Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Влияние изменения цен на доход и взаимозаменяемость товаров





В заключение рассмотрим еще одно объяснение закона спроса. В силу того, что концепция полезности вызывает у некоторых экономистов сомнения своей субъективностью, рассмотрение эффекта замещения и эффекта дохода иногда представляется как ее альтернатива.

Реакция потребителя на изменения цены товара определяется двумя типами зависимости. С одной стороны, изменение цены какого-либо товара приводит к тому, что он становится дешевле или дороже относительно других товаров. Это обстоятельство приводит к тому, что потребитель пересматривает соотношение товаров в потребительской корзине в сторону увеличения потребления относительно подешевевших товаров и сокращения потребления тех товаров, которые подорожали относительно других товаров. С другой стороны, изменение цены даже одного из покупаемых потребителем товаров сказывается на его реальном доходе. Так, если цена одного из покупаемых потребителем товаров снижается, потребитель, совершив все покупки в прежнем объеме, обнаруживает, что не весь его доход израсходован. Следовательно, он может совершить дополнительные покупки, как подешевевшего товара, так и других товаров, цена которых не изменилась. То есть в результате снижения цены какого-либо товара реальный доход потребителя увеличивается, хотя номинально он располагает тем же количеством денег.

Таким образом, совокупный эффект (последствия) от изменения цены товара, выражающейся в изменении покупок, распадается на два эффекта.

Эффект изменения взаимозаменяемости (товара в потребительской корзине) илиэффект замещения (substitution effect) – это только та часть реакции потребителя на изменение цены товара, выражающаяся в изменении количества его покупок, которая обусловлена изменением цены данного товара относительно цен других товаров.

Эффект изменения дохода (income effect) – это только та часть реакции потребителя на изменение цены товара, которая является следствием изменения реального дохода потребителя.

Составные части общего эффекта от изменения цены, то есть эффекты дохода и замещения очень редко могут проявляться по отдельности, независимо друг от друга. Как правило, изменение цены вызывает изменения в покупках, вызванное интегрированным влиянием этих двух эффектов. Однако для предсказания изменения в потребительском поведении при выборе, например, мер экономической политики важно понять, как каждый из этих эффектов влияет на реакцию потребителя при изменении цены. Поэтому мы, используя некоторые облегчающие анализ посылки в рамках ординалистской модели, разграничим эффект изменения дохода и эффект изменения взаимозаменяемости, чтобы увидеть специфику их проявления при изменении цен различных товаров.



 

Предположим, что потребитель, находящийся в состоянии первоначального равновесия в точке Е1 и покупающий x1 единиц товара X (Рис. 2.10.), узнает, что цена этого товара снизилась. Это событие, описанное в рамках ординалистской модели, приводит к сдвигу линии бюджетного ограничения вправо по оси QX и перемещению точки равновесия в положение Е2 на более высокой кривой безразличия. Находясь в точке равновесия Е2, потребитель покупает x2 единиц товара Х. Это перемещение продиктовано тем, что после снижения цены товара Х потребитель, стремясь к уравниванию цены и предельной полезности товара, увеличивает покупки последнего. Увеличение покупок товара с x1 до x2 объясняется здесь интегрированным влиянием эффекта замещения и эффекта дохода. Предположим также, что потребитель получил информацию о введении налога на потребление, в результате которого его благосостояние снизилось до первоначального уровня, что заставило потребителя снизить потребление товара Х.. Однако в силу того, что относительная цена товара Х в результате последнего события не изменилась, он перемещается теперь не в первоначальную точку Е1, а в точку Е3. То есть, второе событие (введение налога на потребление) изменило лишь реальный доход потребителя, что можно квалифицировать как действие только эффекта дохода, в результате которого произошло уменьшение покупок товара с х2 до х3. Если предположить, что информация о введении налога на потребление оказалась ложной, то можно констатировать следующее. При снижении цены товара Х потребитель увеличил потребление этого товара с х1 до х2. Это увеличение обусловлено, с одной стороны, действием эффекта замещения (увеличение покупок с х1 до х3) и, с другой стороны, действием эффекта дохода (увеличение покупок с х3 до х2). Здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство. Увеличение реального дохода потребителя способствовало увеличению им потребления товара. Это означает, что потребитель рассматривает товар Х, как нормальный товар.

Теперь рассмотрим ситуацию с точно такими же предположениями, но приводящую к несколько другим результатам (Рис. 2.11.). Перемещение потребителя из точки равновесия Е1 в точку равновесия Е2 так же, как и в предыдущем случае обусловлено стремлением потребителя после снижения цены товара Х уравновесить цену и предельную полезность товара путем увеличения покупок последнего. Увеличение покупок товара с x1 до x2 – это следствие интегрированного влияния эффекта замещения и эффекта дохода. После получения информации о введении налога потребитель перемещается в точку Е3, увеличивая потребление товара Х, до уровня х3. Обратим внимание на то, что наклон кривой безразличия U1 в точке равновесия Е3 такой же, как и наклон кривой безразличия U2 в точке равновесия Е2. Это значит, что относительная цена товара Х в точках Е2 и Е3 одинакова, что свидетельствует об отсутствии влияния эффекта замещения на второе изменение точек равновесия. Это в чистом виде влияние эффекта дохода. в результате которого произошло увеличение покупок товара Х с х2 до х3. как нормальный товар. Таким образом, если оценить ситуацию в целом, предположив при этом, что информация о введении налога на потребление оказалась ложной, то можно сделать следующее заключение. При снижении цены товара Х потребитель увеличил потребление этого товара с х1 до х2. Это увеличение обусловлено, с одной стороны, действием эффекта замещения (увеличение покупок с х1 до х3) и, с другой стороны, действием эффекта дохода (уменьшение покупок с х3 до х2). Поскольку влияние эффекта замещения существеннее влияния эффекта дохода, совокупное влияние эффекта цены выражается увеличением покупок. Здесь также следует обратить внимание на важное обстоятельство. Увеличение реального дохода потребителя способствовало уменьшению им потребления товара. Это означает, что потребитель в данном случае рассматривает товар Х, как низший товар.



Еще одна ситуация представлена на рисунке 2.12. В результате снижения цены товара Х потребитель, как и в двух предыдущих случаях, стремясь уравновесить цену и предельную полезность товара, перемещается из точки равновесия Е1 в точку равновесия Е2. Однако, в отличие от двух предыдущих случаев, это перемещение сопровождается не увеличением покупок товара Х, а их сокращением (х12). Тем не менее, мы должны отметить, что это также следствие интегрированного влияния эффекта замещения и эффекта дохода. Причину уменьшение покупок товара Х потребителем мы можем выяснить, введя предположение о появлении нового налога, снижающего благосостояние. Снижение благосостояния, которое выражается в возвращении потребителя на исходную кривую безразличия, но в точку Е3, приводит к тому, что потребление товара Х возрастает. Поскольку это является результатом действия исключительно эффекта дохода, мы можем заключить, что товар Х является низшим товаром. Эффект замещения, как и прежде выражается в увеличении покупок товара Х, поскольку относительная цена этого товара снизилась. Но так как влияние эффекта дохода в рассматриваемой ситуации значительнее, чем влияние эффекта замещения, мы и получили совокупное сокращение покупок товара Х в результате снижения его цены. Эта ситуация развивается вопреки закону спроса и выражается в увеличении покупок именно того товара, цена которого растет.

Низший товар, для которого характерно более значительное влияние эффекта дохода, чем влияние эффекта замещения, называют товаром Гиффена, в честь английского экономиста Р. Гиффена, впервые описавшего подобную ситуацию на рынках низших товаров в 19 веке. Для того чтобы описанный парадокс имел место необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, подобное может случиться только с низшим товаром. Во-вторых, затраты на этот товар должны доминировать в общих расходах потребителя. Поскольку соблюдение этих условий в современных условиях потребления маловероятно, парадокс Гиффена – это крайне редкое явление. Однако ситуации, подобные рассмотренной нами, довольно часто встречаются на рынках ресурсов. Поэтому мы еще не раз будем возвращаться к исследованию соотношения эффекта замещения и эффекта дохода при изменении цен.

В заключение сформулируем общие правила, которые помогут нам исследовать влияние изменения цен на выбор потребителя.

1. Эффект изменения взаимозаменяемости (товара в потребительской корзине) илиэффект замещения всегда выражается в увеличении покупок того товара, альтернативная стоимость (относительная цена) которого снижается в результате изменения цен. То есть при снижении цены некоторого товара эффект замещения всегда толкает потребителя купить его больше, а при повышении цены – меньше.

2. Действие эффекта изменения дохода различно для различных товаров. Для нормальных товаров влияние эффекта дохода выражается в увеличении покупок того товара, цена которого снижается и в уменьшении покупок товара, цена которого растет. Для низших товаров влияние эффекта дохода противоположно. То есть эффект дохода вынуждает потребителя купить больше низших товаров при росте их цены и меньше низших товаров при снижении их цены.

3. Влияние эффекта замещения и эффекта дохода для нормальных товаров однонаправленное. То есть при снижении цены некоторого нормального товара оба эффекта заставляют потребителя купить его больше, а при повышении цены – меньше.

4. Влияние эффекта замещения и эффекта дохода для низших товаров разнонаправленное. То есть при снижении цены некоторого низшего товара эффект замещения заставляет потребителя купить его больше, а эффект дохода – меньше, а при повышении цены – наоборот.

5. Совокупное влияние эффекта цены для низших товаров зависит от соотношения эффекта замещения и эффекта дохода. Для большинства товаров характерно более значительное влияние эффекта дохода. Поэтому в большинстве случаев при снижении цены потребители покупают больше, а при росте цены – меньше, что и выражается в законе спроса. В тех редких случаях, когда при снижении цены низшего товара эффект дохода превышает эффект замещения, мы получаем парадокс Гиффена, выражающийся в нарушении закона спроса.

 








Date: 2015-06-08; view: 836; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию