Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос Понятие и виды вещей в римском праве





В обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (г. incorporates). Вот как определяет эти виды вещей Гай: «Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким либо образом» (Гай, 2.12–14).

Телесные вещи – предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.

Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.

Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (г. sanctae), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом – городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.

Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т. п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 рг).

Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и г. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т. п.

Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (res mancipi) и неманципируемые (г. пес mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

 

Вещи движимые и недвижимые

К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XII Таблиц установили разные сроки приобретательной давности – 2 года для

недвижимых и 1 год для движимых вещей.

Вещи делимые и неделимые

К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т. п.

 

Вещи потребляемые и непотребляемые

Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).

 

Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные

Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально определенных – прекращает.

Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально определененные – незаменимыми вещами.

 

Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей


Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: «Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо» (Д. 41.3 30. рг).

Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:

вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;

вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей.

При этом второй вид сложных вещей – совокупные вещи – можно, в свою очередь, разделить на подвиды:

вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);

вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).

В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.

Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д. 2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д. 6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д. 7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д. 7.4.10.8).

Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XII Таблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл. YI.7.8).

 

Главная вещь и принадлежность

Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.

Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве) – это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.

Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: «Что чему служит» (qraid cui servit) (Д. 1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно– или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).


В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК РФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать, – например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).

 

Плоды (fructi) – это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.

Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.

Таким образом, исключая чисто исторические виды вещей, присущие только Риму (вещи манципируемые и неманципируемые, вещи божественного и вещи человеческого права), основные виды вещей сохранили свое значение и в современном праве

 

39 вопрос Право владения: понятие, содержание.Установление,прекращение, защита.

 

Ввладение есть прежде всегореальное господство лица над вещью,вытекающее из фактическо­го, физического отношения лица к предмету владения. Лицо стоит или сидит на земле, оно держит вещь. Это состояние, однако, должно быть не преходя­щим, а представлять упрочившееся отношение лица к вещи; тогда оно может обеспечиваться от нарушений со стороны других лиц и получает защиту(см. п. 179 и сл.).


 

Из признания реального господства над вещью основным признаком вла­дения вытекало далее, что это господство распространяется целиком на всю вещь в совокупности всех ее свойств и отношений. Поэтому невозможно од­новременное владение одной и той же вещью со стороны двух или несколь­ких лиц; допустимо только их владение в идеальных, нераздельных частях.

 

С другой стороны, материальный характер владения исключал возмож­ность для лица владеть сразу совокупностью раздельных вещей (п. 156); в этих случаях владение осуществляется в отношении каждого отдельного предмета (лошади, раба-актера или хориста), входящего в состав совокупно­сти вещей (universitas rerum distantium).

Элементы владения.Анализируя состав фактического отношения лица к вещи при владении, римские юристы различали два элемента: а) субъ­ективный — animus possidendi —намерение или воля владеть вещью, для се­бя, на себя и б) объективный — corpus possessionis —реальное господство над предметом владения.

 

Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если существует второй, т.е. фактическое господство лица над вещью. Это предположение, что владеющий вещью имеет волю владеть ею на себя, может быть, однако, опровергнуто особым доказательством про­тивного. В спорных случаях обращаются к основанию приобретения владе­ния, к его causa(п. 171).

 

Второй (объективный) момент владения corpus possessionisв первона­чальном своем значении представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное или телесное проявление господства и власти над ней. В отношении движимых вещей это был захват и держание их рукой —manu capere, tenere,в отношении же земельных участков, кроме вступления на участок, оседания и освоения (stareи sedere),также — отграничение зе­мельных участков от соседних или принятие мер по их охране, так называе­мый custodia.

 







Date: 2015-06-08; view: 2479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию