Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чувственное и рациональное познание
Познание мира человеком осуществляется по этапам: от внешних, чувственно-воспринимаемых характеристик до глубинных, умопостигаемых. Чувственное познание возникает раньше рационального и является более продуктивным на начальных стадиях жизни. Оно осуществляется в трех формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т.д.). Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъективный образ объективного мира возникает в норе больших полушарий головного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, 3-4 оттенка черного цвета, профессионалы - до 40 оттенков. В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих. Восприятие – целостный образ объекта, возникающий на основе ощущений (например, образы автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т. д.). Представление – способность к созданию образов тех объектов, которые непосредственно не воздействуют на органы чувств. Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его. Образы, возникающие в результате чувственного познания, отличаются яркостью, насыщенностью и индивидуальной окрашенностью. Это связано с тем, что уровень развития органов чувств различен у разных людей, а также различны традиции, определяющие отношение человека к миру. Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления - более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это - скачок от познания фактов к познанию законов. Рациональное познание позволяет проникнуть в сущность познаваемых объектов. Его высшей формой является абстрактное мышление, которое, в свою очередь, осуществляется в трех формах: - понятие – форма мышления, в которой отражены наиболее существенные и значимые стороны познаваемого объекта. Понятия различаются глубиной и степенью обобщения. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.). – суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например: “Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых; – умозаключение – форма мышления, в которой в результате соединения нескольких суждений возникает новое, полученное логическим путем знание. Например: Все металлы – вещества; Литий-металл; Литий – вещество.
Date: 2015-11-15; view: 344; Нарушение авторских прав |