Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность цены





Цена - это историческая экономическая категория, свой­ственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения.

Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости была дана К. Марксом. Результаты его исследований нашли выражение в ставшем классическим определении цены как денежном выра­жении стоимости,

«Цена,взятая сама по себе есть не что иное как денежное выражение стоимости».

«Цена товара - есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».

Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.

Цена не является природным свойством продукта труда. Сами по себе продукты труда не имеют цены. Цену имеет лишь такой продукт труда, который приобретает определенную обще­ственную форму - форму товара. Существование цены обус­ловлено наличием стоимости.

Как форма стоимости цена также является общественным свойством товара и выражает производственные отношения то­варопроизводителей. Цена - это экономическое отношение, при­крытое товарно-денежной оболочкой.

Понять содержание цены можно только в ее взаимосвязи со стоимостью. Однако цена не сводится всецело к стоимости, она относительно самостоятельна по отношению к ней: цена пред­ставляет собой форму проявления стоимости, а форма, как известно, может не совпадать с содержанием.

Форма цены также может отклоняться от своего содержа­ния - стоимости товара. Самостоятельность цены по отноше­нию к стоимости определяется тем, что цена, являясь показате­лем величины стоимости товара, в то же время есть и показатель его

менового отношения к деньгам. В меновом отношении товара к деньгам выражается не только величина стоимости товара, но и конкретные условия его реализации. Иными словами, на цену оказывают влияние не только стоимость, но и факторы, связан­ные с условиями реализации товара - соотношения спроса и предложения, конкуренция и т.д.

Относительная самостоятельность цены по отношению к стоимости не является недостатком этой формы стоимости. Это свойство цены может использоваться, и используется как экономический рычаг воздействия на экономические интересы. Отклонения цены от стоимости характерны для лю­бого товарного производства, но при разных общественных ус­ловиях эти отклонения происходят по разным причинам.

В усло­виях товарного производства, основанного на частной собствен­ности (простого и расширенного), отклонения цены от стоимос­ти, возникающие под воздействием таких факторов, как несов­падение спроса и предложения товаров, конкурентной борьбы, обесценивания денег и др., составляют механизм стихийного действия закона стоимости. При господстве общественной со­бственности на средства производства, в социалистической эко­номике, отклонения цены от стоимости устанавливаются в пла­новом порядке и используются государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции.

Отклонения цены от стоимости могут быть количественны­ми и качественными, устойчивыми и временными.

К. Маркс, исследуя природу цены, отмечал: «Величина сто­имости товара выражает... необходимое, имманентное самому процессу созидания товара отношение его к общественному рабочему времени. С превращением величины стоимости, в цену это необходимое отношение проявляется как меновое отношение данного товара к находящемуся вне его денежному товару. Но в этом меновом отношении может выразиться как величина стоимости товара, так и тот плюс или минус по сравнению с ней, которым сопровождается отчуждение товара при данных усло­виях. Следовательно, возможность количественного несовпаде­ния цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме це­ны».

В условиях рыночной экономики стихийно складывающиеся соотношения между спросом и предложением товаров обуслов­ливают конъюнктурные колебания цен относительно стоимости. Совпа­дение цен конкретных: товаров с их стоимостями является чре­звычайно редким, исключительным явлением, когда величина платежеспособного спроса совпадает с предложением товаров. Конъюнктурные колебания рыночных цен не отменяют реаль­ного стоимостного содержания цены, в рыночной экономике они представляют собой единственно возможную форму проявления стоимости как закона цен. Суть закона стоимости как закона цен - не в отклонении цены от стоимости, а в том, что в конечном счете основой цены, несмотря на все колебания, ос­тается стоимость.

Количественное отклонение цены от стоимости возможно лишь для отдельного товара, для всей массы товаров суммаихцен должна равняться сумме стоимостей. Закон равенства суммы цен сумме стоимостей является объективным. Его нельзя произвольно на­рушить или обойти, его можно лишь сознательно использовать для тех или иных целей. Этот закон одинаково объективно действует и в условиях рыночной и в условиях плановой эко­номики.

Возможность отклонения цен конкретных товаров отихстоимостей может привести к нерациональному расходованию общественного труда. Поэтому цены должны иметь тенденцию приближения к стоимости. Для этого К. Маркс считал необхо­димым наличие следующих условий: 1) совпадение в целом и по отдельным товарам объемов производства и потребностей; 2) пропорциональное развитие отдельных сфер и видов произ­водства; 3) обеспечение соответствия спроса и предложения.

Цены могут приближаться к стоимости, если объем и струк­тура производства будут достаточно полно соответствовать объ­ему и структуре общественных потребностей.

Отклонение цены от стоимости, как уже отмечалось, может быть не только количественным, но и качественным.

«...Форма цены, - писал К. Маркс, - не только допускает возможность количественного несовпадения величины стоимос­ти с ценой, она может скрывать в. себе качественное противо­речие, вследствие чего цена вообще перестает быть выражением стоимости…».

Качественные несовпадения цены со стоимостью могут вы­ражать два аспекта: во-первых, цена может быть мнимой фор­мой стоимости, во-вторых, выражать ее исторически особенное содержание.

К. Маркс отмечал: «Вещь может быть потребительной сто­имостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом... Вещь может быть полез­ной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает лишь потребительную стоимость, но не товар».

Товар может передаваться потребителю бесплатно, т.е. иметь стоимость и не иметь цены; вещь, не являющаяся про­дуктом труда, не имеющая стоимости, может иметь цену.

Временные отклонения цены от стоимости вызываются дей­ствием таких факторов, которые имеют временный, преходящий характер, могут быть ликвидированы в короткий промежуток времени. Главное место среди таких факторов занимают конъ­юнктурные колебания спроса, и предложения по отдельным то­варам.

Устойчивые отклонения - это непреодолимые в данной экономической формации или на данной стадии ее развития отклонения цен от стоимости. Они вызываются постоянно дей­ствующим объективным фактором. В результате устойчивого, постоянного отклонения цены от стоимости рыночные цены начинают колебаться не вокруг стоимости, а вокруг этого откло­нения, непосредственной основой цены начинает выступать не сама стоимость, а ее превращенная форма, называемая модифи­цированной стоимостью.

Модифицированной формой стоимости называется превращенная форма стоимости, величина которой устойчиво отклоня­ется вверхили вниз от самой стоимости.

Модифицированная форма стоимости различна при разных формах товарного производства. Стоимость, как основа цены, претерпевает определенные изменения с развитием товарного производства и происходящими изменениями в процессе труда.

Углубление общественного разделения труда, увеличение количества видов производимых товаров и общейих массы, изменения профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы и технической вооруженности труда приводит к тому, что стоимость отдельных товаров все в большей степени начинает зависеть от общественных условий производства в целом. Все это приводит к модификации стоимости, суть которой заключается в том, что вся масса стоимости по-прежнему определяется общим количеством затраченного труда, но стоимость товаров отдельных отраслей и предприятий начинает зависеть также и от факторов, отражающих условия труда в конкретной отрасли и на конкретном предприятии.

В простом товарном производстве, основанном на частной собственности и личном труде, при низкой технической воору­женности труда и незначительных различиях этой вооруженно­сти по отдельным отраслям решающим фактором производства является рабочая сила. Непосредственной основой цены здесь выступает сама стоимость в форме текущих затрат живого и овеществленного труда на производство товаров в данной отрас­ли. Вокруг этой стоимости и происходят колебания рыночных цен.

При развитом капитализме, в силу действия закона средней нормы прибыли, непосредственной основой рыночных цен служит цена производства. Равная прибыль на равный капитал - таков принцип превращения стоимости в цену производства. Цена производства была первой модификацией стоимости.

Однако модификация стоимости не отменяет действие зако­на стоимости. В масштабах общества сумма цен производства (как и сумма монопольно высоких и монопольно низких цен) совпадает с суммой стоимостей всей товарной массы, а в основе динамики цен конкретных товаров в конечном счете лежит движение их стоимостей.

Date: 2015-06-08; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию