Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научное наблюдение
Под научным наблюдением в библиотековедении понимается планомерное и систематическое восприятие объектов библиотечной действительности для получения научно-достоверных знаний об этих объектах, в частности о читателях. Оно имеет самостоятельное значение и вместе с тем является составной частью других методов. В изучении читателей наблюдение имеет свои существенные особенности и трудности. Исследования, проведенные в последнее время, показали, что наблюдение является весьма трудоемким процессом. Во время научного наблюдения не осуществляется прямое воздействие на читателей, как например, в эксперименте. Активность наблюдателя состоит в том, что он проводит большую работу в период подготовки, при выборе читателей, в процессе самого наблюдения, при сборе и объяснении полученной путем наблюдения информации и т.д. Исследование этого метода позволяет получить объективное представление о действиях библиотекарей и читателей. Наблюдая за действиями читателей, как они работают в читальных залах, выбирают книги, участвуют в массовых мероприятиях и т.д. Поскольку поведение одних читателей в библиотеке во многом вызвано действиями других (например, при участии в читательской конференции), наблюдение позволяет уловить взаимоотношения читателей, выявить читательское общественное мнение. С помощью наблюдения можно установить связь между действиями библиотечного работника и читателей, получить представление об эффективности работы библиотекаря. Наблюдение помогает выявить эффективность тех или иных методов пропаганды различных видов литературы в определенной читательской аудитории. С помощью его можно изучать особенности вечеров книги, читательских конференций, бесед, лекций и других мероприятий, а также исследовать вопросы, связанные с применением различных библиографических методов в раскрытии фондов библиотек. По способу добывания фактов об интересующих исследователя библиотечных объектах различают непосредственное и косвенное наблюдение. Под непосредственным наблюдением понимают восприятие и изучение фактов, увиденных при прямых контактах библиотекарей с читателями. Исследователь фиксирует то, что происходит у него на глазах. Так ведется наблюдение за беседами библиотекарей с читателями, за ходом массовых мероприятий и т.д. Непосредственное наблюдение при беседе читателя с библиотекарем при записи в библиотеку, когда читатель выбирает книгу в фонде открытого доступа, во время получения книги и возращения ее, при обращении за справкой или консультацией и к библиографу, в читальном зале работой, при высказывании предложений и замечаний о работе библиотек и т.д. позволяет составить представление об особенностях читателей, уровне их культуры. Непосредственное наблюдение используется при изучении справочно-информационной, массовой и других областей работы библиотек. Существенным недостатком косвенного наблюдения, что выводы исследователя основываются на субъективных мнениях. Проблема повышения объективности метода связана с улучшением методики подбора компетентных лиц, близко знающих интересующих исследователя читателей. Наблюдение, используемое в библиотечных исследованиях читателей, может быть не включенным и включенным. Не включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь по ранее разработанному плану в течении очередного времени наблюдает изучаемых читателе «со стороны». Включенное наблюдение состоит в том, что исследователь наблюдает людей как бы «изнутри», становясь членом изучаемой группы, работая вместе с ними на производстве или принимая участие в различных библиотечных мероприятиях в роли члена читательской группы, для которой эти мероприятия организуются. Интересное включенное наблюдение провел преподаватель МГИК В.И. Терешин. Для того, чтобы лучше познакомиться с особенностями обслуживания литературой бригад и участков Московского завода малометражных автомобилей и с действенностью библиотечных методов пропаганды, он поступил рабочим в одну из бригад этого предприятия. В итоге были выработаны конкретные предложения по изучению библиотечного обслуживания рабочих. Для проверки объективности сведений читателей специалистов по отдельным вопросам в исследовании по теме «Библиотека и научная информация» также использовалось включенное наблюдение. Так была установлена степень обоснованности претензий к библиотекарям, не учитывающим трудностей, испытываемых читателем – новичком в библиотеке. Часто исследователь становится на время читателем библиотеки, где проводит наблюдение. Он получает справки и консультации у библиографов, пользуется каталогами и картотеками, заказывает литературу на пунктах выдачи, подбирает ее в фонде открытого доступа и т.д. Находясь в одинаковом положении и тесном контакте с читателями, исследователь получает весьма ценные, объективные материалы, которые при других видах наблюдения подчас трудно собрать. Наблюдение может быть скрытым или явным. В первом случае наблюдаемые не знают, что они являются объектом исследования, во втором знают, хотя и тогда истинная цель исследователя остается для них скрытой. Наблюдение может быть длительным. Его можно проводить тогда, когда можно охватить весь указанный процесс от начало да завершения. Наблюдение может повторяться для того, чтобы уточнить, проверить данные, полученные в ранее произведенном наблюдении, определить изменения, произошедшие с изученными ранее читателями. Научное наблюдение предполагает обязательное ведение записей. Н. Фридьева и Д. Балика много лет тому назад отмечали, что в библиотечных исследованиях трудно научиться «фиксировать полученные наблюдения». Известные сложности остаются и сегодня. Наблюдения в качестве составной части присутствует в большинстве библиотековедческих методов, видоизменяясь в зависимости от того, с каким методом оно сочетается в конкретном исследовании. Опрос Опрос – это метод сбора первичной вербальной (словесной) информации для изучения таких массовых (главным образом, социально-психологических) явлений, как общественное читательское мнение о тех или иных книгах или периодических изданиях, читательские оценки, отношение читателей к библиотечной работе, в целом или к определенным ее видам, к отдельным мероприятиям, отношение читателей друг к другу и к библиотекарям и т.д. Разновидности спроса, применяемые для изучения читателей, можно свести к другим основным: анкетирование-опрос, предполагающий самостоятельное заполнение респондентами (опрашиваемое лицо – библиотекарь или читатель) специального вопросника; Интервьюирование – устный опрос «лицом к лицу», проводимый интервьюером по специальному плану. Анкетирование. Оно применяется, как правило, для сбора ориентированного материала, обработка которого позволяет установить некоторые статистические факты, выявить типичные явления (например, общественное мнение, интересы и т.п.). Так, с помощью анкет можно получить данные о содержании интересов разных читательских групп, но нельзя глубоко изучить источники этих интересов, причины их возникновения и историю развития. Н.К. Крупская, критикуя неумелое использование библиотекарями анкетного метода изучения читателей, отмечала, что анкеты должны быть хорошо обдуманы, преследовать определенную узкую цель. Вопросы в анкете должны быть простыми, конкретными, четко сформулированными, не предопределять содержание ответов и не требовать больших затрат времени. Анкеты бывают преимущественно анонимными, но в них обязательно включают вопросы о возрасте, профессии, образовании и т.д. Иначе невозможно систематизировать и обобщать материал по групповым признакам. При анкетировании обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого вполне или хотя бы приблизительно соответствуют истине. Вместе с тем исследователь всегда должен учитывать возможности искажения, стремиться создать такую систему взаимосвязанных вопросов, которая помогла бы выяснить подлинное мнение респондента. Социальная закономерность, проявляясь в отдельных конкретных фактах, носит статистический характер, и поэтому, обрабатывая заполненные анкеты, исследователь всегда наблюдает определенный разброс в анкетах. В каждой анкете фиксируется высказывание 1-го опрошенного, и только суммарное суждение всех респондентов может служить 1-м показателем. Чтобы ложные ответы не повлияли на объективность, нужно учитывать закон больших чисел: анкетирование должно быть достаточно массовым и охватывать необходимое число людей каждой из обследующих групп. Интервьюирование. Здесь определяющим является взаимодействие интервьюера и опрашиваемого. Успех во многом зависит от того, удается ли интервьюеру создать дружескую атмосферу. Преимущество интервью по сравнению с анкетой заключается в возможности непосредственного наблюдения. Для библиотековедения этот метод представляет особую ценность, так как он очень близок к индивидуальной работе с читателями. Интервьюирование одинаково эффективно при изучении высоко или мало квалифицированных групп читателей 9 в то время как анкетирование для последних может оказаться слишком сложным). В библиотечных исследованиях различают 3 вида интервью: стандартизированное, не стандартизированное или полу стандартизированное (или «фокусированное»). В стандартизированном интервьюировании формулировки вопросов, план, порядок беседы заранее определены, поведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их. Варианты заранее намеченных возможных ответов предполагаются на выбор опрашиваемому, его ответы не должны выходить за рамки предположенных вариантов. В нестандартизированном интервью интервьюер, имея лишь общую тему, сам формулирует и начинает примерный порядок опроса. Здесь от интервьюера требуется: большие знания, высокий уровень культуры, творческий подход, даже искусство. При полустандартизированном (или «фокусированном») интервью интервьюер всю беседу сосредотачивает, «фокусирует» вокруг какого-либо определенного вопроса. Составляется примерный план необходимых и возможных вопросов. Эта разновидность нестандартизированного интервью, при котором порядок и формулировки вопросов могут изменяться. Анкетный опрос и интервьюирование обычно организуют научные и методические центры для изучения читательских интересов, спроса на литературу и т.д. ряда библиотек. В отдельной библиотеке они проводятся лишь эпизодически: например, для учета пожеланий читателей о комплектовании фондов и качестве обслуживания в библиотеке, для сбора отзывов о массовом мероприятии или сведений об интересующих читателей темах. Если анкеты именные, то содержащиеся сведения в них после статистической обработки иногда используют и в индивидуальной работе с читателями. В тех случаях, когда библиотекарей интересует отношение читателей к определенной книге или определенному автору, анализ читательских формуляров сочетается с анализом листков возврата или книжных формуляров. Этот метод очень объективен, так как фиксирует реальную картину читательского спроса на книгу, он способен выявить читательские предпочтения, жизнь книг в читательской среде, ее популярности. Интерес читателей наиболее целесообразно фиксировать с помощью специальной картотеки интересов. Библиотечная практика подтверждает ее действительность. Рубриками картотеки становятся темы, вопросы, жанры литературы, выявленные в качестве читательских интересов. По рубрикам картотеки можно судить о преобладании тех или иных интересов, рождения новых жанров в связи с изменениями в общественной жизни и соответственно с читательской ориентацией, о падении интереса к какой-то проблеме, вопросу, жанру. В ряду исследовательских методов, позволяющих проникнуть в сознание и психику людей, опрос является одним из главных, и обычно проводится в двух формах: устный (или очный) – интервью и письменный (или заочный) – анкетирование. В основе обеих форм лежат определенный набор вопросов по исследуемой теме, т.е. анкета, вопросник, опросник, с его помощью и осуществляется сбор информации. Это своего рода сценарий беседы с опрашиваемым, не зависимо от того, очная это беседа или заочная. Анкетный опрос – это обращение за исходной информацией к различным людям (специалистам той или иной деятельности; представителям половозрастных групп, поселенческих структур и т.д.) Его применение позволяет в сжатые сроки регистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессе и результатах их деятельности. Популярность анкетирования особенно велика среди начинающих социологов: внешняя простота и кажущаяся безотказность метода привлекательны для быстрого получения определенных результатов. Однако самый распространенный метод еще не означает самый простой, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора данных может быть сведено на нет неизменным ее применением. Недостатки анкетирования заключаются в том, что в анкете фиксируются не реально происходящие события, а только мнения о них. В ходе анкетного опроса обычно предполагается, что высказывания опрашиваемого респондента полностью соответствуют если истина, то хотя бы его подлинному мнению о ней. Исследователь же должен учитывать возможность искажения в том числе преднамеренного, истиной позиции анкетируемого и, строя анкету, суметь создать пути для выяснения подлинного мнения респондента. Кроме того, анкетный метод, будучи прост на стадии сбора данных, очень сложен на стадии составления анкеты. Вряд ли вообще можно сделать анкету без недостатков. И не смотря на все это, преимущество его все же гораздо значительнее, чем недостатки. Но прежде, чем приступить к составлению анкеты, следует предварительно определить цели и задачи опроса, сформулировать основные гипотезы. Необходимо определиться с выбором проблемы, задаться вопросом «Зачем я разрабатываю эту анкету?». Анкета предполагает целую систему отношений между исследователем и респондентом. Разработчик анкеты должен четко представлять темы, проблемы, которые будут включены в анкету (т.е. о чем надо спросить респондента) в виде разделов. Анкета – лицо социолога, раскрывающее, если хотите, уровень его воспитанности и культуры общения, его манеры, поведение. Это почти публичное выступление, где требуется определенное умение сформулировать свои мысли, излагать их так, чтобы тебя поняли. Анкета состоит из вводной части – обращения к опрашиваемому, основной части – блоков вопросов и паспортички – непосредственных субъективных сведений о респондентах. Вводная часть. Предваряет анкету вводная часть, в которой указываются цели, задачи опроса, данные об организации, проводящей опрос, просьба принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования, указание на практическую значимость и ценность ожидаемой от респондента информации. В этой части, как и в конце анкеты, обязательным элементом является выражение признательности за участие в опросе. Например: «Благодарим Вас за помощь!». «Благодарим Вас за участи в опросе!», «Спасибо!». Назначение вводной части в том, чтобы максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой и пробудить желание участвовать в исследовании. Основная часть. Включает в себя собственно вопросы, в последовательности которых раскрывается содержание исследуемой темы. Это самая большая часть по объему и самая сложная по содержанию. Хорошая анкета требует внимания, кропотливой работы, знания типов вопросов, умения их точно сформулировать и расположить в определенной последовательности. Здесь также действуют определенные правила. Так, для того, чтобы Вас поняли, надо говорить на языке респондента: стараться не употреблять иностранных слов, не допускать вычурных словесных фраз и выражений. Все должно быть переведено с языка исследователя на язык опрашиваемых (респондентов). Процедура построения анкеты – это прежде всего оперирование понятиями и их определенной логической взаимосвязью. Разработанная одним исследователем, анкета подчиняется его логике и в какой-то мере задает логику рассуждений респондента. В принципе возможно построить абсолютно нейтральную анкету, в которой было бы полностью исключено влияние исследователя. Вопросы анкеты. Должны быть ясными и четкими. Понятными всем опрашиваемым без исключения. Особенно следует быть внимательным и осторожным при отборе начальных вопросов, среди которых не должно быть слишком трудных или щепетильных. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещаются в середине анкеты. К ее концу трудность вопросов должна снижаться. Все вопросы объединяют в блоки по тематическому и проблемному принципам. Причем, переход от одного смыслового отрезка к другому должен осуществляться плавно. Например, чтобы респондент смог полнее и качественнее ответить на вопрос о внесении изменений в работу библиотеки, ему предшествует вопрос на воображение себя в качестве «управляющего библиотекой сотрудника». В этом случае он серьезнее подумает о конкретных предложениях по изменению работы библиотеки. По содержанию вопросы в анкете делятся на две группы: основные – те, которые непосредственно работают на сбор материала для гипотезы, и вспомогательные – подтверждающие достоверность ответов. По форме вопросы могут быть закрытыми, открытыми и полузакрытыми. Закрытые вопросы. Основные вопросы в анкете, работают на гипотезу; в них строго определен набор альтернатив. Из которых отвечающему предлагается как бы выбрать нужный. Задавая такой вопрос, исследователь берет на себя инициативу, подсказывая респонденту ответы. Подразумевается, что составитель анкеты более компетентен в исследуемой теме. Такие вопросы излагают краткость ответа. Самым распространенным видом закрытого вопроса является «да – нет» вопрос. Например: «Есть ли у Вас домашняя библиотека? 1) Да; 2) Нет; «Записаны ли Вы в библиотеку? Да, Нет». и т.д. Кроме того, социологами часто используются альтернативные закрытые вопросы: «Как часто Вы обращались к книге, журналу?: 1) ежедневно 2) несколько раз в неделю 3) примерно раз в неделю 4) примерно раз в месяц и реже». Здесь набор ответов строго определен, и надо выбрать только один из вариантов. Еще один вид закрытого вопроса – вопрос-меню. Особенностью его является возможность выбора нескольких вариантов ответов. Например: «Как Вы считаете, читальный зал – это: 1) место для занятий в библиотеке 2) справочно-информационный центр 3) место для просмотра газет и журналов 4) место для прослушивания звукозаписей». К таким вопросам даются указания в скобках или более мелким шрифтом: («Отметьте пожалуйста одну или несколько позиций»). Закрытые вопросы, в отличие от других, дают более точную и заранее обдуманную информацию. Открытые вопросы. Представляют пользователю широкую историю, дают простор читательской фантазии. Обычно начинаются со слов: «Кто», «Что», «Где», «Когда», «Почему» и т.д. Респондент в этом случае ищет более развернутый и точный ответ, сформулированный без подсказок анкетера (интервьюера). Их рекомендуется задавать. Когда важно иметь суждения и выводы собеседника, стимулировать его к разговору, получить оригинальный ответ, избежать предложения и инициативы взять все в свои руки. Задавая открытый вопрос, исследователь как бы снимает с себя контролирующую функцию, например: «Скажите, пожалуйста, что бы Вы смогли предложить по организации работы своей библиотеки?» Не поддавайтесь искушению превратить открытый вопрос в закрытый, набросав возможные варианты ответов. Полузакрытые вопросы. Отличаются от закрытых тем, что в альтернативе ответов, предлагаемых респонденту, вносится позиция: «Другое __________», «Ваше особое мнение _______». В некоторых случаях, если «на Ваш взгляд» опрашиваемый может не ответить по каким-либо причинам на вопрос анкеты, либо в альтернативе не все указано, то необходимо включить пункт «затрудняюсь ответить». Формулируя вопросы анкеты надо помнить, что нельзя на первое место в альтернативах ставить нужный Вам ответ. Фразы альтернатив должны быть примерно одинаковы по длине, продолжительности. Кроме того, составляя анкету, надо избрать либо прямую, либо косвенную формы вопросов. Например, заменить вопрос «Читали ли Вы такую-то книгу?» на «Намерены ли Вы прочесть…?» и др. Использовать в анкете вопросы-фильтры: «Записаны ли Вы в библиотеку?» 1) Да, 2) Нет. если «Нет», то переходите к вопросу номер…» Включать контрольные вопросы для проверки правдивости ответов: «1. Скажите, пожалуйста, какие книги Вы любите читать? ________ 2. назовите, пожалуйста, книгу, которую Вы читаете в настоящее время»; а также ситуативные и образные вопросы, в которых описывается некоторая ситуация, проводятся приблизительные примеры из жизни. такие вопросы легко воспринимаются и не представляют большого труда для понимания смысла вопроса и ответа, чаще всего начинаются со слов: «Представьте себе…». Но в их формировании надо стараться избегать многословия, и описываемая ситуация должна быть типичной, знакомой всем респондентам. Хорошая анкета включает в себя все типы вопросов. Их умелый подбор и сочетание позволяет увеличить точность, полноту и надежность, получаемой информации. Анкетные вопросы как звенья одной цепи – каждый из них должен быть связан с предыдущим и последующим, это особое целое, обладающее своими собственными свойствами. Паспортичка. Заключительная часть анкеты. Она предназначена для получения объективных данных о личности спрашиваемого. Обычно начинается со слов: А теперь некоторые сведения о себе; Или А теперь немного о себе. В ней могут быть представлены такие факторы, как: географические: регион, страна, административные деления, численность, город, пригород, климат; демографические (основные): возраст, пол, размер семьи, семейное положение, уровень дохода, профессия, уровень образования, религия, раса, национальность; психографические: социальный слой, стиль жизни, личные качества. Заканчивается анкета словами: «Спасибо», «Благодарим за помощь!». Графическое оформление анкеты должно отвечать таким требованиям, как: четкий шрифт, достаточное место для записи свободных ответов, обязательное расположение всего списка возможных вариантов ответов на одной странице. Анкета должна быть максимально краткой, лаконичной. Число вопросов в ней не может быть бесконечным. Практика показывает, что большие анкеты, занимающие во времени более 40 минут, утомляют респондентов. В результате снижается результативность опроса: понижается активность опрашиваемых, их заинтересованность в работе, и в итоге мы получаем не качественно заполненную анкету. Способы распространения. Существует несколько способов распространения анкет: I. Прессовый (публикации в печати); II. Почтовый (пересылка по почте); III. Раздаточный (вручение лично в руки опрашиваемого – может проводиться прямо на месте или с заполнением на дому с последующим возвратом их в назначенный срок). Чаще всего используется раздаточный способ. Оптимально один анкетер работает с группой в 15 – 20 человек. При этом обеспечивается 100% возврат анкет и анкетер может проконтролировать качество их заполнения. Экспресс-опрос. Разновидностью анкетного опроса является экспресс-опрос. Это быстрый, оперативный опрос, который как правило, осуществляется по месту работы, в стенах библиотеки (например, после проведения мероприятия). Главная его особенность – очень лаконичная, включающая в себя не более 5 – 10 вопросов анкета для ответа на которую нужно не более 3 – 5 минут. Для нее не желательны открытые вопросы, требующие для обдумывания ответа и подробные данные о респондентах. В заключение можно сказать, что качественно составленная анкета схожа с айсбергом: ее «видимая» часть – это те вопросы, на которые непосредственно отвечает респондент, а ее «невидимая» составляющая (большая) – те связи, которые получит исследователь в результате их обработки. И чем шире будут использованы результаты анкетирования, тем точнее и продуманнее должна быть составлена сама анкета. Параллельно с проведением анкетного опроса, рекомендуется использовать метод интервьюирования. Метод этот предполагает личное общение с респондентом. Он позволяет выявить реакцию респондента на те или иные вопросы, особенности личности. в ходе интервью интервьюер задает заранее сформулированные вопросы и фиксирует сам или его помощник получаемые ответы. Интервью делятся на 3 вида: 1. Стандартизированное; 2. Полустандартизированное; 3. Нестандартизированное. В первой формулировки вопросов, план и порядок беседы заранее продуманы и зафиксированы, намечены варианты возможных ответов. Это наиболее простой вид устного опроса: его легче провести и легче обработать результат. Такое интервью похоже на анкету, только заполняет ее библиотекарь. Во втором предлагается только примерный ряд вопросов, однако их порядок и формулировки могут меняться в процессе беседы. Третий вид применяется профессиональными журналистами и социологами. В этом случае программа и предварительный план являются лишь конвой, основной беседы. Одним из вариантов интервью, наиболее часто используемый на практике, является беседа-интервью. Надо учесть, что между обычной беседой и беседой-интервью есть определенные различия. Беседа не всегда строится строго по плану. Она имеет только общий мотив или предмет обсуждения, развивается свободно, даже импровизированно. Программа-интервью. Беседа-интервью построена по определенной программе. В отличие от анкеты, также состоящей из ряда вопросов, интервью имеет строго продуманное построение, логически развивающееся от одного вопроса к другому. Здесь надо учитывать такой важный фактор как обстановка, в которой проходит разговор. Для того, чтобы человек был откровенен, беседу лучше проводить наедине. Согласие на участие в беседе носит добровольный характер, человек должен чувствовать себя свободно. Поэтому в интервью далеко не каждый вопрос направлен на получение содержательной информации, некоторые из них ориентированы только на расположение читателя к свободной беседе, откровенности. Некоторые вопросы носят характер контрольных, с их помощью интервьюер выявляет культурный уровень респондента. Перечень вопросов представляет в интервью единое целое, т.к. лишь их совокупность может послужить основой для объективного анализа ответов. Потому, что интервьюера может на самом деле интересовать не то, о чем он например спрашивает. Особенностью интервью является то, что интервьюеру часто важен не просто ответ «Да» / «Нет», необходимо, чтобы было выражено определенное суждение. Оно может совпадать с концепцией исследователя, зафиксированной в программе интервью, может расходиться, а может и полностью противоречить ей. Задача интервьюера – не получить однозначные или близкие друг к другу ответы, ни убедить собеседника в своей правоте, а выявить, по возможности, независимые суждения, которые затем нужно сопоставить друг с другом и с мнением исследователя. Любое исследование предполагает изучение с помощью нескольких методов, которые взаимно дополняют друг друга, усиливают эффективность результатов. В данном случае мы рекомендуем использовать в комплексе метод анкетирования и метод интервьюирования. Они, во-первых, различаются по направленности коммуникативных связей. В интервью коммуникация двухсторонняя – интервьюер получает не только информацию о респонденте, но и вступает с ним во взаимодействие. При анкетировании поток информации фактически односторонен – от опрашиваемого к исследователю. Во-вторых, различны способы анализа добытых сведений: анкетный опрос рассчитан преимущественно на применение количественных методов обработки данных, а опрос в форме интервью в большей мере ориентирован на детальный качественный анализ. В-третьих, анкетирование предполагает гораздо более стандартизированную форму опроса по сравнению с интервью. После проведения опроса встает вопрос обработки и обобщения результатов исследования. Общение с библиотекарем позволяет выявить и сформулировать читательский интерес, систему в чтении, облегчить самостоятельный выбор книги. Отстаивая право библиотекаря быть педагогом и психологом, каждому сотруднику библиотеки следует положить в основу работы с читателями педагогику сотрудничества, высокую профессиональную этику. Пути взаимодействия с читателями могут быть и традиционными и рожденными современной практикой, но главное здесь – взаимопонимание и взаимосотрудничество. Экспертные оценки
Метод экспертных оценок близок методам опроса, но отличается от него особым отбором респондентов (экспертов); особыми формами анкет (таблиц), включающих различные оценки явлений и процессов, а в некоторых случаях требующих от экспертов высказывания их мнений (в словесной форме или в виде цифровых показателей); особыми методами обработки полученных оценок (мнений). Он применяется в библиотековедческих исследованиях прогностического характера, а также для оценки различных читательских качеств при изучении чтения. Этот метод дает возможность без детальных расчетов и дорогостоящих экспериментов в общих чертах судить о перспективах развития отдельных сторон работы с читателями. Эксперты могут подсказать развитие потребностей в чтении, возможные изменения в мотивах чтения и читательских интересах, неподдающихся непосредственному изменению. Естественно, что предсказываются не детали будущей читательской направленности личности, а возможности, тенденции, закономерности и направления ее развития. В качестве экспертов приглашаются люди, компетентные в изучаемых вопросах: библиотековеды, представители других наук – социологи, психологи, педагоги и др.: библиотекари-практики, иногда и читатели библиотек. При экспертном опросе и анализе его результатов происходит интегрирование опыта и инструкции коллектива экспертов. Применение вероятно-статистических методов дает возможность уменьшить субъективность и ограниченность индивидуальных оценок каждого эксперта. Индивидуальные оценки каждого эксперта рассматриваются как случайные величины. Это позволяет провести обработку ответов на основе методов математической статистики и теории вероятности, в результате чего исследователи получают качественно новые оценки, основанные на коллективном мнении. Для прогнозировании развития работы с читателями полезны методы экспертных оценок, обеспечивающие (в первую очередь) форматированные оценки с необходимыми количественными и хронологическими характеристиками. Эти оценки могут быть получены различными способами; а) путем ответов на четко сформулированные вопросы (листы экспертных оценок) с тем, чтобы ответы эти являлись результатом индивидуального или коллективного мышления; б) с помощью спонтанного потока мыслей. Принимающего вид вербальной оценки. Для изучения читателей и книг в библиотековедческих исследованиях до сих пор чаще применялся 1-й из этих способов. Официально-методическое руководство и координацию всех звеньев прогностического исследования с использованием методов экспертных оценок осуществляет группа так называемых специалистов-аналитиков, создаваемая сразу после определенной темы и цели исследования. В нее включают высококвалифицированных библиотековедов, знатоков того вопроса, который предполагается исследовать. Они составляют основную часть группы. Кроме них в группу войдут и специалисты по смежным отраслям знания. Так, если используются вопросы, связанные с перспективами работы читальных залов крупных библиотек, могут быть привлечены психологи, специалисты по гигиене умственного труда, занимающиеся строительством библиотечных зданий. Поскольку использование методов экспертных оценок в библиотечных исследованиях читателей и работы с ними еще только начинается, бывает довольно трудно подобрать опытных экспертов. Методы экспертных оценок применимы не только для оценки состояния и перспектив развития изучаемых объектов (т.е. для получения прогноза), но и для оценки их качества, например, качества произведений печати. Первый опыт использования экспертных оценок для изучения книг и чтения принадлежит Х.А. Аичевской. Она широко привлекала ведущих ученых, специалистов различных областей знания для оценки книг, предназначенных народному читателю. В настоящее время исследователи также обращаются к опыту экспертов для оценки книг. Но делают они это на более высоком уровне, с учетом достижений современной науки. Используется метод экспертных оценок и применительно к специальной литературе в форме анализа карточек обратной связи. Так, для того чтобы определить, кому можно рекомендовать поступившую в библиотеку книгу, библиотекари просят читателей, выступающих в данном случае в качестве экспертов, оценить те или иные книги. Свои читательские мнения читатели заносят на карточки обратной связи. Заполненные карточки представляют собой составленные по специальной схеме отзывы читателей о книге и являются важным элементом обратной связи, анализ которой весьма полезен для пропаганды книг среди различных читательских групп. Этот метод используют некоторые технические библиотеки и службы научно-технической информации, а также ряд сельских и районных библиотек.
Эксперимент
Эксперимент основывается на наблюдении и тесно связан с ним. Наблюдение не всегда сопровождается экспериментом, но эксперимент без наблюдения лишен смысла. Эксперимент может быть определен как метод, позволяющий изучать читателей путем активного, планомерного и поддающегося учету воздействия на них. В основе всякого эксперимента лежит гипотеза-предложение, требующая проверки. При наблюдении стремятся получить знания о читателях, не подвергая их воздействию со стороны исследователя (в одних случаях это невозможно сделать, в других нецелесообразно). Как отмечал еще Н.А. Рубакин, «экспериментальное изучение читательства началось у нас в России гораздо раньше, чем за границей. Результатом одного из первых крупных исследований такого рода является созданный кружком Х.Д. Алчевской в конце 19 в. труд «Что читать народу?». Экспериментом при изучении процессов чтения дает исследователю возможность выяснить отношение читателей к определенному методу пропаганды литературы, к новому виду обслуживания и т.д. Он позволяет создавать интересующую исследователя ситуацию столько раз, сколько это необходимо для ее глубокого изучения. Свойства эксперимента разрешают выделить интересующее явление из процесса работы с читателями и изучать его изолированно. Надо особо подчеркнуть критериальную функцию эксперимента. Он способствует выявлению истинности теоретических знаний, ибо, как писал Ф. Энгельс, если мы сами производит какое-то явление, «вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям», то мы, тем самым, доказываем «правильность нашего понимания данного явления». В зависимости от условий произведения различают естественный и лабораторный эксперименты. Первый проводится в обычной обстановке библиотечной роботы с читателями. Экспериментальную ситуацию создают, изменяя привычные условия, вводя дополнительные факторы по определенному плану. В настоящее время естественный эксперимент широко применяется в библиотеках. Непременным условием, гарантирующим его нормальное протекание, является предпосылка поведения: читатели не должны знать, что они участвуют в эксперименте. С помощью подобных экспериментов удается выявить, от чего зависит активность читателей при обслуживании современной художественной литературы, как относятся они к различным формам наглядной пропаганды литературы и т.д. Лабораторный эксперимент проводится, как правило, в специальном помещении, в обстановке, которая дает возможность изолировать читателей от воздействия посторонних факторов. В лабораторном эксперименте исследователь может чаще, чем в естественном, варьировать условия опыта. Лабораторный эксперимент позволяет изучать отдельные стороны личности читателя, не усложняя работу библиотеки: во время эксперимента работа с основной читательской массой продолжается, т.к. в исследовании участвуют лишь специально отобранные люди. Во всех библиотечных экспериментах следует, по возможности, использовать технические средства наблюдения и измерения. В ряде случаев полезно прибегнуть к фотографированию и киносъемке, проводить звукозапись мероприятий. Это позволит в дальнейшем документально точно восстановить и проанализировать проведенное мероприятие. Библиотечные эксперименты оказывают то или иное влияние на читателей. При этом оно может оказаться большим, чем это требуется для исследователя, а иногда и нежелательным. Поэтому полезно до реального провести пробный мысленный эксперимент, чтобы выяснить, не отразится ли он на читателях и их отношении к библиотеке. Date: 2015-06-08; view: 924; Нарушение авторских прав |