Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кружевница Настя





Ночью в горах Алатау* глухо гремела гроза. Испуган­ный громом, большой зелёный кузнечик прыгнул в окно госпиталя и сел на кружевную занавеску.

Раненый лейтенант Руднев поднялся на койке и долго смотрел на кузнечика и на занавеску. На ней вспыхивал от синих молний сложный узор - пышные розаны и малень­кие петухи.

Наступило утро. Грозовое жёлтое нёбо всё ещё дыми­лось за окном. Мокрые цветы диких пионов горели на под­оконнике как раскалённые угли. Было душно. Пар поды­мался над сырыми скалами. В пропасти рычал и перека­тывал камни ручей.

- Вот она, Азия! - вздохнул Руднев. - А кружево-то на battery


занавеске наше, северное. И плела его какая-нибудь краса­вица Настя.

- Почему вы так думаете? Руднев улыбнулся.

- Мне вспомнилась, - сказал он, - история, случившаяся на моей батарее под Ленинградом.

Он рассказал мне эту историю.


 


 

forester

 

upset

to look after the wounded man

from pity

manifestations

shy

 

uninvited

 

 

do not change with time

 

timidly


Лётом 1940 года ленинградский художник Балашов уе­хал охотиться и работать на пустынный наш Север.

В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя.

В этой деревушке жила со своим отцом, лесным сто­рожем, девушка Настя, знаменитая в тех местах кружев­ница и красавица. Настя была молчалива и сероглаза, как все девушки-северянки.

Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстре­лом ранил Балашова в грудь. Раненого принесли в дом сельского учителя. Удручённый несчастьем, старик послал Настю ухаживать за раненым.

Настя выходила Балашова, и из жалости к раненому ро­дилась первая её девичья любовь. Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заме­тил.

У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу ни­кому не рассказывал о ней, даже Насте. Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.

Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. Перед отъездом он пришёл без зова в избу к Насте побла­годарить её за заботу и принёс ей подарки. Настя приняла их.

Балашов впервые попал на Север. Он не знал местных обычаев. Они на Севере очень устойчивы, держатся долго и не сразу сдаются под натиском нового времени. Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считается, если подарок был принят, её женихом. Так на Севере говорят о любви.

Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда к ней в деревню. Балашов, ничего не подо­зревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро.

 

despair shame

had deceived sufferings

 

 

puzzled

 

had ridiculed

 

anti-aircraft guns

 

deliverance

 

 

handrailing

 

with floor-polishing brushes under his arm smeared floor-polisher


Балашов уехал. Настя ждала его. Прошло светлое лето, прошла сырая и горькая осень, но Балашов не возвращался. Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тре­вогой, отчаянием, стыдом. По деревне уже шептались, что жених её обманул. Но Настя не верила этому. Она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье.

Весна принесла новые муки. Пришла она поздно, тяну­лась очень долго. Реки широко разлились и всё никак не хо­тели входить в берега. Только в начале июня прошёл мимо деревушки, не останавливаясь, первый пароход.

Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. Она ушла ночью из деревушки. Через два дня она дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война.

Через огромную грозную страну никогда не видавшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова.

Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зубах. Она с недоумением осмо­трела Настю и сказала, что Балашова нет дома. Он на фрон­те под Ленинградом.

Настя узнала правду - Балашов был женат. Значит, он обманул её, насмеялся над её любовью. Насте было страш­но говорить с женой Балашова. Ей было страшно в город­ской квартире, среди шёлковых пыльных диванов, рассы­панной пудры, настойчивых телефонных звонков.

Настя убежала. Она шла в отчаянии по величественно­му городу, превращенному в вооружённый лагерь.

Она не замечала ни зенитных пушек на площадях, ни памятников, заваленных мешками с землёй, ни вековых прохладных садов, ни торжественных зданий.


Она вышла к Невё. Река несла чёрную воду. Вот здесь, в этой воде, должно быть, единственное избавление и от не­выносимой обиды, и от любви.

Настя сняла с головы старенький платок, подарок мате­ри, и повесила его на перила. Потом она поправила тяжё­лые косы и поставила ногу на перила. Её кто-то схватил за руку. Настя обернулась. Худой человек с полотёрными щётками под мышкой стоял сзади. Его рабочий костюм был забрызган жёлтой краской.

Полотёр только покачал головой и сказал: lift-operator

despising

gave (her) shelter

 

 

reprimanded

 

 

were suprised

to bandage wounds

trying to justify herself blockade

 

 

scold

 

 

ruined ruins

fire-ravaged remains dug-outs coppices talkative

 

 

envied

 

swore


- В такое время что задумала, дура!

Человек этот - полотёр Трофимов - увёл Настю к себе и сдал на руки своей жене - лифтёрше, женщине не шум­ной, решительной, презиравшей мужчин.

Трофимовы приютили Настю. Она долго болела. От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи и что только такие «тетёхи»*, как она, Настя, могут без памяти полюбить первого встречного.

Лифтёрша ругала Настю, а Настя радовалась. Радова­лась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Ба­лашова.

Полотёра вскоре взяли в армию, и лифтёрша с Настей остались одни.

Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. Врачи - учителя Насти - были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких сильных пальцев. «Да ведь я кружевница», - от­вечала она им, как бы оправдываясь.

Прошла осадная ленинградская зима. Настя окончила курсы, ждала отправки на фронт и по ночам думала о Ба­лашове, о старом отце, - он до конца жизни, должно быть, так и не поймёт, зачем она ушла тайком йз дому. Бранить её не будет, всё простит, но понять не поймёт.

Весной Настю, наконец, отправили на фронт под Ле­нинград. Всюду - в разбитых дворцовых парках, среди раз­валин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях она искала Балашова, спрашивала о нём.

На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-севе­рянке, ищущей на фронте любимого человека. Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. Он пе­реходил из части в часть, с одной батареи на другую. Его раз­носили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.

Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории.

Каждый клялся, что Настя - девушка из его родных мест.


Украинцы считали её своей, сибиряки тоже своей, рязанцы уверяли, что Настя, конечно, рязанская, и даже ка­захи из далёких азиатских степей говорили, что эта девуш­ка пришла на фронт, должно быть, из Казахстана.

Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил
Балашов. Художник так же, как и бойцы, был взволнован
историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был
поражён силой её любви. Он часто думал об этой девушке
и начинал завидовать тому человеку, которого она любит.
Откуда он мог знать, что завидует самому себе?
nothing good came of it Личная жизнь не удалась Балашову. Из женитьбы ниче-


were lucky Го путного не вышло. А вот другим везёт! Всю жизнь он

мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно ду- he was turning grey at the мать об этом. На висках седина.

temPles Случилось так, что Настя нашла, наконец, батарею, где

служил Балашов, но не нашла Балашова - он был убит за
was buried два дня до того и похоронен в сосновом лесу.

Руднев замолчал.

- А Настя?

- Что Настя! Она отдаёт всю свою заботу раненым, nurse Лучшая сестра на нашем участке фронта.

По рассказу К. Паустовского

1. Где и когда произошла история, о которой рассказал раненый лейтенант Руднев?

2. Как описывает автор кружевницу Настю?

3. Почему Насте пришлось ухаживать за раненым Балашовым?

4. Какой старый обычай существовал в те годы в деревне?

5. Почему Настя решила поехать в Ленинград?

6. Что произошло в Ленинграде?

7. Кто спас Настю и помог ей?

8. Разлюбила ли Настя Балашова, когда узнала всю правду о нём?

9. Какая легенда возникла на фронте? Как её рассказывали бойцы?

10. Какова судьба Балашова и Насти?

11. Объясните, почему писатель К. Паустовский назвал свой рассказ «Кружевница Настя».

Что общее он видит между строгим и прочным северным круже­вом и историей, которая произошла с северянкой Настей?


Temper


Весёлый нрав, лёгкость характера, гордость своим умением плести кружево отличают дёвушек-кружевнйц, о которых поётся в частушках.


 


practised weaving family craft


Слышали ли вы когда-нибудь русские народные песни

и частушки? Какое впечатление произвело на вас их исполнение?

 







Date: 2015-06-08; view: 2332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию