиянием самых разных условий.
Из какого источника будет черпать мужчина представле- ние о правильной жизни, о своем истинном назначении? Будет ли в этом источнике достойное место уму, благородству, тер- пению, прощению, смирению, добродетели вообще? Мне эти вопросы кажутся далеко не случайными, так как в нашем бы- стро меняющемся мире, где все легко обесценивается и осмеи- вается, трудно найти такой источник. Для этого надо обла- дать достаточной силой Я, чтобы уметь услышать в себе го- лос своей экзистенции, голос своей совести, своих чувств, своего разума, а для этого их надо уже иметь.
Освоение родительской роли, так же как и супружеской, требует от людей в период взросления принятия на себя обяза- тельств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе. Эти обязательства как ролевые ограничения должны быть осознанно приняты человеком как формы реализации его жиз- ненных сил, возможностей, энергии. Трагедия начинается там,
575
где эти обязательства бесконечны и непосильны, они истощают человека (мужчину или женщину в равной степени), подрывают его силы Психологи говорят тогда о грузе социальных ролей, а сексологи и психотерапевты - о супружеской усталости
Это очень трудное явление - взятые на себя обязательства - контроль и исполнение принадлежат самому человеку, в его внутреннем диалоге преобладает модальность долженствова- ния Это ограничивает жизнь Я, проявление его динамики в других модальностях хочу, могу, думаю, наконец, чувствую Все смещается в ракурс долженствования и воспринимается, в конечном счете, как навязанная обязанность, стесняющая спон- танность жизни, разрушающая ее течение. Вот здесь человек в период взросления и проходит испытание на решение важней- шей жизненной задачи - выработку собственного (семейного) стиля жизни. Стиля жизни во всей ее неповторимости, спонтан- ности, энергичности, рискованности, продуктивности.. А мо- жет быть, и стиля психологической смерти со всей ее регламен- тированностью, стандартностью, упорядоченностью, серьезно- стью и воспроизводимостью... У человека всегда есть выбор, особенно в период взросления, когда создается своя семья, ко- гда осмысляются по-новому жизнь и смерть, свобода и рабство...
Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение «мы» и свободное существование Я каждого члена семьи. Со- временные исследования стиля жизни, образа жизни связывают его существование с социально-географическими параметрами жизни: профессией и местом жительства. Это естественные раз- личия, определяющие содержание социальной жизни человека. Но, думается, не менее важным проявлением стиля жизни явля- ется индивидуальный вклад каждого члена семьи в общую жизнь семьи. И в индивидуальную жизнь каждого из ее членов. Здесь и проявляется одна из самых больших сложностей любви, любви XX века, о которой Ю.Рюриков писал так: «Женщина в XX веке все больше стремится стать вровень с мужчиной, и ранимое бережение своей личности - звено этого гигантского сдвига; и это новый приток ощущений, который впадает в любовь и необыкновенно усложняет ее...
Может быть, поэтому любовь по самой своей сути враж- дебна всякому неравенству, насилию, несвободе - враждебна всему, что подавляет человека, личность. Она стихийно влечет людей к равенству и свободе; неравенство отравляет любовь, гасит или убивает ее, превращает в рану Это было ясно в прошлом, но особенно ясно сделалось это в XX веке»'
'Рюриков Ю Три вчечения - Мн 1986 -С 122
1 лава 1''
О ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ (30-35 ЛЕТ)
19 Г С Абрамова
Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это по- ручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, ко- торые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные
Я Корчак
Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай
Р Роллан
Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по сво- им последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого
Д.И.Писарев
Душа человека узнает сама себя только в собственной своей деятельности
К.Д.Ушинский
Об этом возрасте известно очень много и очень мало од- новременно. Известен он, в первую очередь, тем, что это воз- раст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологи- ческие задачи, которые встают перед людьми в переходный период. Прежде всего надо разобраться в том, переход кем и от чего к чему осуществляется в это время. Женщины дости- гают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начи- нают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно- сосудистые заболевания.
По данным психотерапевтов и сексологов - это время за- вершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Об этом (очень частом явлении) придется поговорить в этой гла- ве, так как переходный возраст своим началом совпадает с серединой критического периода в жизни семьи.
В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости - молодых ученых, начинающих писателей и тому подобное. С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к официальной, формальной зрелости, предполагаю- щей развитую способность к социальному бытию.
578
Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с на- чалом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. О них мы пого- ворим чуть позже и, по возможности, подробно.
Переходный возраст, к сожалению, для большинства лю- дей - это половина прожитой жизни.
Переходный возраст - это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои воз- можности действия и достаточно ума, чтобы контролиро- вать свои цели...
Переходный возраст для женщин - это бальзаковский возраст, с него я и начну. Думаю, что читатель помнит «Тридцатилетнюю женщину», но не только она будет моей героиней. Обобщенный, в меру моих возможностей, портрет моей современницы, женщины бальзаковского возраста написан будет на основе социологических и психологиче- ских исследований, случаев из практики, дорожных впечат- лений, своих и чужих экспериментов, полученных с помо- щью различных научных методов (опросов, анкетирования, интервью).
Семейный статус бальзаковской женщины - от юной ба- бушки до матери первенца, которому чуть больше пяти лет. За этими ролями стоят живые лица - Катюша, ставшая ба- бушкой в 31 год, и Марина, родившая сына в 32 года. Так было всегда, именно в это время у женщины в большой семье могли появиться первые внуки, которые оказывались старше своих дядей или теть, а то и вместе с ними качались в одной люльке. Сегодня это бывает не часто, но бывает.
В семье, особенно в семье, где есть дочери, возникает осо- бая проблема, которая наиболее остро дает о себе знать в ситуациях драматических. Об одной из них - житейской исто- рии - и расскажу очень кратко.
На эту женщину я обратила внимание еще во время лек- ции, потому не удивилась, когда она попросила о консульта- ции. Необыкновенно привлекательная, она выглядела просто смертельно замученной, слезы на ее глазах выступили при первых же словах рассказа. Суть дела была в том, что ее 15-лет- няя дочь (маме 34 года) делает все, чтобы «отбить» у матери отчима. Отец умер три года назад, полгода как в семье появил- ся новый человек - отчим. Дочка, по словам матери, соблазняет его «бессовестным образом» и при этом не скрывает от матери, что хочет его увести. Мол, зачем тебе, ты уже старая...
Сколько таких историй уже знает мир! Сколько драм пе- реросло в трагедии. Бальзаковский возраст - период расцве-
та женственности, период мудрости и силы, соединение зре- лой чувственности и разума. Об этом скажу словами велико- го романиста: «... в ту пору ей было тридцать лет... удиви- тельным обаянием дышало ее лицо, спокойствие которого обнаруживало редкостную глубину души. Ее горящий, но словно затуманенный какой-то неотвязной думою взгляд говорил о кипучей внутренней жизни и полнейшей покорно- сти судьбе. Если рассудок и пытался разгадать, отчего она постоянно оказывает внутреннее противодействие настоя- щему во имя прошедшего, обществу во имя уединения, то душа старалась проникнуть в тайны этого сердца, видимо, гордого своими страданиями... Но что же открывает три- дцатилетней женщине секрет выразительной внешности:
радость или печаль, счастье или несчастье? Это живая загад- ка, и всякий истолкует ее так, как подскажут ему желания, надежды, убеждения...
В женщине тридцати лет есть что-то неотразимо привлека- тельное для человека молодого. Тридцатилетнюю женщину жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги, бури, которые несвойственны влюбленной девушке. Женщи- на, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради него... Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть лю- бые роли, быть целомудренной, стать еще пленительнее в своем несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отли- чающее предусмотренное от случайного, силу от слабости. Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать...
Молчание ее так же опасно, как и ее речь. Вам никогда не угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна при- творства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и сражение вдруг прекращается...»'
Конечно, это художественное описание, но, мне думается, что по глубине и точности ему вряд ли найдется соответст- вие в специальной научной литературе. Все блестящие кли- нические характерологии (А.Лазурского, Т.Рибо, К. Юнга, Платона, Теофраста и многих-многих других) отличаются безвозрастностью и бесполостью, ориентируясь на глобаль- ные, существенные, вневременные характеристики, тогда
'О. де Бальзак. Сцены частной жизни. - М., 1984. - С. 202-205. 580
как в жизнь женщины (думаю, что в значительно большей степени, чем мужчины) тесно вплетены временные пережи- вания. Для нее время не только хронология, измерение, но и мощный источник сильных переживаний, обнажающих эк- зистенциальность жизни. Они описаны, скорее, в литерату- ре, чем в психологии, поэтому, понимая ограниченность своих возможностей и практическое отсутствие специальных исследований по проблемам переходного возраста взрослых женщин, использую данные социологических исследований", которые позволят уточнить то, что происходит с женщиной в возрасте бальзаковской героини. Остановлюсь только на одной группе цифр. Результаты показали, что существует жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией к продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имею- щих детей, учатся 28; из 100, имеющих одного ребенка, - 13, двух детей - 9, трех - 7, четырех и более - 0,6. В вечерних и заочных вузах семейные мужчины составляют 35-50%, се- мейные женщины - 2-0%. Из их числа лишь немногие име- ют детей. Приведенные цифры лишний раз убеждают, как много предпосылок успешного «вертикального» продвиже- ния женщины в мире труда находится вне этого мира. Эти цифры говорят мне о том социальном пространстве, в кото- ром протекает жизнь моей современницы в переходном воз- расте. Воздержусь пока от его характеристики, чтобы попы- таться обобщить, пусть приблизительно, то, что происходит в переходном возрасте для женщины: она достигает макси- мума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органиче- ская, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу, потому что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают, связь между ними и матерью становится не только (не столько) эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением к психологической информации о ребенке (о детях). Психо- логи называют эту новую ситуацию в семейных отношениях ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ре- бенку. (На ее содержании остановлюсь несколько позже.) Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это проявляется, в частности, в том, что психологическая дис- танция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как пространственно (дети большую часть времени проводят вне
I См., например: Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома. - М. 1980; Афанасьева Т.М. Семейные портреты. - М., 1993.
581
семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их матери.
Психологическое пространство семейных отношений на- чинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев жены и мужа и др.). Это делает его не только более широ- ким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами - проблемами защиты социальных прав своих близких от воз- действия чужих людей. (Возможно, именно это переживание приводит женщин в переходном возрасте в общественную и политическую жизнь.) Обновление чувств для нее связано с острыми переживаниями несоответствия ее «домашних» чувств к близким и того, как к ним относятся другие люди. Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина и ее домашние попадают под прицел социальных оценок. Ее любимого ребенка учительница бранит на каждом уроке, он - такой красивый и умный - безобразно дерется с одно- классниками, а их родители... Надо решать, именно решать - обдуманно и взвешенно - на чьей она стороне, как она будет реагировать на вторжение «чужих» оценок и мнений в мир ее семейных чувств. Трудность этой ситуации обусловлена еще и тем, что ее материнская роль далеко не всегда воспри- нимается окружающими с должным вниманием и понимани- ем, а тут еще работа...
Специальные обследования неумолимо показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то спе- цифические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. Бес- страстная закономерность: процент сильно устающих ра- ботниц возрастает прямо пропорционально числу детей. Что же, давно известно, что деловое продвижение - карьера дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном воз- расте отношение женщины к карьере обостряется тем, что она на фоне естественного прилива сил в то же время начи- нает по-новому реагировать на социальные отношения, вторгающиеся в ее семейную жизнь. Социологи иногда на- зывают этот период в жизни женщины периодом «кухонного бунта», когда женщина делает попытку изменить свое соци- альное положение за счет профессионального совершенст- вования, психологи говорят о переоценке решений о карье- ре, о стиле жизни. Думаю, что можно сказать о социализа- ции психологического пространства жизни женщины. На-
582
верное, именно в это время можно наблюдать в ее жизни то, что связывают обычно с понятием эмоциональной оглушен- ности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разно- образным реестром чувств. Эмоциональная оглушенность или власть одного (или нескольких) чувств характерна для женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним чув- ством, определяющим ее положение среди других людей, особенно среди близких. Обычно оно связано с эмоциональ- ным освоением ролей матери и жены.
Думаю, что одна из важнейших особенностей переходного возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых от- ношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно только реагировать (жить по чувству), но надо уже и уметь строить поведение в соответствии со своей ролью. Обуслов- лено это тем, что психологическое пространство осуществле- ния роли становится сложнее и шире за счет уже упоминав- шихся чужих людей.
Подросшие дети это тоже очень хорошо чувствуют и по- нимают, они уже вполне могут выступить в роли маминого психотерапевта, говоря ей, например, что она их учит непра- вильно, сейчас у детей другие правила. Не умея выразить сло- вами несоответствие женского поведения социальной ситуа- ции, дети могут всеми способами препятствовать присутст- вию матери в их социальной жизни, объясняя это тем, что мать не знает всех обстоятельств (стыдятся своих матерей, стесняющих их свободу избыточным проявлением чувств).
Матери приходится осознать (преодолеть оглушенность чувства), что ее ребенок уже не маленький. Он может давать ей об этом знать десятками способов (вырывает руку, прини- мает и осуществляет рискованные действия, поступает наобо- рот, умалчивает и тому подобное), но в конце концов говорит прямо: «Не приходи туда, где буду я». Это тоже надо уметь пережить - принять как необходимость проявления в новой форме (рационализированной, интеллектуализированной) своего чувства, даже если оно ее поглощало без остатка (материнское чувство).
