Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Личность в общей и юридической психологии





 

1. Психика и сознание как центральные психические категории. Понятие психики и сознания.

2. Основные направления изучения личности в психологии.

· Биологический подход в исследованиях личности.

· Социальный подход в исследованиях личности.

· Индивидуально-психологический подход в исследованиях личности.

3. Правосознание: психологическая природа и сущность.

4. Природа потребностей человека. Структура потребностей.

5. Психологическая структура личности. Структурная концепция К.К. Платонова.

Личность в общей и юридической психологии

Психика и сознание как центральные психические категории. Понятие психики и сознания

Психика человека это центральное образование, обуславливающее особенности человеческого вида. Термин «психика» происходит от греческого «психос» — душа.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Феномен психики как способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений проявляется на определённой ступени биологической эволюции живых организмов. Эволюция форм отражения реальности от биологической формы к психической исторически прошла три этапа.

· Этап сенсорной эволюции — характеризовался способностью организма к отражению отдельных раздражителей, имеющих исключительно биологическую значимость (способностью к раздражимости).

· Этап перцептивной эволюции — характеризовался способностью организма отражать комплекс раздражителей в целом, имеющих кроме биологической значимости свойства биологической нейтральности (способность к чувствительности).

· Этап интеллектуальной эволюции — характеризовался способностью организма отражать не только сами значимые объекты, но и их функциональные связи.

Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Традиционно к признакам, характеризующим сознание, относят речь, мышление и способность к абстрагированию.



Говоря о сознании, необходимо затронуть вопрос о его структуре, однако учитывая, что теоретическая модель сознания на современном уровне познания весьма условна, — четких структурных блоков исследуемого феномена выделить невозможно. В том же виде, в котором сознание понимается сегодня, оно структурно состоит:

· из познавательных процессов (формирование совокупность знаний об окружающем мире). Сюда входят ощущение, восприятие, мышление, память;

· самоидентификационных процессов (противопоставление себя окружающему миру). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка;

· эмоционально оценочных процессов. Сюда входят чувства, эмоции, переживания;

· аналитических процессов (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нём, с помощью воображения, мышления и интуиции);

· процессов целеполагания (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

В стадии становления психологической науки сознание неизменно выступало в психологии как нечто абстрактное, предельно нематериальное, лишь как условие протекания психических процессов. Так, В. Вундт говорил, что «сознание заключается в том, что какие бы то ни было психические состояния мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать сущности сознания. Все попытки определить сознание... приводят или к тавтологии, или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые уже потому не суть сознание, что предполагают его». Его поддерживали многие исследователи того времени, так, П. Наторп утверждал, что «сознание лишено собственной структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из самого себя».

Сейчас принято считать, что сознание обладает не только структурой, но и достаточно четко обозначенными свойствами, подлежащими исследованию современным научным инструментарием. Традиционно выделяют такие свойства, как:

· активность (сознание связано с деятельностью);

· избирательность (сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты);

· абстрактность (сознание оперирует обобщенными и абстрактными понятиями);

· целостность (наличие единой системы управления психическими процессами, что верно только при ряде оговорок);

· устойчивость (относительная стабильность во времени);

· динамичность (способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными психическими процессами);

· потенциальная индивидуальность (сознание каждого человека несколько отличается от сознания других людей).



Самоидентификационные психические процессы детерминируют существование у человека самосознания. Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от окружающего мира.

Содержательно самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

Самосознание как психическая конструкция ориентировано на решение следующих задач:

· Оценка и анализ приобретенного опыта как уникальной информации.

· Обеспечение внутренней сбалансированности личности, самоидентификации себя в контексте полученного опыта в различные периоды своего существования.

· Обеспечение реализации способности к моделированию своего существования в контексте самоидентификационных процессов.

Основные направления изучения личности в психологии

Требование о единстве исследовательского подхода к личности в юридической психологии может показаться нереализуемым. Действительно, в персонологии на сегодняшний день сложилось такое громадное количество подходов, что попытки найти общие взгляды даже в наиболее признаваемых концепциях природы личности кажутся в принципе нереализуемыми. Действительно, психодинамическое (З. Фрейд), диспозициональное (Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитив­ное (А. Бандура), феноменологическое (К. Роджерс), гуманистическое (А. Маслоу), палеопсихологическое (Б.Ф. Поршнев) направления содержат порой противоположные и взаимоисключающие положения. Что же, поиск единого подхода в познании природы человека заранее обречен на неудачу? Ведь кажется неразрешимой дилемма: существует большое количество разных подходов к природе личности, а, с другой стороны, большинство из них подтверждено практическими исследованиями и многолетней практикой применения.

Личность — весьма многогранное понятие, к тому же весьма динамичное. Действительно, обладая различными возрастными, половыми, культурными особенностями, выступая в широком спектре социальных ролей, имея разные биологические предпосылки для развития, принадлежа к различным стратосам, люди чрезвычайно сильно отличаются друг от друга.

Психологическая наука относительно недавно выделилась из знания философского, поэтому еще ориентируется порой на понятия, допустимые для ненаучного знания, но неприменимые для познания научного. Если для философского подхода исследования природы человека представляют интерес, несмотря на достаточно сомнительные результаты подобной работы, то в научной сфере подобные исследования ради исследования представляются нецелесообразными.

Ни один из существующих подходов к природе личности не истинен абсолютно, в силу многоаспектности психики человека, многофакторности условий, в которых он существует. Поэтому каждый конкретный подход должен применяться в той сфере человеческой деятельности, для которой он изначально разрабатывался, или в той, где он проходил адаптацию. Так, основатель психоаналитического направления З. Фрейд в основном работал с невротиками, поэтому когда основные положения своей теории он применил в исследованиях детской психики (сначала невротической, а потом и нормальной), то в результате получил образ некоего «антиангелочка», из которого просто обязан вырасти будущий пациент психоаналитика.

Положения теории К. Юнга достаточно близко прилегают к мистике и ориентированы на потребность человека в приобщении к высшим образам. Сам К. Юнг полагал, что подобная «самореализация» доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Соответственно, для остальных представителей рода человеческого этот подход не актуален.

Кто-то из авторов отрабатывал свои исследования на малолетних, кто-то — на несовершеннолетних, кто-то — на лицах, получающих высшее образование, кто-то — на профессионалах в различных областях человеческой деятельности. Соответственно, повторимся: для конкретной формы проявления психического необходимо использование конкретного психологического подхода к личности, использование же этого подхода в других аспектах нецелесообразно. Указанное положение и составляет содержание принципа единства исследовательского подхода к личности.

Одним из краеугольных камней в исследованиях личности выступает детерминирование поведения биологическим, социальным или индивидуально-психологическим фактором.

Проблема — конституционализм или инвайронментализм, «природа или воспитание» — возникла, вероятно, в момент возникновения интереса к исследованиям личности. Она и сегодня достаточно актуальна, и без преувеличения можно констатировать, что решение её в ту или иную сторону принципиально определяет содержание всей персонологической теории, во всём её многообразии.

Теории, базирующиеся на идее конституционализма (биологической обусловленности поведенческого реагирования) имеют давнюю историю. Например, в разработанных Р. Кеттелом и Г. Айзенком теоретических положениях подчеркивается значимость генетической предрасположенности и физической конституции в развитии основных черт личности. В психоаналитической концепции биологический субстрат индивидуума (Оно) представлен в виде унаследованного базисного компонента личности, закрепленного в конституции данного индивидуума.

Теории, базирующиеся на идее инвайроментализма (социальной обусловленности поведенческого реагирования), — тоже не новы в психологии. Один из основоположников психологической науки Д. Уотсон в своих исследованиях делал акцент на основных процессах обусловливания, полагая, что влияние окружающей среды выступает базовым фактором человеческого поведения. Исследование получения опыта посредством научения значимо именно потому, что научение — психологический процесс, посредством которого окружающая среда формирует поведение.

Наличие в человеке биологического и социального начала, а также начала, опосредованного двумя вышеназванными (индивидуально-психологического), косвенно признавалось и отечественной психологической наукой, даже в период идеологического давления в советский период. Вспомним, отрицая идеи психоанализа, отечественные психиатры и, в меньшей степени, психологи, активно использовали проективные психодиагностические методики, базирующиеся по своей природе на психоаналитических положениях.

Так, формально отрицая автономность категорий «генетическое» отечественные психологи ввели в понятийный аппарат психологии термин «человек». Человек — субъект, обладающий сознанием, в чистом виде признаком присущим всем Homo sapiens. Как видно, данный термин является квинтэссенцией биопсихологических детерминант. В отличие от человека в отечественной психологии выделяли «личность» — как субъекта отношений и сознательной деятельности, носителя устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Как видно, термин «личность» является квинтэссенцией социально-психологических детерминант.

Термин «индивидуальность» в отечественной психологии обозначал совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность.

Как видно из анализа терминов, даже отечественная психология использовала дифференцированный подход в вопросе о структуре личности, базирующийся на доминировании биологического, социального и индивидуально-психологического факторов, формально, правда, всегда оговаривая доминанту социальной составляющей личности.

В споре между конституционалистами и инвайроменталистами большая часть исследователей заняла промежуточную позицию в рамках интеракционисткого подхода. Эти исследователи утверждали, что поведение человека должно рассматриваться как итог взаимодействия конституции и окружающей среды. Конституциональный фактор проявляется по-разному в разных условиях среды, а влияние среды будет давать различный эффект в зависимости от конституции данного человека.

Казалось бы, позиция инвайроменталистов убедительна, соответствует требованиям системного подхода к многоплановому феномену личности, однако так ли это?

Не отрицая идею взаимообусловленности сущего, тем не менее отметим, что описанное структурирование грозит уходом в эклектику, так как, «не умея фиксировать определенность отношений, в которых совершаются переходы противоположностей, страшась релятивизма и не желая быть односторонним, эклектик ищет спасение в формуле «и то и другое», как утверждал В.Н. Сагатовский.

Главная же проблема идеи интеракционизма в психологии заключается в том, что она противоречит принципу эволюционной специализации организма, не относить который к сфере психического нет никаких оснований. Суть названного принципа сводится к тому, что природа человека в его деятельности делает ставку на структуры наиболее развитые, как правило, за счет понижения эффективности всех остальных структур. Представляется, что компромисс в вопросе о биологической или социальной детерминации лишает исследователя преимуществ, характерных для этих подходов.

Содержательно почти все современные теории личности, пытаясь изначально уйти от признания значимости идеи конституционализма, все равно приходят к ней, хотя бы на уровне идей интеракционистского подхода. В чем же причина подобного нежелания признавать самодостаточность или хотя бы самостоятельность биологического фактора?

Нам подобная причина выглядит достаточно простой. Современное общество базируется на принципах гуманизма. Гуманистическая доктрина в своей идейной базе содержит установку на позитивизм человеческой природы. Вследствие базирования на этической материи, она недоказуема и неопровержима. Необходимо отметить, что гуманистическая доктрина в современном мире является наиболее признанной. Идея прав человека как некоей позитивной сущности пропагандируется европейской философией с 18 века, хотя справедливости ради отметим, что многие из отцов данной идеи пропагандировали ее только в своих работах, но не в личной жизни. Но это, конечно, частности.

Идея гуманизма бесконечно прекрасна, но ее реализация в форме даже доктринальных научных положений еще ожидает своих исследователей. Данная доктрина должна реализовываться в исследовательской практике, но, вероятно, её реализация должна происходить в форме локальных исследований, а не в форме обвала, которую мы наблюдаем с 20-х годов XX века.

Биологическая детерминанта очень плохо вписывается в гуманистическую концепцию, что делает её формально (но не фактически) отторгаемой большинством ученных. Значимость биологической детерминанты человеческого поведения ставит под сомнение центральное положение науки уголовного права, речь идет о свободе воли человека. В рамках биологических теорий положение о недоминантности сознательной сферы психики является одним из основных, что противоречит самой доктрине уголовного права. Именно это обстоятельство предопределяет крайне настороженное отношение большинства исследователей в области юридической психологии к биологическим теориям личности.

Учитывая сказанное, сформулируем ряд выводов:

· Выступая сложным образованием, психика человека не может регулироваться только биологическим, социальным или индивидуально-психологическим фактором.

· Комплексное детерминирование названными факторами неэффективно в силу несоответствия принципу эволюционной специализации.

· Преимущественная детерминация конкретным фактором может зависеть от психических особенностей отдельных групп лиц.

· Преимущественная детерминация конкретным фактором может зависеть от конкретной ситуации или сферы проявления психического.

· В системе детерминант один из факторов всегда доминирует.

· В зависимости от доминирования того или иного фактора для понимания психологической природы происходящего целесообразно использовать конкретную персонологическую теорию.

Рассмотрим наиболее характерные персонологические теории, объясняющие поведение личности действием конкретного фактора (биологического, социального или индивидуально-психологического).

Биологический подход в исследованиях личности наиболее ярко представлен современной психоаналитической теорией, которая была разработана З. Фрейдом в начале XX века. Понятно, что по происшествии столетия ряд положений был пересмотрен, что сделало это учение более гибким. В рамках юридической психологии целесообразно изучить только основы психоанализа, так как большинство прикладных методик базируются именно на данной теории.

Современный психоанализ перенял из концепции З. Фрейда два базовых положения.

Положение 1. Наша психика представляет из себя не целостное образование, а пусть и взаимосвязанные, но достаточно автономные психологические блоки. Сегодня выделяют четыре таких блока: «Я», «Сверх-Я», «Оно» и «Сверх-Оно». Оговоримся сразу, не все названные блоки изучены достаточно, поэтому мы ограничимся описанием только двух основных структурных конгломератов психики. По З. Фрейду, наше сознание состоит из бессознательного и сознательного.

Бессознательное представляет собой хранилище остатков инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Бессознательное «руководствуется» принципом целесообразности и рационализма и лишено эмоциональных переживаний. Не стоит воспринимать бессознательное как нечто примитивное и слабоорганизованное, дело обстоит как раз наоборот. Эволюционно бессознательное более древняя структура, поэтому крайне часто именно оно детерминирует человеческое поведение и восприятие. Основной принцип — принцип разрядки.

Сознание состоит: 1) из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени; 2) норм должного поведения неинстинктивного (социального) характера и социальных запретов. Сознание преломляет в себе выход бессознательного вовне. Не следует воспринимать сознательное только как ведомую конструкцию, ведь чаще всего именно оно определяет форму поведенческого акта, адаптируя под конкретную ситуацию внешнюю сторону поведения, диктуемого бессознательным. Основной принцип — принцип реальности.

Положение 2. Стабилизация психического напряжения, возникающего вследствие несовпадения векторов бессознательного и сознательного, достигается путем задействования механизмов неосознаваемой психической защиты. Ниже мы приводим классификацию механизмов психической защиты, несколько адаптированную под решение задач юридической психологии. К механизмам психической защиты (учитывая существующие терминологические несовпадения) целесообразно отнести:

· генерализацию (компенсацию) — выдвижение такой жизненной философии, которая бы преподносила недостатки лица как достоинства;

· рационализацию — выдвижение ложной аргументации, позволяющей не углубляться в анализ психотравмирующих обстоятельств;

· проекцию — перенос психического напряжения на объекты окружающей действительности, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне;

· сублимацию — перенос психического напряжения в социально одобряемую сферу;

· перенос (реактивное образование) — перенос психического напряжения на конкретных лиц, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне;

· отрицание — отказ воспринимать психотравмирующую информацию;

· забывание — отказ признавать психотравмирующую информацию;

· регрессию — возврат к детскому поведению как способу нереагирования на психотравмирующие обстоятельства;

· вытеснение — своеобразный сбой механизма трансформации психического напряжения, выражаемый в одномоментном неконтролируемом выходе информации из бессознательного.

Без сомнения современный психоанализ не ограничивается перечисленным, но как способ познания личности и в описанном объеме достаточно информативен и целесообразен.

Социальный подход в исследованиях личности наиболее ярко представлен современной бихевиористской теорией. Бихевиористская концепция была разработана Э. Торндайком в конце XIX века. Понятно, что по происшествии столетия ряд положений бихевиоризма, как и психоанализа, были пересмотрены, что также сделало это учение более гибким. В рамках юридической психологии целесообразно изучить только основы бихевиоризма, так как значительное количество прикладных методик базируются именно на данной теории.

Понимая многомерность психики, часть исследователей посчитали целесообразным не изучать столь сложный феномен, который может оказаться вообще категорией непознаваемой, и решили сосредоточиться на проявлении психического во вне, то есть на поведении. Отсюда и название направления — бихевиоризм. Уместно привести выражение одного из основателей бихевиоризма: «Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой, как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны или полезны. Кроме того, они опасны; они служат причиной для беспокойства».

Отметим, что ряд исследователей полагает, что бихевиоризм это теория конституционалистская, однако мы соглашаемся с Л. Хьеллом, который писал: «Уотсон делал упор на основных процессах обусловливания, основываясь на исходной предпосылке о том, что окружающая среда имеет определяющее значение в формировании поведения человека. В самом деле, исследование научения считают таким важным именно потому, что научение — психологический процесс, посредством которого окружающая среда формирует поведение».

Основная концептуальная идея бихевиоризма была озвучена Скиннером, который утверждал: «В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций. Он — не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой не обладает его генетическими данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же образом».

Бихевиористы полагают, что развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит от стимулов, поставляемых средой. В силу сказанного они полагали неактуальной идею возрастной периодизации, так как не допускали существование универсальных закономерностей развития в данный возрастной период. В качестве доказательств исследователи приводят результаты экспериментов, показывающие, что при целенаправленном обучении уже двухлетние дети получали навык чтения и письма. Основным выводом из этих опытов было положение о доминировании средового фактора и малозначительного фактора биогенетического.

Научение по мнению бихевиористов определяется эффективностью подкрепления приобретенного опыта. Такое научение было определено как оперантное научение.

По мнению одного из исследователей-бихевиористов суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое склонно не повторяться или подавляться.

Динамика приобретения и сохранения моделей оперантного поведения зависит от режима применяемого подкрепления. Под режимом подкрепления понимается вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Это называется режимом непрерывного подкрепления и, к сожалению, характерно разве только для начального периода научения, а научению социальному поведению свойственно нерегулярное подкрепление. В силу сказанного, бихевиоризм особо пристальное внимание уделял прерывистому режиму подкрепления, который имеет четыре основные разновидности.

· С постоянным соотношением. В данном режиме организм подкрепляется по наличию заранее определенного числа соответствующих реакций (сдельная зарплата). Этот режим является всеобщим в повседневной жизни и ему принадлежит значительная роль в контроле над поведением. Здесь обычно устанавливается чрезвычайно высокий оперантный уровень, так как чем чаще организм реагирует, тем большее подкрепление он получает.

· С постоянным интервалом. В данном режиме организм подкрепляется после того, как твердо установленный временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления (регулярная зарплата).

· С вариативным соотношением. В данном режиме организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций (игра в рулетку). При игре в казино презюмируется возможность выигрыша, но вероятность его достаточно условна. Однако большое количество попыток предопределяет субъективное психологическое ожидание скорого выигрыша как естественной формы ожидаемого подкрепления.

· С вариативным интервалом. В этом режиме организм получает подкрепление после того, как проходит неопределенный временной интервал (процесс научного познания или опредмеченной творческой деятельности). Подобно ранее рассмотренному режиму, когда подкрепление наступает после того, как твердо установленный временной интервал проходит с момента предыдущего подкрепления, рассматриваемый режим характеризуется подкреплением, определяемым временным фактором. Однако этот временной фактор вариативен в определенных пределах. При рассматриваемом режиме подкрепления организм стремится установить постоянную скорость реагирования.

Бихевиористы установили, что оптимальность режима подкрепления может быть детерминирована как вознаграждением, так и наказанием. Как вознаграждение, так и наказание могут быть реализованы двумя способами. Вознаграждение усиливает реакцию; наказание — ослабляет ее.

Не стоит воспринимать бихевиоризм как механическую персонологическую теорию. Бихевиористы полагают, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, что каждый человек проходит только ему свойственную науку научения и маловероятно, что всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы. Возможные вариации с точки зрения бихевиоризма в количественном аспекте неограниченны.

Концепция бихевиоризма как связующее звено между человеком и средой его обитания, в той или иной степени, нашла отображение во многих персонологических теориях. Это произошло прежде всего, из-за мощнейшего экспериментального подтверждения положений этой теории. Действительно нет больше направлений в персонологии, которые характеризовались бы таким громадным количеством экспериментальных исследований, их эвристической ценностью и научной состоятельностью.

В завершение вспомним об историческом парадоксе — бихевиоризм по признанию самих бихевиористов зародился в нашей стране в трудах В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и И.М. Сеченова и одновременно с этим нигде он не был отторгаем настолько, насколько он отторгался советской и частично современной российской психологической наукой.

Индивидуально-психологический подход в исследованиях личности представлен в достаточно незначительном количестве персонологических теорий, а его возникновение относят к середине XX века.

Действительно, если ученные до сих пор спорят о приоритете и роли биологического и социального факторов в становлении личности, то можно представить, каков уровень научных познаний в области более сложных феноменов.

Пусть поведение в определенной степени детерминировано биологическими факторами, что свидетельствует о том, что человек всего лишь игрушка генов, случайность, ценность которая им самим не определяется. Пусть поведение в определенной степени детерминировано социальными факторами, что свидетельствует о том, что человек всего лишь игрушка обстоятельств, возникшая в силу совпадения определенных социальных детерминант (семьи, школы, окружения). Но где же человек, как самодостаточная ценность, как нечто, действительно уникальное, как сущность, созданая самим человеком, а не совокупностью случайностей? Необходимость в ответах на данные вопросы привела к возникновению индивидуально-психологического подхода к личности.

Оговоримся сразу, данное направление весьма гипотетично и в научном плане состоятельно в гораздо меньшей степени, чем остальные, пусть идеи, в нем содержащиеся, достаточно спорны, но это направление в максимальной степени ориентировано на получение ответов на вопросы «Что же такое человек и в чем смысл его существования?».

Один из ярких представителей этого направления А. Маслоу говорил: «Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажду прекрасного (и другие способы выражения стремления «вверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию».

А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и в той или иной степени стремятся к нему. Однако отметим, что даже такой политкорректный исследователь, как А. Маслоу, полагал, что только некоторые — как правило, одаренные — люди реализуют потребность в самоактуализации. Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не понимают целесообразности психического развития в рамках самосовершенствования. Им мешает страх успеха (комплекс Ионы), который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию.

Необходимо отметить, что самосовершенстванию личностью препятствуют социальные стереотипы, полоролевые модели поведения и культурно-национальные штампы. Д. Зиглер говорит, что «людям требуется «благоприятное» общество, в котором они могли бы наиболее полно раскрыть свои человеческие возможности. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида».

Понимание своей самоценности на этапе реализации потребности в самоактуализации невозможно без противостояния «террору среды». Подобное понимание на практике выражается в разработке собственной этической системы.

Процесс самоактуализации чрезвычайно сложен, и мы видим движущими силами его не реализацию лица в какой-либо деятельности (подобная реализация — индикатор процесса самоактуализации), предполагающей полное задействование потенциала лица. По нашему мнению, самоактуализация является результатом создания человеком собственной этической концепции. «Будем хорошо мыслить, вот основной принцип морали», — говорил Р. Декарт. Социальные нормы, локализованные на сознательном уровне психики, вызывают напряжение в бессознательном в силу своей чужеродности (именно чужеродности, а не ложности и неадекватности). Редко кто может внятно объяснить, не задействуя такой психологический механизм защиты, как рационализация, почему нельзя совершать неэтические поступки. Процесс самоактуализации позволяет понизить чужеродность социальных запретов и предписаний ввиду индивидуального осознания правоты этических канонов, тем самым понижая напряжение в бессознательном и направляя психическую энергию сдерживания последнего в сферу сознательного, оптимизируя его.

Может возникнуть вопрос, зачем в рамках нашего исследования мы рассматриваем вопрос, ответ на который в течение жизни получают немногие лица, вопрос о самоактуализации? По данным А. Маслоу самоактуализация достигается менее чем в одном проценте случаев в популяции англосаксонского типа. Какова вероятность реализации (наличие рассматриваемой потребности характерно для каждого человека) данной потребности у осужденного, лица, оказавшегося в криминальной ситуации слабее её обстоятельств?

В истории криминалистической науки имя основателя французской криминальной полиции (Сюртэ) Эжена Франсуа Видока стоит особняком. Бывший заключенный, возглавивший тайную полицию и зачисливший в штат своего отдела два десятка бывших заключенных, за годы своей деятельности (1810—1833) обезвредил громадное количество преступников (только за один год более восьмисот), ликвидировал притоны в Париже, создал картотеку примерно на 5 миллионов преступников, разработал теоретические основы агентурной деятельности и внедрил их в практику, сформировал у сыщиков установку на использование достижений науки в процессе расследования преступлений. История Видока яркий пример самоактуализации осужденного, нашедшего способ стать тем, кем он мог стать, история изменения человека вследствие изменения сферы деятельности.

В юридической психологии целесообразность изучения личности в рамках индивидуально-психологического подхода диктуется двумя факторами:

· для возможного противодействия актуализированному противнику;

· для оптимизации психического потенциала работников юридических специальностей.

Правосознание: психологическая природа и сущность

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему праву. Само существование правовых явлений неразрывно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не будут осознанны человеком и не станут руководством к действию, точнее к правопослушному поведению.

Структурно правосознание делится:

· на знание содержания, целей и задач правовых предписаний,

· субъективное отношение к правовым нормам,

· готовность руководствоваться правовыми нормами.

Не следует путать конформность как свойство характера и добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности.

Ряд исследователей выделяют следующие разновидности правосознания:

· индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида);

· групповое — отношение к праву различных малых социальных групп и коллективов;

· корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв;

· массовое — правосознание значительных по объему общностей людей;

· общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Оговоримся, целесообразность данной классификации носит скорее идеологический характер. Действительно разве можно охарактеризовать как нечто целостное правосознание всего общества, стратифицированного и предельно неоднородного. Конечно же, это утопия.

Что касается правосознания группового, корпоративного и массового, то представляется затруднительным изучать названные феномены посредством использования психологических знаний. Общие выводы об особенностях данных разновидностей правосознания, вероятно, и возможны, но необходимо помнить, что наиболее эффективно психологическая наука изучает отдельного человека во всей уникальной совокупности его психических проявлений. Изучение достаточно аморфного по своему содержанию образования целесообразно посредством методов такой области знания, как философия или теория государства и права.

Структура правосознания традиционно включает в себя следующие смысловые блоки:

· Правовую идеологию (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

· Правовую психологию (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания. Отметим, что более точным будет название «Психологическая идентификация с правом».

· Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т.д.

· Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

· Волевой потенциал индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек принимает решения, определяющие правомерность или неправомерность его поведения).

Таким образом, основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, принятие их и руководство ими.

Правосознание — это отношение людей к существующим и вновь принятым законам. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто высокий уровень правосознания переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения этических категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и т.д.

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь в некоторой степени может проявляться как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что правосознание пусть в незначительной степени но вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.

Определяющее значение правосознания выражается в соблюдении правовых предписаний. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению их уровня. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания каждого члена общества.

Выделяют несколько уровней правосознания. Прежде чем раскрыть их, вспомним, что основными структурными элементами правосознания выступают знание правовых предписаний, личностное принятие их и руководство ими. Основным системообразующим элементом выступает принятие предписаний (минимальные познания в области права есть у каждого, а факт принятия предопределяет руководство правовыми предписаниями в процессе деятельности). Принятие правовых предписаний очень сложное, многогранное образование. Причины принятия, а следовательно и природа правосознания неоднородны.

Лица, характеризующиеся доминированием биологического фактора, склонны к правопослушному поведению в силу страха перед наказанием. Страх как детерминанта поведения характерен для многих сфер человеческой деятельности, но в теории правосознания почему-то исследователи пытаются обойти стороной эту важную составляющую феномена правосознания.

Лица, характеризующиеся доминированием социального фактора, склонны к правопослушному поведению в силу привычки, ролевого стереотипа как следствия прочно закрепленной в сознании в процессе воспитания модели должного поведения. Представляется, что данная группа выступает наиболее многочисленной, но, к сожалению, достаточно инертной в плане отношения к правовым новациям.

Лица, характеризующиеся доминированием индивидуально-психологического фактора склонны к правопослушному поведению в силу глубинного осознания правильности и необходимости данного поведения, базирующегося к тому же на достаточном знании и понимании буквы и духа закона. Проблемой выступает, то, что оптимальная модель правосознания в сознании этих лиц тесно связана с идеей справедливости или идеей целесообразности модификации всего общества в рамках достаточно агрессивной социальной модели. Таких представителей немного, о чем говорилось на прошлой лекции, и они в стабильном обществе базовые социальные тенденции не контролируют.

Возвращаясь к уровням правосознания, традиционно выделяем обыденное, профессиональное и научное правосознание.

Первый уровень представлен обыденным правосознанием. Этот уровень свойствен значительной части общества, он формируется на базе повседневного опыта граждан. Для людей с этими уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, в которых, как правило, правовые воззрения точно переплетаются с нравственными представлениями. Обыденное правосознание складывается в процессе семейного воспитания, под влиянием государственной пропаганды и идеологической обработки граждан. Оно стихийно формируется под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание — это отношение к праву, оценка правовых норм на уровне бытовой логики, соответствия правовых предписаний положениям морали и принципу справедливости. Именно обыденное правосознание — идеальный объект психологического изучения.

Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосознания должно быть уделено особое внимание в современных условиях. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Несколько неактуально изучение профессионального правосознания в юридической психологии, потому что единственное, пожалуй, что в нем есть психологического, это элемент обладания определенным объёмом информации. Отношение же к этой информации, его генезис и особенности ничем не отличаются от отношения к правовым предписаниям представителей первой группы.

Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Научное правосознание — это попытка совместить идеологическую компоненту пропаганды законопослушного поведения и реальное знание о процессах правопослушного поведения. Принято считать, что научное правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и социальных исследований социально-правовой действительности. В идеале именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Научное правосознание ориентировано, в том числе, на научное и околонаучное развенчивание идей «отмирания» права, правового нигилизма, представлений о законе как воле государства и т.д.

Природа потребностей человека. Структура потребностей

Решение проблемы воздействия на личность включает в себя ряд последовательных исследовательских этапов. Первый вопрос, на который необходимо ответить исследователю, будет звучать так: каково по природе то фундаментальное образование, которое обуславливает деятельностную область существования человека, которое детерминирует динамическое равновесие как результат, образующийся в системе, способной функционировать во внешней реальности.

Научным инструментарием, позволяющим ответить на поставленный выше вопрос, выступает учение о потребностях человека, которое может быть локализовано в рамках двух исследовательских парадигм.

Парадигма первая. Существование человека по природе своей подчиняется законом гомеостаза, т.е. детерминируется необходимостью уменьшения напряжения и сохранения состояния внутреннего психофизиологического равновесия. Подкрепление, которое человек получает извне, уменьшает силу начального побудительного фактора, подкрепление, соответствующее побудительному фактору, нивелирует необходимость организма в дополнении. Современный уровень развития человека объясняется заложенным стремлением к равновесию, вытекающим из реализованной возможности сохранять состояние внутреннего равновесия путем снижения напряжения побудительного мотива.

Парадигма вторая. Существование человека по природе своей подчиняется законам гетеростаза, т.е. детерминируется необходимостью поддержания определенного повышенного напряжения, которое, в свою очередь, является адаптационной формой проявления психического. В отличие от гомеостатической парадигмы, здесь адаптационная форма акцентирована в эволюционной плоскости существования. Современный уровень развития человека объясняется заложенным стремлением к совершенству, к применению более оптимальных форм функционирования психического, нежели чем подобное предусмотрено логикой существования животного мира.

Адаптация — необходимый признак эволюции как процесса развития жизни на Земле. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина показала, что в процессе эволюции выживают самые сильные, ловкие, выносливые особи — лучшие среди себе подобных. Следовательно, сам инстинкт жизни предопределяет стремление индивида к улучшению, усовершенствованию своих способностей. Такое усовершенствование происходит в процессе деятельности, в ходе которой человек осваивает новые формы взаимодействия с окружающей средой, следствием чего является накопленный им опыт, которым он (человек) впоследствии руководствуется, осуществляя свое поведение. Соответственно, подобные способы адаптации направлены в определенной степени на стимуляцию побудительного мотива.

Положение гомеостаза - гетеростаза определяет природу континуума, в котором существуют потребности человека. «Потребность — есть состояние человека, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его». Подобное определение природы потребности в своей основе имеет понимание того, что живая система сама по себе не способна поддерживать свое внутреннее равновесие и не способна к эволюции, если она, в свою очередь, не является субэлементом системы, в содержание которой входит как сама живая система, так и условия реальности, в которой она существует.

В рамках научного исследования комплекс потребностей человека не может выступать в качестве некоего аморфного, неструктурированного образования, ибо в противном случае пропадает предметность научного исследования.

Наиболее известным и признанным в мировой психологической науке является иерархическое структурирование потребностей по принципу приоритета, предложенное американским психологом А. Маслоу. Система потребностей, предложенная им, включает в себя ряд структурных потребностных блоков, природа которых детерминирована друг другом. В основе предложенной модели потребностей лежит положение о том, что возникновение очередной потребности и формирование условий ее реализации могут произойти, если базовая по отношению к ней потребность существует и в той или иной степени реализована. Структурные блоки модели представлены (сверху вниз по их производности): потребностями развития (самоактуализация); потребностями уважения; потребностями любви; потребностями принадлежности; потребностями безопасности; потребностями существования.

Концепция гомеостаза (целевого сохранения стабильности системы «человек») не может быть использована применительно ко всем видам потребностей. Так, исходя из концепции гомеостаза, композитор, написавший прекрасную музыку, не станет работать над новым произведением, сохраняя наслаждение от уже созданного; человек не станет модифицировать отношения любви, т.к. уровень ответной симпатии его удовлетворяет. В первом случае человек «умрет» как творец, во втором случае отношения любви, не подлежащие трансформации во времени, перестанут удовлетворять участников этих отношений.

Концепция гетеростаза также не может распространяться на все потребности. Так, маловероятно, что голодный человек сохранит свою психическую целостность, вызывая у себя дополнительное подкрепление извне (т.е. не принимая еды). То же относится к потребностям безопасности, существующим у человека.

Вывод, который следует сделать из сказанного, можно сформулировать следующим образом. Тенденция к гомеостатическому состоянию человека сильно проявляется и наиболее характерна для базовых потребностей, лежащих в основе иерархии потребностей, и снижается применительно к потребностям более высокого уровня. Соответственно тенденция к гетеростатическому состоянию человека в максимальной форме проявляется на потребностях высокого уровня, понижаясь в значимости применительно к потребностям базовым.

 

 

Вывод выражается в том, что человек не всё время стремится к росту. Часть своего существования обязательно включает уменьшение внутреннего напряжения, а следовательно, необходимо определить четкую стратегию воздействия на потребности лица. Данная стратегия должна учитывать, что дефицитарные (неудовлетворенные) потребности ориентируют рассматриваемое лицо на функционирование в рамках гомеостатического механизма, который не предполагает эволюционного развития сферы потребностей человека, а следовательно, и неадекватности совершенного преступления, и осознания вины соответственно. Более детально данную взаимосвязь мы рассмотрим в следующих разделах.

Исследователями давно выделены два уровня потребностей: витальные В-потребности (потребность в самоактуализации, уважении, любви, принадлежности) и бытийные Б-потребности (потребность в безопасности и существовании).

Именно витальные потребности подчинены принципу гомеостаза. Удовлетворенность В-потребностей является базовым условием для формирования потребностей социального и личностного уровней. Удовлетворение В-потребностей определяет качественное изменение потребностей человека, определяя переход сущностной природы потребностей от доминанты гомеостатического фактора к доминанте гетеростатического фактора.

В системе ценности человека существуют ценности категориального характера, т.е. не сводимые к чему-то более высокому. А. Маслоу к Б-потребностям относит потребности, базирующиеся на таких ценностях, как истина, красота, добро древних, совершенство, простота и ряд других. Оговоримся сразу, что используя термин «метапотребности», А. Маслоу локализует их в границах потребностей к самоактуализации — высшей потребности человека. Мы полагаем, что в том или ином виде метапотребности характерны для всех Б-потребностей. Действительно, разве потребность в любви не сопутствует потребности в красоте, а потребность самоуважения — в потребности совершенства и всесторонности. Конечно, в максимальной степени, они проявляются в потребности самоактуализации человека, одним из результатов которой является личностное принятие этических норм. Здесь принятие как понятийное образование противостоит пониманию, выражающемуся в тенденции неосмысленного копирования социальных установок общества, которое результатом имеет желание обойти нормы этики и морали (а в нашем случае и права), ссылаясь на ситуационные катаклизмы.

В свое время К.Г. Юнг говорил, что понимание сущностной природы человека детерминируется помимо и прежде всего готовностью человека к подобному пониманию. Все люди потенциально готовы к психологическому совершенствованию, однако в силу различных обстоятельств подобная потенциальная готовность не превращается в объективно реальную.

Психологическая структура личности. Структурная концепция А.Г. Ковалёва

Нет сомнений, что личность — образование целостное, однако исследования личности в юридической психологии должны быть ориентированы на элементалистский подход. Элементализм — позиция в персонологии, согласно которой личность может быть объяснена только путем исследования каждого фундаментального аспекта поведения отдельно, независимо от остальных. В противовес элементализму сторонники холистского подхода считают, что поведение человека можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого. Если взять наиболее типичных представителей холистского подхода (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, Г. Олпорт, Д. Келли, А. Маслоу), то можно констатировать слабую эмпирическую подтверждаемость теоретических построений этой группы исследователей, что не характерно для теорий сторонников элементалистского подхода (Р. Кеттел, Г. Айзенк, Б. Скинер, А. Бандура, Д. Роттер). Возможно, когда-нибудь будет создана холистская теория, которая будет впоследствии плодотворно исследована и эмпирически подтверждена, однако до этого момента следует пользоваться теориями пусть и не столь «красивыми», как холистские, но реализуемыми в сфере практической, — теориями элементалистскими.

Сегодня юридической психологией набран достаточный исходный эмпирический материал, и, как следствие возникает необходимость в его структурировании. Неудивительно, что в отечественной юридической психологии стали встречаться высказывания о целесообразности структурирования как обязательного элемента современных исследований. Вот пример подобного высказывания А.Ф. Зелинского.

«Структура личности — это прежде всего психологическое понятие. Никто, вероятно, не сомневается в том, что всякая личность, в том числе и личность преступника, представляет собой самоуправляемую биосоциальную систему высочайшей сложности и что элементы (подструктуры) личности взаимодействуют между собой на психологическом уровне. Но когда высказывается мнение о том, что структура личности преступника состоит из социально-демографических признаков (пол, возраст, род занятий и пр.), общественной деятельности (партийная принадлежность, членство в профсоюзе), нравственных свойств (добрый, злой, скупой, щедрый и т.п.) и иных особенностей характера, то трудно избавиться от впечатления, что это лишь перечень разноплановых свойств людей, как грешников, так и праведников, а структурного в нем ничего нет».

Несмотря на свою гипотетическую природу, хотя любые размышления о психике в целом весьма гипотетичны, структурные концепции продолжают оставаться основным признаком любой теории личности. Стабильные характеристики личности, принятые за точку отчета, в структурных концепциях выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики.

Л. Хьелл и Д. Зиглер описывают три пути решения проблемы структурирования личностных характеристик.

· Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это концепция черт личности. Личностная черта анализируется как достаточно устойчивое образование психики, предопределяющее ограниченный выбор поведенческих реакций в конкретной жизненной ситуации. Можно проследить аналогию с житейскими определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк выступают ведущими авторитетами в области изучения черт личности. Названные исследователи полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, детерминирующих особенности поведения.

· Иным примером структурных концепций личности выступает концепция типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей уникальную психологическую конструкцию, имеющую четко очерченные границы. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Так как обычно человек склонен к ограниченному количеству ролевых позиций и жизненных сценариев, их описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, К. Юнг утверждал, что люди делятся на две группы: интровертов и экстравертов. Позже мы осветим еще одну оригинальную типовую концепцию акцентуаций характера.

· Наиболее сложной разновидностью структурной концепции выступают модели личности, включающие ряд функциональных структурных элементов. Так, предложенное З. Фрейдом разделение психики личности на три уровня — «Оно», «Я» и «Сверх-Я» служит иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и её организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить структурная концепция А.Г. Ковалева.

В отечественной психологической науке структурная концепция А.Г. Ковалева признана наиболее научно состоятельной, поэтому целесообразно кратко рассмотреть её содержание.

Структура личности, полагает А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей.

· Под психическими процессами следует понимать отдельные кратковременные проявления психической деятельности человека, изучаемые в динамике и условно вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования.

· Психическое состояние — это отдельное проявление психической деятельности человека, изучаемое в статике и условно вычленяемое в качестве относительно изолированного объекта исследования.

· Психическое свойство — это категория, указывающая на устойчивое психическое проявление, характерное для индивида, преобладающее в его психической деятельности, закрепленное в структуре личности.

Взаимосвязь данных психических элементов наблюдается в процессе генезиса психологического свойства. Психические процессы, достигающие определенной силы, являются причиной возникновения определенного психического состояния — в свою очередь, психические состояния, повторяясь достаточно часто, формируют то или иное психологическое свойство.

Любая исследовательская школа на определенном этапе исследований встает перед проблемой структурирования психологически значимых компонентов в целях создания динамической модели личности. Вопрос о структуре личности, о функциональных связях её элементов выступает индикатором эффективности научно-исследовательских попыток познания человека.

Основные понятия темы

Психика, сознание, правосознание, психические процессы, психические состояния, психические свойства, характер, темперамент, человек, личность, индивидуальность, сознательное, бессознательное, механизм психической защиты, сублимация, перенос, вытеснение, проекция, генерализация, регрессия, забывание, отрицание, научение, подражание, самоактуализация.

Литература

1. Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).

2. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. — М., 1981.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). — Казань, 2003.

5. Основные направления персонологии в классических трудах. Бихевиоризм. — М., 1998.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1985.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

8. Симонов П.В., Ершов П.Н. Темперамент, характер, личность. — М., 1984.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

10. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию природы правосознания.

2. Каковы причины появления в персонологии биологических, социальных и индивидуально-психологических теорий?

3. Определите сферу использования биологических теорий личности при решении задач, стоящих перед юридической психологией.

4. Определите сферу использования социальных теорий личности при решении задач, стоящих перед юридической психологией.

5. Определите сферу использования индивидуально-психо­логических теорий личности при решении задач, стоящих перед юридической психологией.

6. Охарактеризуйте схему взаимодействия между биологическим, социальным и индивидуально-психологическим факторами в жизнедеятельности человека.

7. Чем обусловлено различие направленности (гомеостатическое и гетеростатическое) различных потребностей человека?

 

 

Тема 3. Личность, деятельность и поведение — как объекты исследования в общей и юридической психологии

 

1. Понятие, виды и структура деятельности. Соотношение понятий активности, деятельности и поведения.

2. Понятие динамического стереотипа и установки. Разграничение понятий «знание», «умение», «навык» и «привычка».

3. Направленность личности.

· Потребности, интересы и чувства.

· Мотивация поведения личности.

· Понятие направленности.

4. Классификационная модель К. Юнга

Соотношение понятий активности, поведения, деятельности

В отечественной психологии понятие «активность» раскрывается через понятие живой и неживой активности. Любые формы материи обладают качеством движения, в т.ч. изменения, развития, отражения. Отражение — это способность отвечать на воздействие. Биологическая форма движения материи (жизнь) — новая ступень развития материи.

Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство материи — саморегулирование.Например, одноклеточные организмы обнаруживают раздражимость к веществам, необходимым для поддержания жизни, и остаются индифферентны к веществам нейтральным. Выражение внешних воздействий живых организмов зависит не только от силы и характера этих воздействий, но также и от внутреннего состояния организма.

Активность — это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования, поддержания жизненно важных связей с окружающим миром. По мнению Ф. Энгельса: активность — это присущая только живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Источником активности живого существа является комплекс его потребностей. Потребность — это составная живого существа, выражающая его зависимость от конкретных условий его существования, порождающая активность по отношению к этим условиям.

У животных, в отличие от растений, возникает новый вид раздражимости — чувствительность. Переход от раздражимости к чувствительности связан с изменением образа жизни.

У высокоразвитых животных чувствительность развивается и формируется в органах чувств, в дальнейшем развивается и возникает ЦНС. В целом для животных характерно активное ориентирование во внешней среде и образование временных и более устойчивых связей или условных рефлексов на сочетание различных раздражителей с присущим для животных активным ориентированием во внешней среде.

Поведение — это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью.

Для животных, особенно для низших, характерны формы поведения, обусловленные инстинктивной памятью, проявляющейся в безусловных рефлексах, инстинктах. Инстинкты — это врожденные оптимальные формы реагирования на окружающие условия среды.

Инстинкты приобретают цепной характер, наследственно вызывая серию приспособленных реакций. Внешне инстинктивное поведение порой может быть не совсем целесообразным, но инстинктивные формы поведения строго ориентированы на определенные внешние условия и теряют свою внешнюю целесообразность, как только исходные условия подвергаются изменениям; они носят стереотипный характер. Принято считать, что инстинктивное поведение животных с изменением среды не изменяется. Условные инстинктивные связи хотя и образуются, но лишь эпизодически, в рамках инстинктивной программы поведения.

У высших животных на первый план выступают новые формы поведения, которые определяются большим количеством условных нервных связей, которые имеют условно-рефлектор­ную природу. Высшие животные начинают воспринимать и анализиров








Date: 2015-05-04; view: 226; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.046 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию