Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика обучения и тренировки боксера





 

Обучение и тренировка боксера преимущественно ведется в ходе организованных занятий. Самостоятельной подготовке отводится в спортивной деятельности боксе­ра сравнительно небольшое место, и, занимаясь ею, спортсмен решает лишь некоторые вспомогательные за­дачи тренировки. Поэтому здесь речь будет идти преиму­щественно о психологической характеристике трениро­вочных занятий.

Занятия по боксу имеют разные задачи, отличаются различным содержанием и формой. Занятия могут по­свящаться обучению технике и тактике и ее совершенст­вованию, специальной физической подготовке, преиму­щественному развитию какого-либо качества, например быстроты или специальной выносливости, боевой прак­тике и т. д.

В зависимости от задач и направленности занятий у боксеров вырабатывается разная установка, отношение к предстоящей деятельности, по-разному проявляются восприятие, внимание, мышление и другие психические функции. Например, на занятиях, посвященных техни­ческой подготовке, боксер больше анализирует и контро­лирует свои мышечно-двигательные ощущения и вос­приятия, его внимание направлено преимущественно на особенности собственных движений — их направление, амплитуду, скорость и т. д. Мыслительные операции спортсмена связаны с установлением связей между по­ложениями, движениями частей тела, с нахождением их наиболее эффективных сочетаний и т. д.

На занятиях, посвященных тактической подготовке, боксер в процессе наглядно-действенного мышления главное внимание направляет на анализ дистанции до противника, на его различные положения на ринге и по­ложения частей тела и принимает решения, как дейст­вовать. На занятиях, посвященных развитию быстроты, боксер главным образом контролирует скорость движе­ний, а его внимание и мышление сосредоточены на ее увеличении и т. д.

В ходе занятий всегда происходит «моделирование условий боя» в вольных и отчасти условных боях. Чем меньше времени остается до состязаний, тем более адек­ватней бою становится «модель». Так, в ходе предсоревновательной тренировки нередко устраиваются занятия, которые во многом воспроизводят соревновательную об­становку: разминка, «жесткий» спарринг — 3 раунда по 3 мин. с рефери, боковыми судьями, секундантами и «зри­телями».

В связи с «моделированием» боя у боксеров в бое­вых упражнениях проявляются те же процессы, состоя­ния и свойства личности (но только в более «ослаблен­ном» виде), что и в соревновательном бою, которые были описаны выше.

Однако психика боксера проявляется и формируется не только в условиях «боевой модели», в вольных боях и спаррингах, но и во время других специальных и спе­циально-подготовительных упражнений, т. е. когда име­ется ослабленное или воображаемое противодействие противника. Выполняя их, спортсмен совершенствует фи­зические качества, овладевает техническими навыками, умением их применять в нужный момент.

Успешное совершенствование специальных физичес­ких качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости — требует от боксера полного понимания задач и смысла упражнений, напряженных волевых усилий и достаточ­но высокого уровня развития волевых качеств. Как по­казывают наблюдения, для оптимального развития от­дельных физических качеств требуется преимуществен­ное развитие определенных волевых качеств. Например, в процессе развития силы и выносливости ведущую роль играют дисциплинированность, настойчивость и стой­кость; быстроты и ловкости — инициативность, реши­тельность, смелость.

Специфичность технических навыков в боксе опреде­ляется тем, что с их помощью боксер решает основную задачу: мгновенно нанести удар противнику и избежать удара. В связи с этой двигательной задачей навыки бок­сера представляют собой действия, осуществляемые по типу сложных реакций. Процесс формирования навыков у боксера характеризуется волнообразными изменения­ми скрытого периода и двигательной части реакции. Ов­ладение тактическими навыками требует четкого пони­мания их технического назначения и биомеханической сущности. В процессе овладения техническими навыками в ходе специально-подготовительных, имитационных уп­ражнений и упражнений на снарядах внимание спорт­смена распределяется на координацию и быстроту защит­ных движений, на резкость, силу и точность ударных движений, на координацию и быстроту передвижений. Во время упражнений с партнером внимание дополни­тельно распределяется на действиях и положениях парт­нера и на своей мгновенной ответной реакции.

В процессе овладения тактико-техническими навыка­ми внимание боксера специально сосредоточивается на свободе движений, расслаблении, на оптимальном тем­пе движений. Много времени уделяется тому, чтобы ос­мыслить и устранить ошибки в технике. Некоторые ошибки бывает особенно трудно устранить, так как они вызваны рядом психологических причин.


К психологическим причинам ошибок (по А. Тер-Ованесяну) можно отнести: непонимание сущности движе­ний, неясное представление об их структуре, недостаточ­ное внимание, страх, стыд, повышенная общая возбуди­мость (связанная с иррадиацией возбудительных процессов в центральной нервной системе), которая при­водит к лишним движениям или скованности, напряжен­ности, сложность дифференциации (смутность) кинесте­тических ощущений, затрудняющая самоконтроль за движениями.

В процессе тренировочных занятий нередко бывает видно, что уже довольно опытный боксер, неплохо тех­нически и тактически подготовленный, при дальнейшем совершенствовании мастерства, например при овладе­нии боем на средней дистанции, где требуется особое «челночное» сочетание тонких финтово-ударно-защитных движений, вдруг сталкивается с большими затруднения­ми и не может добиться каких-либо сдвигов. Этот факт имеет свои психологические причины. Они правильно вскрываются в книге «Совершенствование технического мастерства спортсменов» (В. М. Дьячков, В. М. Клевенко, А. А. Новиков, И. Н. Прео­браженский, С. А. Савин. ФиС, М., 1967.).

Авторы указывают, что в результате длительной спор­тивной деятельности и тренировки у спортсмена склады­ваются собственные представления о технике движения, вырабатывается специальное двигательное мышление. Совершенствование в технике ставит спортсмена перед психологически трудной задачей; в первую очередь вы­двигается необходимость пересмотра и двигательного опыта, и двигательных представлений. Это неизбежно затрагивает систему сложившегося специального мыш­ления, связанного с двигательной деятельностью, что на первых порах психологически разоружает спортсмена и приводит, с одной стороны, к неуверенности, а с дру­гой— к внутреннему сопротивлению новому, необыч­ному.

Психологические трудности совершенствования тех­нического мастерства связаны и с особенностями вос­приятия спортсменом собственных движений, автомати­зированных в навыке, и с необходимостью переориенти­ровать свое внимание.

Неумение преодолеть эти трудности во время трени­ровки в связи с недостаточно развитым мышлением или недостаточной настойчивостью не раз приводило к тому, что многие одаренные боксеры так и не смогли «сдви­нуться» со среднего уровня спортивного совершенства и достигнуть высокого мастерства.

Совершенствование тактического мастерства на определенном этапе подготовки спортсмена также наталки­вается в процессе тренировочных занятий на аналогич­ные трудности. Ведь у боксера с течением времени фор­мируется индивидуальная манера ведения боя, которой присуще сочетание определенных тактических приемов с известным кругом двигательных навыков и определен­ной манерой мышления. Это сочетание со временем мо­жет сделаться стереотипным и привести к тому, что так­тика спортсмена на ринге будет негибкой и неразнооб­разной.

Как отмечают авторы книги «Совершенствование технического мастерства спортсменов,», в процессе технического совершенствования (и тем более, как в нашем случае, технико-тактического) формируется как бы сис­тема психических процессов, связанных с интеллекту­альной и волевой направленностью к действию, соответ­ствующей структуре и характеру самих действий спорт­смена.


В упражнениях урока проявляются в большей или меньшей степени различные психические процессы и во­левые качества боксеров.

Так, во время проводимых в большом темпе и' быстро сменяющихся специально-подготовительных упражнени­ях при ходьбе и на месте боксер контролирует главным образом темп, ритм, резкость и скорость движений, рас­слабление мышц. При" этом он не сосредоточивает вни­мание на точной коррекции формы, направления и ам­плитуды движения. Структура этих заученных упражне­ний не требует анализа, а их воспроизведение обычно проводится после сокращенного показа или словесного указания тренера.

Во время выполнения имитационных упражнений боксер распределяет внимание на качественных особен­ностях боевых движений, на их форме и точности. Делая эти упражнения, боксер подвергает анализу правильность выполнения движений, опираясь на зрительные и мышечно-двигательные ощущения.

В бою с тенью боксер стремится ярко представить нужные боевые ситуации и положения воображаемого противника, контролируя не только особенности движе­ний, но и действия атаки, защиты и контратаки в целом. В зависимости от поставленной задачи он сосредоточи­вает внимание или на ударных действиях, или на качест­ве защиты, или легкости передвижения.

Иногда бывает необходимо распределить внимание на нескольких факторах: например, на расслаблении мышц, финтовых движениях, на переходе от защиты к контратаке и т. д. Мышление в бою с тенью оперирует наглядными образами и носит действенный характер.

В условных боях и в упражнениях для овладения техникой с партнером психические процессы проявляются в основном так же, как и в соревновательном бою, но у боксеров, во-первых, отсутствует установка на обяза­тельную победу и «остроту» действий, а, во-вторых, вни­мание распределяется на ограниченном комплексе запрограммированных действий. Таким образом, мышле­ние сводится к анализу и решению ограниченного числа операций.

По своей психологической характеристике к этим уп­ражнениям близки упражнения с лапами, в которых поч­ти устранена угроза получения резкого удара (тренер обычно наносит контрудар лапой условно, не вкладывая в нее силу).

В упражнениях с мешком, набивной грушей, стенкой воспроизводятся определенные ударные движения в со­четании с передвижениями, подготовительными движе­ниями и страховкой. Обычно внимание боксера сосредо­точивается на выполнении конечной фазы удара, хотя нередко он может переключать его на другие элементы, распределить на всю структуру в целом или переклю­чить, как в сериях, от одной фазы к другой. При этом ка­чество удара и его структура тщательно анализируются.


В упражнениях с надувной грушей или растяжным мячом, проводимых в высоком темпе, движения доводят до полного автоматизма, но боксер может по желанию управлять ритмом, скоростью и резкостью движений.

Среди специальных и специально-подготовительных упражнений наибольший интерес и положительные эмо­ции вызывают, как это видно из результатов анкетного опроса боксеров разных квалификаций, вольные и условные бои на излюбленные задания, а наименьший — ими­тационные упражнения на месте, в шеренгах и с партне­ром без перчаток.

Среди общеразвивающих упражнений больше всего привлекают внимание футбол, баскетбол, штанга, мень­ше всего — упражнения на месте, стоя, без отягощений.

Волевые качества спортсменов особенно ярко прояв­ляются в упражнениях, требующих значительных физи­ческих напряжений и риска, например в вольных боях, спаррингах.

Наблюдения свидетельствуют, что всех тренирую­щихся можно грубо разделить на две группы. Предста­вители одной из них (примерно 80% всех обследован­ных) проявляют одинаковые волевые качества как в тре­нировке, так и в соревновательных боях, представители другой — демонстрируют в тренировке высокий уровень развития какого-либо волевого качества, но не обнару­живают его в соревнованиях, и наоборот. К числу таких качеств, по-разному проявляемых в условиях боя и тре­нировки, можно отнести, например, инициативность, ре­шительность, настойчивость, стойкость. Так, боксер, ов­ладевая техникой и тактикой, может проявить огромную настойчивость в тренировке. В то же время тот же спорт­смен в соревновательном бою, будучи сильнее противни­ка в техническом и физическом отношении, бывает не в состоянии выполнить намеченный план и все время «от­пускает» соперника со средней дистанции, где имеет по­давляющее преимущество. Такое расхождение в прояв­лениях волевых качеств свидетельствует о том, что они не являются у боксера свойством его характера, кото­рый, как «хребет личности», должен быть неизменным во всех трудных ситуациях.

Человек с твердым, установившимся характером всегда одинаково проявляет одни и те же качества во­ли — будь то тренировочное занятие или самостоятель­ная подготовка, где нет ни тренера, ни товарищей, ни зри­телей, или напряженная встреча с опасным соперником в состязаниях, или какая-либо трудная или ответствен­ная жизненная ситуация...

Несколько слов о самостоятельной подготовке боксе­ра. Для полноценного обучения и тренировки он должен овладевать основными упражнениями бокса лишь сов­местно с партнером и под обязательным наблюдением тренера. Однако, нередко боксеры применяют вспомога­тельную, дополнительную, тренировку, включающую спе­циально-подготовительные и общеподготовительные уп­ражнения (упражнения в нанесении ударов и защит перед зеркалом, бой с тенью, упражнения с мешком, и твердой грушей, с набивными мячами, штангой, эспанде­ром, бег, по пересеченной местности, бросание кам­ней и др.).

Систематически проводимые, продуманные самостоя­тельные тренировки свидетельствуют о том, что боксер ответственно относится к тренировочному процессу, об­ладает развитыми волевыми качествами или сознатель­но стремится их в себе воспитать. Практика бокса свиде­тельствует, что такого рода тренировки способствуют воспитанию этих качеств. Немало выдающихся совет­ских мастеров ринга прошлого П. В. Никифоров, Я. Б. Браун, В. П. Михайлов, Н. Ф. Королев, Е. И. Огуренков, С. С. Щербаков и др. в свое время добились больших успехов на ринге, сумели выработать волевые черты характера благодаря тому, что самоотверженно и регулярно наряду с тренировкой в зале занимались са­мостоятельной подготовкой.

 







Date: 2015-05-04; view: 626; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию