Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мультипликационная съемка
Процесс осуществления съемки в мультипликации имеет свои особенности. В отличие от непрерывного действия съемочного аппарата, фиксирующего в натурной съемке изображение намеченного объекта со скоростью 24 кадр/сек, а в нужных случаях (при съемке рапидным способом) и с большей скоростью, съемка сцены или эпизода мультипликационного фильма производится с перерывом для подготовки и экспонирования каждого отдельного кадра фильма. В мультипликационной съемке камера установлена стационарно (рис. 22). Она закреплена на съемочном станке. Оператор мультфильма должен обеспечить в этих условиях - при помощи соответствующего передвижения декораций - съемку кадра во всех диктуемых сценой направлениях: по горизонтали, вертикали и кривой съемочного поля, причем нередко в их различных сочетаниях. Оператор мультфильма, принимая творческое участие в постановке, использует возможности мультсъемки для повышения художественного качества изображения, придания ему большей выразительности и обогащения его зрительными эффектами, усиливающими восприятие картины. Оператор мультипликации должен также хорошо разбираться в особенностях и свойствах цветов палитры и их соотношений в кадре для качества цветопередачи, знать условия и требования, предъявляемые к съемке цветных фильмов. Задолго до начала производственной съемки, в процессе разработки режиссерской группой подготовительного периода, оператор знакомится с режиссерским сценарием и его графической экспликацией, обращая особое внимание на характер материала и приемы монтажа (смена планов, объем панорамного движения, число экспозиций, наплывы и пр.), а также на отдельные сцены, к которым применимы те или иные эффекты (создание перспективы, живописной атмосферы рассвета, захода солнца, лунного освещения, отражения лунного света и ряби на водной поверхности, морских волн, ночного костра, стихийных сил природы и т.п.). В беседе с режиссером оператор выясняет его творческие замыслы в съемке картины и обсуждает с ним способы и средства для их осуществления. Для проверки качества цветопередачи эскизов декораций и закрашенных в цвете на целлулоиде персонажей картины оператор проводит пробные съемки этого материала. Пробы просматриваются в позитиве на экране режиссером и художником-постановщиком картины с участием оператора, и при неудовлетворительном качестве цветопередачи или обнаруженных недостатках в отдельных цветах палитры режиссерская группа вносит необходимые поправки в цветорешение декораций и персонажей. В период подготовки к производственной съемке оператор на основе монтажного сценария и проработанных с режиссером творческих решений по съемке картины составляет съемочный лист (операторский план), отражающий в последовательном порядке условия и характер съемки каждой сцены: метраж, масштабы изображения (общий, средний и крупный планы), число экспозиций, характер декораций (фоны или панорамы), приемы монтажа (наплывы, затемнения, вытеснения и пр.), а также намеченные для применения к сценам ярусные, трюковые и комбинированные съемки. В процессе разработки режиссерской группой подготовительного периода оператор проводит под руководством режиссера натурные съемки (если таковые необходимы), служащие подсобным материалом в дальнейшей работе художников-мультипликаторов. Материал по снимаемой картине поступает к оператору от режиссерской группы отдельными сценами, полностью скомплектованными в соответствии с приложенными к сценам экспозиционными листами. Все эти сцены предварительно проверены и "прорепетированы" в отношении комплектности, законченности рисунков и правильности подгонки персонажей к декорациям. Подготовив и установив камеру для съемки, оператор для контроля качества пленки, на которой будет сниматься фильм, и правильности установленной экспозиции снимает пробу для черно-белого проявления при соответствующем режиме в фотолаборатории и, признав ее удовлетворительной, приступает к съемке. Съемка сцены производится по экспозиционному и съемочному листам путем сборки на съемочном столе и экспонирования каждого кадра в последовательном порядке фаз движения действующих в сцене персонажей. Для закрепления кадра на съемочном столе неподвижная декорация и относящиеся к сцене целлулоидные заготовки надеваются на штифты съемочного стола и при экспонировании прижимаются рамкой. Неподвижный фон, в размере стандартного кадра, подводится под планку со штифтами и для устойчивости прикрепляется к столу кнопками. Для таких фонов технический ассистент режиссера прикладывает к сцене специальный целлулоидный лист с обозначением точного местоположения декорации в кадре. Подвижная декорация-панорама устанавливается в кадре таким образом, чтобы в исходной точке ее движения первое деление шкалы, обозначенной цифрой 1, точно приходилось по центру среднего верхнего штифта. При этом оператор следит за тем, чтобы верхняя кромка панорамы касалась всех трех штифтов, которые служат как бы направляющими для ровного ее передвижения. Для той же цели нижняя линия обреза панорамы проводится оператором по так называемым "салазкам", или "карманам", сделанным из целлулоида или картона и укрепленным на столе кнопками. При съемке сцены на составной декорации, размещенной на одном ярусе и включающей две панорамы, которые движутся с разной скоростью, шкала делений верхней панорамы (обычно занимающей нижнюю часть кадра) наносится на нижней линии среза, и оператор передвигает ее по отметке, сделанной на нижней стороне кадра. При наличии в составной декорации большого количества панорам, размещенных на одном ярусе, они срезаются с таким расчетом, чтобы верхняя панорама была на 1 см шире следующей, находящейся под ней, что удобно для крепления и передвижения панорам. При этом место установки в кадре панорам первого деления всегда стандартно, то есть у одного из углов кадра, в зависимости от направления движения панорамы. Панорамы большого формата, снимаемые на стандартном кадре, размещают в кадре на указанном "месте установки панорамы" и передвигаются по отметке, сделанной на полоске белой бумаги, которая укрепляется в наиболее подходящем месте съемочного стола, удобном для работы оператора. Фоновые накладки в сцене, если они не рассчитаны для надевания на штифты, прикрепляются к стеклу прижимной рамки пластырем или резиновым клеем, а при использовании в сцене бумажной вырезки, появляющейся на фоне в процессе съемки, она устанавливается и приклеивается к фону в том месте, которое указано техническим ассистентом в специально приложенном для этой цели листе целлулоида с обозначением места установки вырезки. Если рисованный персонаж, находящийся в кадре, заслонен от зрителя каким-либо неподвижным предметом, то в таких случаях может быть применена бумажная вырезка, а именно: этот объект вырезается из плотной бумаги и наклеивается на соответствующее место. Применяемые в съемке отдельных сцен вертикальные, диагональные и горизонтальные панорамы, свободно передвигаемые по площади съемочного стола через имеющийся зазор под подвесными штифтами, устанавливаются в кадре по соответствующим отметкам, размещаемым оператором в наиболее подходящих местах съемочного стола. Для удобства и ускорения работы в процессе съемки оператор размещает заготовки в определенном порядке на приставленных к станку для этой цели столах, то есть раскладывает их по фазам и слоям, подготовленным для сборки и экспонирования последовательных кадров сцены, а экспозиционный лист укрепляет на подставке на видном месте. Целлулоидные заготовки (фазы движения) накладываются на декорацию в порядке, предусмотренном экспозиционным листом, причем для сохранения единства в световой тональности цветного изображения кадра при разнослойности сцен применяются бланкеты (чистые листы целлулоида). После экспонирования кадра оператор снимает со штифтов отснятые заготовки и надевает на них новые для экспонирования следующего кадра сцены. В процессе съемки мультфильмов важным условием является абсолютная чистота целлулоидных фаз, так как малейшее запыление или засорение заготовок загрязняет изображение. Поэтому оператор до экспонирования кадра очищает поверхности заготовок от пыли и загрязнения мягкой байкой или марлей, а в процессе съемки периодически протирает стекла прижимной рамки. Между сценами оставляют один неэкспонированный кадр (засветку) для использования его в дальнейшем при монтаже. Кроме того, для создания необходимого резерва при режиссерском монтаже законченной картины оператор снимает дополнительно по нескольку раз первый и последний кадр каждой сцены. Оператор мультфильма применяет при съемке различные методы и средства. Одни из них служат для реализации монтажных приемов, установленных режиссером в разработанном режиссерском сценарии, другие используются для обогащения художественного изображения картины, например: а) многоярусная съемка, дающая возможность при помощи комплексных декораций, размещенных на разных планах, получить эффект перспективы в кадре; б) искажающие стекла - средство для достижения интересных эффектов в изображении различных явлений стихийных сил природы (морских волн, ряби на воде, пламени пожара, отражений в воде и других явлений) при значительной экономии труда графических цехов по созданию этих эффектов; в) съемка на "прожог", то есть с нижней подсветкой кадра, используемая для получения эффекта ярких, мерцающих звезд, огненных лучей, ламп светофора, освещенных ночью окон и других световых эффектов. В большинстве своем все эти методы связаны с двойной и многократной экспозицией, которая иногда используется в съемке художественных мультипликационных картин, (Кинолюбителям, желающим наиболее подробно ознакомиться с методами комбинированной съемки, мы рекомендуем книгу оператора Б. К. Горбачева "Техника комбинированных съемок" (М., "Искусство", 1961). Закончив съемку, оператор направляет отснятый материал в лабораторию для проявления и печати. Полученные из лаборатории негатив и позитив фильма нужно смонтировать. Если сцены можно было снять и обработать последовательно от первого номера до последнего, то их остается лишь склеить, удалив предварительно запасные кадры и брак, который неизбежно бывает при съемке. Чаще всего сцены снимают не последовательно, а по мере их готовности. В таком случае нужно разрезать полученный из лаборатории позитив на отдельные монтажные планы и разместить их по порядку номеров. Склеить на основе монтажного сценария, сделанного еще в подготовительном периоде. Естественно, что в процессе работы могли произойти изменения в монтаже фильма - перемещения, ряд дополнительных планов, сокращения и т.п. Окончательный монтаж фильма делают со всеми этими поправками. Когда закончен монтаж фильма, авторы могут впервые увидеть его на экране. Чаще всего после первого просмотра возникают новые изменения. Желательно, конечно, чтобы это были небольшие поправки, не требующие дополнительной трудоемкой работы художников. Однако кинолюбители и художники должны быть взыскательны и требовательны к своему фильму и обязательно доводить его до конца, даже если потребуется дополнительная работа режиссера, художников и оператора. Date: 2015-06-08; view: 812; Нарушение авторских прав |