Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые элементы языка Object Pascal





ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ

OBJECT PASCAL В СРЕДЕ DELPHI

(лабораторные работы)

СОДЕРЖАНИЕ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ…………....………...... 2

1.5. Индивидуальные задания.....................................................................................17

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ АЛГОРИТМОВ…….……...19

2.7. Индивидуальные задания.....................................................................................23

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ…………………....24

3.6. Индивидуальные задания.....................................................................................31

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССИВОВ…………….....35

4.9. Индивидуальные задания......................................................................................47

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СТРОКОВЫХ ДАННЫХ.............................................................................................51

5.3. Индивидуальные задания......................................................................................55

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПОДПРОГРАММ И МОДУЛЕЙ……………………………………..…………......57

6.8. Индивидуальные задания.....................................................................................69

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7.

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ.......................................................................................70

7.4. Индивидуальные задания......................................................................................79

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8.

РАБОТА С ФАЙЛАМИ................................................................................................79

8.5. Индивидуальные задания......................................................................................89

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СРЕДСТВА ОТЛАДКИ ПРОГРАММ В DELPHI…………………………….….....90

 

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………......81

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

Цель работы: Изучить основы языка Object Pascal. Научиться составлять простейшие программы в среде DELPHI.

 

Базовые элементы языка Object Pascal

1.1.1. Алфавит языка

Язык Object Pascal оперирует следующим набором символов:

1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита (A, B, C,..., X, Y, Z, a, b, c,..., x, y, z).

2. Десятичные цифры (0 … 9).

3. Символ «подчеркивание»_»).

4. Специальные символы+», «-», «/», «*», «{», «}», «:», «[», «]», «;», «(», «)», «'», «#», «@», «=», «», «$», «>», «.», «^», «<», «,», а также их комби-нации).

5. Ключевые слова (например: «Begin», «End»);

6. Стандартные идентификаторы (Например: «Sin», «Cos»).

7. Идентификаторы пользователя.

1.1.2. Синтаксис языка

Основные правила написания программ:

1. Прописные и строчные буквы компилятором не различаются (описание «mas» идентично написанию «MAS»).

2. Идентификаторы (имена) могут начинаться только с буквы и символа подчеркивания, и должны содержать буквы, цифры и символ подчеркивания. Компилятор воспринимает идентификаторы длиной не более 255 символов.

3. Каждое предложение заканчивается точкой с запятой («;»). В одной строке могут находиться несколько предложений, и наоборот, одно большое предложение может быть разбито на несколько строк.

4. Все данные, процедуры и функции должны быть объявлены в разделе объявлений до первого их использования.

5. Для повышения читабельности текста можно использовать комментарии (допускается использования русского языка). Комментарием является текст, заключенный в фигурные скобки ({ комментарий }, круглые с символом звездочка ((* комментарий *)) либо размещенные после двух cимволов «правый слэш» (// комментарий).

1.1.3. Основные типы данных

Тип данных определяет количество выделяемых ячеек памяти и перечень допустимых операций. Существует две основные группы типов данных: скалярные (простые) и структурированные (составные). Данные скалярного типа представляют собой одно значение, размещенное в одной или нескольких ячейках памяти. Структурированные данные (объявляются после ключевого слова type) представляют собой объединение нескольких однотипных или неоднотипных данных скалярного типа.

Все данные могут быть либо константами (объявляются после ключевого слова const), либо переменными (объявляются после ключевого слова var). Значение переменных может быть изменено в процессе выполнения программы, а значение констант – не может. Типы данных приведены на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Типы данных Object Pascal

 

1.1.4. Оператор присваивания

Оператор присваивания записывается в виде:

<имя переменной> := < выражение соответствующего типа>;

Переменная может быть любого типа, а выражение должно иметь тип, соответствующий типу переменной (разрешается присваивать действительной переменной значение, имеющее целый тип).

1.1.5. Целые типы данных

Используются для представления целых чисел. Характеристики основных целых типов данных приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Тип Диапазон возможных значений Размер памяти для хранения данных
Integer -2147483648.. 2147483647 4 байта (32 бита)
Cardinal 0.. 4294967295 4 байта (32 бита)
ShortInt -128.. 127 1 байт (8 бит)
SmallInt -32768.. 32767 2 байта (16 бит)
LongInt -2147483648.. 2147483647 4 байта (32 бита)
Int64 -263.. 263-1 8 байт (64 бита)
Byte 0.. 255 1 байт (8 бит)
Wodd 0.. 65535 2 байта (16 бит)
LongWord 0.. 4294967295 4 байта (32 бита)

Object Pascal поддерживает и наиболее универсальный целый тип - Integer, который эквивалентен LongInt.

Операции над целыми числами:

Наименование операции Обозначение Пример
Сложение + 5 + 2 = 7
Вычитание - 5 - 2 = 3
Умножение * 5 * 2 = 10
Целочисленное деление div 5 div 2 = 2
Остаток от целочисленного деления mod 5mod 2 = 1
Логическое равно = 5 = 5, результат: истина
Логическое не равно <> 5 <> 5, результат: ложь
Сравнение >, >=, <, <=  

 

 

1.1.6. Вещественные (действительные) типы данных

Используются для представления чисел, имеющих дробную часть. Характеристики основных вещественных типов данных приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Тип Диапазон возможных значений Максимальное количество цифр в числе Размер в байтах
Real48 2,9 x 10-39.. 1,7 x 1038 11 - 12  
Real 5,0 x 10-324.. 1,7 x 10308 15 - 16  
Single 1,5 x 10-45.. 1,7 x 1038 7 - 8  
Double 5,0 x 10-324.. 1,7 x 10308 15 -16  
Extended 3,6 x 10-4951.. 1,1 x 104932 19 - 20  
Comp -263+1.. 263 19 - 20  
Cyrrency -922337203685477,5808.. 922337203685477,5808 19 - 20  

 

Язык Delphi поддерживает и наиболее универсальный вещественный тип - Real, который эквивалентен Double.

 

Операции над вещественными (действительными) числами:

Наименование операции Обозначение Пример
Сложение + 5 + 1,5 = 6,5
Вычитание - 8 - 4,2 = 3,8
Умножение * 2 * 2,6 = 5,2
Деление / 5 / 2 = 2,5
Логическое равно = 5 = 5, результат: истина
Логическое не равно <> 5 <> 5, результат: ложь
Сравнение >, >=, <, <=  

1.1.7. Булевы типы данных

Используются для представления логических значений. Наиболее часто используется тип Boolean, который занимает 1 байт памяти и может принимать два значения: true (истина) или false (ложь). Для булевых типов данных определены логические операции and, or, not, xor. Например, если переменные b1 и b2 имеют тип Boolean, то

b1:= 5 > 3; // результат: b1=true

b2:= 5 = 3; // результат: b2=false

b1:= not b2; // результат: b1=true

b2:= b1 and b2; // результат: b2=true

1.1.8. Cимвольные типы данных

Используются для хранения одного символа.

Язык Delphi поддерживает два символьных типа: AnsiChar и WideChar:

• тип AnsiChar — это символы в кодировке ANSI, которым соответствуют числа в диапазоне от 0 до 255. Каждый симол занимает 1 байт памяти.

• тип WideChar — это символы в кодировке Unicode, им соответствуют числа от 0 до 65 535. Каждый симол занимает 2 байта памяти.

Object Pascal поддерживает и наиболее универсальный символьный тип Сhar, который эквивалентен AnsiChar, кажый символ которого занимает 1 байт памяти.

 

 

1.1.9. Строкоые типы данных

Язык Delphi поддерживает три строковых типа:

ShortString, LongString, WideString:

 

• тип ShortString представляет собой статически размещаемые в памяти компьютера строки длиной от 0 до 255 символов;

 

• тип AnsiString представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти;

 

• тип WideString представляет собой динамически размещаемые в памяти строки, длина которых ограничена только объемом свободной памяти. Каждый символ строки типа WideString является Unicode-символом.

В языке Delphi для обозначения строкового типа допускается использование универсального типа String. Объявлять строку этип типом можно как с указанием ее длины, например, var S:string[12] (в квадратных скобках -длина строки) или и без указания ее длины, например, var S:string. Тогда в первом случае такое объяление равносильно ShortString, а во втором случае - равносильно AnsiString.

1.1.10. Арифметические вычисления

Арифметические выражения строятся из числовых констант, переменных, стандартных функций и операций над ними. В арифметическом выражении принят следующий приоритет операций:

1) вычисление значений стандартных функций;

2) умножение и деление;

3) сложение и вычитание.

Порядок выполнения операций изменяется с помощью скобок.

Для проведения арифметических вычислений используются следующие процедуры и функции (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Описание Обозначение Тип аргумента Тип значения Модуль
         
Модуль (абсолютное значение) Abs(x) Целый или вещественный Соответствует типу аргумента System
Экпонента Exp(x) Вещественный Вещественный System
Дробная часть Frac(x) Вещественный Вещественный System
Целая часть Int(x) Вещественный Вещественный System
Натуральный логарифм Ln(x) Вещественный Вещественный System
Десятичный логарифм Log10(x) Вещественный Вещественный Math
Логарифм по основанию 2 Log2(x) Вещественный Вещественный Math
Логарифм по основанию N LogN(N, x) Вещественный Вещественный Math
Максимум двух чисел Max(A, B) Вещественный Вещественный Math
Минимум двух чисел Min(A, B) Вещественный Вещественный Math
Число π PI     System
Возведение числа А в степень Е Power(A, E) Вещественный Вещественный Math
Округление до ближайшего целого Round(x) Вещественный Целый System
Квадрат Sqr(x) Вещественный Вещественный System
Корень квадратный Sqrt(x) Вещественный Вещественный System
Возврат целой части Trunc(x) Вещественный Целый System
Арккосинус ArcCos(x) Вещественный Вещественный Math
Арксинус ArcSin(x) Вещественный Вещественный Math
Арктангенс ArcTan(x) Вещественный Вещественный System
Косинус Cos(x) Вещественный Вещественный System
Синус Sin(x) Вещественный Вещественный System
Тангенс Tan(x) Вещественный Вещественный Math
Косинус гиперболический CosH(x) Вещественный Вещественный Math
Синус гиперболический SinH(x) Вещественный Вещественный Math
Тангенс гиперболический TanH(x) Вещественный Вещественный Math
Генерация псевдослучайного числа из диапазона 0.. 1 Random Вещественный Вещественный System
Генерация псевдослучайного числа из диапазона 0.. R Random(R) Целый Целый System
Делает случайной генерацию псевдослучайного числа Randomize     System
Возвращает True (истина), если х - нечетное и False (ложь), если х - четное Odd(x) Целый Логический System
Возвращает следующее за х значение Succ(x) Целый, символьный, перечисляемый Соответствует типу аргументв System
Возвращает предыдующее перед х значение Pred(x) Целый, символьный, перечисляемый Соответствует типу аргументов System
Возвращает символ ASCII кода х Chr(x) Целый Символьный System
Возвращает ASCII код символа х Ord(x) Символьный Целый System
Увеличивает значение х на 1 Inc(x) Целый Целый System
Увеличивает значение х на n Inc(x, n) Целый Целый System
Уменьшает значение х на 1 Dec(x) Целый Целый System
Уменьшает значение х на n Dec(x, n) Целый Целый System

Примечание: В тригонометрических функциях аргумент задается только в радианах. Математические функции, находящиеся в модуле Math, могут быть использованы только после добавления его имени в раздел подключаемых модулей (uses).

 

 

Date: 2015-06-08; view: 1143; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию