Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Обычно-правовая система и самоорганизация





Сравнительный анализ обычного права, характерного для различных культур, представляющих как традиционные, так и индустриальные (и постиндустриальные) общества, свидетельствует о наличии тождественных структурных характеристик. Это бросалось в глаза ученым, которые фиксировали проявления архаических социально-регулятивных форм организации в современных системах. Особенно отчетливо они выступают при тоталитарных режимах (Gassier 1946). Поразительное сходство с архаическим укладом обнаружилось и при изучении субкультур, в частности, «мира тюрьмы». Антрополог, волею судьбы оказавшийся в местах заключения, был поражен, увидев и опознав ев лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе, — явлений, характеризующих первобытное общество. Для первобытного общества характерны обряды инициации — посвящения подростков в рант взрослых, состоящие из жестких, испытаний; такой же характер имели у дикарей и другие обряды перехода в иное состояние (ранг, статус, сословие, возраст). У наших уголовников это называется "пропиской". Для первобытного общества характерны табу... Абсолютное соответствие мы находим в лагерных нормах, определяющих, что "западло". Будто из первобытною общества перенесена татуировка-наколка и т. д.» (Самойлов 1990).

Подобные наблюдения могут служить основанием для теоретической реконструкции обычно-правовой системы, отражающей структурные принципы, на которых строится любое обычное право, обладающее при этом уникальной этнографической (культурной) формой. Это своего рода «идеальный тип» или инвариант обычного права.

К таким принципам можно отнести его неписаный, «молчаливый» характер, бессозначельный способ бьпования, когда нормы рефлекси-руются в сознании акторов только в случае их нарушения. Они зачастую выступают в фольклорной форме: пословиц, поговорок, преданий и мифов, а также ритуальных практик. Эти свойова одинаковым образом характеризуют как обычное право в традиционном (первобытном) обществе, так и современном (индустриальном, постиндустриальном). Различные обычно-правовые «кодексы» повсеместно также роднит не только самопроизвольность возникновения норм, но и такой же порядок осуществления социального контроля.



\161\

r

Словом, обычно-правовая материя представляет собой неформальные практики, присущие человеческому сообществу на всех этапах его существования. Они, как представляется, возникают в процессе самоорганизации, который направлен на сохранение целостности системы, уменьшение энтропии, возрастание порядка, совершенствование структуры функциональных отношений в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Процессы самоорганизации характерны для социальных систем всех уровней. Причем если на ранних стадиях социогенеза они должны были удовлетворять критерию выживания системы как гаковой, то на более продвинутых стадиях служить оптимизации внутрисистемных процессов, связанных с повышением ее устойчивости и эффективности. Поэтому можно определить самоорганизацию как естественный процесс, связанный с регламентацией деятельности людей, для обеспечения устойчивости социума или его подразделений в условиях воздействия на него внешней среды, а также постоянно изменяющихся внутренних отношений.

Представляется, что обычно-правовое регулирование как раз и регламентировало изначально человеческую деятельность, обеспечивая выживание социума как особого вида движения материи. Стабилизирующую функцию обычное право выполняет и на всех последующих стдиях движения конкретного социума в историческом процессе. Иными словами, обычное право в обществе любой стадии эволюции формируется на базе универсального алгоритма, в основе которого лежит процесс общественной самоорганизации.

Вопрос состоит в том, как обычно-правовой процесс отражается в человеческом сознании. Выявление данной связи позволит установить устойчивость и причину обычно-правовых норм, их эффективность не только в регулировании отношений в традиционном обществе, но и в современном, где они с успехом конкурируют с писаным (государственным) законодательством.

Как показывают материалы полевых наблюдений, особенно в странах Востока, обычно-правовая ментальность во многом определяет правовую культуру большинства населения данных стран, включая образованные слои (интеллигенцию). В результате возникают новые обычно-правовые нормы, призванные регулировать отношения внутри изменяющегося социального контекста. Их также зачастую называют «теневым правом", подчеркивая тем самым, что они сосуществуют не в виде единственного регулятора, как это было в традиционном обществе, а наряду с официальными (государственными) правовыми нормами (законами).

Сегодня вполне справедливо ставится задача изучения «теневого права» юридической наукой: «Теневое право — предмет общей теории права, а не только уголовного нрава и криминологии, как может показаться на

\162\

первый взгляд... Необходимо констатировать, что проблема неофициального права, хотя поставлена была очень давно, до сих пор юристами не оценена надлежащим образом и, соответственно, не подвергнут анализу» (Баранов 2002: 13-20).

Постараемся раскрыть универсальность обычно-правовой системы как самостоятельного юридического феномена, причины ее возникновения, а также присущие ей механизмы регуляции поведения людей. Это поможет нам понять причины устойчивости неписаного закона, его успешного противостояния государственному закону.








Date: 2015-05-04; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию