Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды функций права
Классификацию функций права можно провести по различным основаниям. В юридической литературе, как правило, функции права характеризуют в двух аспектах: в зависимости от того реализуются ли они в общесоциальном плане или в специально-юридическом, т.е. более узком направлении. К общесоциальным функциям права относят: экономическую, политическую, информативную, социальную, демографическую. Экономическая функция предопределяется тем, что право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, может способствовать развитию экономики, путем оптимального регулирования отношений между производителем и потребителем, принятием и совершенствованием современного гражданского, налогового, таможенного законодательства. В этом аспекте существенное значение имеет обновление законодательства о банкротстве, о банковской системе, о предпринимательской деятельности и др. Политическая функция права связана с регулированием политических отношений между государством и политическими партиями, другими общественными объединениями, совершенствованием нормативной основы политической системы и основы народовластия (выборы, референдум), назначение высших должностных лиц и др. Информативная функция права означает, что право представляет собой эффективную систему, содержащую значимые для индивидов сведения о правилах возможного, должного и допустимого поведения и способствует социально полезным, правомерным поступкам. Социальная функция – отражает особую значимость права в данном направлении. Согласно статье 7 Конституции России Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В наибольшей степени эта функция права отражается через социально-обеспечительное, трудовое, семейное, жилищное законодательство (гарантии минимального размера оплаты труда, охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, установление государственных пенсий, гарантий и др.). Демографическая функция права наиболее отчетливо проявилась в России в последние годы в связи с проблемой рождаемости. Стимулирование рождаемости реализуется посредством предоставления льгот и гарантий семьям при рождении ребенка, создания условий для сочетания исполнения родительских обязанностей и трудовой деятельности, предоставления налоговых вычетов семьям с детьми и др. Социально-юридические функции права отражают специфически правовое воздействие права на поведение индивидов. К этим функциям относятся регулятивная и охранительная функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, рассчитана на правомерное поведение субъектов. Ее суть заключается в главном назначении права – регулировать общественные отношения. Осуществляется посредством наделения субъектов правами и обязанностями, установления определенных юридических рамок их поведения. Особенность этой функции заключаются прежде всего в установлении норм права (правил поведения, направленных на координацию деятельности субъектов права). Имеется в виду способность права предписывать, указывать положительные варианты поведения индивидам, организациям, поддерживать, стимулировать их полезную социальную активность. Итак, регулятивная функция российского права – это направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения (норм права), содействующих развитию наиболее значимых для общества, личности, государства общественных отношений. Регулятивная функция, в свою очередь, подразделяется на две подфункции - статическую и динамическую. Регулятивная статическая подфункция права означает воздействие на общественные отношения путем их закрепления в определенных институтах, придания регулируемым отношениям определенной стабильности. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Действительно, право прежде всего юридически утверждает, возводит в разряд «неприкосновенных» те общественные отношения, которые представляют собой фундамент стабильности общества, выражают в целом его интересы и интересы личности. Содержание статической функции включает, в частности, закрепление основ конституционного строя, формы правления, формы государственного устройства, основ народовластия, правового статуса гражданина (закрепление основных прав и свобод), порядок заключения договоров. Эта подфункция также проявляется в определении правосубъектности граждан, возраста, с которого наступает уголовная и иная юридическая ответственность. Назовем в этой связи и установление компетенции и структуры государственных органов и др. Существенное значение в проведении статической функции принадлежит формам собственности – частной, муниципальной и др. Их юридическая суть в том, чтобы закрепить экономические основы современного российского общества. Регулятивная динамическая подфункция права связана с правомерным изменением (динамикой) общественных отношений, направлена на достижение определенного позитивного результата. Наиболее отчетливо эта функция выражена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих развивающиеся процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Характерными проявлениями регулятивной динамической функции является изменение посредством норм права компетенции государственных органов, должностных лиц; установление юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений и др. Значительная роль в реализации этой функции принадлежит обязывающим юридическим нормам (уплата налога, выполнение обязательств по договору и др.), а также дозволениям (заключение сделок, правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом), правовым поощрениям, льготам, рекомендациям и др. Эти средства способствуют удовлетворению лиц, открывая простор для их инициативы, предприимчивости, активности. Заметим, если отношения собственности в гражданском праве являются отражением статики, то обязательственные отношения, опосредующие переход вещей, вещных прав, установление обязательств, отражают регулятивную динамику. Охранительная функция права производна от регулятивной функции, призвана ее обеспечивать. Охранительная функция права – направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее значимых общественных отношений (экономических и др.) и вытеснение отношений, вредных для общества. Эта функция осуществляется посредством охранительных норм, предусматривающих правовые ограничения, приостановление вредоносной деятельности, запреты, предупреждающие совершение противоправных действий. Существенно в деле правоохраны также установление мер пресечения правонарушений, юридической ответственности, различных видов наказания. Соответственно, охранительная функция проявляется в предупреждении и пресечении правонарушений, в применении правовосстановительных средств, реализации мер юридической ответственности, в разрешении правовых споров и др. К ее подфункциям относятся: превентивная подфункция, направленная на недопущение и профилактику правонарушений (частная и общая превенция). Частная превенция связанная с исправлением конкретного правонарушителя. Общая превенция – с предупреждением новых правонарушений со стороны неопределенного круга лиц (адресована всем лицам); правовосстановительная подфункция, связанная с отменой незаконных решений (например, о привлечении к дисциплинарной ответственности), с восстановлением нарушенных прав \9например, восстановление на работе незаконно уволенного работника, возврат собственнику имущества из чужого незаконного владения); компенсационная подфункция, направленная на возмещение материального и морального вреда, причиненного правонарушением (например, принуждение к исполнению договорных обязательств, компенсация материального и морального вреда, возмещение вреда, причиненного работником имуществу работодателя); карательная подфункция, связанная с применением к правонарушителю мер личностного (лишение свободы), организационного (отстранение от работы) или имущественного (штраф как вид административного или уголовного наказания) характера, связанных с лишением или ограничением прав. Наиболее отчетливо эта функция выражается в таких отраслях права, как административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право. Именно путем реализации названных выше правовых средств осуществляется юридическая защита прав личности, общественных объединений и других субъектов права в случае реального их нарушения, посягательства на законные интересы. По-видимому, «охрана» и «защита» в рассматриваемом аспекте полностью не совпадают. «Охрана» - такой правовой институт, который действует постоянно на конституционной и иной правовой основе. «Защита» начинает действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития отношений между людьми, организациями, имеет место реальное нарушение прав граждан, иных субъектов права. По сути, - это вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. По-видимому, разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно. Каждая из этих функций по-своему содействует упрочению и развитию общественных отношений в современной России. В целом они реализуют основное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость.
Date: 2015-06-06; view: 1389; Нарушение авторских прав |