Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические последствия участия сотрудников в экстремальных событиях
Человек, побывавший в тяжелых экстремальных переделках и особенно почувствовавший дыхание смерти, — это уже в чем-то другой человек. «Экстремальный след» проявляется в нем в виде психологических, социальных, социально-психологических, соматических (телесных, медицинских) и педагогических изменений. Ситуация исчезла, а психологически человек продолжает жить в ней, переживать ее положительные и отрицательные аспекты. К наиболее частым положительным изменениям относятся: • повышение умелости, профессионализма, пополнение жизненного опыта, развитие ряда личных качеств, личностный рост — повышение чувства самоуважения, уверенности в себе, гордости за себя; развитие решительности, смелости, самообладания; переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, повышение готовности и даже желания вновь проявить себя в новых испытаниях; социальное признание, повышение социального статуса, социальный успех — получение государственных и профессиональных наград и поощрений, достижение более уважительного отношения к себе других людей, оказание ими почета, повышение по службе, в звании; привлечение к выступлениям на радио, телевидении, к работе в общественных организациях, в выборных структурах и органах власти, для консультаций в качестве экспертов или руководителей занятий с молодыми и менее опытными сотрудниками и воинами и т.п.; • улучшение бытовых и материальных условий — повышенное денежное содержание, единовременные пособия, право на определенные законом льготы, внеочередное получение или улучшение жилья, сокращение календарной выслуги лет для получения пенсии, особое лечение и бесплатные лекарства и др.; • укрепление сил и здоровья — улучшение физического развития, повышение выносливости и работоспособности, большая устойчивость к простудным заболеваниям. Нередки и отрицательные последствия: • постэкстремальные трудные психические состояния, неврозы: • постэкстремальные функциональные психические нарушения (ПФПН); • посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР); • трудности постэкстремальной социальной адаптации; • негативные изменения в образе жизни (склонность к пьянству, трудность начала обычной работы, нежелание продолжать или повышать образование, проблемы в семье и др.); • негативные личностные изменения (снижение уровня интеллектуальности и культуры поведения, развитие грубости, агрессивности, пренебрежение некоторыми нормами поведения и ограничениями — «мне теперь все позволено» и пр.); • психопатология (депрессии, фобии, генерализованная тревожность); • ухудшения физического здоровья; • суицид. Нет никаких оснований утверждать, что на сотруднике — чело-,.веке, профессионально готовящемся к действиям в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности и призванном быть профессионалом в них, лежит «каинова печать» печальной судьбы, что последствия участия в экстремальном событии всегда только отрицательны, и рассматривать его только как жертву, несчастного, больного, нуждающегося в обязательном медицинском лечении. К сожалению, такое одностороннее мнение распространено среди медицинских работников (психиатров) и у ряда фрейдистски ориентированных сотрудников психологических служб. Переживших испытания экстремальных обстоятельств сотрудников можно разделить на четыре основных типа: • окрепших — успешно выдержавших экстремальные испытания и без проблем проходящих постэкстремальный период возврата к обычной деятельности, личностно выросших, ставших более правильно и глубоко понимать жизнь, ее ценности, свой долг, призвание, повысивших профессионализм и подготовленность к возможным последующим экстремальным ситуациям; • нормализующихся — достаточно успешно выдержавших экстремальные испытания, но изнуренных от трудностей и переживаний, снизивших функциональные психологические возможности, но при предоставлении отдыха без особых осложнений восстанавливающих работоспособность и приходящих в норму; • трудных — в целом преодолевших экстремальные трудности, но психологически потрясенных, временно утративших некоторые из имевшихся ранее достоинств, испытывающих сложности в возврате к прежнему образу жизни, но могущих самостоятельно, а лучше при определенной психологической и педагогической поддержке войти в норму; • пострадавших — в чем-то не выдержавших экстремальных трудностей, психологически или физически травмированных, временно, надолго или навсегда потерявших боеспособность или даже работоспособность, испытывающих большие трудности в адаптации к обычной жизни и нуждающихся в безусловной медицинской помощи и лечении. Следует помнить, что последствия — не прямая проекция пережитого. «Экстремальный след» — это прошлое, а текущая ситуация постэкстремальной жизни — новое, «накладывающееся» на него и могущее определять постэкстремальные состояния и поведение человека сильнее любого следа. Прошлое изменить нельзя, а сегодняшняя и завтрашняя жизнь зависят от нашей воли. Поэтому фатальные представления о всеобщем, долгом, глубоком и непреодолимом негативном следе от пережитого у сотрудников-профессионалов некорректны. Но обязательна постэкстремальная работа с ними, которая должна вестись с пониманием ее особенностей и индивидуальным подходом. Положительный результат ее позволяет предупредить в подавляющем большинстве случаев развитие и проявление негативных последствий, если у кого-то из сотрудников, воинов есть предпосылки к ним, и всем лучше подготовиться к возможным будущим испытаниям. Date: 2015-05-04; view: 501; Нарушение авторских прав |