Встает совершенно новая задача - контроля, самоконтроля за осуществлением этого чувства. Аналогичная задача возни- кает и в отношении чувства к мужу - надо учиться (заново, снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы могли бы не расходиться, если бы понимали...» Вместо многоточия можно поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и развития собственных чувств.
583
Мне кажется удивительной закономерность, которую при- ходится наблюдать у женщин в семьях с подрастающими детьми, я сформулировала бы ее следующим образом: «Я вся испереживалась, а им все равно...» «Испереживалась» по по- воду близких (детей, мужа), которым и дела нет до пережива- ний женщины. Вот эта оглушенность собственными же пере- живаниями и делает женщину уязвимой в принятии решений о изменении отношений с близкими. Мне приходится наблю- дать, что чаще всего в семье роль психотерапевта выполняет мужчина или ребенок, но не женщина. (Это в первую очередь относится к женщине в переходном возрасте.) Факты эти, столь разнообразные, сходны в том, что женщина, встав перед задачей самоконтроля собственных чувств, оказывается в большом затруднении при ее решении. Почему? Ответ мой будет на уровне гипотезы, доказательства которой вижу в отсутствии необходимых социокультурных условий передачи психологической информации о возрастных особенностях человека. Современному человеку (особенно женщине) их надо получать через осознание своего эмоционального опыта. Кстати, к этому в той или иной форме призывают и современ- ные психотехнические знания'.
Итак, почему женщине в переходном возрасте трудно решить задачу самоконтроля собственных чувств? Думаю, что она сталкивается с проблемой существования в потоке жизни нескольких ее проявлений - проявления реального, фантомного и полного (творческого). Эту проблему обост- ряют подрастающие дети, так как они становятся другими людьми. Надо ориентироваться не в своих фантомах по их поводу, а в реальности их жизни, в возможной полноте ее осуществления. Женщине надо осознавать концепцию жизни и концепцию другого человека, чтобы разобраться в появ- лении качественно новой психической реальности, отра- жающей изменение психологического пространства жизни и ее, и ее детей, и ее мужа.
Реальность диктует свои законы, они нетождественны чув- ствам по поводу ее. Нужны знания. Я была очень рада, когда прочла у В. Сатир слова о том, что «если вам не нравится, как вас воспитывали, то, конечно, вы постараетесь, чтобы в ва- шей семье все было иначе. К сожалению, понять, чего не надо делать, это только часть проблемы. Вы должны хорошо об- думать, что именно вы будете делать по-другому и как вы
I См., например: Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему до сих пор одна?- М., 1995; и др.
584
будете действовать. Здесь-то и начинаются проблемы: вы ока- зываетесь в роли первопроходца, и у вас нет примеров, кото- рым можно было бы последовать. Где же найти эти примеры? Что взять за образец?...
Разрушить сложившиеся стереотипы можно, только имея запас терпения, помощь извне и постоянно анализируя проис- ходящее»'.
Женщина бесконечно попадает в психологические ловуш- ки своих несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний, если она пренебрегает возможностью осознать собственные чувства. Терпение, которое дает такую возможность, связано с наличием развитой концепции жизни, позволяющей под- няться над суетой, осуществить известное и мудрое древнее изречение, обращенное к господу: «Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне муже- ство, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы я сумел отличить одно от другого».
Мне кажется, что именно с необходимостью различения разных проявлений своей и чужой жизни встречается жен- щина в переходном возрасте. Обостряются противоречия между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу» как переживание собственной силы может не соответство- вать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать реальным возможностям и тому подобное. Я женщины, ограниченное, оглушенное ее чувствами, может не спра- виться самостоятельно с необходимой реорганизацией психической реальности, даже с фактом признания в пото- ке жизни разных ее проявлений. Я опять процитирую В.Са- тир: «Честное признание нашего невежества - большая победа над собой.
Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится, постарайтесь исправить ситуацию - ведь вы же сразу беретесь за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими наблюдениями с мужем, с друзьями, и решите, что делать. Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обра- титесь за помощью к человеку, которому вы доверяете. За что бы вы ни брались, никогда не тратьте время на жалобы:
"Пожалей меня", "Он такой плохой..."
И вы увидите, как много можно изменить, если начать от- носиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи как к сигналам бедствия. Радуйтесь, что наконец-то сигнал
I Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. -С. 113 и далее. 585
принят и понят вами. Он может оказаться не из приятных, но будет отражать действительность».
Date: 2015-05-04; view: 511; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|