Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По данным психологического исследования 1987 г. 7 page
Слова, написанные мудрой женщиной, много лет рабо- тавшей с теми, кто заслуживает, по-моему, самого вниматель- ного отношения к себе со стороны разных людей, тем более женщин, переживающих переходный возраст.
Одна из психологических ловушек этого возраста состо- ит в соблазне уйти в собственные чувства, как больные ухо- дят в болезнь, получая от этого необходимое внимание со стороны окружающих. Уход в собственные чувства создает иллюзию жизни. Напряжение при этом возникает высокое, но... оно же толкает в пропасть отстраненности от психиче- ской реальности, в которой кроме чувств есть и множество других модальностей.
Природная эмоциональность женщины может послужить ей препятствием на пути преобразований отношений между людьми в изменившемся социальном пространстве жизни ее семьи. Возможность перемен, как известно, зависит от изме- нений в сознании, в готовности искать и осуществлять эти изменения.
Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмо- циях, создают еще одну психологическую ловушку - ловушку участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о которых она постоянно думает.
Психологи давно отметили, что среди важнейших состав- ляющих характера человека главное место занимает соотно- шение между развитостью чувства и воли. Особое внимание этому уделял Т.Рибо, идеи которого, как мне кажется, заслу- живают внимания. Рибо считал', что характер определяется большим или меньшим развитием чувства и воли. Умственная деятельность не имеет в этом смысле существенного значения. Для истинного характера требуются два условия: единство и устойчивость. Единство как направление всех стремлений человека к общей цели. Устойчивость - это единство, прояв- ляемое на протяжении более продолжительного времени. Со- гласно Рибо, единство и устойчивость присущи далеко не всем людям. Аморфных, неустойчивых людей нельзя назвать людь- ми, обладающими характером; о них нельзя говорить как об индивидуальностях, имеющих Я-концепцию.
Аморфные, или мягкие, натуры, зависящие от случайных влияний, не могут оказать противодействие среде. Их желания не принадлежат им самим.
' См.: Лазурский А. Очерки науки о характерах. - СПб., 1908. 586
Рибо исключает эти типы из своей классификации и уста- навливает три большие группы, различающиеся отношением чувств и воли: чувствительные, активные и апатичные. На основе представленности в характере интеллектуального компонента в чувствительных характерах выделяются под- группы: кроткие, созерцательные, эмоциональные.
Кроткий характер - сильное развитие чувств, слабая во- ля, слабый интеллект. Созерцательный характер - сильные чувства и ум, слабая воля. Эмоциональный характер - силь- ное развитие чувств и интеллекта, хорошо развитая воля. Волевая деятельность отличается порывистостью и нерав- номерностью.
Активные характеры отличаются особым развитием воли, а степень умственных способностей проявляется в выборе деятельности. Апатичные люди обладают слабой волей и сла- бым чувством...
Думаю, что идеи Рибо помогут еще раз выделить пробле- му, возникающую в индивидуальной судьбе женщины в пере- ходном возрасте, - проблему осознания собственных чувств. Роль их в становлении индивидуальности нельзя недооцени- вать. Именно они дают основание поставить вопрос о воз- можности и степени воздействия человека на собственные чувства, что оказывается крайне важным в дальнейшем ос- воении и осуществлении женской роли в данный период.
Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за изме- нившихся социально-психологических обстоятельств. Какова вероятность того, что женщина с ней справится? Разрешить себе жить не только чувствами, порождаемыми близкими людьми, - так можно было бы сформулировать задачу лично- стного развития женщины в переходном возрасте. Для этого, как минимум, надо обнаружить в себе свое собственное Я, свою собственную психическую реальность, а это невозможно без переоценки значимости других людей для осуществления собственной жизни.
Психологи давно заметили удивительный факт - семейная жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринима- ется чрезмерно серьезно - как долг, как обязанность, как пра- вило или правила. Социально-психологические причины это- го явления мало изучены, но, смею предполагать, что они связаны с содержанием концепции жизни, реализуемой семь- ей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете, выливается в жизненные этические принципы («что такое хорошо и что такое плохо»). Соотношение юмора и серьезно- сти в семейной жизни - основа для регуляции чувств всех ее
587
членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных осо- бенностей она больше, чем мужчина (конечно, среднестати- стически или как правило), попадает под влияние инерции, свойственной ее же собственным эмоциям.
