Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И оптимального проектирования трубопроводов
Проектирование магистрального трубопровода представляет комплекс взаимосвязанных проблем, функционально объединенных в системы взаимосвязанных и взаимозависимых объектов. Устоявшиеся традиционные методы проектирования не обеспечивали должным образом учет этих взаимосвязей, что в значительной мере позволяло сводить проектирование к набору различного рода необходимых, но недостаточных действий для получения действительно лучших решений как по отдельным элементам, так и по трубопроводу в целом. Разработка методов оптимального проектирования, основанных на получении оптимальных решений, совмещение задач строительного и технологического проектирования уже на стадии выбора трассы, если еще не полностью, то в значительной мере преобразовали процесс проектирования. Это потребовало реорганизации сложившихся процессов, нетрадиционной организации проектирования, четкого и последовательного определения функций подразделений проектной организации. Проектирование трубопровода оптимизационными методами характеризуется использованием огромного объема исходной информации и вычислительных работ на ЭВМ, что, в свою очередь, ставит проблемы реализуемости задач и достоверности результатов. Рассмотрим основные этапы оптимального проектирования как систему взаимосвязанных объектов (рис. 3.15). Входом в систему является задание на проведение расчетов, согласно которому определяются основные исходные данные, обеспечивающие систему материалами, поступающими в процесс. Эти данные являются результатами процесса систем высших иерархий. На основании этих данных принимаются решения и составляются схема транспорта продукта (нефти, газа и т. п.), позволяющая конкретизировать объект оптимизации. Далее определяются параметры трубопровода, а также конструктивные решения по технологии транспорта и способам прокладки. Совместная проработка технико-экономических задач технологами, конструкторами, сметчиками и математиками позволяет определить дискретные типы категорий местности и перейти к обработке картографического материала для выбора сети возможного проложения линейных участков газопровода и мест установки КС. Расчет смет на прокладку линейной части в различных условиях строительства опирается на категории местности, формирующие виды и объемы работ. Кроме того, оценивается экономическое влияние перекачивающих станций и сопутствующих инженерных сооружений на критерий оптимальности. Информация о дугах сети возможного проложения трубопровода и экономические показатели по районам перено сятся на магнитные носители ЭВМ. Если в результате выбора трассы на ЭВМ ее протяженность изменилась по сравнению с кратчайшей трассой, то осуществляется возврат (обратная связь) к формированию критерия оптимальности и производится повторный выбор трассы. Анализу подвергаются и варианты, близкие к оптимальному. После уточнения расположения перекачивающих станций и согласования технических решений осуществляется окончательное определение технико-экономических параметров и характеристик местности трассы газопровода, которые являются выходом системы и входом в подсистему формирования задания на проведение изыскательских работ. Таким образом, поэтапно рассматривается процесс нахождения принципиальных решений проблемы. Предлагаемая система организации работ обеспечивает качественное решение взаимосвязанных задач, координацию и рациональное планирование загрузки отдельных подразделений. Возможность оперативной замены отдельных объектов системы, анализ результатов на каждом этапе, внесение корректив и устранение погрешностей в результатах процесса обеспечивают гибкость и управляемость рас-смотренной системы. Рекомендации на основе системного подхода, позволяют оптимизировать технико-экономические показатели проектных решений, сокращают сроки проектирования и создают условия для эффективного применения вычислительной техники, обеспечивают точность и однозначность решений. Рассмотрим далее структуру подсистемы выбора оптимальной трассы. Эта подсистема является ведущей частью централизованной системы
оптимизации транспорта нефти и газа. Централизованной будем называть систему, в которой некоторый элемент (в данном случае подсистема выбора оптимальных трасс) играет доминирующую роль в функционировании системы. Небольшие изменения ведущей части вызывают существенные изменения всей системы. Математические модели подсистемы выбора оптимальных трасс были рассмотрены для основных ситуаций, возникающих при проектировании трасс. При анализе подсистемы уделим внимание информационным потокам и процессам, предшествующим выбору оптимальной трассы на ЭВМ. Операционное описание подсистемы, приведенное на блок-схеме организации обработки информации о сети (рис. 3.16), представляет собой исчерпывающую и последовательно связанную совокупность процессов подготовки данных для расчета на ЭВМ, обеспечивающих достаточность и безошибочность информации для процесса оптимизации. Поскольку процесс подготовки информации осуществляется специалистами различного профиля, важное место в подсистеме занимает анализ специализации объектов подсистемы. Информационные позиции блок-схемы (пп. /, 2) — «Задание на проведение расчетов» и «Схема транспортировки газа» — отнесем к выходным позициям подсистемы выбора трасс, осуществляющим связь с системой. Кроме того, к выходным компонентам подсистемы относятся значения диаметров трубопроводов, данные об экономических районах. Информация дискретной формы представляется документами. На основании задания определяются зона перспективного развития трассы газопровода, приемлемый масштаб сети. Выбор масштаба определяется степенью неоднородности условий местности и допустимым уровнем погрешности при съеме информации. Между заданными точками на картографическом материале наносится максимальное число принципиально возможных вариантов трасс, образующих сеть, или упорядоченная сеть. На этом этапе работы проводятся совместно инженерами-геодезистами, геологами. На сформированной сети инженерами-технологами определяются области приложения трасс для различных диаметров труб газопроводов. Экономисты определяют границы стоимости районов на сети во всей зоне перспективного развития трассы. С учетом определенных стоимостных районов и областей проложения трасс для различных диаметров труб производится нумерация узлов сети. Следующий этап работ (пп. 9 — 17) позволяет определить кратчайший путь между заданными точками на сети. Эти данные являются входными в систему оптимизации транспорта нефти или газа. При выполнении этого этапа производится сбор и запись информации о сети по длинам дуг. Информация о номерах узлов каждой дуги и ее длине записывается, а затем перфорируется на перфоносители. Далее информация, оформленная в виде перфокарточного файла, вводится в ЭВМ и записывается на накопители на магнитных дисках. Система хранения информации на магнитных дисках позволяет оперативно записывать, считывать, дополнять, исключать и корректировать информацию, сохранять записи длительное время. Последующие операции на данном этапе осуществляются с использованием информации, хранящейся на магнитных дисках. Логический контроль на ЭВМ (п. 14) осуществляется программно при задании соответствующего режима работы программы. Сеть проверяется на формальное описание. Некорректные записи программно исключаются, ошибки распечатываются на широкую печать. При необходимости проводится корректировка информации о сети, хранящейся на магнитных дисках, затем производится расчет кратчайшей трассы между заданными точками. Для этого достаточно задаться единичными стоимостными показателями по категориям местности. Выбранная таким образом трасса будет оптимальна по металлоемкости. Если же поставлена задача оптимизации по другому критерию оптимальности, то переходим к п. 18. Для проведения дальнейших расчетов можно использовать часть уже имеющейся информации. Для сбора информации о сети по категориям местности необходимо подготовить бланки с выписанными номерами узлов дуг, для чего используется откорректированная информация о сети. В случае, если проводится серия расчетов для различных способов прокладки газопроводов на той же сети, бланки следует размножить. Такой подход с предварительной проверкой информации и подготовкой списка номеров узлов дуг позволяет значительно уменьшить возможность появления ошибочной информации о конфигурации сети. Наиболее ответственным и трудоемким является процесс сбора информации о сети по категориям местности и условиям прокладки трубопровода. Здесь необходимо участие специалистов различного профиля — инженеров-конструкторов, геодезистов, геологов. Снимаемая информация заносится в подготовленные бланки. При этом проводится сверка сумм длин участков различных категорий по дуге с ранее собранной информацией о сети по длинам дуг. При несравнении ошибки выявляются и корректируются. Полученная информация переносится на перфоноситель, вводится в ЭВМ и записывается на магнитный диск. После логического контроля на ЭВМ и корректировки вся информация о сети распечатывается и перед выполнением оптимизационных расчетов визуально проверяется. Таким образом, применение принципов системного анализа позволяет рассмотреть структуру подготовки информации в целом во взаимосвязи отдельных объектов. Разработанная схема организации обработки информации о сети эффективно использовалась при подготовке информации для оптимизации ряда реальных трасс. Однако ввиду того что обработка большого объема информации при участии многих исполнителей — специалистов различного профиля — сопровождается искажением информации ошибками различного вида, следует отдельно остановиться на проблеме повышения уровня достоверности расчетов. По источникам возникновения ошибки в исходной ин формации можно классифицировать на три группы. Первую группу составляют ошибки, связанные с неточностью измерений длин отрезков дуг и неправильным определением категорий местности. Их наличие определяется масштабом карт, отсутствием дополнительной информации о местности и зависит от тщательности обработки материала и уровня квалификации исполнителей. Эффективным, но не исчерпывающим способом устранения грубых ошибок этой группы является проверка сумм длин участков различных категорий местности (технических решений по прокладке) по дуге с длиной всей дуги. Вторая группа ошибок зависит от способа задания исходной информации. Существующие программы и инструктивные материалы к ним обладают довольно сложной системой подготовки исходных данных. Упрощение процесса кодировки информации, минимизация условностей и «правил» заполнения бланков, отказ от строгой нумерации полос и строгой последовательности дуг, отсутствие ограничений на число дуг и узлов, способы произвольного представления цифровой информации о сети — эти меры приводят к значительному улучшению качества исходного материала и, что не менее важно, к сокращению времени подготовки информации. Использование сети произвольной конфигурации позволило реализовать ряд изложенных требований. Система подготовки данных такова, что дуги сети задаются путем записи номера узла начала дуги, номера узла конца дуги и соответствующему данной дуге набору длин отрезков и категорий местности. Нумерация узлов сети, вид представления чисел, их число, последовательность чередования дуг — произвольные. Эти факторы облегчают процесс снятия информации о сети, позволяют работать нескольким исполнителям одновременно и не требуют разработки специальных бланков. Ошибки третьей группы возникают при некорректном описании сети, пропуске дуг или узлов, наличии повторных записей, нарушении граничных условий. К ним необходимо отнести и ошибки, возникающие при подготовке исходного материала на нерфоносителях. Алгоритмы поиска кратчайшего пути на графе, по которым разработаны математические модели подсистемы выбора трасс, предъявляют жесткие требования к информации о сети. Сеть должна быть замкнутой, не иметь петель, смежных дуг. В случае ориентированного графа узлы (за исключением начального), в которые не входит ни одна дуга, или узлы (за исключением последнего), из которых не выходит ни одна дуга, должны быть исключены из рассмотрения или заменены. Кроме того, на информацию налагаются условия ограничения на номер категории местности, условие четности количества чисел, относящихся к дуге и др. Таким образом, условия построения исходной сети достаточно формализованы, что позволяет, в свою очередь, строго формализовать поиск некорректной информации. Перечисленные условия позволяют диагностировать искажения информации о сети, которые являются следствием ошибочных записей. Анализ информации после ввода в ЭВМ позволяет выявить некорректности исходного материала, исключить ошибочные узлы и дуги из рассмотрения с последующим сообщением о номере дуги и виде ошибки. Наличие диагностических текстов позволяет принимать решение о переходе к выбору оптимальной трассы или к корректировке информации о сети. Кроме того, систематизация и наглядность распечатки исходных данных позволяет визуально определить ошибочные записи. Глава 4 Date: 2015-06-07; view: 800; Нарушение авторских прав |