Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая характеристика обучения и тренировки боксера
Обучение и тренировка боксера преимущественно ведется в ходе организованных занятий. Самостоятельной подготовке отводится в спортивной деятельности боксера сравнительно небольшое место, и, занимаясь ею, спортсмен решает лишь некоторые вспомогательные задачи тренировки. Поэтому здесь речь будет идти преимущественно о психологической характеристике тренировочных занятий. Занятия по боксу имеют разные задачи, отличаются различным содержанием и формой. Занятия могут посвящаться обучению технике и тактике и ее совершенствованию, специальной физической подготовке, преимущественному развитию какого-либо качества, например быстроты или специальной выносливости, боевой практике и т. д. В зависимости от задач и направленности занятий у боксеров вырабатывается разная установка, отношение к предстоящей деятельности, по-разному проявляются восприятие, внимание, мышление и другие психические функции. Например, на занятиях, посвященных технической подготовке, боксер больше анализирует и контролирует свои мышечно-двигательные ощущения и восприятия, его внимание направлено преимущественно на особенности собственных движений — их направление, амплитуду, скорость и т. д. Мыслительные операции спортсмена связаны с установлением связей между положениями, движениями частей тела, с нахождением их наиболее эффективных сочетаний и т. д. На занятиях, посвященных тактической подготовке, боксер в процессе наглядно-действенного мышления главное внимание направляет на анализ дистанции до противника, на его различные положения на ринге и положения частей тела и принимает решения, как действовать. На занятиях, посвященных развитию быстроты, боксер главным образом контролирует скорость движений, а его внимание и мышление сосредоточены на ее увеличении и т. д. В ходе занятий всегда происходит «моделирование условий боя» в вольных и отчасти условных боях. Чем меньше времени остается до состязаний, тем более адекватней бою становится «модель». Так, в ходе предсоревновательной тренировки нередко устраиваются занятия, которые во многом воспроизводят соревновательную обстановку: разминка, «жесткий» спарринг — 3 раунда по 3 мин. с рефери, боковыми судьями, секундантами и «зрителями». В связи с «моделированием» боя у боксеров в боевых упражнениях проявляются те же процессы, состояния и свойства личности (но только в более «ослабленном» виде), что и в соревновательном бою, которые были описаны выше. Однако психика боксера проявляется и формируется не только в условиях «боевой модели», в вольных боях и спаррингах, но и во время других специальных и специально-подготовительных упражнений, т. е. когда имеется ослабленное или воображаемое противодействие противника. Выполняя их, спортсмен совершенствует физические качества, овладевает техническими навыками, умением их применять в нужный момент. Успешное совершенствование специальных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости — требует от боксера полного понимания задач и смысла упражнений, напряженных волевых усилий и достаточно высокого уровня развития волевых качеств. Как показывают наблюдения, для оптимального развития отдельных физических качеств требуется преимущественное развитие определенных волевых качеств. Например, в процессе развития силы и выносливости ведущую роль играют дисциплинированность, настойчивость и стойкость; быстроты и ловкости — инициативность, решительность, смелость. Специфичность технических навыков в боксе определяется тем, что с их помощью боксер решает основную задачу: мгновенно нанести удар противнику и избежать удара. В связи с этой двигательной задачей навыки боксера представляют собой действия, осуществляемые по типу сложных реакций. Процесс формирования навыков у боксера характеризуется волнообразными изменениями скрытого периода и двигательной части реакции. Овладение тактическими навыками требует четкого понимания их технического назначения и биомеханической сущности. В процессе овладения техническими навыками в ходе специально-подготовительных, имитационных упражнений и упражнений на снарядах внимание спортсмена распределяется на координацию и быстроту защитных движений, на резкость, силу и точность ударных движений, на координацию и быстроту передвижений. Во время упражнений с партнером внимание дополнительно распределяется на действиях и положениях партнера и на своей мгновенной ответной реакции. В процессе овладения тактико-техническими навыками внимание боксера специально сосредоточивается на свободе движений, расслаблении, на оптимальном темпе движений. Много времени уделяется тому, чтобы осмыслить и устранить ошибки в технике. Некоторые ошибки бывает особенно трудно устранить, так как они вызваны рядом психологических причин. К психологическим причинам ошибок (по А. Тер-Ованесяну) можно отнести: непонимание сущности движений, неясное представление об их структуре, недостаточное внимание, страх, стыд, повышенная общая возбудимость (связанная с иррадиацией возбудительных процессов в центральной нервной системе), которая приводит к лишним движениям или скованности, напряженности, сложность дифференциации (смутность) кинестетических ощущений, затрудняющая самоконтроль за движениями. В процессе тренировочных занятий нередко бывает видно, что уже довольно опытный боксер, неплохо технически и тактически подготовленный, при дальнейшем совершенствовании мастерства, например при овладении боем на средней дистанции, где требуется особое «челночное» сочетание тонких финтово-ударно-защитных движений, вдруг сталкивается с большими затруднениями и не может добиться каких-либо сдвигов. Этот факт имеет свои психологические причины. Они правильно вскрываются в книге «Совершенствование технического мастерства спортсменов» (В. М. Дьячков, В. М. Клевенко, А. А. Новиков, И. Н. Преображенский, С. А. Савин. ФиС, М., 1967.). Авторы указывают, что в результате длительной спортивной деятельности и тренировки у спортсмена складываются собственные представления о технике движения, вырабатывается специальное двигательное мышление. Совершенствование в технике ставит спортсмена перед психологически трудной задачей; в первую очередь выдвигается необходимость пересмотра и двигательного опыта, и двигательных представлений. Это неизбежно затрагивает систему сложившегося специального мышления, связанного с двигательной деятельностью, что на первых порах психологически разоружает спортсмена и приводит, с одной стороны, к неуверенности, а с другой— к внутреннему сопротивлению новому, необычному. Психологические трудности совершенствования технического мастерства связаны и с особенностями восприятия спортсменом собственных движений, автоматизированных в навыке, и с необходимостью переориентировать свое внимание. Неумение преодолеть эти трудности во время тренировки в связи с недостаточно развитым мышлением или недостаточной настойчивостью не раз приводило к тому, что многие одаренные боксеры так и не смогли «сдвинуться» со среднего уровня спортивного совершенства и достигнуть высокого мастерства. Совершенствование тактического мастерства на определенном этапе подготовки спортсмена также наталкивается в процессе тренировочных занятий на аналогичные трудности. Ведь у боксера с течением времени формируется индивидуальная манера ведения боя, которой присуще сочетание определенных тактических приемов с известным кругом двигательных навыков и определенной манерой мышления. Это сочетание со временем может сделаться стереотипным и привести к тому, что тактика спортсмена на ринге будет негибкой и неразнообразной. Как отмечают авторы книги «Совершенствование технического мастерства спортсменов,», в процессе технического совершенствования (и тем более, как в нашем случае, технико-тактического) формируется как бы система психических процессов, связанных с интеллектуальной и волевой направленностью к действию, соответствующей структуре и характеру самих действий спортсмена. В упражнениях урока проявляются в большей или меньшей степени различные психические процессы и волевые качества боксеров. Так, во время проводимых в большом темпе и' быстро сменяющихся специально-подготовительных упражнениях при ходьбе и на месте боксер контролирует главным образом темп, ритм, резкость и скорость движений, расслабление мышц. При" этом он не сосредоточивает внимание на точной коррекции формы, направления и амплитуды движения. Структура этих заученных упражнений не требует анализа, а их воспроизведение обычно проводится после сокращенного показа или словесного указания тренера. Во время выполнения имитационных упражнений боксер распределяет внимание на качественных особенностях боевых движений, на их форме и точности. Делая эти упражнения, боксер подвергает анализу правильность выполнения движений, опираясь на зрительные и мышечно-двигательные ощущения. В бою с тенью боксер стремится ярко представить нужные боевые ситуации и положения воображаемого противника, контролируя не только особенности движений, но и действия атаки, защиты и контратаки в целом. В зависимости от поставленной задачи он сосредоточивает внимание или на ударных действиях, или на качестве защиты, или легкости передвижения. Иногда бывает необходимо распределить внимание на нескольких факторах: например, на расслаблении мышц, финтовых движениях, на переходе от защиты к контратаке и т. д. Мышление в бою с тенью оперирует наглядными образами и носит действенный характер. В условных боях и в упражнениях для овладения техникой с партнером психические процессы проявляются в основном так же, как и в соревновательном бою, но у боксеров, во-первых, отсутствует установка на обязательную победу и «остроту» действий, а, во-вторых, внимание распределяется на ограниченном комплексе запрограммированных действий. Таким образом, мышление сводится к анализу и решению ограниченного числа операций. По своей психологической характеристике к этим упражнениям близки упражнения с лапами, в которых почти устранена угроза получения резкого удара (тренер обычно наносит контрудар лапой условно, не вкладывая в нее силу). В упражнениях с мешком, набивной грушей, стенкой воспроизводятся определенные ударные движения в сочетании с передвижениями, подготовительными движениями и страховкой. Обычно внимание боксера сосредоточивается на выполнении конечной фазы удара, хотя нередко он может переключать его на другие элементы, распределить на всю структуру в целом или переключить, как в сериях, от одной фазы к другой. При этом качество удара и его структура тщательно анализируются. В упражнениях с надувной грушей или растяжным мячом, проводимых в высоком темпе, движения доводят до полного автоматизма, но боксер может по желанию управлять ритмом, скоростью и резкостью движений. Среди специальных и специально-подготовительных упражнений наибольший интерес и положительные эмоции вызывают, как это видно из результатов анкетного опроса боксеров разных квалификаций, вольные и условные бои на излюбленные задания, а наименьший — имитационные упражнения на месте, в шеренгах и с партнером без перчаток. Среди общеразвивающих упражнений больше всего привлекают внимание футбол, баскетбол, штанга, меньше всего — упражнения на месте, стоя, без отягощений. Волевые качества спортсменов особенно ярко проявляются в упражнениях, требующих значительных физических напряжений и риска, например в вольных боях, спаррингах. Наблюдения свидетельствуют, что всех тренирующихся можно грубо разделить на две группы. Представители одной из них (примерно 80% всех обследованных) проявляют одинаковые волевые качества как в тренировке, так и в соревновательных боях, представители другой — демонстрируют в тренировке высокий уровень развития какого-либо волевого качества, но не обнаруживают его в соревнованиях, и наоборот. К числу таких качеств, по-разному проявляемых в условиях боя и тренировки, можно отнести, например, инициативность, решительность, настойчивость, стойкость. Так, боксер, овладевая техникой и тактикой, может проявить огромную настойчивость в тренировке. В то же время тот же спортсмен в соревновательном бою, будучи сильнее противника в техническом и физическом отношении, бывает не в состоянии выполнить намеченный план и все время «отпускает» соперника со средней дистанции, где имеет подавляющее преимущество. Такое расхождение в проявлениях волевых качеств свидетельствует о том, что они не являются у боксера свойством его характера, который, как «хребет личности», должен быть неизменным во всех трудных ситуациях. Человек с твердым, установившимся характером всегда одинаково проявляет одни и те же качества воли — будь то тренировочное занятие или самостоятельная подготовка, где нет ни тренера, ни товарищей, ни зрителей, или напряженная встреча с опасным соперником в состязаниях, или какая-либо трудная или ответственная жизненная ситуация... Несколько слов о самостоятельной подготовке боксера. Для полноценного обучения и тренировки он должен овладевать основными упражнениями бокса лишь совместно с партнером и под обязательным наблюдением тренера. Однако, нередко боксеры применяют вспомогательную, дополнительную, тренировку, включающую специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения (упражнения в нанесении ударов и защит перед зеркалом, бой с тенью, упражнения с мешком, и твердой грушей, с набивными мячами, штангой, эспандером, бег, по пересеченной местности, бросание камней и др.). Систематически проводимые, продуманные самостоятельные тренировки свидетельствуют о том, что боксер ответственно относится к тренировочному процессу, обладает развитыми волевыми качествами или сознательно стремится их в себе воспитать. Практика бокса свидетельствует, что такого рода тренировки способствуют воспитанию этих качеств. Немало выдающихся советских мастеров ринга прошлого П. В. Никифоров, Я. Б. Браун, В. П. Михайлов, Н. Ф. Королев, Е. И. Огуренков, С. С. Щербаков и др. в свое время добились больших успехов на ринге, сумели выработать волевые черты характера благодаря тому, что самоотверженно и регулярно наряду с тренировкой в зале занимались самостоятельной подготовкой.
Date: 2015-05-04; view: 626; Нарушение авторских прав |