Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос Условия вступления в брак.Помолвка.Порядок заключения брака
Заключение брака. Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia).В древнейшее время обручение лиц alieni iurisсовершалось их patresfamiliasбез участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия patresfamiliasобоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций (п. 433): по одной — patresfamiliasневесты обязывался передать ее жениху, а по другой — обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляций, по которой только patresfamiliasневесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением. В древнейшее время нарушение sponsaliaдавало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение sponsaliaвлекло за собою только infamiaи ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи было установлено, что сторона, без серьезных оснований нарушившая sponsalia,теряла право на возвращение сделанных ею по случаю обручения подарков (arrhae sponsaliciae, donatio ante nuptias);другой стороне сделанные ею подарки возвращались. В законодательстве IV в. утрата права на возвращениеdonatio ante nuptiasбыла связана с христианским обычаем предбрачного поцелуя (osculum):в случае смерти жениха osculo intervenienteневеста или ее наследники сохраняли половину предбрачных подарков. Способы установления manus. Древнейшее римское право знало три способа совершения брака или точнее три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: a) confarreatio,б) coemptio,в) usus. Confarreatio, которую ряд историков считает патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus,особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbisв присутствии жрецов — pontifex maximusи flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного per confar-reationem,и состоящий в таком браке, мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis. Coemptio является светской и, как думают, преимущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи — а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio,а именно в форме mancipatio.Правда слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при купле в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля В присутствии пяти свидетелей и весовщика, а также paterfamilias невесты, а равно и жениха, если он persona alieni iuris,жених спрашивает невесту: получив утвердительный ответ, сам отвечал установленными словами на соответствующий ее вопрос, также заданный в точно определенных словах. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путем mancipatioи передавал paterfamiliasневесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений. Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По-видимому, в начале I в. н.э. редко встречались уже и браки per confarreationem.По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23 г. н.э. был издан закон, в силу которого, в целях поощрения браков per confarreationem,с ними стала связываться не светская, а только религиозная manus(единство культа), которой достаточно было для того, чтобы лица, происшедшие от такого брака, могли быть верховными жрецами (Tacitus, Annales.4. 16). Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatioпродолжала существовать до падения язычества. Coemptio, видимо, существовала еще во времена Гая (1. 113. 114). Менее достоверно, чтобы ее считали действующим институтом юристы IIIвека, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар). Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путем простого соглашении брачующихся (consensus facit nuptias— брак совершается соглашением) (D.35.1.15), за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum mariti. Условия вступления в брак. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias.Жених выражал свою волю, если он былpersona sui iuris;невеста suiiuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица alieni iurisнужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamiliasневесты и согласие как paterfamiliasжениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias.Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias, ~дед, но и отец, подчиненный patria potestasтого же деда, ибо после смерти деда внук окажетсяin patria potestateсвоего отца, которому сын не вправз навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias,носителем отцовской власти. Но по мере того, как личность детей начинает эманципироваться от когда-то неограниченной власти paterfamilias,интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии paterfamiliasна вступление в брак. Так закон lulia(4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamiliasв согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias,если он взят в плен или безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в котором согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак не иначе, как получив auctoritas tutoris,после отпадения опеки над женщинами, была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников. Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачущихся ius conubii(о нем — выше, п. 102). Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до lex Canuleia(445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex lulia(18 г. до н. э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона lulia — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики - между consobnm,т. е. между лицами матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex lulia de adultemsзапретила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.
Date: 2015-06-08; view: 703; Нарушение авторских прав |