Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи





Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные по­требности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Потребительная стоимость - это способность товара удов­летворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.

Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материаль­ным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, меди­цины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).

 

Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, хими­ческих и других свойств, которыми обладает товар. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содер­жание богатства человеческого общества независимо от его об­щественной формы.

Потребительная стоимость реализуется в процессе потребле­ния товара и проявляется лишь в отношении человека к вещи, она не выражает никаких общественных отношений, т.е. отно­шений между людьми. Потребительная стоимость качественно различает товары, делает их несопоставимыми между собой, не позволяет количественно сравнивать товары.

Поскольку товар предназначен для удовлетворения потреб­ностей не товаропроизводителя, а других людей, для общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Товар обяза­тельно должен быть потребительной стоимостью, иначе его никто не купит. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способно­стью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.

Меновая стоимость - это способность товаров обменивать­ся друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров. Таким общим качеством не могут быть физические, химические или какие-либо другие природные свойства, поскольку они различ­ны у разных товаров.

Общим качеством всех товаров, лежащим в основе меновых пропорций, является создавший их труд. Как результат затраты человеческого труда вообще, безотносительно к его конкретной форме, все товары качественно однородны и количественно со­измеримы.

В данном случае имеются в виду не определенные, конкрет­ные виды труда, которые качественно различны между собой и которые обусловливают особенности конкретных потребитель­ных стоимостей, а труд в физиологическом смысле, т. е. затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека.

«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свой­ство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общейим всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».

Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.

Стоимость - это не только сгусток труда в товаре, но и воплощенное в нем общественное отношение, как бы прикрытое вещной оболочкой. Приравнивая в обмене свои товары по сто­имости, люди тем самым вступают в экономические отношения. «Как стоимости, - отмечал К. Маркс, - товары суть об­щественные величины, - следовательно, нечто абсолютно от­личное отих «свойств» как «вещей». В качестве стоимостей они представляют лишь отношения людей в их производственной де­ятельности».

Таким образом, каждый товар имеет две стороны: потреби­тельную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость и стоимость товара составляют единство, и одна без другой суще­ствовать не могут: если товар утрачивает свою потребительную стоимость, он вместе с ней утрачивает и стоимость. Товар как единство потребительной стоимости и стоимости по природе своей двойственен, противоречив.


Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.

Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.

«...В стоимость, - отмечал К. Маркс - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разгля­дывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим».

Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.

Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-де­нежных отношениях.

Потребительная стоимость различает товары, стоимость де­лаетих сопоставимыми.

Двойственность товара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не является потребительной стоимостью, производитель заинтересован в реализации его стоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара как стоимости может произойти только в том случае, если товар будет признанкак общественно полезная вещь, станет обще­ственной потребительной стоимостью. Если товар не найдет покупателя, он потеряет свойство общественной потребительной стоимости, а вместе с ней он потеряет и стоимость. Труд, затраченный на его производство, окажется затраченным напрас­но и не будет возмещен.

Двойственность товара обусловлена двойственным характе­ром труда товаропроизводителя - труд каждого, из них является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд - это труд определенного вида, характе­ризующийся применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций и определенных ими профессиональными знаниями, приемами и навыками работ­ников. Конкретный труд является источником потребительных стоимостей. Он существует на всех этапах развития общества, во всех общественно-экономических формациях, т. к. обеспечи­вает любое общество всеми необходимыми для его существования благами.

«...Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, - писал К. Маркс, - есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, веч­ная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь».

Вместе с тем в физиологическом смысле любой труд - это затраты человеческой энергии: затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека. Такой качественно однородный труд, выступающий как простая затрата физиологической энер­гии человека (или любой другой энергии) без конкретной формы проявления этой затраты, называется абстрактным трудом.

 

Воплощенный в товаре абстрактный труд есть его стоимость.

Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К.Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Однако именно К. Маркс внес главный вклад в трудовую теорию стоимости - открыл и проанализировал двойственный характер труда, создающего товар.


«Всякий труд, - писал он, - есть, с одной стороны, рас­ходование человеческой рабочей силы в физиологическом смыс­ле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конк­ретного полезного труда он создает потребительные стоимости».

Труд вообще и труд на других существуют на всех этапах развития общества. Однако лишь при определенных историче­ских условиях продукт труда приобретает форму товара, труд вооб­ще - форму абстрактного труда, а общественная сторона про­дукта -форму стоимости.

В стоимости воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода, специфика которого заключа­ется в том, что общественный характер труда в условиях товар­ного производства скрыт его частной формой, и проявляется только в процессе обмена.

Экономической основой простого и капиталистического то­варного производства является частная собственность на средства производства, при которой каждый товаропроизводитель обособ­лен и формально независим от всех других товаропроизводите­лей, а его труд внешне также независим от общества. Конкретный труд товаропроизводителей выступает как частный труд. Вместе с тем, товарное производство основано на широком обществен­ном разделении труда, что создает между товаропроизводителями неразрывные взаимосвязи и взаимозависимости: каждый обособ­ленный товаропроизводитель изготовляет определенные потре­бительные стоимости не для себя, а для других членов общества.

Следовательно, каждый товаропроизводитель своим трудом удовлетворяет часть общественной потребности в определенной потребительной стоимости, а поэтому труд каждого товаропро­изводителя носит общественный характер. Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в сфере обмена, где он вы­ступает как одинаковый общечеловеческий труд, воплощенный в различных товарах, т. е. как труд абстрактный.

Абстрактный труд в отличие от конкретного качественно не различается у разных товаропроизводителей. Мы можем разли­чать лишь большее или меньшее количество абстрактного труда, затраченного на изготовление товаров, и соответственно боль­шуюили меньшую их стоимость.

Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфи­ческая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая общественные производственные от­ношения между обособленными товаропроизводителями.

Данное положение относится и к материализации абстракт­ного труда - к стоимости: она не естественное, а сугубо обще­ственное свойство товара, в котором, по выражению К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. Обнаруживает себя стоимость, как и труд отдельного товаропроизводителя свой общественный характер, лишь через обмен товаров, через при­равнивание одного товара к другому.

Стоимость товаров есть выражение общественных производ­ственных отношений между разрозненными товаропроизводите­лями.

Таким образом, стоимость выражает исторически определен­ные производственные отношения людей, при которых взаимный обмен деятельностью происходит на основе обмена товаров в соответствии с затратами абстрактного труда на их производство.

 







Date: 2015-06-08; view: 2110; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию