Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественного и государственного строя





Динамика общественного развития характеризуется сменой систем исторически сложившихся общественных отношений. Эти изменения и закономерности движения подтверждает общественный и государственный строй. Следует отметить, что в конституционном праве зарубежных стран выделяются как общие, так и различные черты общественного и государственного строя разных государств. Отметим, что Конституции зарубежных стран регламентируют не все общественные отношения, составляющие общественный строй, а лишь наиболее значимые, которые и составляют институт конституционного права зарубежных стран «Основы общественного и государственного строя».

Определяя общественный и государственный строй, целесообразно вычленить его элементы или подсистемы. Это:

1) экономическая система;

2) социальные отношения;

3) духовно-культурные отношения;

4) политическая система.

Условное их выделение предполагает их взаимосвязь и взаимодействие. Основные принципы правового регулирования такого взаимодействия выводят нас на конституционное право зарубежных стран.

При рассмотрении экономической системы общества целесообразно выделить конституционно-правовые институты, относящиеся к ней. И, прежде всего, правовое регулирование собственности. Следует разграничивать понятия «собственность», «имущество», «достояние» и др. Характеризуя публичную и частную собственность, следует обратить внимание, в каких формах выступают оба эти типа собственности, в чем заключается социальная функция частной собственности. Для выявления влияния политического режима на определенных этапах исторического развития на динамику экономических отношений необходимо сравнить их регламентацию Конституциями стран с различными политическими режимами, например, КНР и ФРГ. При характеристике регулирования вопросов о государственных финансах рекомендуется обратиться к нормам Конституций КНР и Японии, где эти моменты наиболее ярко отражены. Следует также обратить внимание на принципы экономической деятельности, зафиксированные в текстах Основных Законов государств, их особенности в странах с различными политическими режимами. (Конституции Италии, КНР). Важно различать такие понятия, как приватизация, планирование, национализация, монополизация и др., ориентируясь в различиях их конституционно-правового регулирования. Целесообразно обратить внимание на конституционную регламентацию частно-хозяйственной инициативы и запрещение частных монополий.

При характеристике социальных отношений, важно иметь в виду, что они не тождественны понятию классовой структуры общества. Последнее много уже. Обычно к социальным относят отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, отношения, складывающиеся на основе брака и в семье и т.п.; следует обратить внимание на особенности конституционного закрепления этих отношений в демократических и социалистических государствах. Специфична регламентация межклассовых отношений в части разрешения конфликтов между трудящимися и предпринимателями (ст. 28, 37 Конституции Испании).

Национальные отношения – чрезвычайно сложная, обладающая определенной самостоятельностью сфера общественной жизни. Складываясь под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны, национального состава населения и других факторов, национальные отношения, во многом, предопределяют формирующиеся в обществе экономические, социальные и политические отношения. Целесообразно иметь в виду, что в конституционном праве зарубежных стран «нация», «национальность» означают политическую, а не этническую общность (ФРГ).

Следует учесть, что в некоторых странах большая часть населения однородна по национальному составу и подавляющая часть жителей принадлежит к одной этнической группе. В других – проживают несколько основных этнических групп (Бельгия), либо население разделено по этническому признаку на большинство и меньшинство (Канада). Представляется, что, в целом, национальные ситуации трудно четко классифицировать, т.к. существуют различия и во множестве сочетаний национальных систем. Даже в мононациональных зарубежных государствах, т.е. в государствах, где основная национальная группа составляет более 90% граждан (Германия, Италия, Испания, Дания, Португалия и др.), есть области со смешанным составом населения. Таким образом, при наличии различных вариантов национального состава государства следует признать потенциальную динамичность этой сферы общественной жизни. Следует отметить и определенную непредсказуемость, даже стихийность развития межнациональных отношений. Государственная деятельность по урегулированию национальных отношений неизбежна, и, прежде всего, это конституционно-правовая регламентация национальных отношений. Она осуществляется в различных формах. Практичнее всего при изучении этого вопроса обратиться к Конституциям Италии, Испании, Индии, Швейцарии, Словацкой Республики. Особое внимание следует обратить на право нации (народа) на самоопределение, проанализировав исторические последствия создания сложных государств, основанных на этом принципе. Можно попытаться найти это положение в Конституции какого-либо зарубежного государства. Обязательно следует остановиться на проблеме равноправия и запрещения дискриминации и отражении ее в конституционном праве зарубежных стран.


При характеристике конституционно-правового регулирования вопросов, касающихся брака и семьи, особое внимание рекомендуется обратить на Конституцию Китая, которая содержит нормы, обязывающие супругов «осуществлять планирование рождаемости» (ч. 2 ст. 49). Интересны в этом отношении положения Конституций Японии, Мексики, Италии и других государств.

Одной из остро встающих проблем перед государствами, пожалуй, всего мира можно назвать проблему сохранения окружающей среды и рационального природопользования. Следует отметить, что, практически, все Конституции, принятые в 80-х и 90-х годах, так или иначе подчеркивают эти проблемы. Необходимо отметить, в каких формах осуществляется конституционное регулирование государственной политики в области экологии (Конституции Испании, ФРГ). Тесно связаны с вышеназванными проблемами социальные задачи государства в сфере здравоохранения и социального обеспечения. Интересны положения в этом контексте норм Конституций Бразилии, КНР. Государственная политика в сфере социального обеспечения осуществляется в различных формах. Конституции зарубежных стран по-разному это регламентируют, особенно следует обратить внимание на Конституции Франции, Хорватии и Словении.

Немаловажное значение имеют в обществе духовно-культурные отношения. Следует проанализировать нормы Основного Закона, характеризующие образование, науку и культуру, отношение к религии. Следует сравнить современное конституционно-правовое регулирование образования в демократических (ФРГ) и социалистических странах (КНР). Некоторые специфические моменты можно найти в Конституциях Испании и Кубы. Необходимо обратить внимание как в Основных Законах регулируются проблемы религии (Конституции Испании, Болгарии, Греции, Турции, Ирана).

Наиболее подробно конституционное право зарубежных стран регулирует элементы политической системы общества. Необходимо определить соотношение и взаимосвязь конституционного права и политики. Целесообразно отметить, что содержание и пределы институционализации политической системы на современном этапе в конституционном праве зарубежных стран различны. Следует разобраться в этих институтах политической системы и порядке их функционирования. Можно соотнести понятия «политический процесс» и «юридический процесс», выявить их связь с конституционным правом зарубежных стран.

Важными характеристиками политических отношений являются политическая и правовая культура. Необходимо уяснить их взаимосвязь и влияние на конституционно-правовое регулирование общественных отношений.


Раскрывая механизм осуществления политической власти, важно обозначить понятие и значение политического режима в установлении определенного порядка политических отношений. Целесообразно иметь в виду, что в научной литературе предлагаются различные варианты классификации политических режимов. Обучающиеся вправе придерживаться любой точки зрения, аргументируя свои предпочтения. Изучив особые черты каждого типа, необходимо определить характер политического режима на основе анализа текстов некоторых Конституций зарубежных стран, проследить его отражение в конституционно-правовых институтах и влияние на изменение Конституции. Важно обратить внимание на соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим». Кроме того, целесообразно уяснить взаимосвязь политического режима с формой правления, политико-территориальным устройством и ее отражением в конституционном праве зарубежных стран. Заслуживает особого изучения специфика политических режимов в социалистических и развивающихся странах.

Дополнительная литература:

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. М.: Юристъ, 2003.

Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. Ч. I и II. М.: Наука, 2012.

Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012.

 

Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 5 на тему: Конституционно-правовой статус разделения и взаимодействия властей, формирования и деятельности политических партий и общественных объединений, других политических институтов

Центральное место в политической системе занимает государство. Существует множество толкований понятия «государство». Важно выделить значение этого термина как конституционно-правового института, с учетом специфики «иностранного права», где возможны обозначения государства с определенным смыслом.

Анализируя тексты Конституций, следует проследить основные направления регламентации статуса государства как субъекта конституционно-правовых отношений. Прежде всего, необходимо обратить внимание на характеристики государства, содержащиеся в текстах Конституций. Они различны, однако выделяются общие тенденции (ст. 1 Конституции Испании, ст. 2 Конституции Франции, ст. 20 Основного Закона Германии). Необходимо объяснить смысл и значение содержащихся в конституционных нормах характеристик государства: демократическое, социальное, правовое, светское.

Осознавая роль государства как гаранта общественного согласия, необходимо отметить выполнение этого назначения посредством функций, которые в теории несколько выделяются. Характеризуя их, необходимо обратить внимание, что на разных этапах формирования и деятельности зарубежных государств возможно усиление одних функций и умаление других. Следует представлять себе тенденции их развития. Например, прямое закрепление социальной функции в послевоенных Конституциях (Греция, Португалия, Испания). Целесообразно сравнить функции государства в демократических, социалистических государствах и развивающихся странах, где в последнее время ярко выражено преобладание политических функций.


Важным является наличие конституционных норм, закрепляющих внутреннюю и внешнюю политику государства. Необходимо определить значение и роль конституционной регламентации этих вопросов (ст. 3 Конституции Бразилии, ст. 9 Конституции Японии, ст. 24–26 Основного Закона ФРГ).

Анализ конституционного законодательства предполагает выявление основного рычага функционирования государственного механизма в условиях демократии – принципа разделения и взаимодействия властей. Прежде всего, представляется важным проследить эволюцию самой идеи и принципа разделения властей, восходящей еще к Аристотелю, до современных трактовок и подходов к его пониманию. Следует уяснить значение этого принципа в практике государственного строительства, выделив при этом роль разделения властей с организационной и политической точек зрения. Очень важно помнить, что данный принцип демонстрирует структурно-функциональную определенность каждого из высших органов государственной власти. Степень такой определенности зависит от формально-юридического статуса и от фактического соотношения и рассредоточения компетенции с другими органами. Однако, было бы неверным завершить определение принципа разделения властей именно этим. Необходимо раскрыть систему «сдержек и противовесов», назначение которой в реальном взаимном уравновешивании всех ветвей власти в США.

Компетенция каждого органа конституционно регламентируется таким образом, что ни одна из трех властей не сможет подчинить себе другие, т.е. устанавливается правовая гарантия предотвращения односторонности подхода к решению государственных проблем, повышения уровня эффективности функционирования всего государственного механизма.

Однако следует учесть, что в социалистических и ряде развивающихся стран государственный механизм действует на основе иного принципа – «единство власти». Следует сравнить эти два принципа, определив их отличия, попробовать соотнести понятия «народный суверенитет» и «представительное правление» с разделением властей.

Необходимо уметь анализировать конституционные гарантии реализации принципа разделения властей. Следует действовать следующим образом: выбрать страну, проанализировать текст Конституции, определяя, как он закрепляет разделение властей, а затем проверить себя, называя «сдержку» со стороны одной ветви власти и «противовес» с другой. Примером жесткого разделения властей является Конституция США. Надо помнить, что принцип разделения властей подразумевает определенную компетенцию государственных органов. Поэтому серьезно следует подойти к вопросу конституционно-правового статуса различных органов государства в системе разделения властей. Прежде всего, необходимо определить понятие правового статуса государственного органа, его элементы и признаки, отличающие его от государственного учреждения. Следует дать характеристику конституционно-правового статуса государственного органа любого государства.

Анализируя конституционную регламентацию государства как института конституционного права, следует различать понятия «государственный механизм» и «государственный аппарат». Надо учесть, что Конституции мало пишут о государственном аппарате. Тем не менее, его роль достаточна в реализации функций государства, компетенции государственных органов (разд. 2 Конституции Италии, часть VIII Конституции Японии, часть VIII Конституции Испании). Вопрос о роли Вооруженных Сил в системе государственных органов обычно вызывает затруднения. Следует внимательно ознакомиться с текстами Конституций, определить основные принципы конституционно-правового статуса Вооруженных Сил. Особое внимание следует обратить на принцип деполитизации, его конституционно-правовые формы выражения (ст. 8 Конституции Испании, разд. 8 Конституции СРЮ, ст. 9 Конституции Японии, ст. 29 Конституции КНР), учитывая особенности государств с различными политическими режимами.

Регламентация на конституционном уровне права граждан на объединение является правовой предпосылкой существования объединений граждан, выражающих политическую волю своих членов в овладении государственной властью и ее удержанию. Политические партии являются одним из самых важных элементов политической системы демократического государства.

Для уяснения конституционно-правового статуса политических партий следует определить, чем они отличаются от других политических общественных объединений. Для этого следует проанализировать сущность политических партий, функции и задачи этих объединений. Следует определить соотношение названия партии с ее политикой и социальной базой и привести примеры этих соотношений.

При классификации партий возможны различные критерии. При характеристике партий следует различать процессы конституционализации и законодательной институционализации, определив стадии последнего и обратив внимание, на то, что институционализация политических партий выражается в принятии специальных законов, регламентирующих статус партий и их взаимоотношения с государством (Мексиканский Федеральный закон о политических организациях и избирательном процессе 1977 г.). Учитывая, что современные государства отличаются социальными, национальными, историческими, религиозными и другими особенностями, разнообразие партийных систем вполне объяснимо. Различия, а иногда и противоречия интересов социальных групп и слоев общества обусловливает многопартийность как естественное и необходимое состояние политических организаций в обществе. Политический плюрализм является важной характеристикой многопартийности. Определив виды партийных систем, необходимо соотнести их с принципом политического плюрализма. Следует учесть особенности партий и партийных систем в социалистических и развивающихся странах (Конституция Кубы, Конституция КНР). Необходимо найти различия между политической партией и политическим движением.

Неоднозначность общества, меняющиеся интересы людей обусловливают также наличие множества неполитических общественных объединений, прежде всего, социально-экономических и социально-культурных общественных объединений, имеющих некоммерческий характер. Определяя их законодательную институционализацию, следует уделить внимание чертам, отличающим такие объединения от политических партий. Конкретнее всего Конституции регламентируют правовой статус профсоюзов (ст. 39 Конституции Италии, ст. 23 Конституции Греции, ст. 28 Конституции Японии и т.д.). Некоторые особенности правового статуса общественных объединений содержат Конституция Болгарии, Конституция Габонской Республики, Конституция Арабской Республики Египет, Конституция Исламской Республики Иран и т.д.

Важно обратить внимание на роль предпринимательских союзов, их связи с государственным аппаратом и политическими партиями, особенности законодательного регулирования их статуса (ст. 7 Конституции Испании, ст. 49 Конституции Болгарии). Целесообразно проанализировать современную тенденцию возрастания роли социально-политических движений (против войны, за расовое равноправие, за сохранение окружающей среды и т.д.). Иногда такие движения приводят к возникновению новых политических партий («партии «зеленых»).

Одна из характерных черт гражданского общества – это свобода вероисповедания. Религиозные объединения представляют собой неполитические общественные объединения и их влияние на политическую жизнь страны зависит, прежде всего, от уровня развития демократии, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития. Анализируя тексты Конституций ряда государств, можно привести примеры институционализации религии, религиозных общин и церкви.

Следует обратить внимание на тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью при авторитарных и тоталитарных режимах.

В большинстве стран религия объявляется частным делом человека. Следует привести примеры конституционной регламентации таких взаимоотношений, а также определить взаимосвязи церкви с государством, политическими партиями, обозначить влияние ее на светские общественные объединения (профсоюзы, например).

Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Особая роль принадлежит массовой информации. Для уяснения значения СМИ в политическом процессе, прежде всего, следует обозначить понятие СМИ, определить их задачи и функции. СМИ обладают различными способами воздействия на общественное сознание. Определяя их следует учесть особенности участия СМИ в избирательных и других политических кампаниях. Следует оценить и аргументировать истинность условного определения СМИ как «четвертой ветви власти», продемонстрировать, используя текст Конституций и специального законодательства о СМИ, взаимоотношения СМИ и государства, определить формы государственного контроля за их деятельностью. При характеристике конституционно-правового статуса СМИ необходимо обратить внимание на регламентацию ответственности за нарушение законодательства о СМИ.

Следует различать понятия «диффамация» и «клевета» (Французский закон о свободе печати), уяснить установленные в некоторых странах ограничения для СМИ в отношении освещения деятельности государственных органов, участвующих в судебной и квазисудебной деятельности. Приведите примеры государственных санкций в отношении СМИ за нарушения, связанные со свободой печати (гл. 9 шведского Акта о свободе печати, ст. 20 Конституции Испании, ст. 21 Конституции Италии, ст. 14 Конституции Греции и т.д.).

Необходимым условием изучения этой темы является характеристика статуса журналиста, определение прав и обязанностей журналистов, а также их ответственность за злоупотребление ими. Можно привести примеры конституционно-правового регулирования статуса журналиста.

Необходимо ориентироваться в таком институте конституционного права зарубежных стран, как опросы общественного мнения. Следует уяснить понятие, выделить функции и определить роль опроса в политических отношениях. Целесообразно учесть, что правовая регламентация этого института носит достаточно общий характер и, как правило, эти нормы находятся в составе положений о свободе распространения информации и о выборах и референдумах.

Дополнительная литература:

1. Зарубежное законодательство о политических партиях. Сб. нормативных актов. М.: ВУЗ, 2003.

2. Партии и партийные системы современной Европы. М.: ИНИОНРАН, 2004.

3. Политические партии: история, теория, практика. М.: ВУЗ, 2003. Вып. 1.

4. Леттер Д. Принцип разделения властей и система «сдержек и противовесов» в Конституции США // Верховенство права. М.: Прогресс-Универс, 1992.

5. Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестник Московского Университета. Серия II. Право. 1994. № 4.

6. Шевцов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Ч. 1 и 2. М., 2004.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010.

8. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран. Москва, РАГС, 2011.

Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 6 на тему: Формы правления и государственные режимы







Date: 2015-06-06; view: 1036; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию