Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ СТОТТА





Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям шко­лы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

1 -которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (техперсонала, педагогов и дру­гих детей) — так называемые «трудные»,

2 — которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов — образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы I-XVI. В каж­дом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При за­полнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие «-». Эти данные заносятся в специальную форму (таблица 1).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или от­сутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-». Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому перевод первичных эмпирических показателей (+, -) в сы­рые оценки, за одни образцы поведения дает 1 балл, за дру­гие —2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода пер­вичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 2). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели указыва­ют на выраженность каждого из СК у обследуемого от макси­мально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл.3.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентировочное значение. Поэтому при интерпрета­ции обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стан­дартизирована. Предназначена для практических целей.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100%) для каждого СК разбили на 5 интервалов. Интервал от 0 до 20% говорит о настолько слабой выраженности качества, что велика вероятность того, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V-HB может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения с взрослым, но не­приятным для взрослого действия.



Интервал от 80 до 100% подобным образом говорит, что здесь качество СК переросло себя, и здесь мы имеем дело с дру­гим качеством. Для правильной интерпретации крайних интер­валов особенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы 20-40%, 40-60% и 60-80% соответственно го­ворят о заметной выраженности, сильной выраженности и очень сильной выраженности качества.

СОДЕРЖАНИЕ СИМПТОМОКОМПЛЕКСОВ

Выявляемые особенности (они собраны в КС — внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I-НД «Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуа­циям». СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 -- менее явные симптомы, от 12 до 17 -симптомы явного нарушения.

II-O «Ослабленность» (астения). Речь идет не о клиниче­ских и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего ро­да «нейрофизической истощаемости». В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК О говорит о дефиците энергетических ресур­сов организма ребенка, а, следовательно, о возможности проявления его активности. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии. Пунктам синдрома «О» обычно со­путствуют выраженные синдромы «ВВ» и «ТВ» особенно в ее крайних формах. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения. В тех случаях, когда пунктам «О» соответствуют «ВВ» и «ТВ», это отмечается с левой стороны страницы. Это, однако, ни в коем случае не относится к остальным пунктам.

III-У «Уход в себя». Избегание контактов с людьми, самоус­транение. Защитная установка по отношению к контактам с лю­быми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV-TB « Тревога за принятие взрослыми и интерес с их сто­роны». Беспокойство и неуверенность относительно того, ин­тересуются ли им взрослые, любят ли его. СК-ТВ выражает тревожные надежды, стремления, попытки ученика к уста­новлению и сохранению хороших отношений со взрослыми. Симптомы 1-6 —ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые,

V-HB «Неприятие взрослых». Проявления различных форм неприятия взрослых, от избегания учителя, подозрительно­сти до неконтролируемой привычки враждебности. Симпто­мы 1-4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 — относится ко взрослым то враж­дебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симп­томы 10-17 —открытая враждебность, проявляющаяся в асо­циальном поведении. Симптомы 18-24— полная, неуправля­емая, привычная враждебность.



VI-ТД «Тревога за принятие детьми». Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети, и представляет ли он для них интерес. СК-ТД выражает те же тенден­ции, что и СК-ТВ, но в отношении сверстников. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симпто­мы одинаково важны.

VII-A «Асоциальностъ». Недостаток социальной норматив­ности. Под этим термином понимаются не проявления антисо­циального поведения, хотя при сильной выраженности {82% и более) такое может иметь место. Слабая выраженность СК-А (14% и менее) может быть и в случае, если нравственные отно­шения ученика выше, чем предъявляемые ему школой мораль­ные требования (что конечно не обязательно, но встречается). СК-А связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличие и от­сутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 —- у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симпто­мы 10-16 — отсутствие моральной щепетильности в мелочах.

VIII-КД «Конфликтность с детьми». Враждебное отноше­ние к другим детям — от ревнивого соперничества до откры­той враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность этих СК (НВ и КД) может говорить о попытках к установле­нию или сохранению хороших отношений, но не нормаль­ными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти»: когда про­явление плохого еще чередуется с проявлениями хорошего.

IX-H «Неусидчивость» или «Неугомонность». Нетерпели­вость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации, внимания, размышления, неприспособленно­сти и избегание долговременных усилий.

Х-ЭН «Эмоциональные напряжения» или «Эмоциональная не­зрелость». Признак запаздывающего эмоционального разви­тия, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапря­жению {стрессам). Проявление инфантильности в речи, поведе­нии тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свиде­тельствуют об эмоциональной незрелости, 6-7 — о серьезных сторонах, 8-10 — говорят о прогулах и не пунктуальности.

XI-HC «Невротические симптомы». Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызание ногтей, сосание пальцев и т.д., отчасти невроза страхов: «слова из него не вытянешь», гово­рит беспорядочно.

ХП-С «Среда». Содержит несколько внешних признаков -сигналов, того, что ребенок растет в неблагополучной сре­де, прежде всего семейный круг.

ХШ-УР «Умственное развитие». Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производи­мого уровнем умственного развития ребенка.

XIV-CP «Сексуальное развитие». Фиксирует общую оцен­ку, даваемую учителем темпам и направленности полового развития.

XV-Б «Болезнь». Содержит внешние признаки, по кото­рым можно определить заболевание у ребенка, но, которые, конечно, не позволяют поставить точный диагноз.

XVI-Ф «Физическое развитие». Обращает внимание на не­нормальность телосложения. Слабое зрение и слух.

К группе СК, связанным с конституцией нервной систе­мы относятся — О., Н., ЭН, НС, а также отчасти НД и У.

Группа СК: С, УР, СР, а также отчасти Б и Ф, имеет важ­ное значение для понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу различных причин в КН эти СК недостаточно информативны.

Чтобы интерпретация числовой выраженности была адек­ватной, необходимо:

1. Анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения.

2. Привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учи­телем характеристики.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

I

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охот­но оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его това­рищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и по преимуществу игнорирует остальных мальчиков (и девочек) в классе.

11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учи­телем.

12. Неприближается к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (напри­мер, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется из активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, ког­да с ним здороваются.

17. Очень мало разговаривают, «слова из него не вытянешь».

II

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи (в выполнении школьных заданий), либо нет.

3. Старательность в школьной работе изменяется почти еже­дневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляет отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старате­лен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выпол­нения.

8. Спровоцированный, впадает в бешенство.

9. Может работать в одиночестве, но не располагает доста­точной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и «равнодушный».

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жал ость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров («замкнут» в себе).

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями (живет в другом мире).

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невоз­можно «приблизиться»).

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других людей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем,

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих за­нятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны

учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно своей особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом на­правлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчивают­ся успехом.

V

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто находится в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, ког­да просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

8. Может выражать злость или подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечат­ление человека, умышленно плохо выполняющего работу.

11. Портит общественную и частную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъ­явленных ему обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-нибудь неудовлетворен. 15п11егативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сласти, цен­ные предметы.

18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что неспра­ведливо наказан.

19. Дикий взгляд. Смотрит исподлобья.

20. Очень непослушный, не соблюдающий дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозритель­ными типами».

23. Часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

VI

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не играть перед окружаю­щими.

3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с деть­ми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не опасается, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

Ю. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа у мальчиков, преувеличенность в одежде у девочек).

13. Со страстью портит общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контроли­руют или заставляют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просите помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими детьми).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, об­манывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен и недружелюбен (подозревает, что партнер по общению что-то о нем знает).

VIII

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные труд­ности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношений с дру­гими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.Дерется несоответствующим образом (кусается, цара­пается, использует опасные предметы в качестве орудия Драки).

IX

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко капитулирует.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручной работе.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокойный, чтобы мог работать в одиночку.

9. Не может в классе быть внимательным или длительно на чем-либо сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может оста­новиться, хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокойный, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых.

X

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с младши­ми, чем он сам, детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы на что-либо решиться.

7. Другие дети докучают ему (он является «козлом отпущения»).

8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как отверженный.

XI

1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Выполняет бесцельные движения руками. Имеют место разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

XII

1. Часто отсутствует в школе — полдня или целый день.

2. Отсутствует в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ре­бенка в классе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит очень плохо питающимся.

7. Гораздо некрасивее других детей.

XIII

1. Очень отстает в учебе.

2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной арифметики.

5. Совершенно не понимает арифметики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Просто глупый.

XIV

1. Очень раннее сексуальное развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

XV

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеванию ушей.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

XVI

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком малый рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

Таблица I

Форма заполнения карты наблюдений

 

Образцы поведения I НД II О III У IV ТВ V НВ VI ТД VII А VIII КД IX Н X ЭН XI НС XII С XIII УР XIV СР XV Б XVI Ф
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

 

Ключ для перевода в баллы Таблица 2

Образцы поведения I НД II О III У IV ТВ V НВ VI ТД VII А VIII КД IX Н X ЭН XI НС XII С XIII УР XIV СР XV Б XVI Ф
 
 
   
   
         
         
         
           
             
               
                 
                   
                       
                         
                         
                           
                           
                             
                             
                             
                             

 

 

Перевод сырых баллов в проценты Таблица 3

 

Образцы поведения I НД II О III У IV ТВ V НВ VI ТД VII А VIII КД IX Н X ЭН XI НС XII С XIII УР XIV СР XV Б XVI Ф
 
 
   
     
     
       
       
         
           
           
           
             
               
                 
                 
                   
                   
                       
                         
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Карта Скотта Таблица 4

  нд                
      д      
          у                
  тв                  
    вв
      тд                
    А                
    Н                          
              вд                  
          эн                    
                  нс                    
          с                            
                    ср                          
              уо                        
Б                        
                Ф                          
                                                     
                                                     

 

В таблице буквами обозначены симптомокомплексы (СК),ци­фрами — образцы поведения.

Цифры, выделенные в правой части таблицы жирным шрифтом, соответствуют более тяжелым нарушениям, свидетельствующим о неприспособленности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 2

Ку Тху Хыонг. Диспозиционные механизмы регуляции как фак­тор успешности педагогической деятельности: Автореф. канд. дисс. Л., 1991.

Мурзенко В. А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях мас­совой школы (в связи с задачами психокоррекционной работы): Ав­тореф. канд. дисс. Л., 1979.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дуброви­ной. М., 1991.

Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996.








Date: 2015-05-04; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию