Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маркетинг и общество
В процессе своей деятельности маркетологи могут предпринимать дей-
ствия, которые не обязательно обеспечат выгоду для всех. Критики марке-
тинга отмечают, что определенные виды маркетинговой деятельности могут принести вред отдельным потребителям, обществу и фирмам (см. табл. 1.10.). Воздействие маркетинга на благосостояние потребителей подвергается критике по следующим причинам: завышения цен и ввода покупателей в за-блуждение; навязывания покупок; продажи низкопробной продукции; запла-нированного быстрого устаревания продукции; ухудшения обслуживания потребителей.
Влияние маркетинга на общество подвергается критике за формирова-ние искусственных потребностей, малую долю общественных товаров, за-грязнение культурной среды. Воздействие маркетинга на других предпринимателей критикуется за: нанесение ущерба конкурентам; снижения уровня конкуренции посредством поглощения конкурентов; создания барьеров для входа на рынок; нечестные методы конкуренции. Названные проблемы вызывают ответные действия граждан и общества в целом. Консьюмеризм – это организованное общественное движение, направ-ленное на усиление прав и возможностей потребителей по отношению к про-давцам. Инвайронментализм – организованное общественное движение, пы-тающееся минимизировать ущерб, наносимый маркетинговой деятельностью окружающей среде.
Таблица 1.10. Критика маркетинга со стороны общественности
Многие компании вначале противостояли этим общественным движе-ниям, но теперь большинство из них признает справедливость их действий. Компании начинают руководствоваться в своей деятельности философией просвещенного маркетинга (см. табл. 1.11). Философия просвещенного мар-кетинга основана на том, что маркетинговая деятельность компании должна быть направлена на выполнение задач всей системы маркетинга в долгосрочной перспективе. Просвещенный маркетинг включает пять основ-ных положений. 1. Маркетинг, ориентированный на потребителя. Принцип просве-щенного маркетинга, в соответствии с которым компания должна осуществ-лять свою маркетинговую деятельность с учетом мнения потребителя. 2. Инновационный маркетинг. Принцип, в соответствии с которым ком-пания должна постоянно вносить реальные улучшения в свою продукцию и маркетинг. 3. Маркетинг ценностных достоинств. Принцип, в соответствии с ко-торым компания должна вкладывать большую часть своих ресурсов в повы-шение ценностной значимости товаров. 4. Маркетинг с осознанием миссии. Принцип, в соответствии с кото-рым компания должна определить свою миссию не в узких производствен-ных понятиях, а в широком социальном смысле. 5. Социально-ответственный маркетинг. Принцип, в соответствии с которым компания должна принимать решения в области маркетинга с уче-том долгосрочных желаний потребителей и общества, требований самой компании.
Таблица1.11 Элементы философии просвещенного маркетинга
Многие компании проявляют готовность руководствоваться в своей
деятельности нормами маркетинговой этики, которая предполагает, что у компании должна быть «общественная совесть». В рамках этого подхода ка-ждый менеджер должен не только учитывать законность и допустимость своих действий, но и разрабатывать стандарты поведения, основанные на личной порядочности, корпоративной совести и долгосрочном благополучии потребителя. Ф. Котлер предложил следующие принципы взаимоотношений марке-тинга и общества: свобода потребителя и производителя; ограничение по-тенциального ущерба производителю, потребителю или третьей стороне; удовлетворение базовых потребностей; экономическая эффективность ис-пользования ресурсов; новаторство, обеспечивающее низкую стоимость про-изводства и потребления; обучение и информирование потребителя; защита потребителя. Характеристика принципов приводится в таблице 1.12. Современные исследования наглядно показывают усиление ролей мак-ро- и мегамаркетинга, социального и социально-этичного маркетинга в раз-витых рыночных отношениях. Ж.Ж. Ламбен определяет макромаркетинг как фактор экономической демократии. Макромаркетинг – вид маркетинга, помогающего вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности об-щества. К макромаркетингу относят следующие области: - маркетинг как технология, обеспечивающая поддержку жизнеобеспе-чения; - качественные и количественные характеристики товаров, определяе-мые маркетингом; - маркетинг как технология мобилизации и расширения экономических ресурсов; - социальные последствия маркетинга.
Таблица 1.12 Характеристика принципов взаимоотношения маркетинга и общества
Макромаркетинг основан на анализе и осознании потребностей на
уровне общества, определении влияния этих потребностей на принимаемые государственные решения. Макромаркетинг создает систему, которая при-слушивается к голосу покупателя, ориентирует инвестиции и производство на предвиденные потребности, стимулирует инновации и предприниматель-скую деятельность. Макромаркетинг рассматривается в качестве элемента экономической системы, результаты функционирования которого должны оцениваться наравне с результатами деятельности других элементов эконо-мики. Макромаркетинг наравне с другими элементами экономики должен не-сти ответственность за достижение социальных целей. Управляющий по маркетингу в области макромаркетинга рассматривается не как борец с кон-курентами, а как интегратор и модератор, способствующий работе всего рынка на основе централизованной системы данных. Развитие роли и значимости макромаркетинга подтверждается появле-нием таких видов маркетинга, как социальный и социально-этический. Социальный маркетинг представляет собой маркетинговую деятель-ность, связанную с разработкой, реализацией и контролем социальных про-грамм, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности к определенным социальным идеям, движениям или прак-тическим действиям. Социально-этический маркетинг — это вид маркетинговой деятельно-сти, ориентированной на перспективу, главным принципом которой является принятие решений исходя из запросов потребителей, требований самого предприятия и долгосрочных интересов общества. Ф. Котлер ввел понятие «мегамаркетинг», которое рассматривается как стратегическое мышление, учитывающее не только создание предложе-ния товаров или услуг для целевых потребителей, но и необходимость согла-сования возможных последствий этого предложения с макрогруппами ры-ночной среды: профсоюзами, правительством, общественными организация-ми. Мегамаркетинг предполагает стратегическую координацию экономиче-
ских, политических и психологических подходов, а также мероприятий по
связям с общественностью для выхода на определенный рынок.
Date: 2015-06-07; view: 908; Нарушение авторских прав |