Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и перспек­тивы юридической педагогики





Юридическая педагогика имеет довольно дли­тельную предысторию и историю своего развития. К предыстории юридической педагогики можно отнести все то, что происходило в Рос­сии с далеких времен формирования российской государственности в XVI в. и до начала XX в. Этот исторический период характеризу­ется появлением первых педагогических идей и мер в правоохранитель­ной деятельности [89]. В это время появились и стали распространяться публикации и практические меры педагогического характера. Они касались педагогических аспектов профессиональной подготовки чинов ведомства МВД,появления специальной подготовки поли­цейских, жандармов, тюремных служащих, первых учебных курсов по началам превентивной педагогики (работы с несовершеннолет­ними правонарушителями, бродягами, нищими, беспризорными), пенитенциарной (исправительной) и постпенитенциарной (помощь лицам, вышедшим из мест заключения, приучение освобожденных к жизни на свободе, предупреждение рецидивных преступлений) педагогики.

История же юридической педагогики как отрасли научного знания началась с активного использования в правоохранительной практике достижений общей педагогики, попыток теоретического обоснования практических мер педагогического характера, исполь­зования педагогических методов исследования в правовой сфере. По времени первый период истории — период начала научного решения отдельных педагогических проблем деятельности сотрудников правоохранительных органов — можно отнести к рубежу XIX—XX вв.

Особенно активное развитие получила исправительно-трудовая (пе­нитенциарная) педагогика и отчасти педагогики подготовки кадров для правоохранительных органов, превентивная (профилактическая) педагогика и методика преподавания права. Отличительной чертой начала периода была повысившаяся научность исследований и пуб­ликаций.

Второй период начался в 60-е годы XX в., во время «хру­щевской оттепели», он стал периодом интенсивного расширения, углуб­ления и повышения масштабности исследований педагогических про­блем укрепления социалистической законности и правопорядка. В это время начинается исследование проблем правосознания, правовоспитания, работы с кадрами, педагогики управления, превентивной педагогики, педагогики профессионального юридического образова­ния, методики преподавания права в средней школе и др. В юриди­ческих образовательных учреждениях появились специальные учебные дисциплины: «Исправительно-трудовая педагогика», «Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Педагогика в пограничных войсках», «Педагогика в деятельности сотрудников государственной безопасности», «Педагогика внутренних войск», «Педагогика управления в правоохранительных органах», «Педагогика высшей и средней специальной школы в правоохрани­тельных органах», «Педагогическая культура и техника труда препо­давателя», «Интенсивные педагогические технологии» и др. Важным и характерным для этого периода было начало подготовки дипло­мированных специалистов по педагогике для правоохранительных органов, защита педагогических кандидатских и докторских диссерта­ций их сотрудниками, проведение научных и научно-практических конференций, с 1995 г. Омской высшей школой МВД издается перио­дический журнал «Психопедагогика в правоохранительных органах».

Видную роль в этот период сыграли исследования и публикации, выполненные А.И. Алексеевым, М.А. Алемаскиным, А.С. Батышевым, И.П. Башкатовым, С.А. Беличевой, Л.И. Беляевой, А.В. Будановым, А.А. Волковым, В.Н. Герасимовым, И.В. Горлинским, В.П. Давыдо­вым, Г.П. Давыдовым, П.П. Давыдовым, СИ. Денисенко, Ф.М. Зезю-линым, А.И. Зубковым, В.Я. Кикоть, Н.И. Киряшовым, Е.А. Коз­ловской, И.Ф. Колонтаевской, В.Г. Колюховым, Н.С. Кравчуном, А.Д. Лазукиным, И.А. Латковой, В.М. Литвишковым, Н.А. Минжа-новым, В.М. Обуховым, В.Б. Первозванским, В.А. Пищелко, В.И. По-стоевым, А.А. Рябовым, A.M. Столяренко, М.П. Стуровой, Н.А. Тюгаевой, А.А. Федотовым, Б.И. Хозиевым, В.И. Хальзовым, И.В. Шмаровым и др.

Третий период — период превращения юридической педагоги­ки в особую отрасль научного знания (отрасль педагогической науки), практическая потребность в которой резко возросла в новой исто­рии России. Его начало относится к концу 90-х годов XX в. и было обусловлено: 1) коренными социальными преобразованиями в Рос­сии, планами построения в ней демократического, гражданского, правового общества, переходом к рыночной экономике и издерж­ками переломного этапа в перестройке работы государственных ор­ганов, приведших к резкой криминализации всей жизни страны, что поставило перед педагогической наукой, педагогами, работаю­щими в правовой сфере, принципиально новые задачи; 2) логикой развития педагогической работы в этой сфере, сформировавшимся в правоохранительных органах особым научным сообществом спе­циалистов-педагогов, накопленным большим объемом особых педа­гогических знаний, глубиной их научной проработки, которые под­вели к превращению всего этого комплекса в особую отрасль педа­гогики — юридическую педагогику. Само название «юридическая педагогика»,, варианты систематизации накопленных знаний, вычле­нения и формулировки позиций, характеризующих любую сложив­шуюся отрасль науки (особый предмет исследования, цели, задачи, системность знаний, методологические основы, принципы, место среди других наук и др.), были предложены в 1997—2000 гг.[90] Мож­но утверждать, что к 2000 г. юридическая педагогика приобрела науковедческие признаки «настоящей науки» со своей парадигмой (термины, введенные американским ученым Т. Куном[91]), а именно:


• устоявшиеся научные подходы, представления, положения;

• понимание объекта и специфического предмета исследований — юридико-педагогической действительности;

• специальную методологию и методику, комплекс взаимосвя­занных разделов и направлений исследования;

• специфичную феноменологию и понятийный аппарат;

• систему непротиворечивых научных теорий;

• сложившиеся теоретические и прикладные подходы, в рамках которых новые поколения ученых могут найти для себя нерешен­ные проблемы и концептуальные основы их исследования;

• резкое увеличение количества публикаций, книг, кандидат­ских и докторских диссертаций по проблемам педагогики в право­вой сфере.

В исторический период создания в России гуманного, демокра­тического, гражданского, правового, цивилизованного общества, в котором социальная справедливость, жизнь, права, личное досто­инство каждого человека провозглашены и должны стать величай­шими социальными ценностями, социальная ответственность юри­дической педагогики резко возросла и будет расти дальше. Для нее раскрыт научный простор и дальняя перспектива возможностей, развития и самоутверждения в практике укрепления законности и правопорядка, в обеспечении безопасной и свободной жизни каж­дого гражданина.







Date: 2015-05-04; view: 836; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию