Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание 1. Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия):Формулировка: Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия): - единичное, общее или пустое понятие; - конкретные или абстрактные; - регистрирующие или нерегистрирующие; - положительные или отрицательные; - относительные или безотносительные; - собирательные или несобирательные.
Содержание : Понятие« Авторитет ». Решение: а) Понятие «Авторитет» по объему является общим, так как в нем мыслится более одного элемента класса (предмета), например, общепризнанный авторитет, авторитет в сфере права и т.д. б) является абстрактным понятием, так относиться к свойствам человека. в) нерестрирующее понятие, так как не подается подсчету. г) положительное, так как указывает на наличие определенного свойства у предмета. д) несобирательное, так как понятие «авторитет» отражает существенные признаки класса предметов, которые можно отнести ко всем предметам этого класса в отдельности. е) относительное, так как понятие «авторитет» предполагает неразрывное сосуществование еще целого класса предметов (например «человека»).
Задание 2. Формулировка: 1. Укажите вид отношения между понятиями. 2. Изобразите графически эти отношения. 3. Аргументируйте ответ на основе: а) объемов понятий; б) содержания понятий; Содержание: Понятия: «Музыкант» (А) – «Русский музыкант» (В). Решение: между понятиями А и В существуют отношения подчинения, так как: а) объем понятия А больше объема понятия В – «Все В есть А» и «Некоторые А есть В»; б) все признаки понятия В принадлежат понятию А; понятие В является одной из разновидностей понятия А, что характерно только для отношений подчинения. Задание 3. Формулировка: 1. Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия». 2. Проверьте правильность проведения данной операции. 3. Аргументируйте ответ на основе: а) определения структурных элементов этой операции; б) перечисления примененных правил; в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил. Содержание: Определение понятия «Закон мышления – это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения». Решение: 1. В определении понятия «Закон мышления» можно выделить следующие структурные элементы: а) определяемое понятие – «Закон мышления», так как его содержание раскрывается; б) определяющее понятие – «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения», так как с помощью его раскрывается содержание определяемого понятия; в) связка – «тире», так как этот грамматический знак соединяет определяемое понятие с определяющим понятием. 2. Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам: а) соразмерность определяемого и определяющего понятий; б) отсутствие тавтологии в определяющем понятии; в) четкость и ясность понятий, входящих в определяющее понятие. 3. Все правила соблюдены, так как: а) объем понятия «Закон мышления» равен объему понятия «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения»; б) в определяющем понятии употреблены термины, не совпадающие по смыслу с определяемым понятием; в) все термины, входящие в определяющее понятие, четкие и ясные по содержанию и объему.
Задание 4. Формулировка: 1. Выделите структурные элементы логической операции «деление понятия». 2. Определите вид деления (по видоизменению признака, дихотомическое). 3. Проверьте правильность проведения данной операции. 4. Аргументируйте ответ на основе: а) определения структурных элементов этой операции; б) перечисления примененных правил; в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил. Содержание: Деление понятия «Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной». Решение: 1. В делении понятия «Политическая деятельность» можно выделить следующие структурные элементы: а) делимое понятие – «Политическая деятельность», так как его объем раскрывается; б) основание деления – «по степени созидания», так как на основе данного признака проводится деление; в) члены деления – «конструктивной» и «деструктивной», так как они являются результатом деления. 2. Данное деление является дихотомическим делением. 3.Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам: а) соразмерность делимого понятия и членов деления; б) одно основание деления; в) исключение членов деления друг от друга. 4. Все правила соблюдены, так как: а) объем делимого понятия совпадает с объемом членов деления по данному основанию (можно проверить по указанному словарю); б) основание деления проведено по одному простому признаку; в) объемы членов деления не совпадают, так как они находятся в отношении соподчинения.
Задание 5. Формулировка: 1. Определите вид проведенной логической операции с понятием. 2. Аргументируйте ответ на основе определения данного вида операции с понятием. Содержание: Операция с понятием «Нормативный акт является правовым актом государства». Решение: данная операция с понятием является обобщением, так как рассуждение идет от понятия с меньшим объемом «нормативный акт» к понятию с большим объемом «правовой акт государства».
Задание 6. Формулировка: 1. Дайте логическую характеристику простому суждению: а) выделите структурные элементы суждения, обозначив их соответствующими символами; б) определите вид суждения; в) запишите формулу (схему) суждения. 2. Аргументируйте ответ на основе: а) определения структурных элементов данного вида суждения; б) определения вида простого суждения. Содержание: Суждение «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого». Решение: 1. В данном суждении можно выделить следующие структурные элементы: а) один член отношения (a) – «Царь-колокол», так как в нем отражена информация об одном из предметов; другой член отношения (b) - «колокольня Ивана Великого», так как в нем также отражена информация о другом из предметов; само отношение (R) – «восточнее», так как в нем отражена информация об отношении между предметами «a» и «b». б) это суждение с отношением, так как в нем содержится информация об отношении между предметами; в) aRb. Задание 7. Формулировка: 1. Дайте логическую характеристику суждения свойства (атрибутивного): а) формализуйте суждение посредством перевода его грамматической формы в логическую форму, в которой структурные элементы суждения должны быть: - прописаны в логических терминах; - выстроены по правилам записи суждения свойства в следующей последовательности: кванторное слово, субъект, связка, предикат; б) выделите структурные элементы суждения на основе сопоставления грамматической и логической форм и обозначьте субъект и предикат логическими символами; в) определите качество суждения; г) определите количество суждения; д) обозначьте соответствующим символом качественно-количественную характеристику суждения; е) запишите схему суждения. 2. Аргументируйте ответ на основе определений: а) структурных элементов суждения; б) качества и количества суждения. Содержание: Суждение «Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I». Решение: 1а. Логическая форма суждения: «Некоторые важнейшие преобразования в России были осуществлены Петром I». 1б. На основе сопоставления грамматической и логической форм данного суждения можно выделить в нем следующие структурные элементы: - кванторное слово – «Ряд» (грамматическая форма), «некоторые» (логическая форма), так как оно указывает объем субъекта; - субъект (S) – «важнейшие преобразования в России» (грамматическая и логическая формы совпадают), так как в этом понятии отражена информация о предмете суждения; - связка – «были» (грамматическая форма), «есть» (логическая форма), так как в суждении говорится о наличии предиката у субъекта; - предикат (P) – «осуществлены Петром I» (грамматическая форма), «осуществлены Петром I» (логическая форма, которая пишется существительным в винительном падеже), так как в этом понятии отражена информация о признаке предмета суждения. 1в. По качеству данное суждение утвердительное, так как связь между субъектом и предикатом утвердительная (связка «были»). 1г. По количеству данное суждение частное, так как в объеме субъекта содержится информация только о части класса, на что указывает кванторное слово «некоторые». 1д. Частноутвердительные суждения обозначаются символом «I». 1е. Схема частноутвердительного суждения: Некоторые S есть P. Задание 8. Формулировка: 1. Дайте логическую характеристику сложного суждения: а) выделите структурные элементы суждения (простые суждения); б) обозначьте соответствующими символами структурные элементы суждения; в) определите вид логической связи; г) запишите формулу суждения. 2. Аргументируйте ответ на основе: а) определения простого суждения; б) определения вида логической связи; в) способов выражения данной логической связи в естественном языке (ее возможные грамматические эквиваленты – союзы). Содержание: Суждение «Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». (А. Пушкин) Решение: 1а и б. В данном сложном суждении можно выделить следующие простые суждения: (а) – «Прозрачный лес один чернеет», так как в нем есть один субъект «прозрачный лес» и один предикат «один чернеет»; (b) – «ель сквозь иней зеленеет», так как в нем есть один субъект «ель» и один предикат «сквозь иней зеленеет»; (c) – «речка подо льдом блестит», так как в нем есть один субъект «речка» и один предикат «подо льдом блестит». 1в. Простые суждения соединены конъюнктивной (соединительной) логической связью, так как информации всех суждений присоединены одна к другой. Данная логическая связь прописана грамматическим союзом: «и». 1г. Формула суждения: a Ù b Ù c
Задание 9. Формулировка: 1. Определите вид суждения: простое или сложное. 2. Аргументируйте ответ на основе: а) выделения структурных элементов суждения; б) определения данного вида суждения. Содержание: Суждение «Сферы интеллектуальной деятельности связаны с глубоким, систематическим исследованием чего-либо». Решение: Данное суждение простое, так как в нем содержится только один субъект «сферы интеллектуальной деятельности» и предикат «связаны с глубоким, систематическим исследованием чего-либо».
Задание 10. Формулировка: Нарушены ли требования закона тождества в следующем рассуждении: Содержание: «Два мальчика решили перейти речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил» - «Тебе не привыкать, - ответил его приятель, ты всегда выходишь сухим из воды». Решение: В данном случае нарушен закон тождества. Понятие «сухой» в этом контексте двусмысленно.
|