Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 13





Формулировка:

Дайте логическую характеристику простого категорического силлогизма (ПКС):

а) формализуйте входящие в ПКС суждения;

б) выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение;

в) расположите структурные элементы по правилу записи ПКС:

1) большая посылка,

2) меньшая посылка,

3) заключение;

г) определите фигуру ПКС;

д) установите модус ПКС;

е) проверьте правильность ПКС по модусу.

Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов ПКС;

б) объяснения построения фигуры и составления модуса ПКС;

в) пояснения проверки правильности ПКС по модусу.

Содержание:

Умозаключение «Все юристы знают логику. Студент Семушкин не знает логики. Следовательно, студент Семушкин не юрист».

Решение:

1а. Формализация ПКС:

1) Все юристы есть те, кто знают логику

2) Студент Семушкин не есть тот, кто знает логику.

3) Студент Семушкин не есть тот кто юрист.

1б. Структурные элементы ПКС можно выделить по следующему алгоритму:

- находим заключение ПКС, на которое указывают слова: значит, поэтому, следовательно, и т.п. В данном ПКС заключение «студент Семушкин не юрист», так как это суждение стоит после слов «значит»;

- находим меньший и больший термины по заключению. В данном ПКС меньший термин понятие «студент Семушкин», так как оно занимает место субъекта, а больший термин понятие «юрист», так как оно занимает место предиката;

- находим меньшую и большую посылки по меньшему и большему терминам. В данном ПКС меньшая посылка суждение «Студент Семушкин не знает логики», так как в ней находится меньший термин «студент Семушкин», а большая посылка суждение «Все юристы знают логику», так как в ней находится больший термин «юрист»;

- находим средний термин в посылках ПКС. В данном ПКС средний термин понятие «знает логику», так как оно есть в посылках, но отсутствует в заключении.

1в. Данный ПКС нужно записать следующим образом:

 

Б. п. Все юристы (P) есть те, кто знают логику (M).

М. п. Студент Семушкин (S) не есть тот, кто знает логику (M).

Закл-е Студент Семушкин (S) не есть тот, кто юрист (P).

 

1г. Данный ПКС построен по второй фигуре, так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, что соответствует построению второй фигуры.

1д. Данный ПКС имеет модус: АЕЕ, так как большая посылка является общеутвердительным суждением, меньшая посылка и заключение – общеотрицательные суждения.

1е. Данный ПКС правильный, так как модус АЕЕ второй фигуры является правильным, что можно установить по перечню модусов у каждой фигуры, которые приведены в учебниках по логике.

 

Задание 14.

Формулировка:

Используя условную посылку, постройте правильное условно-категорическое умозаключение (УКУ):

1. по утверждающему модусу;

а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) указания направленности вывода УКС;

в) проверьте правильность УКУ.

2. По отрицающему модусу.

а) выделите структурные элементы УКУ: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) указания направленности вывода УКС;

в) проверьте правильность УКУ.

Содержание:

Суждение «Если хочешь быть здоров - закаляйся».

Решение:

Построим правильное условно-категорическое умозаключение:

1. по утверждающему модусу

а) Условная посылка: Если хочешь быть здоров – закаляйся. (pàq)

Категорическая посылка: Хочу быть здоров (p)

Заключение: Закаляйся. (q)

 

Основание: Хочу быть здоров (p)

Следствие: Закаляйся. (q)

б) категорическая посылка утверждает истинность основания, заключение утверждает истинность следствия.

в) Схема: pàq, p

q

2. по отрицающему модусу

а) Условная посылка: Если хочешь быть здоров – закаляйся. (pàq)

Категорическая посылка: не закаляйся (| q)

Заключение: не хочешь быть здоров. (| p)

 

Основание: Хочу быть здоров (p)

Следствие: Закаляйся. (q)

б) категорическая посылка отрицает истинность следствия, заключение отрицает истинность основания.

в) Схема: pàq, | q

| p

 

Задание 15.

Формулировка:

1. Сделайте вывод из посылок разделительно-категорического умозаключения и определите логическую характеристику получившегося разделительно-категорического умозаключения (РКУ):

а) выделите структурные элементы РКУ: разделительную посылку, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами;

б) определите вид модуса РКУ;

в) запишите формулу модуса РКУ;

г) проверьте правильность РКУ.

Содержание:

Умозаключение «По количеству категорические суждения делятся на общие или частные. Данное категорическое суждение общее, следовательно…»

Решение:

1. а) В данном РКУ можно выделить следующие структурные элементы:

Разделительная посылка: По количеству категорические суждения делятся на общие (p) или частные (q).

Категорическая посылка: Данное категорическое суждение общее.

Заключение: Данное категорическое суждение не является частным.

 

В разделительной посылке содержатся два простых суждения: одна альтернатива «Данное категорическое суждение общее» (p) и другая альтернатива «Данное категорическое суждение частное» (q), связанных логическим союзом «или». В категорической посылке «Данное категорическое суждение общее» (p) утверждается одна из альтернатив разделительной посылки. В заключении «Данное категорическое суждение не является частным» (| q) отрицается другая альтернатива разделительной посылки.

1б. Модус данного РКС – утверждающе-отрицающий;

1в. Схема: p\/q, p

| q где дизъюнкция строгая

 

1г. Данный РКС правильный, так как разделительная посылка сильная дизъюнкция, а в утверждающе-отрицающем модусе именно это правило должно соблюдаться.

 

 

ВАРИАНТ 1.

 

Задание Содержание.
  Понятие «обществознание».  
  Понятия: «Древняя цивилизация» (А) – «Цивилизация» (В).  
  Определение понятия «Логика – наука о законах и формах правильного мышления»  
  Деление понятия «Мировоззрение делиться на: обыденное, конкретно-научное и глобальное»  
  Операция с понятием «Понятие является логической формой»  
  Суждение «Немногие человеческие существа способны устоять перед лестью восхищенного внимания». (Дж. Вулфорд)  
  Суждение «Некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не решены».  
  Суждение «Чтобы обожествляли, надо вести себя божественно». (Англ. пословица).  
  Суждение « Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней!» (Плиний Младший)  
  Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенной паре «Байкал» - «самое глубокое озеро в мире»?  
11. Суждение «Прогресс – закон природы» (Вольтер)
12. Суждение «Без страсти нет гениальности» (Т. Моммзе)  
13. Умозаключение «Любой материальный объект существует только благодаря взаимодействию его элементов, так как атом существует благодаря этому взаимодействию, то он – материальный объект».  
14. Суждение «Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств».  
15. Умозаключение «Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Иванов – сержант милиции» простое суждение. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 2.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальный институт».  
  Понятия: «Юрист» (А) – «Шахматист» (В).  
  Определение понятия «Понятие логическая форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов»  
  Деление понятия «Уровнями глобального мировоззрения являются миф, религия и философия».  
  Операция с понятием «Понятие «горизонт» является конкретным понятием» .
  Суждение «Существует множество способов обмана покупателей».  
  Суждение «Успех - это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». (У. Черчилль)  
  Суждение «Всякий кто спешит, тем самым демонстрирует, что дело, за которое он взялся, ему не по зубам». (Сократ)  
  Суждение «Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышлено или по неосторожности».  
  Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения «В некоторых государствах существует монархическая форма правления» и «В некоторых государствах нет монархической формы правления»?  
11. Суждение «Природа – вечная двуликость» (В. Гюго)  
12. Суждение «Оптимизм вот роскошь великих людей» (Л. Арагон)  
13. Умозаключение «Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как нейтрон – элементарная частица, то он не имеет электрического заряда».  
14. Суждение «Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого».  
15. Умозаключение «Умышленные преступления совершаются с прямым или косвенным умыслом. В данном преступлении не было косвенного умысла. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 3.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальная группа»  
  Понятия: «Гуманный» (А) – «Негуманный» (В).  
  Определение понятия «Суждение логическая форма, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношение между предметами или факт существования предмета».  
  Деление понятия «Отметки за КПР №1 делятся на «зачтено» и «не зачтено»».  
  Операция с понятием «Одним из видов ценных бумаг является акция».  
  Суждение «Классические противоречия действуют сильнее национальных».  
  Суждение «Применение современных информационных технологий позволяет реализовать в настоящее время право на коммуникацию».  
  Суждение «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным». (А. Макензи).  
  Суждение «Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается».  
  Нарушено ли требования закона достаточного основания в следующем рассуждении «Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику»?  
11. Суждение «Величайшей тайной является для себя сам человек» (Новальс)
12. Суждение «Творчество – начало, дающее человеку бессмертие» (Р. Ролан)  
13. Умозаключение «Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку, так как Волков не студент нашей группы, то он зачета не получил».  
14. Суждение «Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».  
15. Умозаключение «Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Эта гипотеза доказана. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 4.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальная политика»  
  Понятия: «Введение» (А) – «Заключение» (В).  
  Определение понятия «Абстрактное мышление - процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности».  
  Деление понятия «Обществознание делиться на пять разделов: философия, социология, политология, право, экономика».  
  Операция с понятием «К периодическим журналам относятся, в частности, и журналы».  
  Суждение «И дольше века длиться день».  
  Суждение «В цивилизованных странах информационная революция породила новые виды преступлений».  
  Суждение «Проблема дается нам не для жалоб, а для решения». (Р. Хен).  
  Суждение «Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим только одну сторону дела (А. Берджес)».  
  Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующая пара суждений «Некоторые слушатели 1-го курса сдали зачет по логике досрочно» и «Некоторые слушатели 1-го курса не сдали зачет по логике досрочно».  
11. Суждение «Мы не знаем глубин нашего духа» (Новальс)  
12. Суждение «Время простор для развития способностей» (К. Маркс)  
13. Умозаключение «Н. – имеет право просить помилование, так Н. осужденный, а осужденные имеют право просить о помиловании».  
14. Суждение «Предметы и ценности, добытые преступным путем, при обыске подлежат изъятию».  
15. Умозаключение «Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Социология семьи не фундаментальная наука. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 5.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальные отношения»  
  Понятия: «Конституционное право» (А) – «Уголовное право» (В) – «Право» (С).  
  Определение понятия «Деление – логическая операция, раскрывающая объем понятия».  
  Деление понятия «По способу раскрытия признаков определяемого предмета, определения делятся на явные и неявные».  
  Операция с понятием «Общие – понятия, в которых мыслится множество предметов».  
  Суждение «Утро вечера мудренее».  
  Суждение «В здоровом теле – здоровый дух».  
  Суждение «Сила аргументов не в числе, а в весомости». (Лат. пословица)  
  Суждение «Каждый человек подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает (Марк Твен)».  
  Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения «Большая часть находилась в парке» и «в парке не было ни одной машины»?  
11. Суждение «Мало есть людей, которые были бы всегда достойны называться людьми» (П. Буаст)  
12. Суждение «Тот, кто боится ответственности, не может быть руководителем» (М. Торез)  
13. Умозаключение «Л. привлекается к уголовной ответственности, так как он виновен в лжепредпринимательстве, а лицо, виновное в лжепредпринимательстве, привлекается к уголовной ответственности».  
14. Суждение «Кто ничего не знает тому, и ошибаться не в чем». (Менандр)  
15. Умозаключение «Правонарушения делятся на преступления или проступки. Данное правонарушение - проступок. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 6.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальный статус»  
  Понятия: «Совокупность предметов, которые мыслиться в данном понятии» (А) – «Объем понятия» (В).  
  Определение понятия «Мышление – отражение в абстрактно-субъективном – понятиях, суждениях, умозаключениях – сущности конкретно-объективных отношений в окружающем мире. В связи человека и мира, во взаимоотношениях людей».  
  Деление понятия «К основным логическим операциям с понятиями относятся: обобщение, ограничение, определение, деление».  
  Операция с понятием «Единичное – это понятие, в котором мыслиться один предмет».
  Суждение «Никакая причина не извиняет невежливость» (Т. Шевченко).  
  Суждение «Среди преступников есть особо опасные рецидивисты».  
  Суждение « Если мы хотим добиться уважения к закону, мы сначала должны создать закон, достойный уважения».  
  Суждение «Мы верно уж поладим, Коль рядом сядем» (А. Крылов).  
  Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующая пара суждений «Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет».  
11. Суждение «Искусство управления заключается в организации идолопоклонства» (Б. Шоу)
12. Суждение «Многие люди принимают свою память за интеллект» (П. Массон)  
13. Умозаключение «Силин и Гурин не должны нести солидарную ответственность перед потерпевшими, так как не являются лицами, причинившими совместно вред, а только лица, совместно причинившие вред, несут солидарную ответственность пред потерпевшими».  
14. Суждение «Трудоспособные дети обязаны заботиться о родителях».  
15. Умозаключение «Власть может быть законодательной или исполнительной, или судебной. Данная власть – исполнительная. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 7.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальная роль»  
  Понятия: «Восточное полушарие» (А) – «Западное полушарие» (В).  
  Определение понятия «Обобщение логическая операция, при помощи которой путем увеличения объема понятия уменьшают его содержание».  
  Деление понятия «В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые».  
  Операция с понятием «Единичным понятием является, например, «ООН»».  
  Суждение «Рукописи не горят». (М. Булгаков)  
  Суждение «Имеются приборы, преобразующие звук в ультразвук, который может услышать человек».
  Суждение «Чем меньше должность, тем заметнее твое отсутствие на рабочем месте». (Закон Мерфи)  
  Суждение «Свидетель может дать истинные или ложные показания».  
  Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие суждения «Х. похитил государственные средства. Никаких государственных средств Х. не похищал»?  
11. Суждение «Иногда промедление смерти подобно» (М. Ломоносов)
12. Суждение «Мир не кончается у дверей дома» (М. Матерлинк)  
13. Умозаключение «Данные суждения не могут быть одновременно ложными, так как эти суждения противоречащие, а противоречащие суждения не могут быть одновременно ложными».  
14. Суждение «Если лица состоят в родстве между собой, то они не могут входить в состав суда, рассматривающего уголовное дело».  
15. Умозаключение «Наблюдаемые космические тела бывают самосветящиеся или светящие отраженным светом. Космические тела, светящиеся отраженным светом, - это или планеты и спутники, или болиды и астероиды. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 8.

 

Задание Содержание.
  Понятие «социальный конфликт»  
  Понятия: «Эрудиция» (А) – «Невежество» (В).  
  Определение понятия «Ограничение логическая операция, при помощи которой путем увеличения содержания понятия уменьшают его объем».  
  Деление понятия «Признаки предмета делятся на существенные и несущественные».
  Операция с понятием «Понятия могут быть и абстрактными».  
  Суждение «Ни один ученый не мыслит формулами». (Эйнштейн)  
  Суждение «Все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе».  
  Суждение «Только сняв дачу на юге, узнаешь, сколько у тебя друзей». (Закон Мерфи)  
  Суждение «Лишь при условии прекрасного понимания изучаемых дисциплин вы сможете стать отличником учебы».  
  Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующая пара суждений «Всякое нарушение права является общественно опасным. Ни одно нарушение права не является общественно опасным».  
11. Суждение «Только опыт нас учит ценить блага жизни» (И. Гете)  
12. Суждение «Многие из тех. кто пир жизни возведены были бы на пьедестал, никогда не будут иметь статуи после смерти» (П. Беранже)  
13. Умозаключение «В данном случае данные трактуются в пользу обвиняемого, так как возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, а неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу».  
14. Суждение «Если судья участвовал в данном деле в качестве эксперта, то он не может участвовать в рассмотрении дела».  
15. Умозаключение «Некоторые преступные деяния совершаются по легкомыслию или по неосторожности. Данное преступное деяние совершено по легкомыслию. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 9.

 

Задание Содержание.
  Понятие «мировоззрение»  
  Понятия: «Спортсмен» (А) – «Автомобилист» (В).  
  Определение понятия «Содержание понятия – система существенных признаков, мыслимого в понятии».  
  Деление понятия «Основными видами теоретического мышления является понятийное и образное».  
  Операция с понятием «Одной из логических форм является суждение».  
  Суждение « Техника в сочетании с пошлостью – это самый страшный враг искусства» (Гете).  
  Суждение «Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания».  
  Суждение «Если нужно срочно сделать какое-либо дело, обратись к тому, кто занят больше всех». (Закон Мерфи).  
  Суждение «Если знаешь дело, то никакие трудности не страшны».  
  Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными следующая пара суждений «Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права».  
11. Суждение «Масса людей путают плохое ведение дел и предначертания судьбы» (К. Хаббард)  
12. Суждение «Природа не терпит лжи» (Т. Корлейл)  
13. Умозаключение «Карелия республика, так как она является субъектом РФ, а все республики являются субъектами РФ».  
14. Суждение «Если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение, то договор будет заключен».  
15. Умозаключение «Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной. Данная сдельная оплата индивидуальна. Следовательно …»  

 

ВАРИАНТ 10.

 

Задание Содержание.
  Понятие «сфера общественной жизни»  
  Понятия: «Центр Московской области» (А) – «Столица РФ» (В).  
  Определение понятия «Объем понятия – количество предметов на которое данное понятие распространяется».  
  Деление понятия «Логическую структуру понятия составляет его содержание и объем».
  Операция с понятием «Логика является разделом философии».  
  Суждение «Организации существуют по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу».  
  Суждение «В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко».  
  Суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным видам преступления».  
  Суждение «Было бы начало, будет и конец».  
  Нарушено ли требования закона достаточного основания в следующем рассуждении «Студенту Николаеву следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку»?  
11.
Суждение «Власть – опека закона» (Платон)  

 

12.
Суждение «Человек - свой собственный Прометей» (М. Мишле)  

 

13.
Умозаключение «Уран является планетой Солнечной системы, так как Уран вращается вокруг Солнца по планетарной орбите, а все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по планетарным орбитам».  

 

14.
Суждение «Если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение, то приговор не может быть оставлен в силе».  

 

15.
Умозаключение «Преступление совершено умышлено или по неосторожности. Данное преступление не является умышленным. Следовательно …»  

 

 

 

Содержание

  Введение ……………………………………………  
  1. Основные требования к знаниям и умениям студентов …………………  
  2. Тематический план ………………………… ………  
  3. Программа курса …………………………………  
  4. Самостоятельная работа студентов по курсу…………………………  
  5. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям ………………  
  6. Планы практических и самостоятельных занятий.…………………  
  7. Литература по всему курсу..………………………………………  
  8. Ресурсы глобальной сети Интернет по курсу «логика» ……  
  9. Примерные вопросы к теоретической части зачета ……………………  
  10. Словарь терминов.. ……………………………  
  11. Тесты для самопроверки знаний по всему курсу дисциплины. ………  
  12. Контрольная работа по логике.…………………………  
   

 

 

Date: 2015-06-06; view: 2852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию