Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изготовление мультипликационных кукол





 

Процесс одушевления куклы начинается задолго до того, как ее начинают двигать перед киноаппаратом. Одним из решающих этапов этого процесса является создание образа персонажа кукольного мультфильма.

В решении образа персонажа важна не только правильная трактовка общей изобразительной характеристики, но и его выразительность и индивидуальность. Такое конкретное решение образа, наделенного особыми, характерными для него чертами, облегчает задачу одушевления куклы.

В облике куклы должны быть выражены те качества, из которых складывается характер условного кукольного персонажа.

Не следует забывать, что в отличие от собственно скульптуры кукла выявляется как образ только в действии, в движении. Таким образом, характер куклы должен быть заложен не только в облике, но и в конструкции, предопределяющей особенности ее поведения. Вот почему в разработке образов следует учитывать будущую конструкцию куклы, материал, из которого она будет изготовлена, фактуру ее покрытия.

Эскиз куклы намечает только главные признаки персонажа, оставляя на долю движения возможности подробной разработки образа. В статичном образе персонажа уже заложены динамические возможности куклы. Это определяет конструктивность куклы, степень ее пригодности для одушевления - основного этапа в создании фильма.

Создавая образ объемного персонажа, надо определить размеры куклы, соотношение ее с остальными героями фильма.

Размеры мультипликационных кукол различны. В каждом отдельном случае они обусловливаются величиной макета, плана, размерами съемочного поля и качеством оптики киноаппарата. Наиболее удобным будет размер, позволяющий снимать одну и ту же куклу как общим, так и крупным планом при сравнительно малых размерах съемочного поля.

Если возникает необходимость значительного укрупнения маленьких деталей объемного персонажа, изготовляют увеличенные, тождественные по форме, дубликаты данных деталей. Этим методом пользуются лишь в том случае, когда нельзя добиться нужного увеличения путем съемки.

Эскиз персонажа должен предполагать реальное воплощение образа в материале, в объеме. В этом состоит существенное отличие работы художника кукольной мультипликации от художника рисованных фильмов.

Конструкция мультипликационной куклы. Движение мультипликационной куклы искусственно конструируется сменой выстроенных в последовательности фаз движения - неподвижных поз. Возможность легко изменять фазы движения и мимики персонажа - основное требование, предъявляемое к мультипликационной кукле.

Практика кукольной мультипликации выявила много различных кукольных механизмов. Но требования сценария и организация специальных трюков заставляют создателей фильма искать новых конструкций объемного персонажа. Мы остановимся в этом разделе на наиболее универсальных кукольных механизмах. По характеру материала, из которого изготавливаются куклы, они делятся на мягкие и жесткие.

Жесткая кукла изготовляется из дерева или папье-маше. Конечности такой куклы благодаря шарнирным или иным соединениям могут принимать всевозможные положения, не изменяя при этом своей формы (рис. 24).


Рис. 24. Жесткая кукла.

Мягкая кукла имеет в основе проволочный или шарнирный скелет, обтянутый сверху материей, кожей или другим мягким материалом (рис. 25).


Рис. 25. Мягкая кукла.

Рассмотрим несколько распространенных конструкций кукольного персонажа. Наиболее простым и легко выполнимым будет скелет (рис. 26) из мягкой проволоки.


Рис. 26. Проволочный скелет мультипликационной куклы.

Для придания фигурке соответствующей формы проволочную основу обтягивают паклей, ватой или трикотажем. Могут быть использованы для этой цели поролон или губка, которые после обклейки скелета куклы подстригают по форме. Наилучшим материалом для подобных скелетов служит печная хорошо обожженная или свинцовая проволока.

Несмотря на несомненные достоинства проволочного скелета, кинолюбителям придется столкнуться здесь с двумя недостатками: быстрой изнашиваемостью конечностей и способностью проволоки пружинить при изменении фаз движения.

В местах, подвергающихся наибольшим изгибам, проволока не выдерживает деформации и ломается. Для облегчения замены таких сломавшихся конечностей грудную клетку и таз проволочного скелета изготовляют из дерева. Проволока крепится к дереву винтовыми зажимами и легко заменяется при поломке. Поэтому надо иметь в запасе несколько пар конечностей к каждому персонажу.

Учитывая способность проволоки пружинить, нужно изгибать ее больше, нежели требуется при пофазовом разложении каждого движения.


В зависимости от силы "отдачи" проволоки перегиб будет больше или меньше.

В мультипликации стали широко применять так называемые жесткие куклы. Наиболее распространенной системой шарниров у таких кукол являются чашечные суставы, соединенные друг с другом при помощи тугих резинок.

На рис. 27 показан популярный в Чехословакии кукольный персонаж - Гурвинек, сделанный по этому методу. Резинки, скрепляющие отдельные части фигурки, скрыты внутри.

Рис. 27. Гурвинек.

Помимо такого рода соединений в жестких куклах используется самая обыкновенная ось, неподвижная или перемещающаяся в заданном направлении, а также соединение из жесткой проволоки, по форме напоминающей крючок (рис. 28).

Рис. 28. Соединение-"крючок".

Выбор той или иной системы соединений зависит от задачи, поставленной сценарием, от характера образа. Многообразие требований, предъявляемых к мультипликационной кукле, толкает создателей фильма на поиск новых конструктивных систем и динамических возможностей персонажа.
В ряде сочленений мягкой куклы (например, в локте, в колене) часто используют трехстворчатый шарнир. Материалом для таких шарниров может служить дерево или комбинация дерева с металлом (рис. 29).

Рис. 29. Плоский трехстворчатый шарнир.

Трехстворчатый шарнир иногда комбинируется с колковым шарниром. Закруглив слегка конусообразную среднюю створку плоского шарнира и вставив ее в отверстие в деревянном бруске, получим прочное комбинированное соединение (рис. 30).

Рис. 30. Комбинированное соединение.

Наиболее универсальной системой мультипликационной куклы следует признать скелет на шариковых шарнирах, обладающий наибольшей способностью изгибаться в любых направлениях и выдерживающий наибольшую нагрузку в сочленениях (рис. 31).

Рис. 31. Одна из возможных конструкций скелета на шариковых шарнирах.

Все шарниры этой системы можно подразделить на шариковые шарниры постоянного действия и шарниры со стопорными винтами или прижимными пружинами.

Принцип шарикового шарнира постоянного действия заключается в том, что шарик, насаженный на ось одного рычага, плотно обхватывается пружинящими "лапками", или "щечками", другого рычага.

Изготовление такого кукольного механизма возможно лишь для кинолюбительских коллективов, имеющих в своем распоряжении токарный и сверлильный станки.

Введение в систему дополнительных стопорных винтов позволяет увеличить нагрузку, испытываемую шариковым шарниром. Для этого медные или деревянные щечки шарнира соединяют между собой винтами, благодаря чему сила трения между шариком и щечками может быть увеличена до нужного предела (рис. 32).

Рис. 32. Шариковый шарнир с соединительными винтами.

Другой системой шарнира, позволяющего изменять силу трения частей соединений, является шариковый шарнир с прижимной пружинкой. Один из рычагов шарнира имеет винтовую нарезку, с помощью которой и регулируется сила трения. Отрегулированный шарнир фиксируется контргайкой (рис. 33).

Рис. 33. Шариковый шарнир с прижимной пружиной.

Некоторые наиболее простые детали скелета на шариковых шарнирах могут быть использованы кинолюбителями, не имеющими возможности изготовить механизм целиком.
Для этого необходимо иметь набор шариков, насаженных на стержни.


Обычные шарики от подшипников вполне подходят для этой цели. Шарики обкаливают на небольшом огне, затем в них сверлят отверстие для соединения со стержнем. Зажимные щечки и обоймы рекомендуется делать из гартованной латуни. Диаметр обоймы должен быть на 1-2 мм меньше диаметра шарика. Диаметр отверстия в прижимных щечках делается наполовину меньше диаметра шарика. В просверленных отверстиях снимается "фаска" специальной раззенковкой (рис. 34).

Рис. 34. Раззенковка.

Это обеспечивает плотное прилегание шарика к обойме или щечкам. Регулировка трения между щечками шарнира и шариком осуществляется винтом с гайкой. Щечки шарикового шарнира могут быть изготовлены из дерева твердых пород. Углубление для шарика вырезается в дереве, а сами щечки соединяются друг с другом небольшим шурупом и шпилькой. Обойма шарикового шарнира обычно делается в форме ромба. Два противоположных тупых угла ромба отгибаются под прямым углом. Обойма крепится к корпусу при помощи винтов, подтягивающих ее со стороны острых углов. Этими же винтами регулируется сила трения (рис. 35).

Рис. 35. Обойма шарикового шарнира.

Изготовление "мимирующей" головы объемного персонажа. Голова и лицо куклы - наиболее выразительные детали, поэтому им нужно уделять больше внимания. Изготовление деталей головы требует от кукольника наибольшей тщательности и чистоты работы, так как голова персонажа часто снимается крупным планом.

В установившейся практике кукольной мультипликации существуют два основных метода работы с головой и лицом куклы: постоянный и сменный. Широко используется комбинированный метод, когда голова куклы состоит из постоянно действующих и сменных частей.

Первый метод требует изготовления постоянно действующих элементов лица и головы, позволяющих воспроизводить по фазам то или иное мимическое выражение.

Второй метод требует изготовления целого ряда голов или масок, чередующихся в определенной последовательности при передаче различных эмоций и изменений выражения лица (рис. 36).

Рис. 36. Сменные маски.

"Постоянные головы" кукольных персонажей выполняют из жестких материалов, главным образом из дерева. Наилучшая порода дерева для этой цели - липа, из которой вырезается вся голова. Остальные детали (глаза, нос, уши и т.д.) прикрепляются к ней.

В зависимости от сложности "актерской" задачи куклы выбирается механизм крепления деталей. Одной из систем крепления служит тоненькая резинка, при помощи которой движущиеся части подтягиваются к своим гнездам с внутренней стороны головы куклы. Для того чтобы притянутые к голове при помощи резинки детали имели некоторый диапазон отклонения, внутри их делается небольшое воронкообразное углубление (рис. 37).

Рис. 37. Крепление постоянно действующих частей к голове куклы.


Для уменьшения общего веса и удобства крепления отдельных частей лица куклы голова делается полой. Заготовки головы раскалывают пополам и из каждой половинки удаляют сердцевину. После укрепления резинок половинки склеивают по линии разреза.

Существуют и другие, менее сложные способы крепления. Рассмотрим их на ряде примеров. Глаза куклы сделаны из обыкновенных шариков и прижимаются к своим гнездам с внутренней стороны пружинкой с фетровой прокладкой. В отдельных случаях пружинка может быть заменена кусочком обыкновенной губки.

Глаза поворачиваются в гнездах с помощью булавки, для чего в шариках делаются незаметные углубления. Брови куклы сделаны из мягкой проволоки в форме дужки и также имеют небольшой диапазон отклонения. Нижняя челюсть куклы крепится на оси, которая обеспечивает ей ограниченное движение вверх и вниз (рис. 38).

Рис. 38. Крепление глаз и челюсти.

Заканчивая описание механизмов, применяемых при изготовлении неподвижных голов; нужно отметить, что их главный недостаток заключается в ограниченности мимических выражений.

Это требует от художника острого и выразительного рисунка головы в целом, который может как-то компенсировать недостатки мимической характеристики куклы. При съемке можно несколько разнообразить мимические выражения различными ракурсами.

Метод сменных масок отличается богатством мимических средств, но требует мастерства и профессиональных навыков художника-скульптора. Особенность этого метода заключается в том, что каждый персонаж имеет целую серию неподвижных голов, соответствующих различным эмоциям героя.

Имея заранее заготовленные фазы мимики, можно при съемке легко и быстро получить любое выражение лица, любую артикуляцию рта. Существуют два способа изготовления сменных голов или масок: позитивный и негативный.

При позитивном способе изготовления в основу обработки берутся готовые стандартные маски, которым путем подлепки придается соответствующее выражение.

Изготовив гипсовую форму лицевой части головы и установив нужное количество фаз для того или иного выражения, отливают сразу всю серию основных масок данного персонажа. Постепенно изменяя основное выражение лица (первой фазы), заготовляют отдельные циклы различных эмоций (страха, радости, ужаса, горя и т.д.). Наиболее удобным для отливки и последующей обработки материалом является воск. Рекомендуется на 100 частей воска добавлять 15 частей канифоли и 10 частей скипидара.

Негативный способ изготовления сменных масок заключается в том, что художник находит промежуточные фазы, работая непосредственно с формой для отливки. Отлив необходимое количество масок одной фазы, художник изменяет форму для отливки следующей мимической фазы.

Работа ведется по сырому гипсу специальными резцами. Законченные маски рекомендуется покрывать целлулоидным лаком (целлулоид, растворенный в ацетоне). Маски окрашивают масляной краской. Чтобы голова куклы при съемке не давала блеска, ее посыпают слоем картофельной муки через два часа после окраски.

Несмотря на сложность предварительной заготовки большого числа масок или голов куклы, метод сменных фаз может быть освоен кинолюбительским коллективом.

В практике кукольной мультипликации широко используется изготовление ряда сменных фаз отдельных частей головы персонажа (рот, глаза). Необходимые фазы рта, глаз вырезают из жести или латуни и насаживают на штифт, с помощью которого их укрепляют на голове куклы (для этой цели сверлят специальные отверстия).

Латунь обрабатывается по форме, а жесть напаивают до нужной толщины (рис. 39).

Рис. 39. Фазы рта и глаз.

Поиски мимических возможностей куклы должны идти под знаком условной, мультипликационной выразительности, которой противопоказана натуралистическая передача эмоции. В соответствии с этим кукла не может и не должна полностью отождествляться в мимике с образом человека или зверька, ибо такое отождествление убивает кукольный образ.

Костюм мультипликационной куклы. Костюм - это средство обогащения выразительности куклы. Он должен не украшать куклу, а помогать раскрытию характера. Все это делает поиски костюма куклы одной из творческих задач, которые предстоит решать создателям фильма. Необходимо прибавить к этому несколько замечаний. При покрое костюма нужно следить, чтобы он не стеснял движений куклы.

Выбирая материал для платья, следует обращать внимание на то, чтобы ткань давала мягкие, легкие складки при наклонах и поворотах куклы. Наиболее подходящими для этой цели тканями будут: тонкий трикотаж, фланель, крепдешин.

При выборе костюма для куклы начинающий художник должен избегать излишней детализации, искать простые, обобщенные решения. Каждая лишняя деталь костюма затруднит "чтение" с экрана кукольного персонажа, усложнит работу по одушевлению куклы.







Date: 2015-06-08; view: 990; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию