![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Пертинентность — субъективно оцениваемое потребителем соответствие содержания информации его интересам ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Естественно, что пользователи всегда оценивают информационные услуги с точки зрения пертинентности полученных сведений- Тогда хотелось бы предположить, что независимая экспертиза возможна хотя бы по критерию релевантности, но действительная практика информационного обслуживания намного сложнее. Нерелевантность выдачи может объясняться отсутствием искомой информации в документальном потоке в том виде, в каком ее ищет пользователь. В этом случае сотрудник СИ начинает расширять границы поискового предписания и выявлять сведения, используя родовые и ассоциативные связи. Иногда это приводит к нахождению ненужных материалов, т. е. к «шуму»; в других случаях — к выдаче «неожиданно полезного»-, т. е. первоначально не запрошенных, но ценных с точки зрения пользователя документов или фактических данных. Теперь рассмотрим причины, но которым релевантная выдача оценивается пользователем отрицательно, т. е. не считается им пертинентной. Наиболее распространенными являются: • предоставление пользователю уже известных ему сведении (из других источников или предыдущего опыта); • неавторитетность, неубедительность информации для пользователя; • несовпадение характера представленных сведений и степени их подробности «системе ожидания» пользователя; • несоответствие уровня сложности сообщения и подготовленности пользователя, его читательской компетентности. Охарактеризуем эти причины более подробно- На оценку значимости, полезности, авторитетности информации влияют ценностные ориентации пользователей. Публикация может быть отвергнута только потому, что написана представителем научной школы, сотрудникомучреждения, мнения и взгляды которых не разделяются индивидом. И, наоборот, информация. распространяемая от имени тех лиц, с которыми пользователь консолидирует себя, вызывает повышенный интерес. Сказанное распространяется и на журналы, тематические сборники, относимые к разряду «своих». К отрицательной оценке потенциально полезных документов приводит и стремление найти в потоке информации «готовый» ответ или рекомендацию, четко определяющую порядок действий. В этих случаях пользователю начинаег казаться, что в публикациях не учитывается специфика именно его условий деятельности или что они ориентированы на специалистов иных предприятий (например, более крупных, лучше оснащенных, расположенных в научных и промышленных центрах и т. д.). Неумение и (или) нежелание переосмыслить чужой опыт, превратить чужие идеи в собственные «рецепты» приводят к тому, что процесс восприятия нового знания подменяется критикой автора, не отразившего те сведения, которые ожидал найти читатель. Другой не менее серьезной причиной отрицательных опенок является неподготовленность пользователя к освоению новой информации из-за ее сложности. Дело в том, что сообщения, которые человек относит к разряду профильных, соответствующих направленности его деятельности и решаемым задачам, но которые ему непонятны, воспринимаются как опасность, угроза целостности картины мира, сформированной в его сознании. Поэтому от сложной, а значит и «опасной» информации стремятся защититься, отклоняя ее как ненужную. Подобная подмена представлений, приводящая к оценке непонятного как ненужного, присуща в принципе всем. Различия проявляются в механизме контроля за собственным поведением. Для пользователя с низким уровнем информационной культуры это противоречие останется незамеченным, а новая информация окажется необратимо утраченной. Связь и обусловленность информационных потребностей повседневной жизнедеятельностью человека, быстрыми темпами изменения условий окружающей среды объясняют изменчивость, динамизм самих потребностей — пятую их особенность. Динамизм информационных потребностей целесообразно рассмотреть с двух позиций: с точки зрения его влияния на познающего субъекта и па организацию информационного обеспечения. Усвоение нового знания всегда считалось делом трудным, творческим, высокоинтеллектуальным. Его облегчало наличие предшествующего опыта человека, ранее накопленных умений и навыков- Однако быстрые темпы изменений условий жизни и трудовой деятельности заставляют не столько обновлять полученные прежде знания, сколько осваивать новые, широко используя при этом информацию многих смежных областей. Таким образом, для пользователей динамизм информационных потребностей означает усложнение познавательных процессов при увеличении объема сведений, требующих освоения. В связи с этим закономерно ужесточаются требования пользователей к оперативности, точности и полноте предоставляемой информации, а также к комфортности условий ее использования.Библиографические списки и указатели условиям комфортности уже не соответствуют. Более того, подобранным ив их основе полным текстам документов пользователи предпочитают дайджесты, фактографические и аналитические справки. Динамизм информационных потребностей приводит и к невозможности ориентироваться только на собственные фонды и справочно-лоиско-вый аппарат, неизбежно отстающие от нового спроса. Все большее значение приобретают кооперация, взаимоиспользование информационных ресурсов, умение выявить специализированные и данной области библиотеки или центры информации, определить целесообразность приобретения их продукции. Изменения информационных потребностей связаны не только с внешними условиями жизнедеятельности людей, но и с их ориентацией в проблеме. По мерс усвоения нового знания, расширения профессионального и обще культурного кругозора человек начинает иначе «видеть» решаемую задачу, выявляет ее многообразные связи с другими областями. Поэтому по мере углубления в проблематику запросы пользователей все более усложняются. Далее каждый вновь найденный документ, оцененный как пертинентный. будет способствовать возникновению новых потребностей. Таким образом, информация не столько снимает или уменьшает неопределенность, скол1,ко расширяет границы непознанного. Невозможность полного удовлетворения потребностей является поэтому их еще одной (четвёртой) отличительной особенностью. Все перечисленные свойства информационных потребностей обусловлены социально-психологическими условиями жизнедеятельности человека. Есть. однако, одна особенность, связанная с экономической ситуацией. По сравнению с базовыми потребностями людей в пище, жилище, безопасности, медицинской помощи, информационные потребности относят к категории «отложенного спроса». Службы информации и НТБ нужны и полезны, но не необходимы, а те сведения, без которых предприятие не в состоянии обойтись, могут быть получены из других учреждений. Именно поэтому в условиях кризиса службы информации страдают больше других, первыми ощущая уменьшение финансирования и сокращение штата. Данное обстоятельство необходимо учитывать, стремясь усилить воздействие СИ на деятельность предприятия, «встраиваясь в эту деятельность. Кроме того, важно формировать в сознании руководства и персонала представление о СИ как о центрах образования, обеспечивающих свободный и равный доступ к накопленным человечеством знаниям. «Отложенность» информационных потребностей иллюзорна и неминуемо приводит к пагубным последствиям в экономической, экологической и социально-политической областях. Выявление профессиональных информационных потребностей специалистов предприятия начинается с анализа объективной составляющей потребностей, то есть определения границ предметной области, в рамках которой осуществляется деятельность организации. Быстрое вхождение в предметную область облегчает ознакомление с инженерными и библиотечно-библиографическими классификациями, рубрикаторами, а также с обзорно-прогностическими материалами, отражающими тенденции развития отрасли или проблемы. • с какой входной информацией пользователи работают сейчас; насколько ока их устраивает: • какие информационные продукты (отчетные формы) должна представлять ИС на выходе. Далее сведения, полученные на всех этапах, совмещаются в рамках рубрикатора информационных потребностей. Под совмещением имеется в виду устранение синонимии, установление родовидовых отношений между темами и последовательности их расположения. Иначе говоря, осуществляются те же процессы, что и при создании любого контролируемого ИПЯ. Именно поэтому па данном этапе большую помощь оказывают все имеющиеся классификации: инженерные, приводимые в справочниках и монографиях; классификаторы; рубрикатор ГРНТИ; расширенная рубрикация к отраслевым выпускам РЖ ВИНИТИ и т. д.
Рубрикатор информационных потребностей имеет следующую форму;
Полнота и правильность отражения признаков информационных потребностей проверяются затем путем экспертной оценки рубрикатора, который передается для ознакомления ведущим специалистам предприятия. Опыт разработки подобных рубрикаторов, накопленный кафедрой информационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, показал, что в ходе экспертной оценки дополняются и уточняются не столько сведения о тематике потребностей, сколько об абонентах, для которых эта тематика представляет интерес. С его помощью становится возможным уточнить содержание индивидуальных потребностей, не заявленных при интервьюировании. После внесения всех необходимых изменений и дополнений рубрикатор информационных потребностей становится основой для организации системы информационного обеспечения предприятия. Разумеется, что в нем не могут быть учтены все потребности: в ходе разработок неизбежно возникают запросы, лежащие за пределами предметной области организации. Поэтому рубрикатор информационных потребностей, включая в основном сведения о стабильных потребностях, совпадающих с профилем деятельности предприятия, может служить достаточно надежной основой для комплектования фонда, актуализации баз данных, текущего информирования, но не для выполнения разовых запросов.
Date: 2015-06-08; view: 1171; Нарушение авторских прав |