Юмор - одно из средств, которое позволяет человеку пе- рейти от одного проявления жизни к другому, отделяя их друг от друга и в то же время объединяя' в едином потоке.
Я бы взяла на себя смелость утверждать, что та женщина справится с задачей личностного развития в переходном возрасте, у которой достаточно силы разума для того, чтобы относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть ви- деть их относительность, многозначность, если хотите, ме- тафоричность...
Источником жизнеутверждающего юмора может (а по- моему, и должна) стать концепция жизни, где искусству на- слаждения жизнью отводится должное место в умениях ре- шать жизненные проблемы. Смех и веселье - умение радо- ваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жиз- ненной компетентности. В конечном счете это проявление жизненной силы Я, ощущение его как принадлежащего тебе, и в принципе это одно из средств преодоления несоответствия требований конвенциональной семейной роли - роли, опреде- ленной правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей, или, как говорят, межличностной роли, определяемой инди- видуальностью человека.
Серьезность, безличность конвенциональной роли преодо- левается живой индивидуальностью без труда, так как она в силу своей целостности и динамичности способна восприни- мать ее относительность как появление экзистенциальное™ человека - его свободы и творчества.
Итак, в жизни женщины бальзаковского возраста со всей остротой встает проблема осознания содержания своей инди- видуальности, которая связана со сменой оценки привязанно- стей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя. В то же время продолжается освоение родитель- ской роли, которое основывается на существенном изменении психологической дистанции с детьми, включающем и пере- оценку значимости людей в осуществлении собственной ин- дивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям.
I См. подробно: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.
588
Если же этого не происходит, то женщина погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за счет пребывания в фантомном мире собственного Я'.
Переходный возраст в жизни мужчины предполагает реше- ние тех же жизненных задач, что и в жизни женщины, но они имеют другой вектор - другое направление. Я бы назвала его вектором практической философии. Освоение мужчиной его родительской роли приводит к тому, что (естественно, в норме развития) он начинает осознавать необходимость осуществле- ния правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в более широкой социальной ситуации (вплоть до космической, планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих пара- метров своей индивидуальности, которые в дальнейшем стано- вятся основой для принятия новых жизненно важных решений.
Может быть, я неверно расставляю акценты, но мне кажет- ся, что в переходном возрасте для мужчины очень большое значение имеют первые признаки естественного старения. Именно они обращают его взор к обобщенным, отстраненно философским проблемам как к собственным. Говоря высоким стилем, вечность заглядывает в глаза мужчины. Смотрит она туда не только глазами старости, но и глазами взрослеющих детей, которым... часто не очень понятно, что надо.
Сейчас я попробую описать, что происходит с нормаль- ным, здоровым мужчиной, переживающим переходный воз- раст, используя в качестве главного критерия позитивных (обеспечивающих личностный рост) изменений проявления практической философии жизни, которая на уровне психоло- гических факторов всегда связана с переживанием ответст- венности за разные проявления своей и чужой жизни. Когда я читаю книги о семейном психологическом консультировании, о психотерапии семейных отношений, меня часто заставляет задуматься такой факт: есть очень много описаний и класси- фикаций типов детско-родительских отношений, определяю- щих, по мнению их авторов, особенности развития детей, но (может быть, мне просто не пришлось встретить) нет типоло- гии отцов с точки зрения детей.
Такая типология мне кажется необходимой для понимания того, что же происходит с самим мужчиной (особенно в пере- ходном возрасте) в семейной жизни.
Я попробовала предпринять такую попытку, используя для построения классификации данные работы с семьями, где
I См. подробно: Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображе- ния (воображение в норме и патологии). - Новосибирск, 1975.
589
родители находились в переходном возрасте. Вот что у меня получилось. В основу классификации положены данные о переживании ребенком содержания отношений с отцом; полу- чились следующие типы:
1) отец-друг,
2) отец - судья,
3) отец - кормилец,
4)отец - психотерапевт,
5) отец - «нет дома».
1. «Отец - друг» - это человек, с которым всегда интерес- но, потому что он много знает и много умеет, он справедлив, никогда не обижает.
2. «Отец - судья» - он всегда всех проверяет, ругает, если кто-то что-то сделал неправильно.
3. «Отец - кормилец» - все покупает, приносит деньги, сле- дит, чтобы все у всех было.
4. «Отец - психотерапевт» - всех мирит, с ним интересно, он может посоветовать, никогда не ругает зря, с ним можно обо всем поговорить.
5. «Отец - «нет дома»» - ни во что не вмешивается, работа- ет, зарабатывает деньги, дома отдыхает.
В этой простенькой классификации мне хотелось пока- зать различную степень связи отца с членами семьи, которая проходит по линии распределения ответственности за раз- ные проявления их жизни. С сожалением приходится кон- статировать тот факт, что во многих семьях отцы в той или иной степени находятся вне психической реальности, кото- рую сами же создали (создают), то есть они как бы не живут в семье, а находятся в ней, так как не берут на себя ответст- венность за содержание отношений с членами семьи, пола- гаясь на естественное, спонтанное их осуществление и про- явление. Обычно эта сторона отношений в семье анализиру- ется как проблема лидерства, но я думаю, что семья - это особая группа, в которой лидерство - понятие весьма отно- сительное, важнее переживания своего места в системе се- мейных отношений как именно своего, соответствующего индивидуальным свойствам Я, обеспечивающего проявление силы Я. Именно ощущение своей уникальности делает чело- века человеком, а не роботом.
Я уже пыталась говорить о том, что чувства мужчины от- личаются от чувств женщины, особенно это проявляется при освоении родительской роли, когда надо найти (действитель- но найти, выбрать) свое место в семейных отношениях, где уже не только надо чувствовать, но и действовать - устраи-
590
вать жизнь семьи, принимать на себя ответственность за раз- ные проявления этой жизни.
В переходном возрасте границы семейной жизни расши- ряются для всех ее членов, что, естественно, сказывается и на переживании мужчиной своего места в изменившемся жиз- ненном пространстве, в том числе и в пространстве собствен- ного тела. Встает проблема определения своего нового места в системе семейных и социальных отношений, которая, есте- ственно, предполагает изменение ответственности. Замеча- тельно написано об этом в книге Дж. и Р. Байярд «Ваш беспо- койный подросток», где речь идет не только о подростках, но и (для меня - главное) о взрослых - маме, а особенно папе, переживающих поиск места в системе семейных отношений, который далеко не всегда связан с приятными переживаниями своей компетентности и полноценности.
Для мужчины важно чувствовать себя сильным', особен- но проявляется необходимость в этом переживании в пере- ходный период, когда появляются сбои в реализации физи- ческих качеств. Вот тут-то и возникает проблема существо- вания различных сил, которые можно демонстрировать себе и другим как проявление мужских качеств, было бы место для их проявления.
Эти различные силы мужчина может обнаружить в себе, если он обладает развитой концепцией жизни, которая по- зволяет находить в разных ее проявлениях место для прило- жения эмоциональных, социальных, интеллектуальных, ма- териальных и духовных сил. С их существованием и воз- можностью реализации связаны контроль, ответственность и принятие решений как в отношении самого себя, так и других людей.
Интеллектуальные силы проявляются в учении, в освоении нового, в способности к сосредоточению. Готовность мужчи- ны к применению интеллектуальной силы для построения нового места в системе социально-психологических отноше- ний связана с принятием решений о карьере, стиле жизни, о пересмотре и обновлении решений, касающихся его социаль- ного положения. У нормального здорового мужчины в пере- ходный период применение интеллектуальных сил приводит к переосмыслению его жизненных принципов и установок в отношении правильной жизни. Он становится способным к построению целостной картины социальной жизни. Мне при- ходилось встречать утверждения о том, что переходный воз-
' Даже социальные стереотипы требуют проявления именно этого качества. 591
раст для мужчины - это возраст интеллектуальной готовности их к политической карьере.
Эмоциональная сила мужчины проявляется в его возмож- ности свободно переживать свои чувства, ясно выражать их и управлять ими. Именно эта сила заставляет мужчину в пере- ходном возрасте переживать то, что Роберт Байярд выразил так: «Во мне что-то не так. Я не могу установить добрые и близкие отношения со своими детьми. Они не видят во мне человека»'. Статистика неумолимо говорит о том, что мужчи- ны живут меньше, чем женщины. Есть все основания думать, что это связано с тем, что мужчины привыкают скрывать свои чувства, ведь им предписывается быть выдержанным в любых обстоятельствах. Невыраженные, не проявленные эмо- ции подтачивают организм, в прямом смысле слова разру- шая сердечно-сосудистую и нервную систему. Я согласна с мнением о том, что если люди подавляют сильные чувства, то они становятся апатичными лежебоками или попадают в лапы злодеев. Хочу процитировать знаменитого Г.Селье:
«Разным людям требуются усилия для счастья. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются ми- нимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пи- щу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.
Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного су- ществования, точно так же как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нра- вится и отсутствие стресса и избыток его. Поэтому (внима- ние, читатель! - А. Г.) каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чув- ствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал, кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистрес- са, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузкой»2.
' Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.-С. 8. 2 Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. - СПб., 1994. - С. 342.
592
Таким образом, переходный возраст ставит перед муж- чиной совершенно конкретную проблему проявления собст- венной эмоциональной силы в осуществлении родительской роли - какую концепцию правильной жизни предложит он подрастающим детям, как сам сумеет осуществить ее - это очень конкретно, это очень буднично, это очень трудно и очень просто как формула о необходимости любви к ближне- му. В осуществлении этой любви и будет проявляться соци- альная сила мужчины - его умение общаться с другими людь- ми, понимать их, сотрудничать с ними для достижения общих высоких целей. Реализовать свою социальную силу мужчине очень непросто, так как она приходит, на первый взгляд, в противоречие с пресловутым мужским эгоизмом (потом при- дется подобное говорить и о старческом эгоизме). Но мне близка идея Г.Селье о том, что все живые существа имеют эгоистическую природу (индивидуальность, нетождествен- ность другим подобным же существам).
На деле же ситуация выглядит так, что чем больше мужчи- на утверждает свой эгоизм, то есть становится индивидуаль- ностью, тем больше возрастает его социальная сила - он ста- новится незаменимым. Незаменимость - нужность другим людям - это и есть проявление социальной силы. То, что он может и умеет делать для других, то, что только он может и умеет делать для других, создает переживание собственной социальной силы.
Увы, но банальная, фантомная идея о том, что незамени- мых нет, отравляет сознание людей уже не одно поколение. Как бы хотелось найти ей противоядие, чтобы особенно у сильной половины человечества возросла ответственность за собственное Я, тысячами нитей вплетенное в жизнь других людей - ближних.
Социальная сила человека невозможна без его материаль- ной силы, проявляющейся в умении владеть материальными предметами - уметь делать, уметь устраивать жизнь, не раз- рушая ее, она естественно соединяется с проявлениями духов- ной силы - отношении к жизни в целом.
Переживание собственной силы и ее проявлений для муж- чины в переходном возрасте связано и с важнейшим пережи- ванием последствий применения своей силы - своего воздей- ствия на другого человека. Думаю, что момент личностного развития для мужчины проявляется в это время в том, что он переживает независимость от себя жизни другого человека как проявление его свободы. Другими словами, он восприни- мает как реальные границы своего влияния на другую жизнь
593
(я говорю в первую очередь о жизни в собственной семье). Границы своего влияния на другого человека предполагают перераспределение ответственности за течение жизни, за раз- ные ее проявления.
Степень свободы, степень ответственности, если хотите, степень неучастия отца и мужа в жизни всей семьи и каж- дого из ее членов - это решение мужчиной задачи своего личностного развития, так как за этим стоит смена оценок, привязанностей и переосмысление принятых обязательств. Если хотите, то это пересмотр собственной Я-концепции на основе обновленной концепции жизни. Это отказ от собст- венного влияния на жизнь людей, порожденных тобой (дети), это отношение к собственному эгоизму как реаль- ности. Это трудно.
Вчитаемся еще раз вместе в строки книги Дж. и Р. Байярд:
«У каждого из нас есть своего рода внутренний сигнальщик, внутреннее я, постоянно посылающее нам сокровенные и дерзкие мысли:
Я чувствую... Я хочу... Я желаю... Я могу... Я намерен (а)... Я собираюсь...
В идеале существует сильная позитивная связь между вами и этим внутренним сигнальщиком. Вы слышите его, уважаете его, заботитесь о нем, доверяете ему руководить вашими дей- ствиями, и в свою очередь он вполне заслуживает такого рода отношения и доверия. Вашу главную задачу в жизни можно рассматривать как осуществление, реализацию этого вашего внутреннего я.
Однако многие из нас еще в очень раннем возрасте науча- ются игнорировать этот внутренний голос и даже бояться его. Мы доходим до того, что даже не слышим его и вместо этого вырабатываем у себя привычку концентрировать внимание на информации, поступающей к нам извне, чтобы с ее помощью руководить своим поведением...
Игнорирование своего внутреннего голоса настолько об- щепринято, что входит в привычку, и человек становится способным слышать и заботиться о том, что нужно другим людям, но не слышит и не обращает внимания на собственные нужды и потребности»'.
•Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток. -С. 82. 594
К этим словам стоит прислушаться, так как они описы- вают ситуацию отсутствия диалогичности сознания - одну из психологических ловушек переходного периода, в кото- рую легко попасть, если мужчина не доверяет своему собст- венному мышлению, не может рефлексировать над содержа- нием собственной мысли. Мне хотелось специально обратить внимание читателя на существование этой возможности именно в переходном возрасте, так как в нем есть много объективных (даже уже упоминавшихся физиологических особенностей) причин для появления переживаний неодно- значности своего Я.
Некоторые авторы' это связывают с объективными огра- ничениями активности взрослого человека, которые убав- ляют оптимизма молодости. В этой позиции есть свой смысл, но мне она кажется несколько упрощенной - и молодость далеко не всегда оптимистична, и «объективные ограниче- ния активности» на деле могут оказаться просто фантомами сознания...
В переходном возрасте условиями, способствующими раз- витию рефлексии мужчины на содержание собственного мышления, по-моему, являются:
- смена оценок близких людей за счет появления в психо- логическом пространстве большего числа чужих людей;
- необходимость осуществлять по отношению к подрас- тающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;
- необходимость выстраивать отношения с собственным меняющимся телом и его свойствами;
- необходимость оценивать пройденный жизненный путь как его возможную половину (возможное несоответствие пе- реживаний психологического и физического возраста).
Это обостряет чувствительность к жизни собственного Я, думаю, что мужской вариант этой чувствительности связан с появлением нового отношения к собственному мышлению. Крайние проявления этого: полное доверие к собственной мысли (рефлексивность, диалогичность, обобщенность на новом уровне и тому подобное) или отказ от собственного мышления, подмена его фантомами мысли (переживание за- вершенности собственного развития, отсутствие стремления к новым знаниям и тому подобное).
Думаю, что примером полного доверия к собственному мышлению, а значит, к собственной способности действовать
' См., например: Толстых А. В. Наедине со всеми: О психологии обще- ния. - Мн., 1990;Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
595
ответственно, этически правильно, может быть Данте, напи- савший в 33 года «Божественную комедию». Недаром древние греки называли этот возраст и сопутствующие ему психоло- гические изменения порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, цветущую пору, то есть момент наиболее полного расцвета человека.
Подчеркнутое отношение к этому возрасту есть и в рус- ских былинах и, конечно, в Библии. Переходный возраст, пережитый мужчиной как решение жизненных задач, пере- оценки изменившихся обстоятельств и условий осуществле- ния его индивидуальной судьбы, делает его практическим философом. Он не только отвечает перед собой за содержа- ние своей жизни, он чувствует в себе силы и возможности для воздействия на людей. Воздействие это обосновывается результатами собственного мышления, где критерий истины так же доступен для рефлексивной оценки, как и процесс собственного мышления.
Мне бы не хотелось как-то с оттенком фатализма отно- ситься к этому периоду в жизни мужчины, но похоже на то, что именно в это время жизнь дает ему шанс стать хозяином своей судьбы, своей индивидуальности, это время, когда сво- бода и ответственность как качества человеческой экзистен- ции практически тождественны. Свобода быть самим собой и ответственность таковым стать.
Если для женщины эта ситуация в большей степени раз- вивается в области чувств, то для мужчины она выражена в интеллектуальной сфере. В свое время меня поразил факт, что именно на этот период жизни человека приходится время манифестации шизофрении, до того никак о себе не заявлявшей. Может быть, нет больших оснований прово- дить аналогии, но решение мужчиной жизненных задач, связанных с переоценкой значимости других людей, приня- тых семейных обязательств - это сугубо интеллектуальная деятельность, которая может (и должна) вызвать измене- ния в сознании. Без напряжения изменения в сознании не происходят.
Существенное значение для мужчины, переживающего пе- реходный возраст, приобретают дружеские связи, дружеские отношения. Это потребность в осуществлении диалогичности мышления, потребность в экстериоризации внутреннего диа- лога Я. Формула: «Ты меня уважаешь?» приобретает в этот период особое значение, так как друг необходим для того вида общения, которое психологи обычно называют интим- но-личностным. Темой такого общения становится динамика
596
собственного Я, трагедия начинается там, где она обращена в прошлое, где ностальгия по пережитому и изжитому превы- шает интерес к настоящему и будущему. Это именно трагедия, так как именно она говорит о наступающей отстраненности от возможности ответственного и свободного осуществления своей судьбы. Бытовым симптомом такой отстраненности можно считать появление в отношении с взрослеющими деть- ми формулы нотации: «Я в твои годы...» Вместо того чтобы понимать и анализировать настоящее отношение с собствен- ным ребенком, мужчина обрушивает на него ношу своего прошлого, в котором просто не было его детей.
Друзьями мужчины потенциально могут стать члены его семьи - самые близкие ему люди, если... Если они сумеют най- ти необходимые темы для интимно-личностного общения друг с другом. С огромным сожалением приходится конста- тировать, что это бывает далеко не всегда, а тип отца, кото- рого нет дома, является весьма и весьма распространенным, как распространены и мужские компании, объединенные да- леко не романтическим образом чаши с вином.
Конечно, однозначную причину алкоголизации мужчин найти весьма сложно, может быть, ее и нет, но, думаю, что одна из них связана с явлениями подросткового возраста и возраста переходного, которые едины в переживании своего одиночества. Это переживание вызвано необходимостью вести диалог с собственным Я, диалог, который обеспечива- ет само существование Я, вот тут-то и появляется та тоска по экзистенциальности, которую не каждый человек может выдержать, если он остается один, без поддержки другого человека.
Подростку нужен взрослый друг, мужчине в переходном возрасте нужен друг - ученик, у которого можно учиться, обучая его самому. Это рождает чувство собственной нуж- ности, значимости, включенности в полную жизнь, чувство причастности ко всем проявлениям своей жизни... Есть мно- го слов, чтобы выразить это состояние человека, но я ду- маю, что его можно было бы назвать одним словом - чувст- вовать себя живущим.
Тогда не надо масок фантомного мира, тогда не надо бо- яться реальности, тогда творчество своей жизни переживается как осуществимое вместе с другими людьми, тогда жизнь ста- новится радостной не потому, что она дарит радость, а пото- му, что она сама радость. Может быть, это путь, по которому приходит мудрость. Наверное, об этом можно сказать слова- ми М.Волошина:
Замер дух - стыдливый и суровый,
Знаньем новой истины объят...
Стал я ближе плоти, больше людям брач
Я познал сегодня ночью новый
Date: 2015-05-04; view: 466; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|