Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АП и смежные дисциплины
Социология права по изучаемому объекту и методам исследования находится ближе всех к АП. Социология, как известно, исследует обществен- \117\ r ные процессы в индустриальных (и постиндустриальных) обществах. Она ориентируется на изучение реального состояния правовой материи, сложившейся в социуме в результате целенаправленной деятельности законодателя. Maiepnan собирается преимущественно традиционными социологическими техниками: различными видами интервьюирования, анкетированием, наблюдения, проведением опросов и т. д. Социология права, таким образом, может констатировать наличие разрыва между «живым правом», т. с. реальными правоотношениями, сложившимися в социуме, и принятыми законами. Предполагается, что эти результаты должны использоваться для дальнейшего развития и совершенствования нормативной базы права, АИ, изучая правовую культуру, видит «живое право» как детерминированное данной кул мурой. Это, в свою очередь, означает, что в «живом праве» выявляются устойчивые характеристики, которые остаются неизменными даже при кардинальных изменениях социума (характеристики Культуры). Они воплощены в обычном праве, составляющем важную часть этнической правовой культуры. Словом, принимая новые законы в связи с изменившимися общественными отношениями, законнодатель обязан осознавать, что они должны проистекать не только из общественной ситуации, но и соответствовать культурному контексту. Именно это и может гарантировать эффективность законов, т. е. соблюдение их гражданами. Из антропологических дисциплин АП наиболее тесно взаимодействует с политической антропологией — другой самостоятельной субдисципли-ной, сформировавшейся в рамках антропологии, которая изучает как властные отношения в доиндустриальных обществах, так и неполитические виды власти в обществах современных (т. е. неформальные отношения власти на всех уровнях социально-политической иерархии современного общества) (Бочаров 2006в: 14-42). Связующим данные дисциплины звеном является понятие общественной нормы, которое имеет принципиальное значение как для феномена власти, так и права. Вкупе с политической антропологией АП исследует процесс становления «общественной нормы» как регулятора поведения, ее функционирование и эволюцию, которые в принципе невозможны вне анализа властных отношений, являющихся гарантом ее соблюдения. Этнография — изначальная форма бытования социально-культурной антропологии. (Бочаров 2000а: 121-134). Этнограф, изучающий культуру какого-либо этноса, автоматически является исследователем его обычного права, являющегося неотъемлемой частью этой культуры. Обычно-правовая материя конкретного социума всегда этнична, она представлена в обычаях, ритуалах, символах, фольклоре. Этнографические исследования конкретных культур (субкультур) являются начальной стадией антрополо- \118\ гического изучения обычно-правовых систем. Изучаются конкретные регуляторы правопорядка в конкретном общественном коллективе, что име-е'г важное прикладное значение. Словом, антрополог, изучающий обычное право какой-либо культуры (субкультуры), по сути, обречен начинать работу с этнографического описания: обычаев, мифов, символов, ритуалов и г. д. Впоследствии же, используя сравнительный метод, можно выйти на выявление наиболее общих закономерностей, связанных с возникновением, функционированием или эволюцией обычно-правовой системы. Этнографическое изучение правовой культуры предполагает не только полевую работу с использованием описательных процедур, но и этноисторические исследования правовой культуры социума ранних стадий эволюции. Народная культура всегда существует относительно автономно от культуры «верхов», с которыми имеет дело историк, изучая политико-правовые документы. Для получения информации об этой части правовой культуры могут быть использованы записи и описания быта и обычаев, сделанные путешественниками, миссионерами, очевидцами тех или иных событий, судебные материалы, произведения литературы и искусства и т. д. Этноисторические исследования связаны прежде всего с разработкой проблемы этнической правой культуры, включая этнич-ность государственного права. \119\ Date: 2015-05-04; view: 651; Нарушение авторских прав |