Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия):





Формулировка:

Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия):

- единичное, общее или пустое понятие;

- конкретные или абстрактные;

- регистрирующие или нерегистрирующие;

- положительные или отрицательные;

- относительные или безотносительные;

- собирательные или несобирательные.

 

Содержание : Понятие« Авторитет ».

Решение:

а) Понятие «Авторитет» по объему является общим, так как в нем мыслится более одного элемента класса (предмета), например, общепризнанный авторитет, авторитет в сфере права и т.д.

б) является абстрактным понятием, так относиться к свойствам человека.

в) нерестрирующее понятие, так как не подается подсчету.

г) положительное, так как указывает на наличие определенного свойства у предмета.

д) несобирательное, так как понятие «авторитет» отражает существенные признаки класса предметов, которые можно отнести ко всем предметам этого класса в отдельности.

е) относительное, так как понятие «авторитет» предполагает неразрывное сосуществование еще целого класса предметов (например «человека»).

 

Задание 2.

Формулировка:

1. Укажите вид отношения между понятиями.

2. Изобразите графически эти отношения.

3. Аргументируйте ответ на основе:

а) объемов понятий;

б) содержания понятий;

Содержание:

Понятия: «Музыкант» (А) – «Русский музыкант» (В).

Решение: между понятиями А и В существуют отношения подчинения, так как:

а) объем понятия А больше объема понятия В – «Все В есть А» и «Некоторые А есть В»;

б) все признаки понятия В принадлежат понятию А; понятие В является одной из разновидностей понятия А, что характерно только для отношений подчинения.

Задание 3.

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия».

2. Проверьте правильность проведения данной операции.

3. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов этой операции;

б) перечисления примененных правил;

в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.

Содержание:

Определение понятия «Закон мышления – это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения».

Решение:

1. В определении понятия «Закон мышления» можно выделить следующие структурные элементы:

а) определяемое понятие – «Закон мышления», так как его содержание раскрывается;

б) определяющее понятие – «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения», так как с помощью его раскрывается содержание определяемого понятия;

в) связка – «тире», так как этот грамматический знак соединяет определяемое понятие с определяющим понятием.

2. Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам:

а) соразмерность определяемого и определяющего понятий;

б) отсутствие тавтологии в определяющем понятии;

в) четкость и ясность понятий, входящих в определяющее понятие.

3. Все правила соблюдены, так как:

а) объем понятия «Закон мышления» равен объему понятия «необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения»;

б) в определяющем понятии употреблены термины, не совпадающие по смыслу с определяемым понятием;

в) все термины, входящие в определяющее понятие, четкие и ясные по содержанию и объему.

 

Задание 4.

Формулировка:

1. Выделите структурные элементы логической операции «деление понятия».

2. Определите вид деления (по видоизменению признака, дихотомическое).

3. Проверьте правильность проведения данной операции.

4. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов этой операции;

б) перечисления примененных правил;

в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.

Содержание:

Деление понятия «Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной».

Решение:

1. В делении понятия «Политическая деятельность» можно выделить следующие структурные элементы:

а) делимое понятие – «Политическая деятельность», так как его объем раскрывается;

б) основание деления – «по степени созидания», так как на основе данного признака проводится деление;

в) члены деления – «конструктивной» и «деструктивной», так как они являются результатом деления.

2. Данное деление является дихотомическим делением.

3.Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам:

а) соразмерность делимого понятия и членов деления;

б) одно основание деления;

в) исключение членов деления друг от друга.

4. Все правила соблюдены, так как:

а) объем делимого понятия совпадает с объемом членов деления по данному основанию (можно проверить по указанному словарю);

б) основание деления проведено по одному простому признаку;

в) объемы членов деления не совпадают, так как они находятся в отношении соподчинения.

 

Задание 5.

Формулировка:

1. Определите вид проведенной логической операции с понятием.

2. Аргументируйте ответ на основе определения данного вида операции с понятием.

Содержание:

Операция с понятием «Нормативный акт является правовым актом государства».

Решение: данная операция с понятием является обобщением, так как рассуждение идет от понятия с меньшим объемом «нормативный акт» к понятию с большим объемом «правовой акт государства».

 

Задание 6.

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику простому суждению:

а) выделите структурные элементы суждения, обозначив их соответствующими символами;

б) определите вид суждения;

в) запишите формулу (схему) суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов данного вида суждения;

б) определения вида простого суждения.

Содержание:

Суждение «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого».

Решение:

1. В данном суждении можно выделить следующие структурные элементы:

а) один член отношения (a) – «Царь-колокол», так как в нем отражена информация об одном из предметов;

другой член отношения (b) - «колокольня Ивана Великого», так как в нем также отражена информация о другом из предметов;

само отношение (R) – «восточнее», так как в нем отражена информация об отношении между предметами «a» и «b».

б) это суждение с отношением, так как в нем содержится информация об отношении между предметами;

в) aRb.

Задание 7.

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику суждения свойства (атрибутивного):

а) формализуйте суждение посредством перевода его грамматической формы в логическую форму, в которой структурные элементы суждения должны быть:

- прописаны в логических терминах;

- выстроены по правилам записи суждения свойства в следующей последовательности: кванторное слово, субъект, связка, предикат;

б) выделите структурные элементы суждения на основе сопоставления грамматической и логической форм и обозначьте субъект и предикат логическими символами;

в) определите качество суждения;

г) определите количество суждения;

д) обозначьте соответствующим символом качественно-количественную характеристику суждения;

е) запишите схему суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе определений:

а) структурных элементов суждения;

б) качества и количества суждения.

Содержание:

Суждение «Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I».

Решение:

1а. Логическая форма суждения: «Некоторые важнейшие преобразования в России были осуществлены Петром I».

1б. На основе сопоставления грамматической и логической форм данного суждения можно выделить в нем следующие структурные элементы:

- кванторное слово – «Ряд» (грамматическая форма), «некоторые» (логическая форма), так как оно указывает объем субъекта;

- субъект (S) – «важнейшие преобразования в России» (грамматическая и логическая формы совпадают), так как в этом понятии отражена информация о предмете суждения;

- связка – «были» (грамматическая форма), «есть» (логическая форма), так как в суждении говорится о наличии предиката у субъекта;

- предикат (P) – «осуществлены Петром I» (грамматическая форма), «осуществлены Петром I» (логическая форма, которая пишется существительным в винительном падеже), так как в этом понятии отражена информация о признаке предмета суждения.

1в. По качеству данное суждение утвердительное, так как связь между субъектом и предикатом утвердительная (связка «были»).

1г. По количеству данное суждение частное, так как в объеме субъекта содержится информация только о части класса, на что указывает кванторное слово «некоторые».

1д. Частноутвердительные суждения обозначаются символом «I».

1е. Схема частноутвердительного суждения: Некоторые S есть P.

Задание 8.

Формулировка:

1. Дайте логическую характеристику сложного суждения:

а) выделите структурные элементы суждения (простые суждения);

б) обозначьте соответствующими символами структурные элементы суждения;

в) определите вид логической связи;

г) запишите формулу суждения.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения простого суждения;

б) определения вида логической связи;

в) способов выражения данной логической связи в естественном языке (ее возможные грамматические эквиваленты – союзы).

Содержание:

Суждение «Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит». (А. Пушкин)

Решение:

1а и б. В данном сложном суждении можно выделить следующие простые суждения:

(а) – «Прозрачный лес один чернеет», так как в нем есть один субъект «прозрачный лес» и один предикат «один чернеет»;

(b) – «ель сквозь иней зеленеет», так как в нем есть один субъект «ель» и один предикат «сквозь иней зеленеет»;

(c) – «речка подо льдом блестит», так как в нем есть один субъект «речка» и один предикат «подо льдом блестит».

1в. Простые суждения соединены конъюнктивной (соединительной) логической связью, так как информации всех суждений присоединены одна к другой. Данная логическая связь прописана грамматическим союзом: «и».

1г. Формула суждения: a Ù b Ù c

 

Задание 9.

Формулировка:

1. Определите вид суждения: простое или сложное.

2. Аргументируйте ответ на основе:

а) выделения структурных элементов суждения;

б) определения данного вида суждения.

Содержание:

Суждение «Сферы интеллектуальной деятельности связаны с глубоким, систематическим исследованием чего-либо».

Решение:

Данное суждение простое, так как в нем содержится только один субъект «сферы интеллектуальной деятельности» и предикат «связаны с глубоким, систематическим исследованием чего-либо».

 

Задание 10.

Формулировка: Нарушены ли требования закона тождества в следующем рассуждении:

Содержание: «Два мальчика решили перейти речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил» - «Тебе не привыкать, - ответил его приятель, ты всегда выходишь сухим из воды».

Решение:

В данном случае нарушен закон тождества. Понятие «сухой» в этом контексте двусмысленно.

 

Date: 2015-06-06; view: 1462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию