Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право: определение, признаки





Право, будучи регулятором общения людей отличается сложностью и многомерностью. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнегреческий юрист Ульпиан, нужно понять, чем, какими явлениями оно связано и откуда оно происходит.

«Юристы все еще ищут определение права», - писал Э. Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнанной дефиниции права. К тому же, любое предлагаемое определение права в силу его сложности будет не полным, не универсальным.

Для студентов юридических вузов наибольшее значение имеет позитивистская концепция права. Она, в отличие от других подходов к пониманию права, наиболее последовательно «соединяет» право с юридической практикой. Исходное положение здесь в том, что право является государственным регулятором. Право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Образно можно сказать так: есть норма, исходящая от государства, - есть и право. В этом контексте – право - совокупность норм (правил поведения), создаваемых и охраняемых государством. Право в указанном значении означает официально признанные возможности, которыми располагают физическое или юридическое лицо, организация. Оно содержится, закрепляется в законах, указах, постановлениях различных государственных органов. Соответственно праву, поведение человека оценивается с позиции законно-незаконно, правомерно-противоправно. По справедливому замечанию В.Н. Кудрявцева, «право, какое бы определение ему ни давать, всегда противостоит бесправию, беззаконию, правонарушению, преступлению. Следовательно, оно должно иметь (и, несомненно имеет) четкие нормативные юридические границы».

В юридической литературе преобладающими являются определения, которые начинаются со слов «система норм». Можно привести некоторые из них. «Право, - полагает С.С. Алексеев, - это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают и призваны обеспечивать классово определенную свободу поведения в ее единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения». Или: «Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений». Существуют и иные, близкие по смыслу к приведенным, определения права. Обобщая сказанное отметим: право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих его волю во взаимодействии с волей общества, закрепленных в нормативных правовых актах, направленных на регулирование общественных отношений.

В юридической литературе нередко признается позитивная роль подобных определений. При этом утверждается, что оно служит важнейшим методологическим ориентиром в понимании права, его изучении, обосновывает связь с государством, с законом, с государственным регулированием, что позволяет отграничить право от неправовых регуляторов общественного поведения.

Вместе с тем в последние годы усилилась критика такого понимания права, как его отождествление с законодательством, сведение к совокупности правил, установленных государством. Говорится и о том, что данное определение не затрагивает предправовую («предзаконную стадию»), т.е. процесс формирования права в движении самих общественных отношений.

Несмотря на критические замечания, названный выше позитивный подход заслуживает внимания и признания, поскольку раскрывает юридическую природу права.

Признаки права – существенные характеристики, отличающие право от иных социальных регуляторов (норм морали, корпоративных норм, религиозных и др.). К наиболее значимым признакам права, исходя из его определения, относятся следующие: системность; общеобязательность; формальная определенность; нормативность; волевой характер; обеспеченность государством.

1. Системность. Право – это система норм, а не просто их совокупность. Любая система складывается из взаимосвязанных, взаимодействующих элементов. В праве одним из таких элементов являются нормы права – правила поведения индивидов и организаций, предоставляющие им права и возлагающие соответствующие юридические обязанности. Признак системности права означает, что юридические нормы, составляющие содержание права, действуют не сами по себе, а образуют разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством.


Существенно и то, что нормы права действуют в составе более крупных правовых образований – институтов, подотраслей и отраслей права. Далее, системность норм права определена их специализацией. Между нормами права есть своего рода разделение труда. Они специализированы, нацелены на выполнение одной, «своей» операции. Одни нормы закрепляют общие положения (нормы принципы), другие содержат запреты (запрещающие нормы), третьи - направлены на применение принудительных мер, в связи с совершением правонарушения. Отметим также взаимосвязь, взаимодействие регулятивных и охранительных норм, норм уголовного и уголовно-процессуального права, норм гражданского и гражданско-процессуального права. К тому же, применение норм, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения, невозможно без группы норм, устанавливающих порядок их применения, т.е. процессуальных норм.

2. Общеобязательность. Признак общеобязательности означает, что все члены общества, на которых распространяется действие норм права, должны выполнять их предписания. Так, субъект причинивший имущественный вред, обязан возместить этот вред в полном объеме. Это относится к каждому, оказавшемуся в такой ситуации.

Далее, общеобязательность проявляется в том, что предписания юридических норм должны исполняться всеми. Здесь не играет роли субъективное отношение людей к правовым требованиям, положительно или отрицательно они оцениваются.

Общеобязательность права универсальна, распространяется на граждан, должностных лиц, в том числе занимающих высокие должности в государственных и негосударственных организациях. Нормы права обязательны для всех организационных структур, действующих на территории российского государства. Это ясно выражено в Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15).

3. Формальная определенность означает:

- правовые предписания (нормы) имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления, фиксируются в законах, указах, постановлениях и т.д.;

- правовые акты, содержащие нормы права, - документы, имеющие необходимые официальные реквизиты, т.е. сам текст правового акта, его название, номер, дату принятия и др.;

- нормы права – это всеобщая форма, одинаковый масштаб к людям, которые различны по своему фактическому, физическому и иному положению;

- нормы права содержатся в статьях нормативных правовых актов, формулируются кратко, четко, лаконичным языком, способны определенно фиксировать права, обязанности, те или иные юридические последствия (меры юридической ответственности и др.).

Заметим, законодатель не всегда учитывает значимость признака формальной определенности права. Имеют место нормы, содержание которых расплывчато, что затрудняет их применение на практике.

4. Нормативность. Право в реальной жизни проявляется, выступает как система юридических норм, официально принятых компетентными органами государства. Нормы права отличаются логической структурой, устанавливают масштаб и меру поведения субъектов права. Они определяют возможные действия, рамки поведения граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций. Иные социальные регуляторы (нравственность, религия и др.) также нормативны, т.е. включают тот или иной вид социальных норм. Нормативность права специфична, нормы права воздействуют на поведение людей посредством таких правовых средств, как права, обязанности, правовые стимулы, правовые льготы, меры юридической ответственности.


5. Волевое начало права. Этот признак концентрирует внимание на решающем факторе, раскрывающем глубинную природу права. Право – проявление сознания и воли людей. Оно всегда выражает государственную волю, которая воплощает волю правящей группы, класса, народа, общества или нации. В праве выражается также воля лиц, приобщенных к правотворческому, законодательному процессу. Вместе с тем, названные субъекты, заинтересованные в своих партийных и иных корпоративных интересах, призваны считаться с волей и интересами граждан, во избежание негативных последствий.

Следовательно, воля в праве отражая, аккумулируя интересы (экономические, социальные и др.) различных слоев и групп населения, фиксируется (объективируется) в законах и иных нормативных правовых актах, в содержащихся в них юридических нормах в виде дозволений, предписаний, запретов. Такова общая тенденция формирования государственной воли, закрепляемой в законах и иных нормативных правовых актах.

6. Связь с государством, обеспеченность системой государственных гарантий. Право как нормативное явление органически связано с государством. Изменений в системе теоретических координат не произошло и не произойдет. Государство всегда выполняло и выполняет по отношению к праву особо значимую роль. Очевидно, нормы права не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального законодательного государственного решения. Управомоченные государственные органы выявляют правовые потребности общества, индивидов, социальных групп, оформляют их в процессе издания нормативных правовых актов.

Функциональная связь права и государства также проявляется в обеспеченности права возможностью государственного воздействия, принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т.п. Государство не может безразлично относиться к нарушениям правовых предписаний, должно эффективно реагировать на противоправные действия индивидов, организаций. Следовательно, право – это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Государственное принуждение реально применяется в случае совершения правонарушения или для обеспечения безопасности общества (введение чрезвычайного положения в связи с возникшей экстремальной ситуацией).

Наряду с этими основными можно выделить и иные признаки права, например, многократность применения норм права, их неперсонифицированность, динамизм. Многократность применения означает, что применение норм права рассчитано, как правило, на неограниченное количество случаев. Нормы права неперсонифицированы, что позволяет понять особенности нормативности права. Имеется в виду то, что нормы права – это правила поведения общего характера. Их предписания распространяются не на персонально определенных лиц, а на обозначенный круг лиц. Так, в статье 9 НК РФ не указываются конкретные участники налоговых отношений, а называется определенный круг лиц: организации и физические лица, налоговые агенты, налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и т.д. Значит, юридическая норма всегда адресована к виду субъектов права, определенной их категории, но не к конкретным лицам. Персонифицированные требования могут содержаться только в актах применения права, но не в нормах права.


Динамизм права предопределяется тем, что правовое развитие общества – процесс непрерывный. Система права не остается неизменной, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, многие предписания со временем формируются иначе и т.д. Это и происходит в настоящее время в нашей стране. Идет интенсивный процесс изменения и отмены устаревших нормативных правовых актов, активизация разработки и принятие новых.

В числе признаков права называют также процедурность, проявляемую в порядке подготовки и издания нормативных правовых актов, так и в реализации, применении юридических норм (порядок вынесения и оформления актов применения права и др.).

 

Сущность и содержание права

«Сущность» - философская категория, означающая главное, основное в рассматриваемом объекте, совокупность свойственных ему наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений. Сущность любого явления выражает его глубинные связи, не лежит на поверхности.

Выяснить сущность применительно к праву – значит понять внутренние необходимые ключевые стороны этого явления. А в связи с тем, что праву присущ волевой характер, то сущность раскрывает прежде всего то, чью волю оно выражает, чьи интересы воплощает. «Кто создает право и кому оно должно служить?» - в зависимости от ответа на этот вопрос в конечном счете и определяется сущность права.

На право, его сущность большое влияние оказывает состояние экономики, национальный состав населения, исторические традиции и другие факторы.

Сущность права, как и сущность государства, содержит две стороны – классовую и общесоциальную. Каждая из них была приоритетной в определенный исторический период. В этой связи в юридической науке сложились два подхода к сущности права: классовый и общесоциальный.

Классовый подход. В его рамках право определяется как воля господствующего класса. Право по своей сущности, с этой точки зрения, - есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Соответственно, сущность права раскрывается через его понимание как социально-политической силы, как инструмента, используемого классовой и политической элитой. Следовательно, в обществе с антагонистическими классами право по своей сущности является возведенной в закон волей господствующего класса. По-видимому, всякий господствующий класс, чтобы утвердить свою гегемонию, должен возвести свою волю в закон, что придает ей значение силы. В этой связи право воплощает не «всеобщее», не «всеобщий интерес», а прежде всего господствующего слоя людей. Вот почему право идет на смену первобытной морали, которая выражала всеобщую связь индивидов, долга перед себе подобными.

Государство в условиях антогонистических классовых интересов придает нормам права статус «всеобщих», предусматривает основания для принуждения к их исполнению. Закон в качестве воплощения государственной воли господствующего класса практически выражается в деятельности государства как целого, всех составных частей его механизма.

Примечательно, что в советский период – период административно-командной системы разработка категории сущности использовалась в основном в целях политических, идеологических – для обоснования «сущностных» отличий социалистического права, для доказательства его прогрессивности по отношению к буржуазным юридическим институтам.

Социальный (общечеловеческий подход). В современной учебной литературе по теории государства и права сущность права (наряду с волевым фактором) рассматривается в других измерениях. Приводятся убедительные аргументы относительно того, что сущность права как социального института заключается в его целевом назначении, в том, чтобы регулировать общественные отношения, упорядочивать их, содействовать развитию социальных связей.

В этом сущностном аспекте право трактуется и как мера свободы, точнее свобода, гарантированная правовым механизмом. Сущность права раскрывается и в том, что оно понимается как средство снятия напряженности и противоречий в обществе, средство поиска согласия, взаимных уступок. По мнению авторов, разделяющих этот вывод, при правовом решении практических вопросов именно на это должны быть направлены основные усилия правоприменителей, и лишь затем использоваться принуждение.

Сказанное концентрирует внимание на неоднозначном характере сущности права: с одной стороны, оно выражает, обеспечивает и охраняет интересы государственной власти - классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества - общесоциальная сущность.

Наряду с этими основными можно выделить и иные подходы к сущности права. В частности, сущность права рассматривается в его органической связи с принципом справедливости или в применении равного масштаба к различным людям и т.д.

Итак, сущность права многоаспектна. Рамки сущности – не раз и навсегда данные, а динамичны и изменяются, развиваясь под воздействием различных причин, движущих сил. Показателем этого являются главные общесоциальные начала современного российского права.

Содержание права. Напомним, под содержанием понимается более конкретное выражение сущности, предмета, проявляющихся в его взаимодействующих признаках, структурах. Иными словами, слово «содержание» означает единство всех основных элементов, выраженных в определенной форме.

Содержание права – это то, из чего оно состоит, какие элементы в нем содержатся. Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Поэтому представления о праве, его содержании могут предопределяться как конкретно-историческими, так и иными факторами, имеющими значимость в поиске ответа на рассматриваемый вопрос.

В современной теории права различают конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права.

1. Конкретно-историческое содержание права, судя по названному подходу, - это, прежде всего, то, что в нем (в праве) содержится, что в нем заключено на определенном этапе исторического развития. В этой связи выделяют рабовладельческое, феодальное, буржуазное право, социалистическое право. Применительно к нашей стране можно также различать содержание права дореформенной административно-командной системы и содержание права современной России. Очевидно, их содержательные стороны существенно отличаются. При таком подходе основное внимание концентрируется на исследовании общих закономерностей, влияющих на волевую сущность права, нормативные особенности правовых предписаний, преобладание в правовом регулировании императивного или диспозитивного методов воздействия и др.

2. Логическое содержание права включает несколько аспектов. Прежде всего оно конкретно выражается в правовых нормах, институтах права, подотраслях и отраслях права, в запрещениях, позитивных обязанностях и дозволениях, зафиксированных в правовых предписаниях.

Далее. С позиции логического подхода, говорится о праве в объективном и субъективном смыслах. Объективное право, как правило, предопределено волей государства, воплощается в определенных источниках. Оно является определителем, критерием юридически дозволенного, правомерного и неправомерного поведения. По сути, объективное право нередко связывается с понятиями «законы» и «законодательство», хотя в буквальном смысле эти понятия разные, не тождественные.

В целом объективное право – это система действующих в обществе и государстве норм права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах.

Субъективное право – это предоставляемая и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

В отличие от объективного права – совокупности или системы, реально существующих юридических норм, субъективное право означает право, принадлежащее лишь определенному лицу и реализуемое не иначе как по усмотрению этого лица. Существенно и то, что объективное право в жизни реализуется в действительности через субъективное право. Следовательно, объективное и субъективное право находятся в неразрывном единстве и взаимодействии, что позволяет глубже понять содержание права в рассматриваемом аспекте.

В юридической литературе содержание права раскрывается и путем обособления его интеллектуальной и волевой сторон.

Интеллектуальное в содержании права выражает его принадлежность к общественному сознанию. Имеется в иду то, что разработке и принятию нормативно-правовых актов предшествует активная мыслительная деятельность ученых, специалистов по изучению тех или иных общественных отношений.

Волевая сторона содержания права характеризует государственно-повелительное начало, закрепленное в юридических нормах. Очевидно, волевое начало различно в законодательных актах федерального уровня и уровня субъектов РФ, в нормативных правовых актах Президента РФ, Правительства РФ, органов местного самоуправления, в локальных правовых актах.

Наличие в современном российском праве широкого объема прав и свобод человека и гражданина, закрепление общедозволительного начала («дозволено все, кроме запрещенного законом») также способствует получению представления о содержательной стороне российского права.







Date: 2015-06-06; view: 1244; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию