Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самооценка в структуре личности





Самооценка относится к центральным образованиям лич­ности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени опреде­ляет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изна­чально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного вза­имодействия. Социум в значительной степени влияет на фор­мирование самооценки личности. Отношение человека к са­мому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений лич­ности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адап­тации и дезадаптации личности.

Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, прак­тически общепризнанными являются представления о связи самооценки с делинквентным и криминальным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завы­шенный или заниженный. Наиболее распространенной пози­цией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке подростков-делинквен­тов (Хоружий С. Н., 1980, Яновская Е. А., 1973), да и у взрос­лых правонарушителей (Ратинов А. Р., Константинова Н. Д., Собчик Е. М., 1979). Отмечается, в связи с этим, что неаде­кватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зонуконфликтных ситуаций и при определенных условиях способ­ствует проявлению делинквентного поведения (Ратинов А. Р., 1983).

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также осно­ванная на экспериментальных данных. По мнению сторон­ников этой точки зрения (напр., Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б., 1989), уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены проти­воположные результаты, как считают эти авторы, является методически некорректным.

Таким образом, существует явное противоречие в совре­менных данных по вопросу о завышенности-заниженности самооценки подростков-правонарушителей. В науке часто, когда появляется такое «тупиковое» противоречие, актуали­зируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снима­ющего противоречия.

Мы полагаем, что на рассматриваемую проблему и со­здавшееся противоречие можно взглянуть с иных концепту­альных позиций. По-нашему мнению, главное в проблеме са­мооценки подростков-делинквентов состоит в том, что само­оценка у них находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, клас­са). В этом плане, оценка всегда ниже самооценки подрост­ка (даже если последняя достаточно адекватна). В этом за­ключается пусковой механизм делинквентности, толчок к асоциальному поведению личности подростка. Потребность в уважении, признании является одной из важнейших потреб­ностей личности. В некоторых концепциях личности она от­носится к базовым, фундаментальным потребностям (напри­мер, у А. Маслоу).

В условиях, когда самооценка подростка не находит опо­ры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется реа­лизация одной из фундаментальных потребностей — потреб­ности в уважении — развивается резкое ощущение личност­ного дискомфорта. Личность не может пребывать постоянно в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его само-

оценка должна найти адекватную опору в социальном про­странстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими личности подростка становится адек­ватной самооценке или даже превосходит ее. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворен­ности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получа­ет адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Наглядно указанные концептуальные по­ложения можно отобразить следующим образом (рис. 1).

 

 

Оценка О1 меньше самооценки. Самооценка не находит опоры в данном месте социального пространства. Актуализация потребности поиска другой плоскости опоры в социальном пространстве.


Оценка О2 адекватна (или боль­ше) самооценки. В результате предпринятого личностью по­иска самооценка находит опо­ру в социальном пространстве.

Рис.1. Интеракционный конфликт самооценки и его разрешение.

Группа, в которую переходит подросток, может иметь раз­личную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой, неформальной группе, в которой подро­сток находит необходимую социальную опору, доминирую­щей является контрнормативная шкала ценностей. Как пока­зывают исследования (Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б., 1989), контрнормативность ценностей характерна для групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противо­речия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. И это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориен­тированную на нормативную шкалу ценностей.

Предлагаемый здесь механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, поче­му терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу такие попытки априорно обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для лично­сти — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им {а также, и даже, может быть, в первую очередь, отторгающую его) группу.

Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решения этого психологического противоречия. Необходи­мо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы, другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, из­лишне напоминать при этом, что данная новая группа долж­на быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Вышеизложенный подход объясняет и такое парадоксаль­ное явление, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое по­ложение. В этом случае действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки лич­ности группой, однако принадлежность к асоциальной груп­пе позволяет удовлетворить потребность во внешнем под­тверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестерка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних ва­риантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

3.2. ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ РАНЖИРОВАНИЯ [1]

На бланке (форма 1) перечислены 20 различных качеств личности. В левой колонке (N) испытуемый ранжирует эти качества по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке (Л^) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнем каждого каче­ства определяется разность (</), которая возводится в квад­рат (d2). Далее подсчитывается сумма квадратов (сумма d2) и по формуле

определяется коэффициент корреляции.

Чем ближе коэффициент к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше само­оценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельст­вует коэффициент от 0,4 до 0,6.


Заметим, что если при применении данной методики ис­следователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изме­нить. При всяком изменении количества качеств меняться будет коэффициент при ^d2, т.е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. Полезно в связи с этим знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:

Здесь п — число используемых при ранжировании ка­честв. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число ранжируемых качеств. Нетруд­но убедиться, что когда используется вариант с 20 качествами (т.е. п = 20), то коэффициент 6/п(п2 -1) становится равным 0,00075, а общая формула превращается в тот упрощенный вариант, который и приведен вначале.

Форма 1

 

N Качество личности N, Разряд
d Ф
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаем ость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      






Date: 2015-05-04; view: 619; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию