Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть





2. РОЛЬ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮТЕРРОРИЗМА

    1. Аудит системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Построение плана любой аудиторской проверки начи­нается с оценки видов и уровня рисков, присущих дан­ному направлению, и предполагает в результате оп­ределение приоритетов и распределение ресурсов в целях оптимизации процесса аудита и повышения качества результатов проверки. В ходе проверки «внутренние аудиторы должны быть готовы выявлять существенные риски, способные оказать воздействие на цели, деятельность или ресурсы организации. Тем не менее, процедуры, осуществляемые при предос­тавлении аудиторских гарантий, даже если они про­ведены на должном профессиональном уровне, сами по себе не гарантируют выявления всех существенных рисков».

Как обеспечивающая (контрольная) функция ПОД/ФТ сама по себе может породить факторы операционных (в том числе правовых) рисков и риска потери деловой репутации, а также оказать влияние на стратегические риски. Факторы рисков и связанные с ними случаи убытков могут быть вызваны неисполнением или ненад­лежащим исполнением законодательных и норматив­ных требований, выявленным в ходе инспекционных проверок, разночтением с надзорными и контрольными органами в толковании тех или иных применимых норм и стандартов, предъявлением претензий со стороны клиентов, контрагентов или иных заинтересованных лиц, причиной которых прямо или косвенно служит исполнение или, наоборот, ненадлежащее исполнение процедур контроля по ПОД/ФТ.

С другой стороны, функция ПОД/ФТ по своей сути и определению нацелена на выявление специфических факторов риска, связанных с клиентской базой (деятельностью и (или) операциями и (или) статусом), спецификой продукта или услуги банка, в том числе спосо­ба или канала реализации либо предоставления клиенту, и, наконец, с определёнными странами (юрисдикциями или территориями.

Наконец, инструментарий ПОД/ФТ - это сочетание строго определённых правил (параметров, заданных регулятором) и нечётких правил (критериев, индикаторов, алгоритмов и средств контроля, которые необходимо постоянно пересматривать и адаптировать), и неэффективность последнего может стать ка­тализатором как первой группы рисков, связанных с ПОД/ФТ, так и второй группы рисков, выявляемых и управляемых посредством системы ПОД/ФТ.

Одним из наиболее часто встречающихся и выявляемых при проведении аудита «ограничением» риск-ориентированного подхода в рамках ПОД/ФТ яв­ляется отсутствие взаимодействия между различны­ми контрольными подразделениями, нацеленными на выявление и анализ рисков. Например, подразделе­ние по контролю за операционными рисками и подраз­деление ПОД/ФТ, используя собственные ключевые индикаторы (критерии выявления и признаки) и собст­венные правила анализа, выявляют факторы риска, связанные с клиентом или продуктом. Но, будучи замк­нутым (если не конкурирующим), каждое делает собственную финальную оценку угроз и необходимости применения мер в целях минимизации рисков.

Естественно, что такая оценка оказывается непол­ной (односторонней), а меры по управлению соответ­ственно неэффективными или недостаточными. При этом в случае реализации негативного события невоз­можно выделить ответственного «владельца процес­са» и предотвратить повторение ошибки.

При проведении аудита ПОД/ФТ сле­дует удостовериться, что функция ПОД/ФТ обозначе­на как критически важная, определены негативные со­бытия, которые могут оказать влияние в целом, и отдельные процессы в рамках функции, определены критерии непрерывности, параметры и сроки восста­новления контрольных процессов. Также в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ необходимо определить рутинные «страховочные» про­цедуры, направленные на предотвращение отдельных негативных событий или снижение эффекта тех, пре­дотвратить которые невозможно или затруднительно. Внутренние регламенты банка должны также задавать правила разделения полномочий и ответственности между сотрудниками, процедуры перехода контролей в чрезвычайный режим и восстановления нормальной деятельности, параметры необходимой дополнитель­ной внутренней контрольной самооценки и специфиче­ских задач для внутреннего аудитора после восстанов­ления нормального режима работы.

Основным рабочим документом проверки является разработочная таблица, представляющая собой перечень ключевых вопросов для проверки.

Объектами проверки являются:

§ Операции и сделки, подлежащие обязательному контролю;

§ Операции с денежными средствами в наличной форме, если сумма, на которую соверша­ется операция, равна или превышает 600 000 руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает её.

По состоянию на российской нормативной базы и практики ПОД/ФТ на 01 октября 2008 года к таким операциям относятся:

§ Снятие со счёта юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

§ Покупка или продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства физическим лицом за наличную валюту РФ или валюту другого иностранного государства, а также за счет безналичных средств;

§ Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчёт;

§ Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

§ Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

§ Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

§ Зачисление или перевод на счёт денежных средств в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, зарегистрированное или находящееся в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в меж­дународном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ;

§ Предоставление или получение кредита (займа) в случае, если хотя бы одной из сторон является указанное выше (физическое или юридическое) лицо;

§ Операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон явля­ется обозначенное выше (физическое или юридическое) лицо;

§ Размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

§ Открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

§ Перевод денежных средств за границу на счёт (вклад), открытый на аноним­ного владельца;

§ Поступление денежных средств из-за границы со счёта (вклада), открытого на анонимного владельца;

§ Зачисление денежных средств на счёт (вклад) или списание денежных средств со счёта (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации;

§ Зачисление денежных средств на счёт (вклад) или списание денежных средств со счёта (вклада) юридического лица в случае, если операции по указан­ному счёту (вкладу) не производились с момента его открытия;

§ Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изде­лий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

§ Выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхо­вания и пенсионного обеспечения;

§ Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) проверяемым банком;

§ Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организация­ми по поручению клиента;

§ Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

§ Получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализато­ре (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

§ Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными орга­низациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридиче­ским лицам, а также получение такого займа;

§ Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с законом сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица;

§ Сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершает­ся, равна или превышает 3 000 000 руб., либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает её.

По каждому параметру выставляется бально-весовая оценка, определяемая исходя из влияния степени соблюдения требований к объекту контроля на уровень рисков, связанных с совершением ПОД/ФТ, а также возможности понесения потерь из-за несоблюдения нормативных требований; общая оценка по категории и разделу.

3.2. Организация системы внутреннего контроля на примере ОАО КБ «УРАЛСИБ»

3.2.1. Программы, разработанные КБ «УРАЛСИБ» в целях ПОД/ФТ.

Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Данная программа содержит обязанности и полномочия ответственных сотрудников, уполномоченных сотрудников, руководителей подразделений банка, а также их ответственность при реализации правил внутреннего контроля. Также в программе содержатся особенности организации внутреннего контроля в подразделениях региональной сети Банка, порядок взаимодействия сотрудников Банка с ответственным сотрудником и сотрудниками СК и особенности контроля за реализацией Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

В целях реализации Правил внутреннего контроля в Банке создано специальное подразделение - Служба комплаенс (далее СК). Структура, функции и полномочия сотрудников СК определяются Положением об СК, штатным расписанием и должностными инструкциями сотрудников.

Все сотрудники СК, к компетенции которых отнесено осуществление процедур ПОД/ФТ, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 09.08.2004г. № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».

К исключительной компетенции Ответственного сотрудника Банка относится осуществление следующих функций:

§ Организация разработки и представление на утверждение Председателю Правления банка Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, и разработка иных внутренних документов Банка по вопросам ПОД/ФТ;

§ Организация реализации в банке Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления;

§ Организация представления в Уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом и нормативными актами Банка России;

§ Представление Председателю Правления банка не реже одного раза в год письменного отчёта о результатах реализации Правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Ответственный сотрудник Банка имеет право:

§ Запрашивать и получать у руководителей и сотрудников подразделений необходимые документы и информацию, необходимую для выполнения требований Законодательства в сфере ПОД/ФТ.

§ Получать от руководителей и сотрудников банка устные и письменные объяснения в случае выявления в их деятельности нарушений законодательства в сфере ПОД/ФТ.

§ Давать подразделениям и отдельным сотрудникам банка оперативные указания, направленные на повышение эффективности реализации требований Законодательства в сфере ПОД/ФТ.

§ Выносить на рассмотрение руководства банка предложения, направленные на улучшение и совершенствование работы СК.

§ Подписывать от имени банка электронной цифровой подписью отчеты в виде электронного сообщения.

§ Подписывать от имени банка информацию, представляемую в Уполномоченный орган по его запросам.

§ Подписывать от имени банка корреспонденцию, направляемую в адрес Уполномоченного органа, Банка России и других государственных органов, связанную с осуществлением внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

§ Принимать решения о временном приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Ответственный сотрудник Банка несет ответственность:

§ За разработку, утверждение и реализацию в банке Правил внутреннего контроля;

§ За формирование Перечня подразделений банка и разграничение зон ответственности между подразделениями при осуществлении процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

§ За организацию представления в Уполномоченный орган сведений в соответствии с Федеральным законом и нормативными актами Банка России;

§ За своевременную разработку и утверждение документов по реализации Программы обучения и подготовки кадров;

§ За организацию работы по принятию решений по сообщениям о необычных операциях (сделках) и делегирование прав на принятие указанных решений;

§ За распределение должностных обязанностей, связанных с осуществлением внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, между сотрудниками СК;

§ За принятие решений о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом на два рабочих дня.

§ За соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых банком в целях ПОД/ФТ.

Уполномоченные сотрудники в Подразделениях Банка:

§ В целях организации системы внутреннего контроля ответственный сотрудник разрабатывает и представляет на утверждение Председателю Правления Перечень подразделений банка, к компетенции которых отнесена реализация Правил. Перечень подразделений утверждается приказом Председателя Правления банка.

§ Руководители включённых в указанный Перечень подразделений несут персональную ответственность за полноту и качество реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в возглавляемых ими подразделениях.

§ Руководители подразделений самостоятельно определяют порядок осуществления функций ПОД/ФТ в возглавляемых ими подразделениях, а также принимают решение о персональном составе сотрудников, которые должны осуществлять эти функции.

§ Руководители подразделений назначают уполномоченных сотрудников - специальных должностных лиц, организующих работу по реализации Подразделением Правил внутреннего контроля, а также лиц их замещающих.

§ Уполномоченные сотрудники должны обладать знаниями и квалификацией, достаточными для качественного выполнения ими должностных обязанностей по реализации Правил внутреннего контроля.

§ Уполномоченные сотрудники подразделений имеют право получать от руководителей и сотрудников своих подразделений необходимые распорядительные и бухгалтерские документы.

§ Уполномоченные сотрудники подразделений банка не вправе осуществлять функции, отнесённые к исключительной компетенции ответственного сотрудника банка и сотрудников подразделения банка по ПОД/ФТ.

Уполномоченные сотрудники несут ответственность:

§ За полноту и своевременность направления в СК сведений, а также за содержание данных, включённых в ОЭС;

§ За полноту и своевременность проведения планового и внепланового инструктажа для сотрудников своих подразделений,;

§ За своевременность информирования ответственного сотрудника о факте выявления операций, подлежащих приостановлению;

§ За соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых Банком в целях ПОД/ФТ.

Руководители подразделений банка несут ответственность:

§ За организацию внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на всех направлениях деятельности возглавляемых ими подразделениях;

§ За своевременное назначение уполномоченных сотрудников по ПОД/ФТ;

§ За разграничение зон ответственности сотрудников своих подразделений при осуществлении процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

§ За подготовку и утверждение распорядительных и иных документов по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

§ За внесение в должностные инструкции сотрудников, возглавляемых ими подразделений, должностных обязанностей, связанных с осуществлением функций ПОД/ФТ;

§ За соблюдение режима конфиденциальности и нераспространение третьим лицам информации о процедурах, осуществляемых банком в целях ПОД/ФТ;

§ За организацию хранения и сохранность информации и документов поступивших в результате осуществления мероприятий в целях ПОД/ФТ;

§ За своевременность принятия решений об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок взаимодействия сотрудников банка с ответственным сотрудником и сотрудниками структурного подразделения по ПОД/ФТ определён соответствующими программами, являющимися составной частью настоящих Правил.

При осуществлении своих должностных обязанностей ответственный сотрудник банка может запрашивать у сотрудников банка, включая руководителей подразделений независимо от их должностного уровня, информацию, необходимую для реализации процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Если иное не предусмотрено настоящими Правилами, сотрудники подразделений банка взаимодействуют с ответственным сотрудником через уполномоченных сотрудников соответствующих подразделений.

Уполномоченные сотрудники осуществляют контроль за реализацией Правил сотрудниками своих Подразделений.

Руководители подразделений банка осуществляют контроль за исполнением уполномоченными сотрудниками своих должностных обязанностей, связанных с организацией внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Ответственный сотрудник, сотрудники СК осуществляют контроль за организацией в подразделениях банка внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

СВК осуществляет контроль за соответствием деятельности банка и его сотрудников Федеральному Закону, другим нормативным и правовым актам в сфере ПОД/ФТ.

Программа идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей

Целью настоящей Программы идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации) является защита интересов банка от недобросовестных клиентов, деятельность которых связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма, соблюдение требований действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.

Выполнение настоящей Программы достигается путём первичной идентификации и последующего углубленного изучения юридических и физических лиц, состоящих на обслуживании в Банке, а также установлении и идентификации:

§ юридических и физических лиц, к выгоде которых действует клиент (выгодоприобретателей);

§ юридических и физических лиц, совершающих операции от имени, или в интересах/или за счет других лиц в силу полномочий, основанных на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (представителей);

§ лиц, которым предоставляются либо будут предоставлены полномочия по распоряжению банковским счетом (банковским-вкладом).

Идентификация представителей осуществляется в случае проведения клиентами операций с денежными средствами и иным имуществом на сумму 600 тыс. рублей (эквивалент в иностранной валюте) и более, либо в случае возникновения у сотрудников банка подозрений в том, что проводимая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Сотрудники подразделений банка обязаны проводить идентификацию юридических и физических лиц, установление и идентификацию выгодоприобретателей при осуществлении следующих операций:

§ привлечение банком денежных средств от физических и юридических лиц во вклады;

§ размещение банком денежных средств от своего имени и за свой счет;

§ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

§ осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

§ инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

§ купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

§ привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

§ выдача банковских гарантий;

§ осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

§ выдачу банком поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

§ приобретение банком права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

§ доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

§ осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

§ лизинговые операции; оказание банком консультационных и информационных услуг;

§ иные операции, осуществляемые банком в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей не проводится в отношении органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей не проводится при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 тыс. рублей, за исключением случаев, когда у сотрудников банка возникают подозрения в том, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также при осуществлении операций по приему от клиентов - физических лиц платежей на сумму, не превышающую 30 тыс. рублей (либо эквивалент в иностранной валюте) по следующим основаниям:

§ расчеты с бюджетами всех уровней бюджетной системы РФ;

§ оплата услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

§ оплата жилых помещений, коммунальных услуг, услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также оплата услуг связи;

§ оплата взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплата услуг платных автомобильных стоянок;

§ уплата алиментов.

Идентификация клиентов, их представителей, а также установление и идентификация выгодоприобретателей осуществляются путем получения от самих клиентов или их представителей информации и документов при открытии банковских счетов (вкладов), а также при совершении операций и сделок, перечисленных в настоящей Программе.

Все документы, позволяющие идентифицировать клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления. Документы с истекшим сроком действия к рассмотрению не принимаются и для идентификации не используются.

Все документы представляются клиентами в подлиннике или заверенной клиентом копии. Если к идентификации клиента, установлению и идентификации выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Идентификация клиентов - физических лиц осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность. Иностранные граждане в случаях, предусмотренных законодательством, помимо документа, удостоверяющего личность, обязаны представить в банк миграционную карту и документ, подтверждающий право иностранного гражданина на пребывание в РФ в случаях, когда наличие такого документа необходимо в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Сотрудники подразделений банка при формировании анкет клиентов проводят оценку уровня риска осуществления клиентами легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее уровень риска).

Уровень риска устанавливается для всех клиентов, находящихся на обслуживании в подразделении банка на этапе установления с ними договорных отношений. Уровень риска может оцениваться как «стандартный» или «высокий».

«Высокий» уровень риска присваивается клиентам в случае если в результате реализации программ внутреннего контроля у сотрудников банка возникли подозрения в том, что деятельность клиента связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

«Стандартный» уровень риска присваивается клиентам в случае если на основании анализа деятельности клиента сотрудником подразделения банка сформировано мотивированное суждение о том, что деятельность клиента не связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Присвоенный клиенту уровень риска может быть пересмотрен ответственным сотрудником банка либо уполномоченным сотрудником подразделения, в случае если в результате реализации программ внутреннего контроля у них возникли подозрения в том, что деятельность клиента возможно связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

Присвоенный клиенту уровень риска, а также его обоснование, фиксируются в анкете клиента. В качестве обоснования уровня риска указывается ссылка на мотивированное суждение сотрудника подразделения банка, в случае если основные виды деятельности клиента не соответствует критериям высокого уровня риска.

Программа организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами, и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции.

Подразделения банка, к компетенции которых отнесено заключение договоров банковского счета (вклада) с физическими или юридическими лицами, установление корреспондентских либо партнёрских отношений с кредитными организациями обязаны отказать клиенту в заключении договора банковского счёта (вклада) в следующих случаях:

§ Наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористическойдеятельности, полученных в соответствии с Федеральным законом;

§ Непредставление физическим или юридическим лицом, в том числе кредитной организацией, документов, подтверждающих указанные в п. 1. статьи 7 Федерального закона сведения;

§ Представление физическим или юридическим лицом, в том числе кредитной организацией, недостоверных либо недействительных документов;

§ Отсутствие на территории государства, в котором зарегистрирована кредитная организация - нерезидент, её постоянно действующих органов управления;

§ Отсутствие у кредитной организации - резидента Правил и процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также отсутствие специального должностного лица, ответственного за разработку и реализацию указанных процедур и Правил;

§ Использование счетов кредитной организации банками - нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

§ При открытии счёта (вклада) не присутствует физическое лицо, открывающее счет (вклад), либо его представитель.

Подразделения банка, к компетенции которых отнесено заключение договоров банковского счета (вклада) с юридическими лицами вправе отказать клиенту в заключении договора банковского счёта (вклада) в следующих случаях:

§ Отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

§ Непредставление физическим или юридическим лицом в том числе кредитной организацией дополнительных документов и сведений, необходимых Банку для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Окончательное решение об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада), принимается руководителем подразделения при согласовании с ответственным сотрудником

Руководитель подразделения принимает решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) в случае отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

После принятия руководителем подразделения решения об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада) сотрудник подразделения, ответственный за открытие счёта (вклада), выполняет следующие действия:

§ Снимает копии с полученных документов и помещает их в специальное досье

§ Отказывает клиенту в открытии банковского счёта (вклада) и возвращаем ему принятые банком документы за исключением заявления на открытие счёта (вклада).

§ Не позднее рабочего дня следующего за днём принятия решения об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада), формирует и направляет в СК сообщение об отказе в виде электронного документа.

При отказе от заключения договора банковского счета (вклада) клиенту (его представителю) сообщается о том что в соответствии действующим законодательством РФ банк отказывает ему в заключении договора банковского счета (вклада) и возвращает принятые от него документы.

Вся информация, связанная с отказом от заключения договора банковского счета (вклада) доводится до клиента (его представителя, взыскателя или кредитной организации, обслуживающей взыскателя) только в устной форме.

В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального Закона банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы и сведения, подлежащие документальному фиксированию в соответствии с

«Программой документального фиксирования и хранения информации»

Окончательное решение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции принимается руководителем подразделения банка обслуживающего клиента.

При отказе от выполнения распоряжения о совершении операции клиенту (его представителю) сообщается о том, что банк отказывает ему в выполнении распоряжения о совершении операции в связи с непредставлением документов и сведений, требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ.

Вся информация, связанная с отказом от выполнения распоряжения о совершении операции доводится до клиента (его представителя, взыскателя или кредитной организации, обслуживающей взыскателя) только в устной форме.

В случае если клиент состоит в банке на электронном обслуживании информация, связанная с отказом от выполнения распоряжения о совершении операции, может быть доведена до клиента в электронном виде.

Сообщение об отказе формируется в соответствии с Указанием Банка России от 26 ноября 2004 г. N 1519-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом».

Программа выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Целью настоящей Программы является выявление и направление в Уполномоченный орган сведений, предусмотренных ст. 7 Федерального закона.

В процессе выявления операций подлежащих обязательному контролю, и необычных операций (сделок) обязаны принимать участие в пределах своей компетенции все сотрудники подразделений банка.

Обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций (сделок), а также обязанности по формированию сообщений по указанным операциям, возлагаются на подразделения банка, осуществляющие операции по счетам клиентов, собственные операции банка, либо операции без открытия банковского счёта.

В случае если расчетная операция, подлежащая обязательному контролю, осуществляется между двумя клиентами банка, состоящими на обслуживании в двух различных структурных подразделениях, обязанности по формированию сообщения в отношении указанной операции возлагаются:

§ на подразделение банка, в котором обслуживается клиент, который явился причиной отнесения операции к разряду операций, подлежащих обязательному контролю;

§ на подразделение банка, начавшее эту операцию (операция списания) если причиной отнесения операции к разряду операций, подлежащих осязательному контролю является сама операция.

В случае если операция, подлежащая обязательному контролю, по своей сути является предоставлением клиенту со стороны банка финансового продукта и в её проведении задействованы несколько подразделений банка, обязанность формирования сообщения, в отношении данной операции возлагается на подразделение банка, в котором клиенту открыт банковский счет (вклад), используемый для отражения операции. В случае если операция осуществляется без открытия банковских счетов (вкладов), то обязанность формирования сообщения в отношении такой операции возлагается на подразделение банка, предоставившее клиенту финансовый продукт.

В случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

В целях противодействия финансированию терроризма сотрудники подразделений банка обязаны проводить контроль осуществляемых операций, в том числе операций без открытия счета, на предмет наличия участников операции в Перечне экстремистов.

Проверка на соответствие Перечню экстремистов осуществляется с использованием программного комплекса банка либо, в случае отсутствия необходимого программного обеспечения, методом сверки.

Банк получает и обновляет версии Перечня экстремистов в порядке, установленном Банком России.

СК является подразделением банка ответственным за организацию своевременного обновления Перечня экстремистов и выполняет следующие функции:

§ Осуществляет получение обновлённой версии Перечня экстремистов в Московском ГТУ Банка России:

§ Осуществляет расшифровку и извлечение из архива электронного файла Перечня

§ Формирует и направляет по системе электронного взаимодействия в Московское ГТУ Банка России Извещение, подтверждающее успешное обновление версии Перечня:

§ Не позднее дня, следующего за днем получения обновлённой версии Перечня направляет файл, содержащий обновленную версию Перечня в Подразделения Банка для использования в работе на тех участках проведения операций где процедура проверки на соответствие Перечню не автоматизирована;

§ Не позднее рабочего дня, следующего за днём получения обновлённого Перечня осуществляет обновления версии Перечня экстремистов

Получение и использование подразделениями банка Перечня экстремистов из других источников и а другом виде не допускается.

Не позднее рабочего дня, следующего за днём получения обновлённого Перечня из СК подразделения банка должны обеспечить обновление программного обеспечения и использование полученного Перечня в работе.

Не позднее семи рабочих дней со дня получения обновлённого Перечня. СК, уполномоченные сотрудники филиалов банка осуществляют проверку состоящих на обслуживании клиентов на соответствие Перечню экстремистов

В случае выявления полного совпадения сведений о состоящем на обслуживании клиенте, в том числе собственниках и органах управления клиента - юридического лица, с данными содержащимися в обновлённом Перечне экстремистов, сотрудники подразделений банка:

§ При обращении клиента в банк с целью открытия новых счетов (вкладов) отказывают клиенту в открытии счета (вклада);

§ Формируют и направляют в СК сообщения об отказе в открытии счета либо сообщения об операции, подлежащей обязательному контролю;

§ Не позднее дня выявления участника экстремистской (террористической) деятельности информируют ответственного сотрудника банка о факте полного совпадения сведений о состоящем на обслуживании клиенте с данными, содержащимися в обновлённом Перечне экстремистов.

Сотрудники СК, Уполномоченные сотрудники филиалов фиксируют факт проведения проверки путём оформления протокола на бумажном носителе, заверенного собственноручной подписью сотрудника, осуществившего проверку.

В случае выявления полного совпадения содержащихся в расчётном документе наименования юридического лица, фамилии, имени и отчества физического лица - получателя платежа, не состоящем на обслуживании в банке, с данными, содержащимися в Перечне экстремистов, сотрудник запрашивает у клиента - плательщика дополнительные документы и сведения, необходимые для контроля получателя средств на соответствие Перечню экстремистов.

В случае если указанное лицо в соответствии с Перечнем экстремистов, является террористом:

§ приостанавливает такую операцию;

§ формирует и направляют в СК сообщение об операции, подлежащей обязательному контролю;

§ информирует ответственного сотрудника о выявленной операции, связанной с финансированием терроризма.

Направление в Уполномоченный орган сведений, предусмотренных ст. 7 Федерального закона осуществляется подразделениями банка в централизованном порядке через Головной офис в г. Москве.

СК является подразделением банка, ответственным за направление в Уполномоченный орган сведений предусмотренных ст. 7 Федерального закона, и осуществляет следующие функции:

§ Устанавливает порядок взаимодействия Подразделений Банка при формировании сведений для представления в Уполномоченный орган.

§ Осуществляет консолидацию отчётности, поступающей от Подразделений Банка.

§ Осуществляет выходной (логический) контроль и выгрузку файлов консолидированного отчёта.

§ Осуществляет процедуры шифрования и проставления электронно-цифровой подписи ОЭС в порядке, установленном Банком России.

§ Не позднее 16-00 часов по московскому времени направляет файлы ОЭС в Московское ГТУ Банка России по системе электронного взаимодействия.

§ Получает по системе электронного взаимодействия извещения Московского ГТУ Банка России и извещения Уполномоченного органа о принятии/непринятии направленных ОЭС.

§ В порядке, установленном Банком, уведомляет филиалы о принятии/непринятии Уполномоченным органом направленных ОЭС.

§ Обеспечивает регистрацию и хранение файлов направленных ОЭС и полученных по ним.

Формирование сообщений по операциям осуществляется уполномоченными сотрудниками подразделений на основании информации содержащейся в расчётных документах, сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также на основании документов и сведений, представленных клиентами в Банк.

Формирование файлов сообщений осуществляется уполномоченными сотрудниками подразделений с использованием программного комплекса банка либо путём внесения имеющейся информации в шаблон файла ОЭС.

Ответственность за некачественное оформление сообщения об операции, повлекшее за собой несвоевременное направление сведений в Уполномоченный орган, лежит на уполномоченном сотруднике подразделения, сформировавшем сообщение об операции.

Нарушение сотрудниками подразделений порядка направления информации в Уполномоченный орган, установленного настоящей Программой, является основанием для наложения дисциплинарных взысканий в порядке, установленном банком.

ПРОГРАММА ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Приостановлению подлежат все операции по счетам и вкладам клиентов (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счета (во вклады) клиентов), а также операции, осуществляемые без открытия банковского счёта (вклада), вне зависимости от суммы, на которую они совершаются, если хотя бы одной из сторон операции (сделки) является:

§ Организация или физическое лицо в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности.

§ Юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых имеются сведенияоб их участии в террористической деятельности.

§ Физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности.

Не подлежат приостановлению операции по перечислению денежных средств в пользу организации или физического лица, не являющегося клиентом банка, в случае, если из документов, представленных в банк для проведения операции, невозможно установить факт полного соответствия наименования юридического лица, фамилии, имени и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчества физического лица с информацией, содержащейся в Перечне экстремистов

Выявление операций, подлежащих приостановлению в соответствии с настоящей Программой, осуществляется сотрудниками подразделений, ответственными за проведение операций по банковским счетам (вкладам) физических и юридических лиц.

Приостановление операций осуществляется сотрудниками подразделений, ответственными за проведение операций, по решению ответственного сотрудника банка либо лица его замещающего

При выявлении операции, подлежащей приостановлению, либо в случае возникновения сомнений в отнесении операции к данной категории, сотрудник подразделения к компетенции которого отнесено осуществление такой операции, приостанавливает проведение операции и немедленно докладывает об этом руководителю Подразделения и Уполномоченному сотруднику

Уполномоченный сотрудник проверяет факт совладения сведений об участнике операции с данными о лице в отношении которого имеются полученные на законных основаниях сведения о его участии в террористической деятельности. В случае полного совпадения имеющихся сведений, либо в случае возникновения сомнений в классификации операции, как подлежащей приостановлению. Уполномоченный сотрудник немедленно осуществляет следующие действия:

§ связывается с ответственным сотрудником по телефону и информирует его о факте выявления операции, подлежащей приостановлению;

§ направляет ответственному сотруднику документы, представленные в банк в связи с проведением операции, включая документы, полученные в целях идентификации лица, проводящего операцию;

§ формирует и направляет отдельным файлом в СК сообщение в отношении приостанавливаемой операции в соответствии с Положением Банка России от 20.12.2002г. №207-П.

На основании информации, полученной от подразделения банка, ответственный сотрудник принимает решение о необходимости приостановления выявленной операции на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента об осуществлении операции должно быть выполнено.

Программа документарного фиксирования и хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Документы и сведения, полученные в ходе реализации программ внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, подлежат документальному фиксированию и хранению в соответствии с настоящей Программой.

Информация об операциях (сделках) клиента фиксируется таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в т.ч., сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте.

Подразделения банка фиксируют информацию и собирают документы для целей ПОД/ФТ таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

Сведения полученные в результате первичной идентификации и последующего изучения клиента, фиксируются в анкете клиента, которая должна содержать следующую информацию:

§ Сведения, полученные в соответствии с «Программой идентификации клиентов установления и идентификации выгодоприобретателей».

§ Сведения о степени (уровне) риска, включая обоснование оценки риска.

§ Дату начала отношений с клиентом в частности дату открытия первого банковского счета (банковского вклада)

§ Дату заполнения и дату последнего обновления анкеты клиента.

§ Фамилию, имя, отчество и должность сотрудника ответственного за работу с клиентом в частности сотрудника, открывшего счет и утвердившего открытие счета, куратора счета (если имеется).

§ Фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде, либо фамилию, имя, отчество должность и подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе.

§ Иные сведения по усмотрению Банка

В зависимости от возможностей используемого программного комплекса Банком может быть установлен один из следующих способов ведения анкет клиентов при проведении отдельных видов банковских и иных операций:

§ заполнение клиентом анкеты на бумажном носителе;

§ формирование сотрудником подразделения банка анкеты клиента в программном комплексе на основании документов и сведений, представленных клиентом.

Сведения о выгодоприобретателях фиксируются клиентом в анкете выгодоприобретателя на бумажном носителе.

Подразделения банка использующие программное обеспечение, позволяющее хранить и выводить на печать информацию о клиенте осуществляют формирование и хранение анкет клиентов при помощи программного комплекса банка.

Формирование анкеты клиента в программном комплексе банка осуществляется по месту обслуживания клиента подразделением, заключившим договор банковского счёта, либо иной договор.

В случае необходимости анкета клиента может быть перенесена из программного комплекса на бумажный носитель. При этом анкета заверяется подписью ответственного сотрудника либо уполномоченного сотрудника филиала.

Сведения, которые не могут быть подтверждены соответствующими документами, вводятся в программный комплекс со слов клиента либо на основании письма клиента, составленного в произвольной форме, если иной порядок фиксирования сведений не предусмотрен настоящей Программой.

Подразделения банка, использующие программное обеспечение, не позволяющее хранить и выводить на печать информацию о клиенте фиксируют и хранят информацию о клиентах с помощью анкет на бумажном носителе.

Заполненные и заверенные в установленном порядке анкеты клиентов на бумажном носителе помещаются в юридические дела клиентов и хранятся в архиве в течение 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Обновление анкет клиентов на бумажном носителе осуществляется путем формирования новой анкеты клиента с отражением в ней всех изменений, о которых стало известно Банку.

Программа проверки информации о клиенте или операции клиента.

Целью настоящей Программы проверки информации о клиенте или операции клиента является подтверждение обоснованности или опровержение возникающих у сотрудников банка подозрений в том, что деятельность либо проводимая клиентом операция связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма.

В рамках исполнения Федерального закона сотрудники подразделений банка запрашивают у клиентов документы и сведения, необходимые для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. При этом у клиентов могут быть запрошены следующие документы:

§ документы, являющиеся основанием для проведения расчётов, а также документы, подтверждающие исполнение обязательств получателя перед плательщиком денежных средств;

§ документы, позволяющие оценить адекватность декларируемых масштабов и результатов хозяйственной деятельности объёмам операций, проводимых клиентами через счета, открытые в банке;

§ любые другие документы, необходимые банку для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

При выявлении в деятельности клиента операции или сделки, удовлетворяющей критериям и признакам необычных операций (сделок), сотрудник подразделения не позднее рабочего дня, следующего за днём выявления операции, составляет сообщение о необычной операции (сделке) - документ, содержащий сведения об операции (Приложение №5).

Составленные сообщения о необычных операциях (сделках) визируются непосредственным руководителем сотрудника, выявившего подозрительную операцию, и не позднее дня составления передаются вместе с документами, раскрывающими характер проводимой операции, сотруднику, уполномоченному проводить проверку и принимать решение о направлении либо ненаправлении информации в Уполномоченный орган.

Сообщения о необычных операциях (сделках) могут быть сформированы и направлены сотруднику банка, уполномоченному проводить проверку и принимать решение о направлении информации об операциях в Уполномоченный орган на бумажном носителе либо в электронном виде.

После получения сообщения о необычной операции (сделке) сотрудник СК, уполномоченный проводить проверку и принимать решения по сообщениям о необычных операциях (сделках), либо уполномоченный сотрудник филиала осуществляет анализ всей имеющейся информации и документов с целью принятия решения о направлении информации об операции в Уполномоченный орган.

После принятия решения на сообщения о необычной операции (сделке) делается отметка, содержащая следующую информацию:

§ сведения о принятом решении;

§ дату принятия решения по сообщению о необычной операции (сделке);

§ Ф.И.О. и собственноручную либо электронно-цифровую подпись сотрудника банка, принявшего решение;

§ иную информацию, которая, по мнению сотрудника, принявшего решение по сообщению о необычной операции (сделке), может быть полезна для формирования мотивированного суждения в связи с принятым решением.

Проверка информации об операции клиента на предмет её соответствия критериям операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется сотрудниками подразделений банка самостоятельно на основании документов и сведений, предоставляемых клиентами в банк.

Непредставление клиентом на дату совершения операции дополнительных документов и сведений, необходимых в целях квалификации операции, как подлежащей обязательному контролю, может быть рассмотрено сотрудником подразделения как основание для формирования сообщения о необычной операции (сделке).

Проверка информации о клиенте осуществляется по решению руководителя либо уполномоченного сотрудника подразделения, обслуживающего клиента, в следующих случаях:

§ Возникновение у сотрудников банка подозрений в том, что деятельность клиента связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма;

§ Возникновение у сотрудников банка сомнений в подлинности и достоверности документов и сведений, представленных клиентом в банк в целях идентификации, а также при совершении банковских и иных операций;

В целях проведения мероприятий по проверке сведений о клиенте руководитель либо уполномоченный сотрудник подразделения направляет письменный запрос руководителю структурного подразделения безопасности банка.

Структурное подразделение безопасности банка после получения письменного запроса подразделения, содержащего данные, подлежащие проверке, проводит оперативные мероприятия с целью проверки указанных данных и в письменном виде информирует подразделение банка о результатах проведённых мероприятий.

3.2.2. Обучение и аттестация сотрудников банка «УРАЛСИБ» в области ПОД/ФТ.

Основные положения обучения и аттестация персонала банка в области ПОД/ФТ отражены в Программе обучения и подготовки кадров по ПОД/ФТ и Регламенте обучения и аттестации сотрудников структурных подразделений ОАО «УРАЛСИБ».

Целью программы обучения сотрудников банка является получение знаний по ПОД/ФТ необходимых для надлежащего исполнения ими требований нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренних документов Банка по ПОД/ФТ.

Обучение строится, исходя из требуемого уровня базовой подготовки специалистов Банка, осуществляющих внутренний контроль в целях ПОД/ФТ. должности сотрудника и конкретных функциональных обязанностей.

В результате обучения в рамках соответствующего модуля обучения слушатели должны

Иметь представление:

§ об опасности для общества в целом и банка в частности, которую несут в себе такие преступления, как легализация денежных средств, полученных преступным путем, и финансирование терроризма (формирование представления о социальной и корпоративной ответственности);

§ о целях, которые преследует государство принимая законодательные акты в сфере ПОД/ФТ:

§ о правовом механизме ПОД/ФТ, направленном на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства;

§ о государственных органах исполнительной власти, организующих и контролирующих деятельность по ПОД/ФТ, их задачах, функциях и полномочиях;

§ о роли и месте ПОД/ФТ в деятельности Банка;

§ о международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ.

Знать:

§ основные законодательные акты Российской Федерации, регулирующее вопросы ПОД/ФТ;

§ правила и обязательные процедуры внутреннего контроля Банка, осуществляемого в целях ПОД/ФТ;

§ сферу применения законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы ПОД/ФТ, в т.ч. операции, подлежащие контролю;

§ порядок сбора и передачи информации для осуществления внутреннего контроля;

§ порядок взаимодействия структурных подразделений Банка по исполнению законодательства Российской Федерации в части ПОД/ФТ;

§ категории лиц (как физических, так и юридических), которым может быть предоставлен доступ к информации, полученной в результате осуществления процедур внутреннего контроля;

§ права, обязанности и ответственность организаций, осуществляющих внутренний контроль в целях ПОД/ФТ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ:

§ порядок предоставления сведений и формирования отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими внутренний контроль в целях ПОД/ФТ;

§ меры ответственности, которые могут быть применены к сотрудникам за неисполнение требований законодательства Российской Федерации в части ПОД/ФТ и внутренних документов банка;

§ функциональные возможности программного обеспечения для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

§ перечень оснований и условий, при которых Банк имеет право отказать в открытии счета (вклада) / заключении договора и выполнения распоряжений клиента об осуществлении операции в рамках процедур ПОД/ФТ. Порядок работы при отказе.

Приобрести навыки (при проведении очного обучения):

§ выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных сделок;

§ идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях ПОД/ФТ;

§ работы с программным обеспечением для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

§ сбора и передачи информации, имеющей отношение к ПОД/ФТ

§ составления отчетности, необходимой для осуществления внутреннего контроля и передачи сведений в Уполномоченный орган;

§ общения с клиентом в случае отказа в открытии счета (вклада) / заключении договора и выполнения распоряжений клиента об осуществлении операции в рамках процедур ПОД/ФТ.

Плановое обучение сотрудников банка проводятся не реже 1 раза в год в соответствии с Планом реализации программы обучения и подготовки кадров по вопросам не ПОД/ФТ, утвержденным в банке. Обучение ответственного сотрудника проводится не реже двух раз в год.

Плановое обучение проводятся в дистанционной форме на Учебном Портале https://career.uralsib.ru/lso.

Предоставление доступа всем сотрудникам Банка на Учебный портал осуществляется Службой поддержки АСУПиС ГИД ИТ по представлению ФБ Профессиональное обучение и развитие списка слушателей, не имеющих регистрацию на Учебном портале (в системе Дистанционного обучения ФК «УРАЛСИБ»).

Служба комплаенс:

§ Разрабатывает и представляет в ФБ Профессиональное обучение и развитие учебно-методические материалы и тесты, составляющие содержание данного учебного курса, в срок не позднее одного месяца до даты начала планового инструктажа.

§ Осуществляет контроль правильности учебно-методических материалов и тестов на Учебном портале.

§ Контролирует процесс обучения и оформления Протоколов тестирования, а также помещение протоколов в личные дела слушателей.

ФБ Профессиональное обучение и развитие:

§ Размещает учебный курс на Учебном Портале в срок не позднее 3 рабочих дней до даты начала обучения;

§ Направляет запрос о регистрации слушателей в системе Дистанционного обучения в Службу поддержки АСУПиС ГИД ИТ [email protected]) не позднее 5 рабочих дней до даты начала обучения;

§ В срок не более 2-х рабочих дней с даты получения уведомления Службы поддержки АСУПиС о регистрации слушателей в системе дистанционного обучения регистрирует слушателей на прохождение обучения;

§ После регистрации на адрес электронной почты высылает из системы АСУПиС автоматическое уведомление о необходимости пройти обучение по Программе.

§ По прохождении обучения и последующей оценки знаний формирует Сводный отчет по результатам обучения и направляет его в электронном виде в Службу комплаенс.

Руководители структурных подразделений, в которых работают сотрудники, обязанные пройти плановый инструктаж:

§ Осуществляют устное/письменное распоряжение о прохождении обучения;

§ Контролируют прохождение дистанционного обучения и тестирования сотрудниками своих структурных подразделений под индивидуальными логинами и паролями на учебном портале;

§ По получении протоколов аттестации (Приложение №6) знакомят с ними сотрудников под роспись, подписывают протоколы со стороны банка, и направляют протоколы в подразделение по работе с персоналом.

Сотрудники структурных подразделений Банка:

§ Проходят обучение и тестирование на учебном портале. Положительным результатом дистанционного обучения («зачет») является не менее 90% правильных ответов при контрольном тестировании.

§ Подписывают протоколы аттестации по предоставлении их руководителем структурного подразделения. Если сотрудник не получает Протокол в течение 1 месяца после прохождения контрольного тестирования, он информирует об этом ФБ Корпоративный университет и руководителя структурного подразделения.

Подразделения по работе с персоналом:

§ Формируют Протоколы аттестации по каждому сотруднику своего подразделения.

§ Подшивают подписанные Протоколы аттестации в личные дела аттестованных сотрудников в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения.

Внеплановое обучение проводится в случае:

§ предписания Службы внутреннего контроля по результатам проверки подразделения;

§ необходимости проведения внепланового обучения по инициативе Службы комплаенс.

Решение о порядке и сроках проведения внепланового обучения принимается совместно Службой комплаенс, ФБ Профессиональное обучение и развитие и Заказчиком обучения.

Внеплановое обучение проводится в дистанционной форме на Учебном Портале https://career.uralsib.ru/lso.

Руководители структурных подразделений:

§ Оформляют служебную записку в Службу комплаенс и ФБ Профессиональное обучение и развитие с объяснением причины проведения внепланового обучения и согласовывают новые сроки прохождения внепланового обучения.

§ Формируют списки сотрудников с указанием их табельных номеров и направляют их в ФБ Профессиональное обучение и развитие.

§ Контролируют прохождение дистанционного обучения и тестирования сотрудниками своих структурных подразделений под индивидуальными логинами и паролями на Учебном портале.

§ По получении протоколов аттестации знакомят с ними сотрудников под роспись, подписывают Протоколы со стороны банка, и направляют протоколы в Подразделение по работе с персоналом своего подразделения.

ФБ Профессиональное обучение и развитие:

§ Направляет запрос о регистрации слушателей в системе Дистанционного обучения в Службу поддержки АСУПиС ГИД ИТ [email protected]) в течение 2 рабочих дней с даты получения списков от Руководителей структурных подразделений.

§ В срок не более 2-х рабочих дней с даты получения уведомления Службы поддержки АСУПиС о регистрации слушателей в системе дистанционного обучения регистрирует слушателей на прохождение обучения по программе в системе АСУПиС.

§ После регистрации на адрес электронной почты высылает из системы АСУПиС автоматическое уведомление о необходимости пройти обучение.

§ По прохождении обучения и последующей оценки знаний формирует Сводный отчет (Приложение №7);

§ по результатам обучения и направляет его в электронном виде в Службу комплаенс.

Сотрудники структурных подразделений Банка:

§ Проходят обучение и тестирование на Учебном портале. Положительным результатом дистанционного обучения («зачет») является не менее 90% правильных ответов при контрольном тестировании.

§ Подписывают Протоколы аттестации по предоставлении их руководителем структурного подразделения. Если сотрудник не получает Протокол в течение 1 месяца после прохождения контрольного тестирования, он информирует об этом ФБ Корпоративный университет и руководителя структурного подразделения.

Подразделения по работе с персоналом:

§ Формируют Протоколы аттестации по каждому сотруднику своего подразделения.

§ Подшивают подписанные Протоколы аттестации в личные дела аттестованных сотрудников в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения.

3.2.3. Взаимодействие подразделений банка с Федеральной Службой по финансовому мониторингу.

В процессе взаимодействия участвуют следующие подразделения банка:

§ Управление финансового мониторинга Дирекции финансового мониторинга и комплаенс-контроля клиентской базы Службы комплаекс (далее - УФМ);

§ филиалы Банка, включая их дополнительные офисы и территориально удалённые точки продаж,

§ дополнительные офисы Московской территориальной дирекции банка,

§ подразделения Головного офиса банка, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.

Направление сведений в Уполномоченный орган осуществляется филиалами в централизованном порядке через Головной офис банка.

Сведения направляются Банком в Уполномоченный орган в электронном виде (ОЭС) в формате, установленном Положением Банка России от 20.12.02 № 207-П и Указанием Банка России от 26.11.04 № 1519-У по системе электронного взаимодействия Московского ГТУ Банка России.

Формирование ОЭС по операциям подразделения, подлежащим обязательному контролю, и необычным операциям (сделкам), в отношении которых в установленном банком порядке принято решение о направлении сведений в Уполномоченный орган, осуществляется полномоченным сотрудником подразделения на основании следующей информации:

§ сведений о клиенте и операции клиента, содержащиеся в программном комплексе банка/филиала;

§ Сообщений о необычных операциях (сделках), по которым в установленном банком порядке принято решение о направлении сведений в Уполномоченный орган;

§ первичных документов, представленных в банк в связи с проведением операции;

§ документов, содержащихся в юридическом деле клиента.

Сотрудники подразделения банка, осуществляющие обязанности по выявлению в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных опера

Date: 2015-06-08; view: 459; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию