Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ отзывов читателей
Отзывы позволяют изучать общественное мнение об удовлетворении тех или иных потребностей, в том числе и потребностей в чтении, поэтому писатели, редакции, издательства и библиотеки собирают и изучают читательские отзывы. Читательские отзывы различаются по содержанию (о прочитанных книгах или о работе библиотеки) и по форме (письменные и устные). Собирание читательских отзывов способствует выявлению читательских интересов и общественной оценки произведений печати, а также читательского мнения о работе библиотек. Собирание отзывов о книгах опирается на исторически сложившиеся традиции в практике изучения читателей и проводится преимущественно в массовых библиотеках. Устные отзывы записывают со слов читателей (по возможности, дословно), но чаще библиотекари просят читателей дать письменные отзывы о книгах, при этом иногда нужны методические указания, которые, однако не должны сковывать самостоятельности читателей в суждениях, в проявлении интересов. Важно не количество отзывов. А их обоснованность, мотивированность высказанных мнений. Научно обоснованной классификацией читательских отзывов еще нет. систематизировать отзывы можно по следующим признакам: 1) Положительные или отрицательные; 2) Оценивающие преимущественно содержание произведения или фору; 3) Самостоятельные и несамостоятельные. Собирание отзывов о книге может преследовать разные цели: a) Сопоставление отзывов одного читателя о разных книгах позволяет выяснить широту, устойчивость и развитие его читательских интересов. Отзывы о книгах показывают, насколько человек понимает прочитанное, каковы его культура чтения и вкус. Иногда они перерастают в обстоятельные рецензии, содержащие мотивированную критическую оценку прочитанного. b) Анализ и обобщение отзывов ряда читателей дает возможность выявить интересы и другие особенности чтения, характерные для данной читательской группы. c) Изучение отзывов многих людей об одной книги позволяет судить об общественной оценке произведения. Паспортизация как метод изучения текущего состояния и потенциала информационных учреждений
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ
Для рациональной организации информационного обслуживания важно классифицировать потребности, характеризуя их с различных точек зрения. Исходя из особенностей формирования информационных потребностей,их подразделяют на общественные (объективные), коллективные и индивидуальные (субъективные). Общественные потребности вытекают из задач социального, экономического и культурного развития города, региона, страны, мирового сообщества. Их называют объективными потому, что они не зависят от ноли, желания, образовательного уровня или интересов отдельных людей, а представляют собой вектор, указывающий общее направление движения человеческой мысли. Определяя политику комплектования, универсальные научные и публичные библиотеки ориентируются именно на общественные потребности. Они являются также непременной основой для изучения коллективных и индивидуальных потребностей. Коллективные информационные потребности — это потребности каких-либо целевых групп, возникающие в ходе решения стоящих перед ними задач. По содержанию коллективные информационные потребности совпадают с основными направлениями деятельности организаций (вузов, предприятий, НИИ, музеев), образовательной деятельностью учащихся школ, любительским творчеством. Знание коллективных потребностей позволяет специализировать фонды и СПА, подготавливать информационную продукцию, предназначенную для определенных групп пользователей. Однако хорошо известно, что организации сами по себе ничего не создают: производят продукцию, учатся и повышают квалификацию, ведут исследовательские разработки и осуществляют творческие проекты конкретные люди. Потребности, возникающие у них в различных трудовых, образовательных, досуговых и обыденных ситуациях, называют индивидуальными. Поскольку же эти информационные потребности всегда зависят от особенностей познающего субъекта, к этому определению потребностей часто добавляют второй признак — субъективные. В индивидуальных информационных потребностях обязательно отражаются, а точнее преломляются общественные (как задачи, стоящие перед сообществом в целом) и коллективные (как задачи организации, творческого коллектива или любительского объединения), но в не меньшей степени на них влияют психологические особенности личности: образовательный уровень, возраст, опыт предшествующей деятельности, ценностные установки, индивидуальный стиль познавательной деятельности и многое другое. Индивидуальные информационные потребности наиболее динамичны и неопределенны. Именно поэтому процесс их выявления всегда сложен и должен осуществляться постоянно. Важность изучения индивидуальных потребностей очевидна, так как только на этой основе возможнопредоставление качественных информационных услуг. Все другие аспекты характеристики информационных потребностей целесообразно рассматривать с учетом названного признака. При этом одни аспекты окажутся в равной степени важными для описания любых потребностей, а другие—только для индивидуальных. К числу общих признаков относится прежде всего тематика потребностей или та предметная область, сведения о которой представляют интерес. Однако по одной и той же тематике необходимыми могут оказаться совершенно разные сведения. Пусть, например, некоторым категориям пользователей требуется информация о лечении диабета у детей. Для удовлетворения этой потребности им будут предоставлены:
Характер требующейся информации — таков следующий признак информационных потребностей, во многом определяемый целью, с которой пользователи обращаются к документам. Для организации обслуживания важными являются время возникновения и период действия потребностей. По времени возникновения различают стабильные, то есть уже известные, выявленные ранее потребности и вновь возникшие. По периоду действия — разовые, исчезающие после их удовлетворения, и потребности длительного действия, требующие систематического предоставления нужной информации. Время возникновения информационных потребностей влияет на подготовленность пользователей к восприятию текстовых сообщений, а сотрудников библиотек и информационных подразделений — к обслуживанию по данной проблематике. Исходя из периода действия информационных потребностей, избирают режим обслуживания- справочный для разовых и текущий (индивидуальное, групповое или массовое информирование) — для потребностей длительного действия. Далее перечислим признаки, значимые для характеристики индивидуальных потребностей и рассмотрим их с точки зрения влиянияна процесс осознания информационного дефицита, формулирования запроса и последующего восприятия новых сведений. Прежде всего важно знать, для осуществления какой деятельности (профессиональной, образовательной, любительской и т. д.) требуется информация и насколько новой данная предметная область является для человека. Иначе говоря, устанавливается совпадение тематики информационных потребностей с базовым образованием пользователей, профилем их предшествующей трудовой или любительской деятельности, опытом работы в данном направлении. С этих позиции различают профильные потребности; потребности в информации но смежным отраслям или проблемам; потребности в информации из тех областей знания или общественной практики, с которыми индивид прежденесоприкасался. Естественно, чем дальше от базового запаса представлений человека лежит искомая информация, тем труднее будут протекать процессы осознания информационного дефицита, его выражения словами н последующего восприятия сообщений. Признакпрофильности информационных потребностей определяет критерии отбора документов и степень подробности предоставляемой пользователям информации. При удовлетворении потребностей по основному профилю деятельности могут предлагаться источники повышенной сложности: научные, производственно-практические, официальные. По непрофильнои тематике отбираются прежде всего учебные и научно-популярные издания. Вместе с тем освоение нового является, с одной стороны, трудным, а с другой, неизбежным процессом. Научно-практическая деятельность настоятельно требует интеграции знаний, ведет к взаимопроникновению теории, методов, процессов из одних отраслей в другие. Поэтому в настоящее время любой специалист сталкивается с необходимостью самостоятельного овладения знаниями и навыками, которые не были приобретены в период обучения и последующей трудовой жизни. Самообразование становится все более значимым фактором успешности человека как профессионала и личности. Как следствие, повышается роль информационной культуры. При обслуживании становится важным судить не только о профильности информационных потребностей, но и об уровне информационной подготовленности пользователя, включая: • навыки работы с информацией (не пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь и т. д.); • «систему ожидания» индивида, его ориентацию на нахождение «готового рецепта» или идей, предпосылок для самостоятельной разработки «рецепта»; • осведомленность в том, какие информационные услуги предлагаются и какова их разрешающая способность.
Значимым признаком потребностей являются выгоды,искомыепользователями. Стратегия обслуживания будет во многом зависеть от того, что является предпочтительным в данной ситуации: оперативность или полнота информации; возможность получения бесплатной услуги или готовность оплатить эксклюзивную, качественную информационную продукцию и т. д. Таким образом, для рациональной организации информационного обслуживания требуется систематический и многоаспектный анализ информационных потребностей, корректируемый данными обратной связи — оценкой пользователями качества предоставляемых услуг. Заметим, что мнения и оценки подлежат обязательному изучению, но об их объективности, надежности судят по уровню информационной подготовленности пользователя. Пути выявления информационных потребностей: Информационные потребности находят выражение в запросах — словесной форме выражения потребности или описания информационного дефицита, с которым сталкиваются.люди. Поэтому простейшим способом выявления информационных потребностей можно было бы считать анализ запросов пользователей при их обращении в библиотеку или информационную службу. Такой анализ действительно необходим, но недостаточен для предоставления качественных услуг. То обстоятельство, что информационные потребности возникают как реакция человека на информационный дефицит, приводит к их неопределенности. Четко осознается лишь необходимость в получении информации для движения вперед. Если бы при этом пользователь представлял себе, каких именно сведений ему недостает, можно было бы считать, что стоящая перед ним задача частично уже решена. Однако, как справедливо заметил Ю. Д. Шрендер. потребность только тогда может быть адекватно и полно выражена в запросе, когда она удовлетворена. Возникает парадокс: для того чтобы получить требующуюся информацию, надо сформулировать запрос на нее, а для точной формулировки запроса нужно ознакомиться с информацией но теме. Но неопределенность информационных потребностей являетсянеединственной причиной неточности формулировки пользователями запросов- Возникающее в сознании человека неясное «знание о незнании» оказывается трудно облечь в слова. Д. И. Блюменау так характеризует этот процесс: потребность обычно формируется на уровне психики, затем переходит на уровень мышления, а затем — на языковой, то есть обрастает словами. Наконец, точность формулировки запросов зависит от знания пользователями возможностей или «разрешающей способности» системы обслуживания Если у человека нет опыта использования информационных услуг или он не доверяет обслуживающему его библиотекарю, библиографу, сотруднику информационного подразделения, запрос будет сформулирован очень широко. Заявки типа «все о титане и титановых сплавах» или «все о Второй мировой войне» возникают именно из-за этих причин. Но пусть в ходе уточнения запроса читатель осознал неправомерность его расширения, пусть он уверился в желании и способности биб-лжнрафа понять, что требуется на самом деле, и найти нужную информацию. Означает ли это. что при следующем обращении запрос будет сформулирован точнее? Совсем нет, так как доверие к системе обслуживания приводит к чрезмерному сужению темы, представлению ее в виде задачи, которую решает пользователь. «Почему шлифование стали на станке конкретного типа не обеспечивает требуемой чистоты поверхности?» или «Какое косметическое средство используется для предотвращения солнечного ожога кожи ребенка» — вот примеры запросов второго типа. Итак, ориентация только на запросы пользователей не позволяет получить всестороннее и достаточно надежное представление об информационных потребностях. Кроме того, ориентация на запросы ведет к тому, что обслуживание идет вослед спроса, а не опережает его и не формирует новые потребности. Учитывая же, что библиотеки и службы информации являются просветительскими центрами, направленными на расширение общекультурного и профессионального кругозора пользователей, такой подход не рационален. Для изучения и, главное, предвидения появления новых информационных потребностей требуется комплексно использовать совокупность путей и средств. Таким образом: Информационные потребности тогда будут удовлетворены, когда через сообщение (документальное или устное) знания автора (авторов) превратятся в знание пользователей. Итак, первая и важнейшая сущностная особенность информационных потребностей состоит в том, что они представляют собой потребности в знании, обретаемом индивидом путем обращения к существующей информации. Второй особенностью профессиональных потребностей является их неопределенность. Деятельность любого специалиста сопровождается необходимостью решения новых нестандартных задач. В таких ситуациях имеющихся знаний не хватает, но крайне трудно сформулировать направления поиска недостающей информации. Формулируемые при таких обстоятельствах запросы представляют собой лишь «знание пользователя о незнании». А поскольку ход решения задачи совсем не всегда определяется ее условиями, найденный, а вернее, самостоятельно выработанный ответ будет существенно отличаться от лишь приблизительно намеченных характеристик неизвестного, содержавшихся в исходной формулировке запроса. Нестандартные задачи, с которыми сталкиваются специалисты, различаются по степени новизны. Они могут быть новы только для конкретного индивида, выступающего в роли открывателя, но хорошо известными обществу. В таких случаях говорят о психологической новизне. Объекты техники и технологии могут являться новыми только для данной организации, и тогда констатируется факт локальной новизны. Объективно новым считается только знание, незафиксированное в социальной памяти человечества и не отраженное в совокупных информационных ресурсах общества. Для организации информационного обеспеченияважно правильноеустановление категории новизны. Низкий уровень компетентности и недостаточный предшествующий опыт пользователя могут привести к двум негативным последствиям. В первом случае человек осознает себя первооткрывателем, тогда как в действительности общество владеет способами решения проблемы (ситуация «изобретения велосипеда»)- Во втором (а эти случаи характерны именно для специалистов), сталкиваясь с проблемой, индивид диагностирует ее как новую именно и только для него предпринимает тщетные попытки найти готовые варианты решения. Отсутствие нужных сведений эта группа пользователей, в роли которых могут выступать менеджеры, инженеры-проектировщики и производственники, связывает с низким уровнем информационного обеспечения, плохим комплектованием СИФ, недостаточными возможностями справочно-поискового аппарата, неумением сотрудников СИ ориентироваться в ресурсах Интернета и др. Третья особенность информационных потребностей, вытекающая из двух предыдущих и ими обусловленная, проявляется в субъективности оценки пользователями качества информационных продуктов и услуг. Оценка любых услуг всегда субъективна по своей природе и зависит от «системы ожидания» потребителя, его установки. Установка и оценка являются как бы зеркальным отражением друг друга: оценка констатирует наличие или отсутствие у продукта или услуги ожидаемых свойств и качеств. Однако и потребности, и система ожидания потребителей во всех других сферах обслуживания являются.значительно более определёнными, а оценка продуктов и услуг — поддающейся независимой экспертизе. Иначе говоря, существуют объективные показатели, по которым судят об обоснованности претензий к работе ателье, туристического агентства или прачечной. Однако крайне сложно третьему лицу установить полноту предоставления информации и ее соответствие действительным потребностям пользователя. Именно поэтому только в практике информационной деятельности для опенки качества обслуживания используются два критерия — релевантность и портинсцтность, из которых выполнение требований первого считается обязательным, а второго- желательным, определяющим направления развития и совершенствования СИ. Релевантность — это определенное содержательное соответствие между запросом и выданной в ответ па него информацией, устанавливаемое обычно по таким формальным признакам, как совпадение или близость присутствующих в них понятий. Date: 2015-06-08; view: 867; Нарушение авторских прав |