Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческо- педагогическиепринципы





Социальный, системный и закономерный ха­рактер управления требует построения его с пол­ным учетом объективно-субъективных зависи­мостей. Наиболее важные из них находят от­ражение в управленческо-педагогических принципах — наиболее об­щих рекомендациях по реализации педагогической функции. Среди них можно выделить две группы: организационно-управлен­ческие и технологично-управленческие.

К группе организационно-управленческих педагогических прин­ципов управления относятся следующие.

1. Социально-педагогический принцип управления. Законы и свойства общества выступают как системные законы любой его социальной структуры, как высшие по отношению к законам, принципам и ме­тодам организации жизни и деятельности правоохранительного ор­гана. Они требуют подчиненности построения организации, форм и методов их функционирования этим системным законам и соци­альной необходимости. Поэтому и управление не может быть поня­тым и стать эффективным вне социального контекста. Приоритет социальных целей и ценностей, постановка человека в центр его организации и процессов — безусловные и непререкаемые положе­ния для каждого, кто занимается управленческим трудом, кому до­верены люди и интересы общества на конкретном участке работы. В правоохранительном органе, предназначенном для социального обслуживания жизни общества и его граждан путем укрепления за­конности и правопорядка в обществе, управление в превосходной степени должно осуществляться в русле социального контекста. Этот приоритет особенно очевиден в современной России, и, отправляясь от него, следует решать и педагогические аспекты управления. Пе­дагогика управления должна повторять педагогику всего общества и его устремленность в будущее. В жизни органа внутренних дел, в управ­лении, как солнце в капле воды, должны воплощаться идеалы гуманиз­ма, демократии, культуры, цивилизованности, моральности, духовности, общечеловеческих ценностей, деловитости.

Служба в правоохранительных органах, имея главной целью слу­жение обществу и его гражданам, нужна и самим сотрудникам, она должна обеспечивать их собственную жизнь, способствовать реачизации личных планов, личностному росту, вызывать чувства само­уважения и самоутверждения. Обеспечение этого, ориентация на че­ловека во всех ее проявлениях — не только цель, но и важнейшее усло­вие эффективного функционирования правоохранительного органа.

2. Принцип двуединой цели управления. Известно, что социальные системы всегда работали и работают лучше, если люди в них решают задачи не по принуждению, не из страха перед наказанием, а с же­ланием, в силу собственных убеждений, чувства долга и понимания ответственности. Проще и легче принудить; для этого не нужно ни­какого управленческого мастерства. Управление в правоохрани­тельных органах, особенно сейчас, обязано иметь двуединую цель. Общество и сами люди заинтересованы в том, чтобы управление приносило не только правоохранительный результат, но и духовную, человеческую «прибыль», в частности в виде лучших проявлений вос­питанности и профессионализма сотрудниками, развития и самоут­верждения, служебной добросовестности и ответственности, укреп­ления законности при решении правоохранительных задач. В этом одно из важнейших назначений педагогической функции.

Подход к организации управления с позиций двуединой цели укрепляет и повышает его эффективность. Управление, ориентиро­ванное на двуединую цель, при правильной реализации снимает противостояние «верхов» и «низов», духовно сближает их, укрепляет всю систему «изнутри», «снизу», способствует развитию управлен­ческого сотрудничества, единению целей и интересов начальников и подчиненных, повышению деловой целеустремленности, дейст­вий в духе коллективизма и взаимопомощи.

Построение управления, обеспечивающее достижение двуеди­ной цели, создание надежной педагогической подсистемы в коллек­тиве правоохранительного органа — не мечта, а реальность. Оно дос­тижимо при определенных педагогических условиях эффективного управления:

• начальник, командир внутренних войск реализует свою педа­гогическую функцию успешно, в соответствии с принципами обще­ственного, государственного управления;

• система управления учитывает наличие педагогических факто­ров и их влияние на эффективность управления и решение задач, Стоящих перед правоохранительным органом;

• в правоохранительном органе создана эффективная педагоги­ческая подсистема управления, объединяющая, берущая под контроль и специально усовершенствующая всю совокупность педагогических факторов, существующих во внутреннем контуре управления;


• достигнуты оптимальные характеристики высшего уровня сформированности педагогической подсистемы, выраженные в том, что:

а) сотрудники воспитаны, развиты, профессионально обучены и образованы, есть коллектив, обладающий свойством педагогически воспитывающего коллектива (т.е. самоуправляемого, гуманного, демо­кратического, обучающего, развивающего своих членов, способствую­щего повышению их профессиональной образованности и успешной деятельности);

б) созданы и функционируют системы воспитания, служебной подготовки;

в) создана и функционирует подсистема профессионально-педа­гогического обеспечения решения профессиональных задач личным составом;

г) руководители обладают всеми необходимыми им педагогиче­скими свойствами, реализуют успешно свою педагогическую функ­цию и двуединую цель управления.

3. Принцип единства систем воспитания, профессиональной подго­товки, самосовершенствования сотрудников (самовоспитания, самообу­чения, саморазвития, самообразования) и профессиональной (правоохра­нительной) деятельности. Специфика традиционных педагогических систем при управлении заключается в том, что они функционируют в практической организации, загруженной решением своих профес­сиональных задач, а не в специальном образовательном учреждении. Поэтому главная задача систем воспитания, профессиональной под­готовки и самосовершенствования — не мешать, а обслуживать, обеспечивать решение таких задач. Затраты сил, средств и времени на работу этих систем оправданы, если они не формальны, а продук­тивны и есть ощутимый практический результат.

4. Принцип педагогического единства управления системой воспи­тания, обучения, самосовершенствования, организационных условий бы­та и осуществляемой сотрудниками правоохранительной деятельности. Специфика педагогической функции управления заключается в том, что она не ограничивается созданием специализированных систем воспитания и обучения. Педагогические изменения в личности со­трудников (их обученное™, воспитанности, развитости и образо­ванности) происходят и под педагогическим и социально-педаго­гическим влиянием управленческой деятельности руководителя, лич­ной правоохранительной деятельности, организационных условий в правоохранительном органе, быта (условий и факторов, характерных для жизнедеятельности сотрудника в свободное время, вне право­охранительного органа). Эти влияния приводят в действие меха­низм научения — неосознанного накопления сотрудниками знаний, освоения действий, навыков, возникновения привычек, ценностей и норм поведения в личном опыте профессиональной жиз­недеятельности. Важно преодолеть стихийность, неосознанность, неподконтрольность всех этих влияний, обеспечить педагогически конструктивное накопление опыта, не допустить противоречий во влияниях управления, условий службы, расхождений между словами, призывами, правовыми нормами и реалиями профессиональной жизнедеятельности сотрудников. Никакие указания и призывы на занятиях и воспитательных мероприятиях к справедливости, вежли­вости, вниманию, чуткости, законности и пр. в работе с гражданами не дадут результата, если сотрудник практически сталкивается с их антиподами при личных контактах с руководителем, коллегами, пред­ставителями других органов власти, в решении бытовых вопросов.


Эффективная реализация педагогической функции во внутрен­нем контуре управления (в работе с персоналом, организации его профессиональной деятельности и личной жизни) выступает решаю­щим фактором педагогически грамотного решения проблем во внеш­нем — укреплении законности и правопорядка, в работе с населением на обслуживаемой территории. Проявления же педагогически и пси­хологически неграмотных действий личного состава всегда имеют причины, связанные с недостатками внутреннего контура управления.

Группа технологично-управленческих педагогических принци­пов раскрывает основные методические направления педагогиче­ской работы в ходе управления правоохранительным органом.

1. Принцип личной примерности руководителя — приоритетный методический принцип управления. Личный пример требовательно­сти к себе, в отношении к службе и своим обязанностям, соблюде­нии правовых, культурных и моральных норм, в общении, справед­ливом, гуманном и профессионально грамотном пользовании пре­доставленной властью при решении различных проблем и вопросов, возникающих у сотрудников и граждан, во внеслужебном поведе­нии и др. — лучший и универсальный способ управления и педаго­гического воздействия на людей. Без его реализации вся организа­ционно-правовая основа работы правоохранительного органа, будь она даже идеальной, разрушается, а весь комплекс специальных вос­питательных, обучающих и развивающих мероприятий утрачивает педагогическую действенность, становясь формальным.

2. Принцип гуманности управления. Он обусловлен не только тем, ТО) любое управление — это управление людьми, но и тем, что оно во всех своих видах, формах, решениях, методах, способах и пр. должно быть человечным, основанным на уважении прав и личного достоин­ства сотрудников и граждан, учете потребностей сотрудников, пони­мании их интересов и трудностей, поддержке и пр. Суть демократиче­ского управления не в том, чтобы принуждать каждого сотрудника трудиться, а в том, чтобы создавать в правоохранительном органе та­кие условия, которые побуждали бы каждого к добросовестной работе.

Управление, построенное по схеме иерархически организованной пирамиды, рационально, но одновременно и противоречиво. Диф­ференциация задач, прав, обязанностей, ответственности, различное вознаграждение за труд членов организации, находящихся на раз­ных уровнях ее иерархии, — глубокая, объективная причина их пе­дагогических различий и проявлений, разного отношения к общим целям, долгу, интересам, внутренних напряжений человеческого ха­рактера (вплоть до противостояния «верхов» и «низов») и пассивности в нижней половине пирамиды. Управление правоохранительным органом по необходимости достаточно императивно, а поэтому про­блема гуманизации управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения сотрудников к человечески и профес­сионально достойному поведению в нем при осуществлении право­охранительной деятельности особенно важна. Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других воз­вышающих человека управленческо-педагогических технологий — не благое пожелание кабинетных и не знающих жизни теоретиков, а государственный подход, подлинно деловой, единственно способ­ный принести высокие результаты и отвечающий уровню современ­ной цивилизации. Это не исключает необходимости в определенных условиях проявлять твердое, волевое, беспрекословное управление.


3. Принцип педагогически целенаправленного управления коллекти­вом и через коллектив. Управление, деятельность отдельных должно­стных лиц и специалистов не могут быть оптимизированы в отрыве от оптимизации системы связующих и системообразующих связей и механизмов саморегуляции их поведения и взаимодействия. Для нор­мального функционирования всего правоохранительного органа не­обходимо, чтобы не только отдельные специалисты и должностные лица были должным образом подготовлены, но и коллектив был сплочен, воспитан, обучен, стал силой, регулирующей и совершен­ствующей поведение своих членов. Если сотрудники являются еди­номышленниками, стремящимися к единой цели, всем и каждому хочется трудиться добросовестно, не подводить коллег, поддержи­вать общие усилия по решению стоящих задач укрепления закон­ности и правопорядка на обслуживаемой территории.

Создание коллектива существенно изменяет взаимоотношения и влияния по вертикали управления. «Пирамида» управления по-на­стоящему прочна и функционирует эффективно, если в ней есть встречные и сливающиеся воедино стремления, желания, усилия лю­дей, исходящие не только сверху — от руководителя, но и снизу — от рядовых сотрудников, когда она прочна в каждом элементе, сто­ит на прочном фундаменте (рис. 12.2).

Рис. 12.2. Управленческая пирамида

Р — первый руководитель; ЗР — заместитель руководителя; РП — руководители подразделений, служб

Ответственность руководителя правоохранительного органа ве­лика, ему даны большие права, но его управленческая деятельность не может сводиться к сосредоточению управления в одних руках. Это не эффективно в чисто деловом плане, не отвечает социальной сущности управления, интересам общества и непедагогично. Педа­гогически компетентно управлять — значит включать в управление:

а) всех должностных лиц, чьи функциональные обязанности преду­сматривают решение управленческих задач в определенных рамках;

б) общественные формирования, создаваемые специально для помощи руководителю и другим должностным лицам в совершенствовании какой-то сферы жизни правоохранительного органа; в) отдельных ря­довых работников (для помощи руководителю в каких-то вопросах управления, при подготовке решений, обсуждении вариантов и спо­собов его выполнения и пр.). Надо создавать такую систему управле­ния, в которой каждое звено могло бы проявлять инициативу и за­интересованность в решении общих, долговременных задач. В сущно­сти, целесообразно создание системного управленческого комплекса, основу которого составляет сплоченный и дружный коллектив, вно­сящий в управление элементы саморегуляции поведения своих чле­нов. Такой подход к организации управления повышает его эффек­тивность, снимает напряженность отношений «верхов» и «низов», Духовно сближает их, способствует развитию управленческого сотрудничества, действий в духе единой ответственности, долга и коллек­тивизма. Он превращает личный состав в активного соучастника ус­тановления организационного порядка и достижения целей, стоя­щих перед правоохранительным органом.

4. Принцип педагогической технологичности (педагогизации) повсе­дневной управленческой деятельности, правоохранительной деятельно­сти и организационной среды в правоохранительном органе. Ошибочно весьма распространенное представление, что обучать и воспитывать личный состав надо и можно только на специально организуемых ме­роприятиях. Большой потенциал педагогического воздействия зало­жен в повседневных особенностях всей жизни правоохранительного органа и текущего управления ею. Сила его повышается и в связи с непрерывностью их, в отличие от специальных воспитательных и обучающих мероприятий, проводимых эпизодически. Лицам, осуще­ствляющим управление, надо использовать все возможности педагоги­ческого воздействия на сотрудников, делать это постоянно и умело.

Практически нет «чисто» административных, управленческих, со­циологических, педагогических и прочих методов управления. Каж­дый может быть отнесен к одному из них лишь по преобладающим признакам. Например, инструктаж дежурной смены останется пре­имущественно служебным мероприятием, если руководитель придер­живается лишь служебных правил. Но он может стать и педагогиче­ским действием, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Даже лучший педагогический метод ничего не даст, если использующий его не может педагогиче­ски-технологично реализовать его на практике. Важно: усмотреть воз­можность педагогического воздействия в данное время и в данном месте, определить особенности достижения определенного педагоги­ческого результата, поставить перед собой задачу его достижения, продумать и избрать способы его достижения (эффективные воспи­тывающие, обучающие и развивающие приемы), продумать порядок использования, реализовать намеченное, целеустремленно стремясь к достижению желательного педагогического результата.

Значительная часть текущего управления затрачивается на ин­дивидуальные контакты руководителя с подчиненными, в которых создаются уникальные условия для адресных, систематичных и эф­фективных педагогических воздействий на каждого. Люди разные, и попытки влиять на их жизнь и деятельность только, скажем, адми­нистративными методами обречены на неудачу. Они не просто объек­ты, а и субъекты самоуправления, ибо их поведение, несмотря на управленческие воздействия, во многом зависит от индивидуальных особенностей собственного сознания, интересов, желаний, знаний. привычек и др. Каждый сотрудник, в зависимости от своих педагогических особенностей (образованности, обученности, воспитанности, развитости), — источник прочности или дезорганизующих влияний в системе, с чем не может не считаться руководитель.

Очевидно, что педагогический подход к управлению правоохрани­тельными органами всегда, а в современных условиях в особенности, выступает обязательным условием его эффективности и соответствия требованиям общества. Педагогика управления располагает возможно­стями для обеспечения такого управления. Изложенные принципы ха­рактеризуют организационно-деятельностную концепцию управления [198].

12.3. Педагогические факторы и особенности организации управления







Date: 2015-05-04; view: 581; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию