Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солнце и луна как пространственные эталоны





Одной из важных особенностей Солнечной Системы с точки зрения зем-ного наблюдателя является постоянство углового размера Солнца и Лу-ны. Оба светила, дневное и ночное, мы видим всегда одного и того жеразмера - примерно 0,5 или 1/115 радиана. Светила - уникальныеобъекты (если не считать созвездий и анатомически обусловленныхграниц поля зрения), чей угловой размер для нас всегда остается не-изменным. Таким образом, они дают нам не только временной, но ипространственный эталон, власть которого, как мы сейчас увидим,распространяется в том числе и на произведения искусства. Так, ес-ли Вы смотрите на "классический" пейзаж с оптимального расстояния(около трех диагоналей картины =3D), то угловой размер Солнца илиЛуны (a), изображенных на нем, довольно близок к половине градуса.То же самое соотношение мы имеем в случае поясного портрета (в томчисле иконы) и для величины глазного яблока, недаром принято счи-тать, что глаза - аналоги светил на лице. Поскольку большинство картин писалось с расчетом на то, что их бу-дут рассматривать с расстояния в 3D (то есть так, чтобы их угловойразмер b был равен 1/3 рад), то требование постоянства угловогоразмера светил выливается в требование постоянства отношения диаго-нали картины к диаметру светила. Несложный расчет показывает, чтоэто отношение (для удобства дальнейших рассуждений обозначим его А)должно быть равно: А = 115/3 = 38. При соотношении А = D/d = 38 мы воспринимаем картину (например пей-заж) как реалистическую, не вызывающую необычных пространственныхощущений. Картина - как бы окно, продолжение реального пространст-ва, в котором живет зритель. Но встречаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. В томслучае, если светило меньше, чем обычно (например 1/60 диагоналипейзажа), как это встречается, например, у Питера Брейгеля Старше-го, наблюдатель оказывается вне того мира, который изображен накартине, и рассматривает его издалека, со стороны. Он видит иноймир. Пространство здесь глубокое, огромное, гипертрофированное,пустое, в него можно падать как в бездну. Это "небо Аустерлица".Здесь наблюдатель - лишь наблюдатель с другой планеты и не включенне только в действие, но и в метрику пространства картины. Болееслабо это проявляется, например, у Куинджи в его ночных пейзажах.Здесь эффект скрадывается за счет неравнозначности центральной час-ти полотна и однотонных (черных) боковых полей, полностью погружен-ных во мрак. Если их вычесть и оставить лишь "активную" часть кар-тины, то мы вернемся к соотношению А = D/d = 38. Противоположный эффект достигается при увеличенном (скажем, до 1/15D) светиле. Яркий пример тому - Винсент Ван Гог (11

X x x

Результаты приводятся в виде двух диаграмм, отдельно для портретови пейзажей, на которых изображено частотное распределение значенийА (отношения диагонали картины к светилу или глазу). Короче говоря:чем выше значение N, а вместе с ним и кривая на графике, тем большекартин с соответствующим значением А, а чем N ниже, тем их меньше.На диаграммах мы видим четко выраженное гауссово распределение смаксимумом в точке с предсказанным значением А=38. Гауссово распре-деление (характерный пик с быстро понижающимися склонами) говорит отом, что отклонения от "нормального" значения А=38 носят случайныйхарактер. А - отношение диагонали картины к диаметру светила. N - частота попадания значений А в интервал, равный 5 (эта величинаопределяется погрешностью измерений). Конкретные значения показанымаленькими точками. Большими точками показана частота попаданиязначений А в интервалы, равные 10 (эта величина близка к среднемуотклонению от полученного среднего значения 38). Для больших точекчисловое значение N, естественно, нужно удваивать. Для примера при-ведены имена некоторых наиболее известных художников с указаниемсреднего для их картин значения А.___________________________________________________________________ ТРИ "ПОВОРОТА" В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Основные способы отношения к миру, или основные повороты, закреп-ленные языком в грамматических лицах: то, что обращено к миру ипроявляет собственный способ восприятия мира или воздействия на не-го, есть лицо. Лицо же может быть троякое: либо созерцание, объем-лющее собою все Бытие; либо предмет чужого созерцания и, как тако-вой, объемлемый миром, либо, наконец, соотнесенное с миром и урав-новешенное с ним начало. грамматически это будут: Я, Он и Ты". П.Флоренский В качестве Я лицо дается прямым поворотом. Будучи полнотою и всесобою обнимая, оно есть двигатель всего, сам неподвижный. Всякийфасовый портрет композиционно относится к разряду икон и, следова-тельно, в замысел художника должна входить идеализация изображаемо-го, возведение его к божественной норме. Фасовое изображение пред-ставляет субъектность, полноту и самодостаточность человека. В фаслучше всего видны глаза - зеркало души, показывающее внутреннююсущность человека. При лицевом повороте энергия направлена от кон-тура, лицо дает, выводит за себя. Флоренский сравнивает его с Солн-цем. И действительно, аналогия между фасовым портретом и солнечнымпринципом в астрологии достаточно очевидна. Профилем передается действие данного лица на внешний мир. Изобража-ется тут, собственно, не лицо как таковое, а функция его, его дея-тельность. Графически понятно это приурочение воли именно к профи-лю, поскольку тут требуется неуравновешенность самого контура. Извсех возможных поворотов, профильный дает наибольшую возможную осе-вую асимметрию и потому наиболее неуравновешен. В отношении профиляпонятно, что он становится уместным всюду, где требуется выразитьпобеду воли над средою. В профиль должны изображаться полководцы,герои, ораторы, захватчики. В профиль лучше всего видны органы волии страсти - нос, подбородок, надбровные дуги. Перечисляя характер-ные особенности профильного портрета, Флоренский достаточно полноописал астрологический принцип Марса. Поворот в три четверти характерен для современного искусства. Иска-ние истины новый человек предпочитает истине. "Стремиться" новомучеловеку представляется оправданием жизни, независимо от наличияистины или лжи. Флоренский видит в трехчетвертном повороте переходот фаса к профилю. Но, поскольку он рассматривает такой переход какболезнь (с чем никак нельзя согласиться), то укажем лишь некоторыеинтерпретации изображения в три четверти. Это, во-первых, - попыткаизобразить движение, и во-вторых, - попытка изобразить тело в объе-ме (которые неразрывно связаны друг с другом). Искание, стремление,да и просто перемещение в пространстве, так же как и пространствен-ный объем и течение времени, - атрибуты астрологического принципаЮпитера. В Древнем Египте изображение стоящего человека сочетало в себе всетри "поворота", три грани его проявления, символизируемые тремя ог-ненными планетами. Причем повороты частей тела соответствуют каждыйсвоей планете по той системе управления, которая была изложена вчасти 2 настоящей книги. Как видно на рисунке, египтяне изображали голову и таз, подчиненныеМарсу, в профиль, а грудную клетку и глаз, которыми управляет Солн-це, - в фас. Трехчетвертного поворота древнеегипетское искусство незнало, но идею движения и объемности выражало положение ног, кото-рыми заведует Юпитер: ноги изображены в профиль, но не заслоняютдруг друга, так как человек делает шаг вперед. Астрологические символы говорят сами за себя. Символ Марса - круг снаправленной вбок стрелой - выражает активность (стрела) целого(круг), направленную на окружающую среду, так как направление стре-лы не выходит за пределы плоскости, в которой изображен символ. Этодействительно профильное изображение. Символ Солнца представляет собой повернутый на 90 знак Марса: кругсо стрелой, направленной на наблюдателя - фас. Этот символ до сихпор употребляется в научной литературе для обозначения стрелы, на-правленной на нас, перпендикулярно той плоскости, на которой изо-бражен; он выражает самодостаточную активность, не связанную с ок-ружающей обстановкой. Символ Юпитера не так подходит для наших рассуждений, но, посколькунам важен в данном случае не строго планетарный принцип, а принцип"третьего огня", то мы вместо знака Юпитера используем знак управ-ляемого им Стрельца. Геометрически он представляет собой третий,"невозможный" поворот все того же круга со стрелой - "трехчетверт-ной" поворот. Это попытка выхода за пределы целого в третье измере-ние. /Глава "Три поворота..." основана на работе П.Флоренского "Анализпространственности и времени в художественно-изобразительных произ-ведениях". (Цит. по изд. М.: Прогресс, 1993)/___________________________________________________________________ Маслов С.В. PERPETUUM MOBILE НОВЫЙ ТЯНИТОЛКАЙ Заведующий редакцией И. Кальжанов Редактор А. Спирова Оформление и оригинал-макет Маслов С.В. М.: Академия Астрологии, ИЦА, 1996 ЛР э 064505

 








Date: 2015-06-08; view: 461; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию