Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение права
Право как особая система юридических норм (правил) и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Однако существуют в этом процессе и некоторые общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требуют определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм – правил поведения людей. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. На последующем этапе в условиях «перерастания» первобытнообщинной организации в собственно классовое, становление государства, происходят существенные изменения в социальных нормах. Образовавшееся социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, нередко не совпадающими интересами, возникающие конфликтные ситуации – показатель усложнения существующих общественных отношений. В этих условиях родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора в силу своих свойств, недостаточной оперативности. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых более эффективных средств регулирования поведения людей. Государства раннеклассовых обществ уже на первых этапах своего возникновения принимали законы, другие письменные источники, которые регулировали общественные отношения с позиций господствующего класса. Назовем в этой связи законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц и др. В законах и других древних юридических актах, в отличие от обычаев, закреплялась система запретов, дозволений, позитивных обязанностей. Появление законов уже на самых первых этапах правового развития свидетельствует о становлении права – нового нормативно-классового регулятора. Предписания права предусматривают специальные процедуры, т.е. формы обеспечения и осуществления установленных правил. Следовательно, принципиально новым по своей сущности регулятором стало право – система установленных государством правил поведения, письменно закрепленных и охраняемых от нарушения мерами государственного принуждения. Существенно то, что право опиралось при этом на принудительную силу публичной власти (власти государства) и без ее поддержки не могло утвердиться в обществе, вытеснить родовые обычаи. Создаваемое право преследовало двоякую цель: с одной стороны – закрепление классового (кастового, сословного) господства, с другой – установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Процесс формирования права проходил по нескольким направлениям. Во-первых, право «вырастало» из обычая, сложившегося исторически, являвшегося наиболее распространенным актом поведения. Обычаи были направлены на регулирование сферы хозяйства, властных, религиозных, брачно-семейных и иных отношений. Можно предположить, что в рассматриваемый период особую значимость приобретали те обычаи, которые закрепляли неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. Такие обычаи записывались, т.е. им придавалась письменная форма, тексты обычаев доводились до всеобщего сведения, и соответственно санкционировались, зарождающимися государственно-властными структурами. Соответственно, обычай становился правовым, что привело к созданию обычного права. В правовых обычаях, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись новые отношения, в частности, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность. Государственная власть, сохраняя и защищая необходимые правовые обычаи, была заинтересована в том, чтобы разрушить клановые, родовые обычаи, разъединяющие население. В дальнейшем многие нормы таких правовых обычаев составили основу первых законодательных актов (Законы XII Таблиц, Русская Правда и др.). Второе направление формирования права было связано с создаваемыми судебными органами, осуществляющими судебные функции. Суды приспосабливали прежние обычаи к новым условиям. Они признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Суды руководствовались интересами публичной власти, создавали судебные прецеденты. Имеется в виду придание решению суда по конкретному делу значение общей нормы. Право, создаваемое судами, содействовало разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляло в своих решениях те позиции, которые отвечали новым порядкам, отражали процесс укрепления государственной власти, повышения уровня ее независимости от родовых традиций и обычаев. Следовательно, речь идет о создании правовых норм судами (судебного прецедента). Имеется в виду трансформация решения суда по конкретному делу в общую норму. И, наконец, третье направление формирования права – деятельность самой государственной власти по созданию нормативных правовых актов, содержащих нормы права. Данный способ формирования права появляется в более поздний период развития государства. В связи с усложнением социальных связей в обществе возникла необходимость более оперативного регулирования производства, распределения и обмена, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, установления общего порядка. Решению этих задач соответствовала законотворческая деятельность государства и ее результат - первые писанные законы. Право стало необходимым инструментом проведения единой государственной политики, установления порядка и стабильности в обществе. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система – право. Эту систему отличают содержание юридических правил, формы выражения, способы воздействия на поведение людей, механизмы обеспечения. Date: 2015-06-06; view: 485; Нарушение авторских прав |