Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские проблемы информатики





(Вопросы для специальностей 05.13.13, 05.13.15, 05.13.17)

1. Понятие «информатика». Место информатики как науки в ряду других наук.

2. Понятие «информация».

3. Теория информации К. Шеннона.

4. Кибернетика Н. Винера, У. Мак-Каллока, А. Тьюринга, У. Питтса, Дж. Фон Неймана и др.

5. Информатика в контексте постнеклассической науки.

6. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

7. Синергетический подход в информатике.

8. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.

9. Синергетический подход в работах Г. Хакена и Д.С. Чернавского.

10. Информатика в контексте представлений о развивающихся человекомерных системах.

11. Проблема реальности в информатике.

12. Виртуальная реальность.

13. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

14. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

15. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

16. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.

17. Феномен зависимости от Интернета.

18. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

19. Интернет как глобальная среда непрерывного образования.

20. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

21. Ведущие тенденции в современном искусственном интеллекте.

22. Синергетический искусственный интеллект.

23. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности.

24. Технологический подход к исследованию знания.

25. Социальная информатика как новая междисциплинарная область исследований.

26. Концепция информационного общества: от П. Сорокина до Э. Кастельса.

27. Сетевое общество и задачи социальной информатики.

28. Проблема личности в информационном обществе.

29. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.

30. Правовые проблемы информатизации. Информационное право.

1. Понятие «информатика». Место информатики как науки в ряду других наук.

Информа́тика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science — компьютерная наука — в США, англ. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Термин информатика возник в 60-х годах во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной переработкой информации, как слияние французских слов information и automatique (F. Dreyfus, 1972).

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.

Из научно-технических разработок по теории информации родилась такая специализированная научная дисциплина, как информатика (комбинация из слов «информация» и «автоматика») - область изучения научно-технической информации, ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения.

После появления компьютерной техники возникла и начала развиваться новая научная дисциплина «информатика», связанная с разработкой и исследованием методов применения компьютеров в различных областях человеческой деятельности. Искусственный интеллект — один из разделов информатики, в котором изучаются возможности создания алгоритмов и программ для решения различных интеллектуальных задач, решаемых человеческим мозгом.

Однако системы информатики, использующие формальную логику в своей основе, не воссоздают механизмы мозга, а лишь имитирует результаты его функционирования. Это обстоятельство приводит к тому, что такие уникальные свойства мозга, как обучение, распознавание, обобщение, формирование понятий, самопрограммирование и т.п., все еще трудновоспроизводимы на современных компьютерах. Очевидно, что это именно те свойства, которые отображаются диалектической логикой и в полной мере без ее использования не могут быть реализованы.

 

2. Понятие «информация».

Этимологически «информация» (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомление) - термин обыденного языка, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, информация в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание, однако именно содержательная сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной.

В стремлении дать определение понятию информации ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество информации, до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие информации в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена информации среди философов.

Разработки в области теории информации содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы мира к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии - отношение и разнообразие - занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений. Вместе с тем многочисленные исследования феномена информации обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда информации предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория информации - как раздел кибернетики. Из научно-технических разработок по теории информации родилась такая специализированная научная дисциплина, как информатика (комбинация из слов «информация» и «автоматика») - область изучения научно-технической информации, ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения.

В науку это понятие введено в 1928 г. американским ученым Р. Хартли для обозначения количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи (безотносительно к содержанию этих сведений). Последние, ввиду ограниченных возможностей фиксации и передачи устной речи, преобразуются источником информации сначала в форму языкового (знакового) сообщения, а затем передатчиком во вторичную, удобную для трансляции по техническим каналам связи форму сигнала, что предполагает операцию кодирования с последующим декодированием на стороне приемника. Тем самым получатель имеет на выходе приемника сообщение, которое при минимизации помех («шума») представляет собой, с определенной степенью соответствия, копию сообщения на стороне источника. Следует иметь в виду, что доведение информации до адресата (получателя), если эта информации не является дезинформацией, всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. Хартли предложил логарифм при основании два для вычисления количества информации как меры неопределенности, устраняемой в результате получения информации у того, кто эту информации получает. Так возникла единица информации - бит, или «одно из двух»; либо «да», либо «нет» по отношению к вопросу, фиксирующему неопределенность знаний или сведений получателя о чем-либо его интересующем.

Освоение общих свойств информации разных иерархических уровней, дает возможность понять природу информации - природу взаимоотношений между информацией и объектами материального мира и убедиться, что информация становится активной, лишь фиксируясь на материальных носителях.

 

Date: 2015-06-06; view: 1233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию