Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы научного познания
Научное познание возникает на определенной ступени развития общества и имеет свою специфику: - оно целенаправленно и решает определенные задачи; - ему свойственны точность и строгая определенность; - оно располагает специальными методами и формами. В науке метод – это система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познавательной деятельности. Принято выделять три основные группы методов научного исследования: эмпирические, теоретические, общелогические. Эмпирические методы. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека. Структура наблюдения включает в себя наблюдателя, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно; во втором используются те или иные приборы. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения. Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Выделяют следующие виды эксперимента: исследовательский (поисковый); воспроизводящий; изолирующий; проверочный (контрольный). Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии: - планирование; - выбор технических средств; - осуществление эксперимента; - интерпретацю результатов. Сравнение – это соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий. Оно должно отвечать двум требованиям: сравниваются только сопоставимые объекты; сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам. Описание – это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения. Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д. Теоретические методы. Формализация – это отражение содержательного знания посредством формализованного языка. Аксиоматический метод – это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств. Метод восхождения от абстрактного к конкретному – способ исследования, при котором из многообразия явлений действительности выделяется некоторая абстракция, которая становится инструментом исследования этой же действительности. Гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивносвязанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе этого метода, может иметь лишь вероятностный характер. Общелогические методы. Анализ – это прием мышления, связанный с разделением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – это объединение ранее выделенных частей для более полного представления о целом. Абстрагирование – это мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета с одновременным отвлечением от других свойств, которые в данной ситуации представляются несущественными. Идеализация – это разновидность абстрагирования, которое предполагает предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий, признаков, не реализуемых в действительности. Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных посылок. Индуктивные умозаключения не дают абсолютно достоверного знания, но «наводят» на мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция – это способ рассуждения, при котором из общих посылок делаются выводы частного характера. Дедуктивные умозаключения дают достоверные знания, если достоверны исходные посылки. Аналогия – это метод, при котором на основании сходства объектов по некоторым признакам выдвигается предположение об их сходстве и по другим признакам. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дополнительной проверки. Моделирование – это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый объект называется оригиналом, второй – моделью. В дальнейшем знание, полученное при изучении модели, переносится на оригинал на основании аналогии. Моделирование используется там, где изучение оригиналов невозможно, затруднено, требует больших затрат или связано с риском. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. В последнее время широкое распространение получило компьютерное моделирование, которое сочетает в себе математическое и логическое моделирование.
Date: 2015-11-15; view: 594; Нарушение авторских прав |