Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право и Культура





По отношению к Культуре право выступает преимущественно в своей субъективной ипостаси. Культура, манифестированная в эмоциональной и интеллектуальной сфере своих носителей, во многом определяет их юридическое бытие, выраженное в устоявшихся поведенческих стереотипах, привычках, убеждениях и мнениях относительно справедливости мироустройства: соотношения индивидуальных и коллективных (государствен-

\135\

ных) интересов, отношений собственности, легитимности власти и распределения властных ресурсов, норм социально-политической мобильности, а также форм урегулирования конфликтов в социуме. Словом, можно определить право в данном ракурсе как особое, юридическое воплощение культурно-обусловленных начал справедливости, господствующих в обществе. Соотношение нрава и Культуры выражался в понятии правовой культуры социума.

Правовая культура является формой реализации правоотношений в конкретном социуме. Понятие правовой культуры в данном значении имеет общее с "народным духом», или "менталитетом». Иными словами, это господствующие в социуме правовые идеи, представления, которые в той или иной мере реализуются в поведении людей. В содержательном плане эти идеи и представления имеют в разных социумах много общего. Это общее определяется степенью тождественности в уровнях их социально-экономического развития, степенью социальной индивидуализации и рационализации идейно-мировоззренческой сферы и т.д. Тем не менее, форма воплощения данных идей также уникальна. По этому поводу высказывался еще Б. А. Кистяковский: «Нет единых и одних более или менее тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов и времен... Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный оттенок» (Кистяковский 1991: 127).

Можно сказать, что правовая культура яшшегся своего рода матрицей, определяющей правосознание и поведение граждан, членов социума в целом. Она формирует ожидания и поведенческие стереотипы применительно к ситуациям личного выбора. Поэтому, если законы вступают в противоречие с правовой культурой, индивидуальный выбор, как правило, делался не в их пользу. В этом смысле правовая культура ориентирует людей в мире нормативных представлений и ценностей, является основанием тех или иных предпочтений. Таким образом, она формирует устойчивые модели сознания и поведения у отдельных граждан, групп, институтов и социума в целом.

Иногда в правовой культуре различают внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную) стороны. Объективная сторона проявляется в правовом поведении (действии или бездействии), а субъективная— в правосознании. В правовой культуре можно выделить такие ее составляющие как язык, обычаи, нормы, знания, убеждения, ценности, смыслы и значения.







Date: 2015-05-04; view: 462; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию