Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Методологические принципы сравнительно-педагогического исследования





Знание из области любой науки будет одно­значно неполным, если не охватить вниманием аналогичные научно-прикладные проблемы и явления, имеющие место за рубежом. Особую ценность в этом отношении имеют сравнитель­но-научные исследования, являющиеся необхо­димым элементом развития науки, в том числе и педагогики. Про­водя сравнительное исследование, мы можем выйти из рамок своей педагогической традиции, посмотреть со стороны на наши педагоги­ческие концепции и категории, что необходимо и полезно для луч­шего понимания и совершенствования собственных путей и спосо­бов решения отечественных научно-практических проблем.

Современная наука о педагогических аспектах правопримени­тельной деятельности за рубежом, педагогике профессионального образования юристов различных специальностей накопила огромную массу педагогических сведений как теоретико-методологического, так и прикладного характера, не получивших своего обобщенного сравнительного научного анализа и систематизации из-за разнородности и противоречивости многих педагогических идей, положений, концепций, категорий, терминов, процедур, методик, технологий.

Сравнительная педагогика пользуется не только методами ис­следования самой педагогики, но, будучи наукой междисциплинар­ной и интегральной, использует весь арсенал смежных с ней наук. Специфическое значение для сравнительной педагогики имеют не­сколько методов:

описательный — требует точности, объективности, группиров­ки, систематизации и интернационализации фактов; накопления необходимой и достаточной информации для анализа, предусмат­ривает определение единичного и типичного в системе образова­ния. Динамика этого метода выражается в последовательном воз­растании удельного веса исследовательского начала;

исторический — предусматривает анализ генезиса и особенно­стей развития педагогических проблем, способствует более глубо­кому пониманию современного состояния изучения педагогических явлений;

социологический — предполагает оценку соответствия органи­зации образования потребностям развития данного общества;



статистический — характеризует анализ и интерпретацию ко­личественных показателей образования. Сложность использования метода состоит в том, что параметры национальной статистики об­разования плохо поддаются международным сравнениям;

сравнения — основной, с помощью которого выявляются чер­ты сходства и различия систем правоохранительной деятельности, образования, работы с кадрами и др., фиксируются общие и спе­цифические проявления педагогических закономерностей.

В современной отечественной сравнительно-юридической педа­гогике научные принципы и методы изучения, оценки и использо­вания зарубежного педагогического опыта деятельности правоохра­нительных органов разработаны профессором А.М. Столяренко[355]. Им определен и комплекс возможных разных подходов в пе­дагогическом изучении и использовании зарубежного опыта:

ознакомительно-информационный — заключается только в вос­произведении картины того, что происходит за рубежом, например в переводе и публикации зарубежных источников информации о педагогическом опыте либо в описании того, что наблюдали от­дельные работники системы МВД, выезжавшие за границу;

аналитико-информационный — выражается в предоставлении практикам материалов, отражающих первый результат педагогиче ского осмысления опыта с четким выделением всех элементов педа­гогической системы;

сравнительно-аналитический — зарубежный опыт не только описывается, но и сопоставляется с нашим, выделяются сходства и отличия, а на основе сравнений делаются оценки и выводы;

научно-прикладной — связан с научным обоснованием процесса, процедур, методов практического осмысления зарубежного опыта, извлечения идей, их трансформации в варианты (версии) приклад­ных решений по реализации опыта;

внедренческий — выражает практические пути реализации опы­та, экспериментальную проверку эффективности его внедрения, вы­бор наилучших вариантов.

Сформулированы и апробированы в исследованиях методологи­ческие принципы сравнительно-юридической педагогики:

объективности — означает беспристрастность, отказ от всяких предубеждений, штампов, крайностей в оценках и проявлениях сим­патий и антипатий, идеологических ярлыков, опору на факты и их научное объяснение. Особо следует подчеркнуть, что следование методологическому принципу объективности оказывается делом не­легким. Вспомним, что еще в недалеком прошлом советская педа­гогика смотрела на зарубежное образование с позиций классовой и идеологической борьбы. В настоящее время, наоборот, нередко из­лишне или незаслуженно захваливают иностранные педагогические достижения и стремятся слепо следовать западным образцам. Глав­ное — не новизна, не внешняя красивость педагогических решений, а точное определение того, к чему они приводят, их итог, результат;

комплексности — предусматривает необходимость понимания закономерных зависимостей педагогических систем любой страны от свойственных ей социальных, экономических, национально-этни­ческих, культурных и т.п. факторов;



педагогической системности — подразумевает, что любой факт опыта не может быть понят вне педагогической системы, в которую он включен;

конкретно-исторического подхода — учитывает исторические особенности развития стран и образования в них (опыт одной стра­ны может быть неприменим в другой, которая уже ушла в своем развитии вперед или, наоборот, отстала);

противоречивости педагогического опыта — указывает на то, что в любом опыте есть интернациональное и национальное, типич­ное и единичное, положительное и негативное. Тезис «взять все са­мое лучшее отовсюду» весьма популярен во многих сферах челове­ческой деятельности. В то же время задача «взять лучшее», при всей ее привлекательности и легкости в мысленном экспериментирова­нии, в реальной жизни чрезвычайно сложна. В процессах заимство­вания следует проявлять большую осмотрительность, предполагая возможные варианты конечного результата.

Рассмотренные специальные принципы сравнительно-юриди­ческой педагогики свидетельствуют о том, что использование зару­бежного педагогического опыта — «трудное искусство». Надо нау­читься использовать зарубежный опыт, но не менее важно научиться и не злоупотреблять им. Недопустимо недооценивать зарубежный опыт, но плохо и просто копировать его, пытаясь за рубежом найти легкие решения сложных и своеобразных российских проблем. Сколько бы мы ни использовали мировой опыт, наше общество и жизнь никогда не станут «американскими» или «японскими». Поэтому нужно бережное отношение к отечественному опыту и вниматель­ное, вдумчивое — к зарубежному.








Date: 2015-05-04; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию