Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Психологическая характеристика следователя и следственной деятельности 5 page





Вслед за Н.Н. Ланге целесообразно выделять следующие основные подходы к проблеме природы внимания.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория указывает на зависимость внимания от личностной значимости наблюдаемого объекта.

4. Внимание как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

Внимание как психологическое образование характеризуется рядом свойств, таких, как концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение.

Концентрация внимания — способность к удержанию внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём внимания. Так как человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать ограниченное количество однородных предметов, поэтому можно говорить об объёме внимания. Объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны в пространстве бессистемно, объем внимания колеблется от 5 до 7 (Миллеровская семерка) ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то, объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5±2.

Устойчивость внимания — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях, открывая возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость внимания — сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Распределение внимания — субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя контроль за их выполнением.

В силу того, что существует несколько видов внимания, порой человеку необходимо долго концентрироваться на объекте, а порой это происходит помимо его воли. Сказанное детерминировано наличием двух (некоторые выделяют три, но для рассматриваемой темы это непринципиально) видов внимания.

Произвольное внимание — внимание, избирательная направленность которого характеризуется задействованием волевых психических процессов. Уровень развития и объект на котором оно сосредоточено, характеризует не только направленность интересов человека, но и его индивидуально-психологические характеристики.

Для произвольного внимания крайне значимы внешние условия обстановки, в которой оно проявляется. Трудно задействовать данный тип внимания в обстановке переизбытка информационных сигналов, сенсорных раздражителей. Однако если подобное задействование необходимо, так как нельзя изменить обстановку, возможно, методики абстрагирования смогут нейтрализовать сенсорный переизбыток.

Дополнительные раздражители могут порой способствовать концентрации внимания. Это объясняется тем, что в момент существования в центральной нервной системе доминирующего возбуждения попутные (обязательно более слабые по интенсивности) раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, укрепляют доминанту.

В контексте изучения проявления феномена внимания во время производства осмотра места происшествия отметим ряд особенностей механизма внимания. Механизм осознанного внимания достаточно энергозатратен. Падение уровня внимания в ходе производства рассматриваемого следственного действия является объективной закономерностью. Чтобы не допустить резкого падения уровня внимания или хотя бы контролировать его падение, разработаны способы оптимизации осознанного внимания, реализованные в поисковых методиках.

В целях поддержания осознанного внимания на необходимом уровне необходимо обратить особое внимание на планирование перерывов в процессе поиска. Данные перерывы делятся на две разновидности, содержание которых установлено экспериментальным путем.

· Кратковременные перерывы. Проводятся через 15—20 минут поиска. Длительность перерыва 7—10 минут. Во время проведения кратковременных перерывов целесообразна смена деятельности на коммуникативную. Содержание разговоров не должно затрагивать процесс поиска (если нет тактической целесообразности в обратном). Разговоры должны быть отличны от поисковой деятельности.

· Долговременные перерывы. Проводятся через 30—40 минут поиска. Длительность перерыва примерно 20 минут. Во время проведения долговременных перерывов целесообразна смена деятельности на коммуникативную, а главное — смена обстановки. Содержание разговоров не должно затрагивать процесс поиска (если нет тактической целесообразности в обратном). Темы разговоров должны быть отличны от поисковой деятельности.

На первый взгляд может показаться, что периодичность и длительность перерывов превышает целесообразную, однако если не руководствоваться подобным хронометражем, возможна ситуация активных поисковых мероприятий при отсутствии необходимого уровня психической активности.

Непроизвольное внимание — внимание, избирательная направленность которого не характеризуется задействованием волевых психических процессов. Уровень развития и объект, на котором оно сосредоточено, характеризует не просто направленность интересов человека, а отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся актуальными для него. Непроизвольное внимание иногда называют неосознанным в силу того, что причины концентрации внимания лежат в бессознательной сфере человека, в основном, конечно, подчиняясь такому психическому механизму защиты, как проекция.

Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет интенсивность и сила раздражителя.

Применительно к проведению осмотра места происшествия феномен непроизвольного внимания целесообразно изучать в целях вероятного моделирования деятельности преступника и последующего анализа его деятельности. Отметим одну особенность непроизвольного внимания — в ситуации сильного стресса, когда происходит сужение познавательных возможностей личности, непроизвольное внимание выступает как основное. Преступление это всегда стресс для преступника. Направление отхода с места преступления, сокрытие следов преступления и многие иные моменты осуществляются при использовании преимущественно неосознанного внимания. На понимании данной особенности построена методика анализа аномалий. Выделяют три основных типа аномалий.

· Аномалия цвета. В ситуации стресса мы неосознанно фиксируем внимание на объектах, выделяющихся своим цветом из окружающей обстановки. К ориентации на аномалию цвета в большей степени склонны несовершеннолетние лица и лица с нарушенным зрением.

· Аномалия плотности. В ситуации стресса мы неосознанно фиксируем внимание также на областях пространства, выделяющихся плотностью насыщенности по сравнению с окружающей обстановкой в целом. К ориентации на повышенную аномалию плотности в большей степени склонны лица, условия проживания которых характеризуются значительной областью контролируемого пространства. К ориентации на пониженную аномалию плотности в большей степени склонны лица, условия проживания которых характеризуются небольшой областью контролируемого пространства.

· Аномалия объекта. В ситуации стресса мы неосознанно фиксируем внимание также на конкретных объектах, выделяющихся степенью характерности по сравнению с окружающей обстановкой в целом. К ориентации на аномалию объекта склонны лица, для которых данный объект является привычным, что обусловлено личностными свойствами, профессиональными качествами и характерными для лица интересами.

В процессе проведения осмотра места происшествия участки аномалий необходимо фиксировать в целях повышения внимания при проведении поисковых мероприятий на данном участке.

Организационная деятельность следователя в процессе проведения осмотра места происшествия: психологические аспекты.

Основным принципом организации деятельности следователя при проведении осмотра места происшествия является единое руководство осмотром.При осмотре места происшествия, помимо следователя, в нем принимают участие оперативные работники, эксперты, специалисты. При производстве осмотра группой работников должно быть единое руководство осмотром, чтобы избежать несогласованных действий, могущих привести к порче следов и изменению положения и состояния тех или иных объектов. Следователь планирует осмотр, распределяет обязанности между его участниками, определяет границы территории, подлежащей осмотру, и направление движения. Группа работает эффективно в тех случаях, когда имеется аналитико-координа­ционный центр, выполняющий задачи координации действия участников осмотра, анализа целесообразности их действий, но лишь в определенных пределах, так как присутствующие при осмотре места происшествия лица в отношении совершения определенных действий могут знать гораздо больше самого следователя. Поэтому следователь осуществляет не детальную, а общую координацию действий.

Есть еще одна причина целесообразности недопущения анархии при проведении осмотра места происшествия. Дело в том, что этический и интеллектуальный потенциал группы равен не сумме этической и интеллектуальной составляющих её участников, а стремится к потенциалу наименее развитого члена группы.

Одним из важных этапов реализации организационной функция является руководство принятием решения группы по стратегии осмотра.

Какой бы психически многогранной личностью не был бы следователь, психотипологические ограничения не предполагают эффективной реализации во всех областях профессиональной деятельности. Выходом из этой ситуации будут усилия по привлечению познавательных возможностей остальных участников осмотра к обсуждению стратегической линии поиска. Подобное привлечение целесообразно в рамках использования методики мозгового штурма, состоящей из двух этапов.

На первом этапе генерируются идеи, которые оптимизируют процесс поиска и направлены на уяснения исходной информации и моделирование преступного события. Отметим, что на данном этапе запрещено критиковать предложения участников обсуждения. В силу этого возможно даже исключение из процесса выдвижений идей лиц, способных только к критике (как правило, это свидетельствует о наличии ряда неосознаваемых психических проблем).

На втором этапе происходит анализ выдвинутых версий. Отметим, что если особенности характера следователя предполагают авторитарный тип реагирования в межличностном общении, то целесообразно проводить анализ ранее выдвинутых идей в одиночку, если же следователю свойственны такие характеристики, как корректность и тактичность, то рациональность выдвинутых идей лучше обсуждать коллективно.

Важной составляющей процесса координации поисковой деятельности в процессе осмотра является отслеживание усталости работников, проводящих непосредственный осмотр. Для отслеживания изменений состояния ищущих необходимо знание поведенческих признаков, свидетельствующих об усталости в процессе поисковой деятельности. К ним относятся следующие:

· Динамика перемещения оперативных работников перестает быть стабильной (например, походка, передвижение: медленно — быстро — медленно — быстро).

· Участники осмотра перестают передвигаться по прямой линии, а начинают перемещаться по зигзагообразной.

· Участники осмотра пытаются вступить в общение, задавая нелогичные вопросы (вопросы типа «Нашел?», будто если кто-то найдет что-нибудь информативное, он об этом промолчит и будет делать вид, что ищет), делая попытки завязать разговор.

· Участники осмотра при поиске нарушают определенные следователем границы поисковых секторов.

· Участники осмотра часто отвлекаются от поиска, например устраивая перекуры.

Следователю необходимо помнить, что участники осмотра будут раздражены его замечаниями о недостатках поисковой работы тем больше, чем сильнее они устали.

Вероятно, утверждение, что недостаточная организация осмотра места происшествия будет с высокой степенью вероятности причиной его неудачности, не будет преувеличением.

Поисковая деятельность следователя в процессе проведения осмотра места происшествия: психологические аспекты.

В целях недопущения хаотичной поисковой деятельности разработаны жесткие алгоритмы упорядочивания процесса осмотра, в зависимости от осматриваемого пространства. Несмотря на то, что данные алгоритмы традиционно рассматриваются криминалистической наукой, лишенные психологического обоснования и содержания они превращаются в маломотивированные инструкции.

Выделяют концентрический, эксцентрический и фронтальный методы поиска.

Эксцентрический метод поиска. Данный метод поиска характеризуется направленностью поисковых действий от центра к периферии. Метод используется в случае, когда на месте преступления существует явно выраженная локализация следов, специфические точки отсчета (убийство — труп, кража — взломанная дверь, ДТП — поврежденный автотранспорт, террористический акт — воронка взрыва).

Преимущества эксцентрического метода вытекают из наличия отправной точки (области максимальной локализации следов преступления) для поиска. Сознание человека при решении познавательных задач преимущественно ориентировано на функционирование в условиях, которые включают исходное начало как исходную точку в решении познавательных задач. Основные ресурсы внимания при использовании эксцентрического метода поиска затрачиваются на поиск в области с наибольшим количеством следов преступления.

Объективным недостатком данного метода является предельная сложность управления поисками в области максимальной концентрации следов преступления, возникающая в силу переизбытка участников осмотра на ограниченной территории.

Концентрический метод поиска. Данный метод поиска характеризуется направленностью поисковых действий от периферии к центру. Метод используется в случае, когда на месте преступления отсутствует явно выраженная локализация следов, специфические точки отсчета (ситуации, в которых место преступления включает несколько мест происшествия, ситуации в которых объективно не сохранилась совокупность следов, свидетельствующих о произошедшем преступном событии).

Преимущества концентрического метода определяются относительно простой координацией поисковых усилий на начальной и серединной стадиях поиска, в силу значительной величины поисковых секторов.

Объективный недостаток данного метода вытекает из отсутствия отправной точки (области максимальной локализации следов преступления) для поиска. Любой участок поиска концентрическим способом с равновеликой вероятностью может содержать следы преступления, что поддерживает участников непосредственного поиска в постоянном напряжении, быстро исчерпывающим ресурсы психики. К тому же отсутствие точки, к которой можно «привязать» свою деятельность, непонимание природы происходящего также затрудняют эффективность использования данного метода в практике следственного осмотра. О том, что сознание человека при решении познавательных задач преимущественно ориентировано на функционирование в условиях, которые включают исходное начало как исходную точку в решении познавательных задач, нами уже говорилось.

Фронтальный метод поиска. Данный метод поиска характеризуется направленностью поисковых действий в рамках одного вектора. Метод используется в случае, когда осматриваемое пространство представляет из себя узкие длинные территории, на которых отсутствуют локализации следов преступления (лесная тропинка, шоссе, складские помещения, катакомбы и канализация). Содержательно данный метод характеризуется тем, что участники поиска выстраиваются образуя угол, вершиной направленный по линии движения. Первый участник осматривает потолок — пол, второй — левую стену, третий — правую стену (подобное распределение целесообразно, чтобы уменьшить переключаемость внимания в силу энергозатратности данного переключения.

Преимущество данного метода заключается в том, что иные методы, ориентированные на разделение поискового пространства на сектора, в условиях ограниченного пространства использованы быть не могут. Это происходит в силу того, что фактор перегруженности территории поиска его участниками, как уже говорилось, характерный для начального этапа использования эксцентрического и конечного этапа использования концентрического методов поиска, при фронтальном методе будет действовать на всех его стадиях.

В рамках одного из трех описанных методов поиска следователь определяет территориальные границы зон аномалий, поиск в которых был описан нами ранее.

Следователю при постановке поисковой задачи необходимо ориентироваться на психологические типы участников осмотра места происшествия.

Лица с преимущественной интровертной ориентацией способны к очень кропотливому поиску, но, к сожалению, на протяжении достаточно небольшого временного отрезка. Участнику-интроверту достаточно часто необходимо восстанавливать силы в процессе отдыха. Представителю данного типа целесообразно поручать поиск в секторах небольших по площади, но характеризующихся высокой насыщенностью объектами.

Лица с преимущественной экстравертной ориентацией способны к очень длительному процессу поиска, но, к сожалению, не характеризующегося как кропотливый. Таким образом, участник-экстраверт способен на длительный поиск, но недостаточно эффективный. Применительно к данному типу целесообразно восстановление психических ресурсов не в процессе отдыха, а путем переключения на более легкую деятельность. Представителю данного типа целесообразно поручать поиск в секторах, значительных по площади, но характеризующихся низкой насыщенностью объектами.

При распределении поисковых секторов крайне значимо предусмотреть степень возможного взаимодействия в процессе поиска представителей различных психологических типов, осматривающих прилегающие друг к другу сектора.

Использование знаний о механизме отражения личностных свойств преступника в следах преступления при решении реконструктивно-псоисковой задачи

Содержанием исследования личности преступника в рамках осмотра места происшествия является такое направление в использовании личностной информации, как реконструктивная деятельности следователя, базирующаяся на анализе следов преступления в целях моделирования предполагаемого образа лица, совершившего преступление, или установления его отдельных свойств.

Мысль об отражении личностных свойств преступника в следах преступления является одной из немногих, которая разделяется фактически всеми исследователями с момента возникновения науки о расследовании преступления. Утверждение о том, что «преступление — это действие, совершенное человеком в материальной среде, вызвавшее изменение состояния среды, которая, действуя в силу законов всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений в природе и обществе, закономерно отражается в результатах этого воздействия — следах преступления», нами также принимается за исходное.

Первый шаг в реконструкции личности преступника в процессе проведения осмотра места происшествия ориентирован на анализ предмета преступного посягательства. Особенности подобного анализа обусловлены особенностями конкретных видов преступлений. Так, например, в преступлениях против личности предметом выступает сама личность потерпевшего, в преступлениях же против собственности — неправедно изъятый объект.

Особенности предмета преступного посягательства по делам о корыстных преступлениях, рассматриваемые при реконструкции личности преступника, сводятся к следующему.

· Отражение личности преступника в значимостной ценности самого объекта посягательства демонстрирует нам особенности уровня ценностей преступника. Здесь в процессе реконструкции следователь должен ответить на вопрос: обладателю каких потребностей мог понадобиться похищенный предмет? Заметим, что подобный вопрос необходимо ставить не применительно к каждому похищенному предмету, а только к тем из них, которые выпадают каким-либо свойством из общего ряда похищенного (назначение предмета, габариты, раритетность, ценовая характеристика, многофункциональность или уникальность использования). Причина столь избирательного анализа похищенного заключается в высокой вероятности того, что основная масса неправедно изъятого преступником имущества предназначена скорее всего для реализации, а не для личного пользования. Имущество же, похищенное для реализации, на рассматриваемом уровне анализа не способствует реконструкции личности преступника.

· Отражение в свойствах объекта свойств личности преступника, актуальных для последнего, представляет второй аспект реконструкции элементов личности преступника в процессе анализа похищенного. Он ориентирован на анализ следов отсутствия (разновидности следов преступления в широком смысле, когда в обстановке преступления недостает объектов, которые характерны для этой обстановки). Восприятие окружающих человека объектов определяется потребностью человека в этих объектах. Данный механизм обусловлен стремлением человека окружать себя объектами, имеющими свойства, которые отражают внутреннее (неосознанное) психическое напряжение человека. Наиболее ярко в качестве подобных свойств выступает цвет. Как известно, в психодиагностике активно используют цветовой тест М. Люшера, в котором каждому базовому цвету соответствует определенная форма психического напряжения и соответственно потребность в проекции. Анализ цветовой гаммы изъятого имущества на предмет соотношения цветовых характеристик отдельных объектов изъятого способен продемонстрировать стабильные и нестабильные личностные характеристики похитителя. Естественно, речь идет об анализе цветовой гаммы всего похищенного имущества. К примеру, красный цвет символизирует агрессивно-эмоциональ­ное начало в человеке, и выбор похищенных вещей красного цвета позволяет предположить наличие в структуре характера преступника агрессии как личностной черты.

Ввиду присутствия в сознании преступника собственной системы ценностей предметов реального мира, необходимо подвергнуть анализу, например, стиль и фасон похищенной одежды. Уверенность преступника, что коммерческую ценность имеют вещи строгого фасона, указывает на его традиционное отношение к моде и, как следствие, присутствие в его привычках склонности к осуждению лиц, не придерживающихся подобных взглядов, прежде всего, конечно, молодежи. Среди похищенных вещей могут преобладать вещи с «сексуальными» элементами (сильное декольте, большие разрезы на платьях; цветовая гамма, концентрирующая внимание на зоне половых органов, — как правило, либо вещи с цветовыми накладками в этих зонах, либо имеющие две вертикальные параллельные области, отличающиеся цветом от фонового).

Содержание анализа форм отражений в свойствах похищенного объекта свойств личности преступника выводит нас на понимание содержания уровня отношений личности преступника, то есть того, чем руководствуется человек для достижения своих интересов.

· Если первые два аспекта восприятия предмета преступного посягательства (оценка ценности предмета и установление форм отношений между предметом посягательства и личностью преступника) исходят из анализа изъятого имущества, то третий аспект, состоящий в реконструкции элементов личности преступника по изъятому предмету, ориентирован на анализ объектов, которые могли бы стать объектами изъятия, но не стали ими во время совершения преступления. В той же степени, в какой человек подчиняется необходимости переноса психического напряжения на объекты окружающего мира (механизм проекции), он стремится игнорировать психотравматические, то есть характеризующиеся увеличением неосознанного психического напряжения, элементы реальности (механизм отрицания). В ходе реализации механизма отрицания человек, не желая воспринимать подобный объект, «отказывает» ему в праве на существование, игнорирует его.

Применительно к кражам отрицание некомфортных форм восприятия себя можно продемонстрировать на примере порядка изъятия из шкафа вещей, совершаемого преступником невысокого роста. Так как область «привычного манипулирования» руками обусловлена ростом человека (на уровне груди и плечевого пояса), то изъятие вещей из шкафа будет изначально происходить из пространства середины шкафа, потом снизу и только потом из верхней части шкафа (как отрицаемого пространства ввиду ограничения возможностей манипулирования на этом уровне у преступника). Учитывая же ограниченный объем изымаемого как следствие ограничений на переносимый вес, значительная часть предметов с верхней полки шкафа может оказаться неизъятой вообще.

Под воздействием механизма отрицания подросток из неблагополучной семьи, вращающийся в молодежной субкультуре агрессивного типа (отрицающий ценность опыта, который приобретается с возрастом), с высокой степенью вероятности проигнорирует такие «статусные» предметы, как органайзер, очки, дипломат, но изымет предметы, имеющие внешнюю привлекательность и компактность (блестящие запонки или зажим для галстука). Взрослый же похититель, не использующий указанные предметы, проигнорирует их все с высокой вероятностью.

Рассматриваемый аспект реконструкции личности преступника в своем содержании представляет ответ на вопрос: «Почему данный предмет не был изъят преступником?» или «Каковы отличия неизъятого предмета от иных предметов, изъятых преступником (как в отдельности, так и рассмотренные в некоем среднем характерном приближении)?».

Степень разрушений или повреждений объектов преступного посягательства или элементов обстановки преступления, сопровождающая совершение того или иного преступления, также является психологическим «индикатором» характеристик личности преступника. Описание деструктивных потребностей, проделанное Э. Фроммом, раскрывает содержание потребности к разрушению ради разрушения, склонности жизненные проблемы сопровождать разрушениями в реальности. Подобное отношение достигает апогея у психически неадекватных личностей, однако как форма реагирования подобное же отношение, с высокой степенью вероятности, может быть присуще и эмоционально нестабильной личности. Так, несовершеннолетние преступники склонны реализовывать подобное разрушительное поведение (неважно, в случаях совершения квартирной кражи или причинения лицу телесных повреждений) в силу возрастных особенностей психики — невысокого волевого порога и полярности проявления эмоциональных реакций.

С учётом того, что при нахождении в местах лишения свободы у осужденных усиливается склонность к проявлению агрессивности и жестокости, в случае причинения потерпевшему многочисленных телесных повреждений, сочетающихся с большой продолжительностью избиения (последнее определяется по локализации кровоподтеков, соотносимых с областями тела, покрытыми кровью), одной из основных версий будет причастность к совершению данного преступления лица, ранее судимого и отбывшего наказание в виде лишения свободы.

Количество разрушений при кражах, совершаемых несовершеннолетними, является своеобразной «визитной карточкой» преступников данной возрастной группы и в целом не характерно для ранее судимых совершеннолетних преступников.

Из сказанного следует: высокая степень разрушений и повреждений объекта посягательства или нейтральных для преступника элементов обстановки преступления характеризует преступника как лицо эмоционально неустойчивое (несовершеннолетний или ранее судимый), в то время как адекватность степени разрушений и повреждений объектов посягательства целям преступления демонстрирует, напротив, с высокой степенью вероятности эмоциональную устойчивость лица, совершившего преступление.

Date: 2015-05-04; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию