Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологические схемы
Основные технологические операции при строительстве трубопроводов в горах приведены на рис. 10.1. Подготовительные работы включают три последовательно выполняемые операции: обследование, расчистку трассы, устройство подъездных путей. В обследование трассы должны обязательно входить аэрофотосъемка в полосе 200—500 м, визуальное изучение трассы, инструментальные измерения. В результате этих работ устанавливают: оползневые участки, их конфигурацию, размеры, состояние (активное, спокойное), возможность активизации при строительстве, возможность переноса трассы из оползневых участков; возможные варианты транспортировки труб и строительных материалов по трассе; участки, пересекаемые селевыми потоками; внимательно изучают на месте все ручьи (даже пересохшие), овраги, канавы вдоль трассы и пересекающие ее; они, как правило, в период ливневых дождей становятся путями мощных потоков стекающей с гор воды; возможность передвижения по крутым подъемам и спускам, косогорам тракторов, трубоукладчиков; характеристики лесокустарникоиого покрытия трассы. Результаты обследования трассы записывают в специальный журнал и фиксируют на рабочих чертежах. При расчистке трассы от лесокустарникового покрытия и валунов, для обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации трубопровода вырубают полосу леса шириной 10—20 м. Для подъезда к любой точке трассы (даже самой близкой к дороге) необходимо устраивать постоянный проезд вдоль трассы, а также подъезды к трассовой дороге с существующих магистральных дорог. Постоянный проезд устраивают при выполнении основного объема земляных и скальных работ. Что касается подъездов для прохода на трассу механизмов, выполняющих основные и подготовительные работы (например, расчистку трассы), то их устраивают до начала работ на трассе. При определении мест подъездов учитывают следующее: продольный уклон подъездных дорог не должен превышать 15°; повороты и закругления подъезда в плане должны иметь радиус не меньше 20 м; ширина проезжей
части должна быть не менее 3—4 м; объем земляных и скальных работ по строительству подъездов должен быть наименьшим, поэтому рассматриваются различные варианты подъездов и принимается наилучший. Устройство полок выполняется в скальном и мягком грунтах. Полкой в трубопроводном строительстве называют грунтовую выемку на косогоре, устраиваемую для прохода сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных машин. Конструктивные схемы полок изображены на рис. 10.4. В скальном грунте полку делают в виде чистой выработки без кювета (рис. 10.4, а), а в мягком грунте с кюветом из железобетонных коробов / (рис. 10.4,6). Причем важно, чтобы железобетонный кювет был закрыт сверху железобетонными плитами с отверстиями для стока в него воды. Если кювет не закрыть, после первых же дождей он полностью может быть занесен грунтом и вода, стекающая сверху, будет размывать полку. Часто ширину полки увеличивают за счет отсыпки грунта 2. Устройство полки в скальном грунте может быть выполнено с применением буровзрывных работ. Буровзрывные работы включают бурение шпуров, заряжание шпуров и взрывание зарядов взрывчатых веществ (ВВ). При устройстве траншеи используют преимущественно мелкошпуровые заряды, что обеспечивает наилучшее соответствие профиля траншеи проектному, хорошее дробление и, кроме того, исключает разброс кусков породы на далекое расстояние. Количество ВВ, необходимое для образования воронки рыхления, зависит от вида ВВ, конструкции и массы заряда, способа взрывания и крепости грунта. На строительстве трубопроводов преимущественно используют аммиачно-селитренные ВВ с различными добавками. Широко применяют ВВ, называемые аммонитами. Их достоинство — пониженная взрывоопасность. Они незначительно реагируют на изменения температуры, не взрываются от открытого огня, почти не реагируют на удары, что позволяет транспортировать их в сложных горных условиях. К недостаткам аммонитов относится их чувствительность к влаге. Так, при содержании влаги более 3 % они могут не взорваться при детонации, поэтому обычный аммонит в мокрых или водонасыщенных грунтах можно применять только в водонепроницаемых патронах. Заряд ВВ может быть взорван огневым или электрическим способом и детонацией с помощью детонирующего шнура. При огневом способе взрыв осуществляется с помощью детонатора и огнепроводного шнура. При взрыве детонацией применяют детонирующий шнур. Следует отметить, что при устройстве полок взрывным способом одновременно разрыхляют и грунт в пределах зоны устройства траншеи. Поэтому здесь мы рассмотрим и этот вид взрывных работ. Рыхление грунта при устройстве траншей осуществляется группой небольших зарядов, помещенных в заранее пробуренные шпуры. Заряд ВВ в шпуре занимает от 0,3 до 0,6 его глубины, а остальная часть заполняется забойкой, которая состоит из смеси песка и глины (одна часть песка и две-три части глины). Шпур заполняют вручную или специальными пневмозабойниками. Если в шпуре имеется вода, то ее можно использовать вместо забойки. Высота столба воды над зарядом должна быть в этом случае не менее 1 м. Массу заряда G рассчитывают так, чтобы в результате взрыва образовалась воронка рыхления: G = Ah3, где А —удельный расход ВВ в зависимости от категории породы (табл. 10.3); А-кратчайшее расстояние от открытой поверхности грунта до центра заряда (так называемая линия наименьшего сопротивления). Заряды для рыхления при ширине разрабатываемой траншеи
до 2 м располагают вдоль нее в один ряд; при большой ширине — в два ряда. Расстояние между зарядами в ряду определяется в зависимости от глубины заложения где hпер — длина перебура. Остальные обозначения ясны из рис. 10.5,6. На рис. 10.5,6 изображена схема размещения скважин при поперечных уклонах от 45 до 60° для устройства полок в прочных скальных грунтах. В табл. 10.4 приведены параметры зарядов при короткозамедленном взрыве при поперечных уклонах косогора а = 45° и а=60° (скважины диаметром 105 мм). Размеры получаемых полок (на рисунке показаны пунктиром): Вп=П-ь12 м, L=15-H6 м при а = 45° и L = 30\32 м при а = — 60°. Выброс породы при взрыве составляет примерно 70%. Кроме вертикальных можно устраивать и горизонтальные скважины. На косогорах с уклонами менее 45° объем буровых работ будет меньшим при вертикальных шпурах, а на уклонах более 45° —при горизонтальных. Если после взрыва остаются перемычки, большие глыбы, то их разрыхляют накладными или шпуровыми зарядами. Разрыхленный грунт укладывают вдоль устраиваемой траншеи так, чтобы он не мешал изоляционно-укладочным работам и чтобы его можно было использовать при засыпке трубопровода. Особенно бережно следует относиться к мягкому грунту, так как его используют для устройства подушки под трубопровод и присыпки последнего сверху. Перед производством буровзрывных работ мягкий грунт снимают бульдозером или роторным экскаватором, работающим сверху вниз. Полки в мягком грунте на поперечных уклонах до 25° обычно разрабатывают бульдозером по двум схемам. Работа по первой схеме (продольными косыми ходами) изображена на рис. 10.6, а. Грунт разрабатывают послойно: сначала слой / на длину одного захода, затем слои 2,3,4и так до тех пор, пока не будет перемещен в отвал весь грунт. Длина заходи принимается в пределах 100 м. После разработки части полки на полный профиль на один заход приступают к разработке следующего участка и т. д. Недостатком схемы является то, что один и тот же грунт приходится переваливать несколько раз.
Несмотря на это, схема оказывается практически единственно возможной при устройстве полки на крутом косогоре. При продольной разработке часто используют два или три бульдозера, каждый из которых работает на одном с.юе. Вторая схема предполагает работу бульдозера поперечными ходами (рис. 10.6,6) с незначительным объемом продольных разработок. Последовательность снятия слоев грунта ясна из рисунка. Сначала снимают слои 1, 2, 3 и 4 (поперечными ходами), затем убирают грунт в зоне 5 (продольными холями), после чего срезают слой 6. Слои /, 2, 3, 4, 6, 8 и 10 бульдозер разрабатывает без разворотов (возвращаясь к исходному рубежу задним ходом). Длина участка полки, разрабатываемой на полную глубину, составляет 100—150 м. На поперечных уклонах более 25— 30° полки устраивают одноковшовым экскаватором, оборудованным прямой лопатой, или экскаватором совместно с бульдозером. Экскаватором полку обрабатывают за один проход при высоте забоя до 6 м и за два прохода при большей высоте забоя. Такая схема разработки целесообразна при крутизне косогора 45° и более. На уклонах от 25 до 40° применяют иную схему работ — разработку полки осуществляют экскаватором и бульдозером (рис. 10.6, в). Экскаватор разрабатывает за один проход часть полки / на наибольшую высоту забоя, а оставшийся грунт 2 снимает бульдозер поперечными ходами. При разработке полки одним экскаватором необходима планировка подошвы полки бульдозером, так как после экскавации поверхность получается неровной, с большими неразрыхленными глыбами (в скальных грунтах). Разработка траншеи производится роторным и ковшовым экскаваторами, бульдозером или скрепером. Разработку траншеи роторным экскаватором применяют в мягких или разрыхленных скальных грунтах при продольном уклоне меньше пре дельного апр- Значения предельных углов апр (в градусах) в зависимости от вида грунта следующие:
При рытье траншеи одноковшовым экскаватором без анке-ровки наибольшие продольные участки для обеспечения безопасности работ не должны превышать апр. При а>апр экскаватор закрепляют с помощью тракторов или бульдозеров. Опыт показал, что лучшие результаты достигаются при работе экскаваторов сверху вниз. Этот способ и более безопасен, так как ковш периодически выполняет функцию якоря. В качестве подвижных якорей используют трактор или бульдозер. Применение в качестве якоря бульдозера дает возможность использовать его для планировки грунта по ходу экскаватора. Во время остановок экскаватор закрепляют ковшом в траншее, а бульдозер освобождают для выполнения необходимых работ. На уклонах 30° достаточно одного бульдозера, а на уклонах до 36° требуются бульдозер и трактор. Лучший вариант — крепление каждого троса к отдельному якорю. Тросы (диаметр 26— 28 мм) прикрепляют к тумбе экскаватора или к балкам его ходовой части. При перемещении трактора экскаватор заякоривают ковшом в грунт и продолжают работу только после установки трактора на тормоз. Бульдозер при использовании его в качестве подвижного якоря устанавливают отвалом в сторону уклона для увеличения удерживающего усилия. На продольных уклонах более 36° работа экскаваторов существующих систем (одноковшовых и роторных) недопустима. Разработку траншей бульдозером применяют на продольных уклонах более 36°. Траншею-лоток разрабатывают бульдозером на ширину, несколько большую, чем ширина отвала. Разработку траншеи начинают сверху и ведут последовательно слоями толщиной 0,4—0,6 м на всю длину спуска. При крутизне продольного уклона более 40° бульдозер обязательно закрепляют трактором или тракторной лебедкой; при меньших уклонах его можно не закреплять. Закрепляющие тракторы находятся наверху уклона и при продвижении бульдозера следуют за ним, а затем вытаскивают бульдозер на исходную позицию. Разработку траншеи канатной скреперной установкой применяют на продольных уклонах более 40°. Схема разработки траншеи на продольном уклоне изображена на рис. 10.7. Внизу уклона устанавливают двухбарабанную скреперную лебедку /, а наверху закрепляют поворотный блок 5 диаметром 0,4— 0,6 м. Скреперная лебедка имеет барабан с тяговым (рабочим) тросом 2 и барабан с тросом 4 для подъема скреперного ковша наверху уклона. Тяговый трос 2 должен быть несколько длиннее продольного уклона. Обычно используют тяговый трос диа- метром 24—26 мм, а Монтаж и сварка трубопровода в горах имеют существенные различия но сравнению с аналогичными операциями в равнинных условиях. Основные из них — невозможность организации непрерывного наращивания трубопровода из секций на всех участках трассы; необходимость футеровки труб на участках скальных грунтов; необходимость укладки на отдельных участках полностью оснащенных плетей труб (включая изоляцию и футеровку); большое число кривых вставок. В состав укрупненной операции «монтаж и сварка» будем относить только такие технологические разновидности, которые выполняются с неизолированной в процессе строительства трубой. Рассмотрим основные из них. Сварка секций труб на трубосварочных базах (ТСБ) в отличие от сварки секций на ТСБ в равнинных условиях производится не из трех-четырех труб, а из такого числа труб, при котором размеры секций позволяют транспортировать их по горным дорогам или по вдоль трассовым проездам. ТСБ должна иметь не только стенды сварки прямых труб, но и стенды гнутья труб, сварки кривых вставок, точной их подгонки. Пункты размещения ТСБ должны выбираться с таким расчетом, чтобы на них можно было создать достаточный запас труб и материалов, расположить поселок строителей. Кроме того, размещение базы должно обеспечивать доставку труб на нее с железнодорожных станций или пристаней автомобильным транспортом без использования тракторов. В зависимости от сложности условий района строительства применяют следующие схемы транспортировки труб: доставка труб на базу для сварки их в секцию или гнутья с последующей транспортировкой секции и гнутых труб к месту монтажа; бесперевалочная доставка труб к месту монтажа. Первая схема может быть использована в случае, если трассы существующих дорог и трубопровода позволяют транспортировать к месту монтажа секции из нескольких труб. Бесперевалочную доставку одиночных труб применяют, когда горные дороги имеют крутые повороты и перевозка по ним секций невозможна. Одиночные трубы на базу или к месту работ доставляют трубовозами, имеющими повышенную проходимость, способными преодолевать затяжные подъемы с крутизной до 12° и подъемы небольшой длины с крутизной до 20°. Минимальный радиус поворота должен составлять 11 —12. м. Повышению проходимости, что очень важно для горных районов в дождливый период, способствует применение на автомобилях-тягачах арочных шин, а также шин с регулируемым давлением воздуха. Если позволяют условия, плети доставляют непосредственно к месту монтажа без перевалки. В ряде случаев оказывается выгодным увеличить радиус поворота существующих дорог, проложить временные дороги, построить временные мосты. Это позволит увеличить плечо трассы, обслуживаемое одной трубосварочной базой. На подъемах 15—20°, которые не могут быть преодолены плетевозами в дождливый период или при гололеде, должны работать один-два дежурных трактора для буксировки плетевозов на подъем. На участке трассы, проходящей по сильно пересеченной местности с частым чередованием уклонов более 15—20° (спуски-подъемы), секции труб доставляют с перевалкой их на тракторы. Плетевозы разгружают на обочине дороги или на специально подготовленной для перевалки площадке и к месту монтажа секции доставляют тракторами. Монтаж и сварка труб в нитку выполняются, как правило, после разработки траншей. На участках, сложенных чередующимися подъемами и спусками крутизной меньше апр, целесообразно последовательное наращивание трубопровода. На участках с а>апр возможны два основных варианта — монтаж снизу вверх и сверху вниз. Особенностью сварочно-монтажных работ в таких условиях является необходимость закрепления (анкеровки) трубоукладчиков и других машин, работающих на уклоне, от самопроизвольного сползания вниз. Особенно это важно, если грунт влажный или тем более насыщен водой. Закреплять трубоукладчики можно с помощью тросов за другие трубоукладчики или тракторы, расположенные наверху уклона. На практике при очень большой крутизне уклона применяют способ, позволяющий собрать трубопровод, не работая на самом уклоне (рис. 10.8). Секция из двух — четырех труб или отдельные трубы доставляют наверх уклона на подготовленную площадку. Первую секцию одним или двумя трубоукладчиками T1 и Т2 опускают в траншею в начале уклона и закрепляют тросами: от трактора Tpl тросом / и от трактора Тр2 ipocoM 4. Трактор Tpi, необходимый только на уклонах, где трубы удерживаются от сползания силами трения, протаскивает наращиваемый трубопровод вниз, а Тр2 удерживает его от самопроизвольного сползания во время стыковки каждой последующей секции. После спуска первой секции к ее верхнему концу пристыковывают следующую секцию, которая удерживается трубоукладчиками Т\ и Т2. Заварив секционный стык, протаскивают обе секции; затем пристыковывают третью секцию и т. д., протаскивая каждый раз трубопровод на длину секции. Таким образом укладывают весь участок трубопровода на уклоне. Изоляция, футеровка и укладка в траншею. Выполнить изоляцию на продольных уклонах весьма сложно, особенно изоляцию труб большого диаметра. Рассмотрим основные разновидности указанных операций. Изоляцию стыков и футеровку применяют при укладке участка трубопровода, сваренного из заранее изолированных секций труб. Для сохранения изоляции при монтаже, а также от повреждений скальным грунтом при укладке поверх изоляции трубы футеруют — покрывают деревянной рейкой или специальными скорлупами, закрепленными проволочными стяжками (из проволоки-катанки диаметром 4—-5 мм). Изоляцию стыков выполняют на уклоне вслед за сваркой. Это позволяет сразу же укладывать трубы в траншею. Изоляцию секций труб и их футеровку выполняют на ТСБ. Изоляцию и футеровку совмещают с укладкой. Футеровка делается только в тех случаях, когда траншеи разработаны в скальном грунте, а мягкого грунта нет. Следует отметить, что футеровка — весьма недолговременное защитное покрытие. Дерево через три-четыре года сгнивает и изоляционное покрытие разрушается кусками скального грунта. Поэтому лучше всего применять мягкий грунт для защиты изоляции. В траншею отсыпают мягкий грунт толщиной 15—20 см, на него укладывают трубу и засыпают мягким грунтом и уже поверх него — скальный грунт. Укладка трубопровода может выполняться по одной из приводимых ниже технологий: совмещенной и раздельной. При совмещенном методе изоляция и укладка ведутся одновременно, а при раздельном трубопровод изолируют на бровке траншеи, затем перекладывают в нее. На продольных уклонах до 20° работы ведут как совмещенным, так и раздельным методом. Изоляционная колонна при совмещенном методе состоит из пяти трубоукладчиков большой грузоподъемности. Схема расстановки машин изображена на рис. 10.9. Работы могут вестись как снизу вверх, так и сверху вниз. При раздельном методе колонна из пяти трубоукладчиков, выполнив изоляцию труб на бровке траншеи на участке до очередного захлеста, возвращается (без очистной и изоляционной машин) и укладывает трубы в траншеи. Укладка может быть осуществлена способом поочередного перехода (рис. 10.10, а). Отметим лишь, что трубоукладчики Т1 и T2 подвигают трубу к траншее, а Т3 и T4 — укладывают. Первым переходит на новое место трубоукладчик Т4 и лишь затем — T2. Р. Д. Габелая предложил несколько иной вид раздельной укладки (рис. 10, 10,6). В работе участвуют пять трубоукладчиков. При такой схеме обеспечивается большая устойчивость колонны. Первым переходит на новое место трубоукладчик T5, а затем Т2 и т. д. При продольном уклоне более 20° укладку ведут шестью трубоукладчиками. Как показывает опыт, в этом случае целесообразно сваривать трубопровод на бровке траншеи из заранее изолированных и футерованных труб или двухтрубных секций на специально устраиваемой базе. Стыки труб изолируют и футеруют на бровке траншеи. Укладывают подготовленный трубопровод способом последовательного передвижения трубоукладчиков (рис. 10.11). Трубоукладчики Т2 — Т5, надвигают трубопровод и опускают его в траншею до тех пор, пока Т5 не освободится от нагрузки. После этого Т5, не снимая мягкого захвата, передвигается вперед вплотную к трубоукладчику T4 и принимает нагрузку на себя. Таким же образом перемещается трубоукладчик T4, а
затем Т3, t2 и наконец Т1, который продвигается вперед на 15— 20 м. Далее операция повторяется. На продольных уклонах и косогорах монтаж трубопровода можно производить с помощью канатных систем, аналогичных схеме, изображенной на рис. 10.7. Полностью подготовленные к укладке секции труб доставляются на уклон как по грунту, так и в подвешенном на грузовом тросе положении. В последнем случае грузовой трос закрепляют на А-образных опорах таким образом, чтобы можно было транспортировать по нему секции труб на грузовой тележке. Глава 11 Date: 2015-06-07; view: 1709; Нарушение авторских прав |